Тема: «Нарушение речи, чтения и письма». Три вида слуха Известно, что мы обладаем тремя видами слуха: Первый слух – физический. Он позволяет нам различать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Если ребенок пишет с ошибками. Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые,
Advertisements

Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Дисграфия и дислексия – это частичные специфические нарушения процессов письма и чтения, проявляющиеся в стойких, повторяющихся.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Развитие фонематического слуха у старших дошкольников посредством дидактических игр
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Преемственность в работе школьного и дошкольного звена по предупреждению и устранению дисграфии и дислексии.
Почему не каждому дается грамота? Учитель – логопед МОУ СОШ 38 Степанова Анна Александровна Консультация для родителей и педагогов.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Это написание, которое не устанавливается на слух.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Логопедическое сопровождение «трудных» детей и подростков в ГОУ ст.Платнировская школа-интернат VIIIвида Краснодарского края Подготовила: учитель-логопед.
Развитие познавательной активности и коммуникативных умений коммуникативных умений на уроках русского языка у учащихся 5 класса Коваль М.С. Учитель русского.
Транксрипт:

Тема: «Нарушение речи, чтения и письма»

Три вида слуха Известно, что мы обладаем тремя видами слуха: Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара. Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Третий вид – речевой слух. Он позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. ВЫВОД: Если у ребенка нарушен речевой слух, ему очень трудно научиться читать и писать.

Зрение на буквы Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. ВЫВОД: Для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

Дисграфия Дисграфия (нарушение письма) является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка. Не нужно считать дисграфические ошибки нелепыми и думать, что они вызваны личностными качествами ребёнка: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьёзные причины: несформированность фонетико- фонематической и лексико –грамматической сторон речи. - дети с пере- и постнатальными вредностями; - с поздним развитием устной речи; - с задержкой психического развития; - с билингвизмом. Стало значительно больше детей из неблагополучных семей, а также не посещающих детский сад и не прошедших специальной дошкольной подготовки

Фонетико- фонематическая и лексико – грамматическая стороны речи Несформированность фонетико- фонематической: пропуски гласных и согласных букв – «трава», «трава» вместо трава; перестановки букв в слове – «кто» вместо кто; перестановки и выпадение слогов – «кродил», «кок радио» вместо крокодил; появление лишних букв или слогов в слове – «трава», «монотоцикил»; не дописывание букв или слогов в слове – «о» вместо он, «много» вместо многое. Отстравание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму: неправильное согласование и управление различных частей речи; не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале; бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространённого предложения; непонимание причинно-следственных связей приводит к не умению писать изложения и сочинения.

Дислексия Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки; добавляют ненужные звуки; искажают звучание слов; скорость чтения у них невысокая; меняют звуки местами; пропускают начальные слоги слов...

Дисграфия - Орфография пропуск согласных; правописание непроизносимых согласных; замена гласных; чередующиеся гласные; нарушение согласования слов; правописание окончаний; раздельное написание приставок; правописание приставок; смешение звуков в устной речи; правописание звонких и глухих согласных в середине слова. ВЕЙ - СЕРЦЕ СЕСЕН – ВЫЧЕТАТЬ К ДОЧЕРЕ – С ЕЛОВЫЙ ВЕТКИ НА БУХЛИ – ПАГОНЩИК ДОРОШКА – ПОШАРНАЯ МАШИНА

Диктанты

Как помочь… «Орфографическое" чтение. Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивать ошибки красным карандашом. Лучше выписать слова, в которых сделаны ошибки, и ещё раз проработать. Не заставляйте его несколько раз переписывать одно и тоже слово, потому что при этом будет тренироваться только механическая память. Предложите ребенку пофантазировать. Пусть он попробует придумать для "трудной" буквы какой-нибудь образ. Регулярно проводите дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Информационные каналы Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Можно взглянуть на проблему безграмотности и с другой точки зрения. То есть вспомнить о трех основных каналах получения информации. Это зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) и двигательный (кинестетический). У конкретного человека один из этих каналов развит лучше остальных, он и является главным, ведущим. Это отражается в основной деятельности школьника - учебной работе. Есть данные о том, что и характер грамматических ошибок у ребенка связан с особенностями его системы получения информации. Зрительно ориентированный ребенок практически не допускает ошибок, но может не заметить неправильно написанные гласные в суффиксе, в приставке. Или беглые гласные в корне слова, особенно в словах, к которым трудно подобрать проверочные слова: "собирать" и "соберёт", где в слове может быть написана и буква "е", и буква "и". Ошибки кинестетиков могут объясняться тем, что у них не выработан внутренний голос и нет зрительного контроля при написании. С ними сложнее всего. И наоборот, дети, у которых ведущий канал - слуховой, опираются при письме только на проговаривание про себя. Для них это основной источник ошибок, тем более, если у ребёнка имеются нарушения в устной речи.