CОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ КОРЕЙСКОГО ЯЗЫКА CОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ КОРЕЙСКОГО ЯЗЫКА Научный руководитель: Мусина Р.Г. Выполнили:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Advertisements

«Применение технологии проблемного обучения.. Цель: изучить приёмы проблемного обучения в преподавании истории и обществознания. Задачи: - познакомиться.
ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Тенденции современного образования в мире. Сущность образования – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. В мировом.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Инновационные образовательные методы и технологии Харькова Л.В. методист ГПСП учителей информатики.
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Образовательная инновация Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи.
Базовые компетенции педагогической деятельности Составитель Галеева И.Ш., методист Городского методического центра.
Презентация на тему: «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ» Составила:ст.воспитатель Хечошвили Ж.В.
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Урок и педагогическая инноватика «Инноватика и инновация в образовательном процессе»
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
* Новые технологии, о которых так много говорят сегодня, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход.
Брянская И.Н. Зам.директора по УВР МОУ «Куретская средняя общеобразовательная школа»
Соискатель – Шахназарян К.В. Научный руководитель – кандидат юридических наук Семенюк Д.П.
Семинар – практикум Первомайский район Составитель: Мансурова В.А.
Транксрипт:

CОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ КОРЕЙСКОГО ЯЗЫКА CОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ КОРЕЙСКОГО ЯЗЫКА Научный руководитель: Мусина Р.Г. Выполнили: ст. преподаватель кафедры корейского языка и литературы Мен С.Р., ст. преподаватель кафедры корейского языка и литературы Цхай Е.В.

Глобализация в области образования Глобализация в области образования предполагает интеграцию и координацию национальных образовательных систем. Поэтому особую важность приобретает проблема стратегической ориентации и интеграции национальных систем образования. Глобализация в области образования предполагает интеграцию и координацию национальных образовательных систем. Поэтому особую важность приобретает проблема стратегической ориентации и интеграции национальных систем образования. Национальное образование должно стремиться к сохранению лучших традиций и стандартов классического образования. При этом необходимо внедрение инноваций в отечественное образование. Реформирование образовательной системы должно быть ориентировано н а выработку модели, учитывающий как отечественный опыт, так и лучшие достижения мировой образовательной практики. Национальное образование должно стремиться к сохранению лучших традиций и стандартов классического образования. При этом необходимо внедрение инноваций в отечественное образование. Реформирование образовательной системы должно быть ориентировано н а выработку модели, учитывающий как отечественный опыт, так и лучшие достижения мировой образовательной практики.

Формирование к 2010 году европейского образовательного пространства подчинено следующим задачам: увеличить способность выпускников к трудоустройству; увеличить способность выпускников к трудоустройству; повысить мобильность граждан; повысить мобильность граждан; увеличить потенциал конкурентоспособности образования. увеличить потенциал конкурентоспособности образования.

1.1. Основные тенденции развития образования в современном мире эволюция знания в основной источник эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе; стоимости в информационном обществе; переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности; переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности; превращение знаний в основной общественный капитал; превращение знаний в основной общественный капитал; постепенное смещение приоритетов от прямого об учения к индивидуальному контакту со студентами – индивидуализация обучения; постепенное смещение приоритетов от прямого об учения к индивидуальному контакту со студентами – индивидуализация обучения;

смена парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление»; смена парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление»; развитие концепции непрерывного образования; развитие концепции непрерывного образования; интернационализация образования в соответствии со всемирными процессами глобализации; интернационализация образования в соответствии со всемирными процессами глобализации; диверсификация системы управления образования; диверсификация системы управления образования;

информатизация социальной реальности; информатизация социальной реальности; активизации процесса использования Интернет-технологий и других новых технологий в современном школьном образовании; активизации процесса использования Интернет-технологий и других новых технологий в современном школьном образовании; развитие дистанционного обучения; развитие дистанционного обучения; смена парадигм, переходом от парадигмы обучен ия к парадигме учения; смена парадигм, переходом от парадигмы обучен ия к парадигме учения; смена парадигм смена парадигм концепция профильного обучения. концепция профильного обучения.

1.2. Инновации в образовании Инновация от «inovаtion» - нововведение, новация, введение новизны. Инновация определяется как целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу новые, относительно стабильные элементы. Инновация от «inovаtion» - нововведение, новация, введение новизны. Инновация определяется как целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу новые, относительно стабильные элементы.

Инновации в образовании Инновации в образовании Инновация - это новое, призванное обеспечить постепенное развитие, усовершенствование системы, переход ее в качественно новое состояние в условиях кризиса. Инновации осуществляются за счет ресурсов самой системы и направлены на ее полное изменение - в этом их принципиальное значение. Они не исчерпываются только отрицанием старого, общепринятого, консервативного, предполагая целенаправленный характер нововведений и их ориентацию на стабильность. Инновация - это новое, призванное обеспечить постепенное развитие, усовершенствование системы, переход ее в качественно новое состояние в условиях кризиса. Инновации осуществляются за счет ресурсов самой системы и направлены на ее полное изменение - в этом их принципиальное значение. Они не исчерпываются только отрицанием старого, общепринятого, консервативного, предполагая целенаправленный характер нововведений и их ориентацию на стабильность.

Условия, позволяющие обеспечить качество образования: во-первых, подготовка абитуриентов, измеряемая на основе результатов довузовского образования и результатов вступительных экзаменов; во-первых, подготовка абитуриентов, измеряемая на основе результатов довузовского образования и результатов вступительных экзаменов; во-вторых, высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состав а; во-вторых, высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состав а;

в-третьих, используемые образовательные технологии, рационально сочетающие устоявшиеся классические методики преподавания с эволюционными; в-третьих, используемые образовательные технологии, рационально сочетающие устоявшиеся классические методики преподавания с эволюционными; в-четвертых, научные исследования в вузе, и х влияние на качество образования исходя из идеи о том, что без науки нет преподавателя; в-четвертых, научные исследования в вузе, и х влияние на качество образования исходя из идеи о том, что без науки нет преподавателя; в-пятых, ресурсное обеспечение вуза; в-пятых, ресурсное обеспечение вуза; в-шестых, наличие автономной структуры, управляющей качеством образования. в-шестых, наличие автономной структуры, управляющей качеством образования.

1.3. Педагогические технологии Педагогическая технология совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Педагогическая технология совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Понятие "педагогическая технология" употребляется на трех уровнях. Общепедагогический (общедидактический) уровень: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении; здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса (за исключением их самих). Общепедагогический (общедидактический) уровень: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении; здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса (за исключением их самих).

Понятие "педагогическая технология" употребляется на трех уровнях. Частно-методический (предметный) уровень: здесь педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методики преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя). Частно-методический (предметный) уровень: здесь педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методики преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

Понятие "педагогическая технология" употребляется на трех уровнях. Локальный (модульный) уровень: на нем рассматриваются технологии отдельных частей учебно- воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др. Локальный (модульный) уровень: на нем рассматриваются технологии отдельных частей учебно- воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.

1.4. Педагогическое мастерство Педагогическим мастерством называется интегральный показатель, который со стоит в тесной взаимосвязи и творческом использовании педагогических знаний, педагогической техники и педагогического опыта, основанных на любви к детям.

Критерии эффективности деятельности преподавателя Гностический Гностический Проектировочный Проектировочный Конструктивный Конструктивный Коммуникативный Коммуникативный Организаторский Организаторский

Критерии эффективности деятельности преподавателя Гностическая деятельность преподавателя, прежде всего, связана с его умением использовать в своей работе знание методики обучения. Хорошее понимание основных методологических принципов и приёмов является той основой, без которой немыслимо обучение данному предмету. Гностическая деятельность преподавателя, прежде всего, связана с его умением использовать в своей работе знание методики обучения. Хорошее понимание основных методологических принципов и приёмов является той основой, без которой немыслимо обучение данному предмету.

Критерии эффективности деятельности преподавателя Проектировочные умения педагога связаны с пе рспективным планированием. Неумение соотно сить задачи конкретных занятий с конечными ц елями программы, недостаточно чёткое предста вление конечных результатов обучения ведёт к тому, что преподаватель замыкается на решении чисто локальных задач. Проектировочные умения педагога связаны с пе рспективным планированием. Неумение соотно сить задачи конкретных занятий с конечными ц елями программы, недостаточно чёткое предста вление конечных результатов обучения ведёт к тому, что преподаватель замыкается на решении чисто локальных задач. К числу ведущих проектировочных умений преподавателя относится умение формулироват ь цели педагогической деятельности. К числу ведущих проектировочных умений преподавателя относится умение формулироват ь цели педагогической деятельности.

Критерии эффективности деятельности преподавателя Конструктивные умения связаны с планированием работы на предстоящем занятии. Эти умения находят отражение, прежде всего в поурочных планах преподавателя. Важность постоянной и тщательной подготовки к каждому уроку для преподавателя диктуется практическим характером занятий, которые отличаются повышенным многообразием педагогических ситуаций, а также различным уровнем подготовки и индивидуальными особенностями студентов различных групп. Конструктивные умения связаны с планированием работы на предстоящем занятии. Эти умения находят отражение, прежде всего в поурочных планах преподавателя. Важность постоянной и тщательной подготовки к каждому уроку для преподавателя диктуется практическим характером занятий, которые отличаются повышенным многообразием педагогических ситуаций, а также различным уровнем подготовки и индивидуальными особенностями студентов различных групп.

Критерии эффективности деятельности преподавателя К коммуникативным качествам педагога обы чно относят постановку голоса, мимику и пан томимику, управление эмоциями, настроение м и т.д. К качествам желательным причисляю т артистичность, чувство юмора, общительно сть. Сюда же, несомненно, следует отнести и доброжелательность по отношению к студент ам. Хорошо известно, что конечный уровень овладения речью во многом зависит от умени я преподавателя создавать эмоционально-неп ринуждённую атмосферу занятия. К коммуникативным качествам педагога обы чно относят постановку голоса, мимику и пан томимику, управление эмоциями, настроение м и т.д. К качествам желательным причисляю т артистичность, чувство юмора, общительно сть. Сюда же, несомненно, следует отнести и доброжелательность по отношению к студент ам. Хорошо известно, что конечный уровень овладения речью во многом зависит от умени я преподавателя создавать эмоционально-неп ринуждённую атмосферу занятия.

Критерии эффективности деятельности преподавателя Организаторская деятельность состоит, п режде всего, в умении эффективно организо вывать студентов на занятии, вовлекать их всех в работу по усвоению материала. Организаторская деятельность состоит, п режде всего, в умении эффективно организо вывать студентов на занятии, вовлекать их всех в работу по усвоению материала. К числу необходимых организаторских умений преподавателя относится умение пр ививать студентам навыки самостоятельной работы, умение применять наглядность, а т акже умения, связанные с организацией сам ого учебного материала. К числу необходимых организаторских умений преподавателя относится умение пр ививать студентам навыки самостоятельной работы, умение применять наглядность, а т акже умения, связанные с организацией сам ого учебного материала.

1.5. Информационные технологии в образо вании XXI век – это эпоха информационного общества, эпоха технологической культуры. Формирование глобального информационного общества выводит на первый план проблему распространения знания. Дистанционное образование осуществляет приближение знания к потребителю, позволяет предлагать образовательные услуги всем желающим, невзирая на географические, государственные, временные и другие факторы. XXI век – это эпоха информационного общества, эпоха технологической культуры. Формирование глобального информационного общества выводит на первый план проблему распространения знания. Дистанционное образование осуществляет приближение знания к потребителю, позволяет предлагать образовательные услуги всем желающим, невзирая на географические, государственные, временные и другие факторы.

Информационные технологии в образовании Образование, основанное на информационн ых технологиях, представляет собой Образование, основанное на информационн ых технологиях, представляет собой третью глобальную революцию в развитии человечества: первая связана с появлением письменности, вторая – с изобретением кни гопечатания. третью глобальную революцию в развитии человечества: первая связана с появлением письменности, вторая – с изобретением кни гопечатания.

Дистанционное обучение позволяет: построить индивидуальный график об учения, построить индивидуальный график об учения, обеспечить и удовлетворить потребно сти в образовательных услугах в режи ме, который наиболее удобен и комфо ртен. обеспечить и удовлетворить потребно сти в образовательных услугах в режи ме, который наиболее удобен и комфо ртен.

Новые информационные технологии в образовании имеют существенные преимущества: Данные технологии способствуют ликвидации о тставания периферийных районов государств от столичных и других университетских центров в контексте свободного доступа к образованию, и нформации и культурным достижениям человеч еской цивилизации. Данные технологии способствуют ликвидации о тставания периферийных районов государств от столичных и других университетских центров в контексте свободного доступа к образованию, и нформации и культурным достижениям человеч еской цивилизации.

Они создают условия для развития мирового об разовательного пространства, экспорта и импор та образования, объединения мирового интеллек туального, творческого, информационного и нау чно-педагогического потенциалов. Они создают условия для развития мирового об разовательного пространства, экспорта и импор та образования, объединения мирового интеллек туального, творческого, информационного и нау чно-педагогического потенциалов. Образовательные инновации успешно влияют н а разрешение комплекса социально-экономичес ких проблем, прежде всего, на искоренение безр аботицы, преступности и т.д. Образовательные инновации успешно влияют н а разрешение комплекса социально-экономичес ких проблем, прежде всего, на искоренение безр аботицы, преступности и т.д. Современные средства телекоммуникаций позво ляют разработать эффективные обучающие техн ологии, повышают качество и доступность обра зования. Современные средства телекоммуникаций позво ляют разработать эффективные обучающие техн ологии, повышают качество и доступность обра зования.

Феномен глобальной компьютерной сети Интернет Наибольший общественный резонанс Наибольший общественный резонанс вызывает феномен глобальной компью терной сети Интернет. Интернет предст авляет собой удобный источник разноо бразных сведений, качественно меняю щий всю систему накопления, хранения, распространения и использования колл ективного человеческого опыта. вызывает феномен глобальной компью терной сети Интернет. Интернет предст авляет собой удобный источник разноо бразных сведений, качественно меняю щий всю систему накопления, хранения, распространения и использования колл ективного человеческого опыта.

Феномен глобальной компьютерной сети Интернет Перед образованием на современном э тапе ставятся задачи разработки метод ологии, методов и способов соединения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей компьюте рных технологий, в том числе Интернет, в целях достижения образовательного и развивающего эффекта в становлении личности. Перед образованием на современном э тапе ставятся задачи разработки метод ологии, методов и способов соединения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей компьюте рных технологий, в том числе Интернет, в целях достижения образовательного и развивающего эффекта в становлении личности.

Феномен глобальной компьютерной сети Интернет Для безопасного существования и гарм оничного развития членов общества ин формационная культура должна отража ть следующие аспекты: информационна я этика, эстетика, эргономика информац ионных технологий, информационная б езопасность, не только в смысле защит ы информации, но и в смысле защиты человеческой психики. Для безопасного существования и гарм оничного развития членов общества ин формационная культура должна отража ть следующие аспекты: информационна я этика, эстетика, эргономика информац ионных технологий, информационная б езопасность, не только в смысле защит ы информации, но и в смысле защиты человеческой психики.

Феномен глобальной компьютерной сети Интернет Сегодня можно говорить об активизации проц есса использования Интернет-технологий в с овременном школьном образовании. Этот пр оцесс ставит ряд острых проблем, являющих ся предметом обсуждения ученых, учителей, работников образования, связывающих разви тие школы с активным использованием Интер нет - технологий, созданием единого информ ационного образовательного пространства, с пособствующего развитию и самореализаци и учащихся. Сегодня можно говорить об активизации проц есса использования Интернет-технологий в с овременном школьном образовании. Этот пр оцесс ставит ряд острых проблем, являющих ся предметом обсуждения ученых, учителей, работников образования, связывающих разви тие школы с активным использованием Интер нет - технологий, созданием единого информ ационного образовательного пространства, с пособствующего развитию и самореализаци и учащихся.

Феномен глобальной компьютерной сети Интернет Кризис современного образования заключает ся в том, что наиболее актуальная и совреме нная культура – информационная культура – уже сформировала новый социально-педагог ический идеал и заказ, но система образован ия продолжает функционировать, ориентируя сь на заказ индустриального общества. Суще ствующая система профессионального образования не соответствует требованиям совре менного общества. Кризис современного образования заключает ся в том, что наиболее актуальная и совреме нная культура – информационная культура – уже сформировала новый социально-педагог ический идеал и заказ, но система образован ия продолжает функционировать, ориентируя сь на заказ индустриального общества. Суще ствующая система профессионального образования не соответствует требованиям совре менного общества.

2.1. Методическая разработка занятия по Теории литературы ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА лекционного занятия по теме «Сюжет литературного произведения» учебной дисциплины «Теория литературы» 3 курса бакалавриата направления Корейский язык и литература Количество часов – 2

Изучив данную тему, студенты получат ответы на следующие вопросы: Что такое сюжет литературного произведения? Что такое сюжет литературного произведения? Что вы узнали о сюжете и фабуле и их взаимоотношениях? Что вы узнали о сюжете и фабуле и их взаимоотношениях? Какие разновидности сюжетов вы знаете? Какие разновидности сюжетов вы знаете? На какие виды подразделяется конфликт? На какие виды подразделяется конфликт? Какие основные элементы сюжета вы знаете? Какие основные элементы сюжета вы знаете?

Ожидаемые результаты (ОР): По окончании занятия студент будет: знать понятие «сюжет» произведения знать понятие «сюжет» произведения различать сюжет и фабулу произведения различать сюжет и фабулу произведения называть виды сюжетов называть виды сюжетов различать виды конфликта различать виды конфликта дифференцировать элементы сюжета дифференцировать элементы сюжета

Тестовые задания Какие понятия неразрывно связаны друг с другом и говорят о том, что сказано в художественном произведении и как это сказано? Какие понятия неразрывно связаны друг с другом и говорят о том, что сказано в художественном произведении и как это сказано? А) композиция и сюжет; В) форма и содержания; С) тема, проблем, идея; D) характеры, композиция, сюжет, язык художественной литературы. Какие элементы входят в форму художественного произведения? Какие элементы входят в форму художественного произведения? А) тема (тематика), проблема (проблематика), идея (идейный смысл); В) характеры, сюжет, композиция, язык; С) верность обобщения, жизненность изображения, народность; D) экспозиция, развязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Подготовить презентацию малой группы, используя одну из шести шляп Э.де Боно В 6-ти малых группах обсудить 5 основных элементов сюжета: белая шляпа – перечислите 5 основных элементов сюжета, дайте им характеристику с учетом позиции и выполняемой роли в художественном произведении красная шляпа – объясните, что вы чувствуете по отношению к каждому из 5 основных элементов сюжета, как к ним относитесь

черная шляпа – найдите, что в каждом из 5 основных элементов сюжета неправильно, нуждается в доработке или просто ошибочно, какой риск присутствует при использовании в произведении того или иного элемента сюжета желтая шляпа – найдите положительные моменты, присущие каждому из 5 основных элементов сюжета, и постройте позитивные умозаключения в отношении каждого элемента зеленая шляпа – ответьте на вопросы: Что примечательного в этой классификации элементов сюжета? Что в ней особенного? Что лежит в ее основе? Куда она нас приведет? синяя шляпа – выслушав «шляпы» других расцветок, ответьте на вопрос: На чем сосредоточить свое внимание, изучая основные элементы сюжета? Как знание основных элементов сюжета влияет на умение анализировать произведение и понимать его? Обобщите работу предыдущих малых групп, сделайте заключение, выводы.

Процессуально-временная карта Оргвопросы- 2-3 минуты Оргвопросы- 2-3 минуты Опрос – тестовые задания, обсуждение правильных ответов минут Опрос – тестовые задания, обсуждение правильных ответов минут Чтение текста. Анализ текста в 6-ти малых группах с позиции одной из шести шляп Э.де Боно, подготовка презентаций минут Чтение текста. Анализ текста в 6-ти малых группах с позиции одной из шести шляп Э.де Боно, подготовка презентаций минут Презентации 6-ти малых групп (по 2-2,5 мин. на группу) минут Презентации 6-ти малых групп (по 2-2,5 мин. на группу) минут Педагогическая рефлексия Оформление выходной карты – Я, Мы, Содержание минут Педагогическая рефлексия Оформление выходной карты – Я, Мы, Содержание минут

Материалы по содержанию занятия Раздаточный материал - тексты «Сюжет литературного произведения» и «Сюжет и конфликт», «Элементы сюжета» Раздаточный материал - тексты «Сюжет литературного произведения» и «Сюжет и конфликт», «Элементы сюжета» Раздаточный материал - Карточки для групповой работы (6 штук) Раздаточный материал - Карточки для групповой работы (6 штук) Раздаточный материал – «Эдвард де Боно: Шесть Цветов, Шесть Шляп мышления» Раздаточный материал – «Эдвард де Боно: Шесть Цветов, Шесть Шляп мышления» Тестовые задания для контроля Тестовые задания для контроля

Методическая разработка лекционного занятия по Основам языкознания

Продвинутая лекция на тему: «КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ» Начало занятия: проведение игры «33» Начало занятия: проведение игры «33»

Изучив данную тему, студенты получат ответы на следующие вопросы: что такое артикуляция согласных звуков? что такое артикуляция согласных звуков? что такое речевой аппарат и из чего он состоит? что такое речевой аппарат и из чего он состоит? что такое активные органы речи? что такое активные органы речи? что такое пассивные органы речи? что такое пассивные органы речи?

Ожидаемые результаты (ОР): 1. знать что является основанием артикуляции. 1. знать что является основанием артикуляции. 2. что означает термин «речевой аппарат» 2. что означает термин «речевой аппарат» 3. из чего состоит речевой аппарат 3. из чего состоит речевой аппарат 4. какие согласные бывают по месту и способу образования 4. какие согласные бывают по месту и способу образования

1 часть. Фаза вызова Основанием артикуляции согласных служат четыре основных артикуляционных признака: способ артикуляции, активный орган речи, место артикуляции, работа голосовых связок. Основанием артикуляции согласных служат четыре основных артикуляционных признака: способ артикуляции, активный орган речи, место артикуляции, работа голосовых связок. Способом артикуляции согласных называется характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного. Способом артикуляции согласных называется характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного.

Виды заданий на фазе вызова: что означает термин «способ артикуляции»? что означает термин «способ артикуляции»? из каких органов состоит речевой аппарат человека? из каких органов состоит речевой аппарат человека? какие органы речевого аппарата человека считаются активными какие органы речевого аппарата человека считаются активными какие органы речевого аппарата человека считаются пассивными какие органы речевого аппарата человека считаются пассивными

2 часть. Фаза осмысления Различают два основных способа артикуляции согласных – смычка и щель, т.е. по способу артикуляции согласные делятся на смычные и щелевые. Различают два основных способа артикуляции согласных – смычка и щель, т.е. по способу артикуляции согласные делятся на смычные и щелевые. Смычные согласные образуются путем взрыва воздушной струей преграды. Щелевые согласные образуются трением воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи ротовой полости, поэтому щелевые согласные называют также фрикативными. Смычные согласные образуются путем взрыва воздушной струей преграды. Щелевые согласные образуются трением воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи ротовой полости, поэтому щелевые согласные называют также фрикативными. Наряду с чистыми смычными и щелевыми согласными существуют сложные согласные: смычно-щелевые. По акустической характеристике они бывают голосовыми, или сонорными, и шумными. Наряду с чистыми смычными и щелевыми согласными существуют сложные согласные: смычно-щелевые. По акустической характеристике они бывают голосовыми, или сонорными, и шумными.

Сонорные согласные артикулируются, когда воздушная струя преодолевает смычку и проходит через щель. При произнесении носового согласного смычка остается ненарушенной, т.к. часть воздушной струи проходит через носовую полость. Согласные русского языка противопоставлены по звонкости-глухости, смычности- щелисности. Артикуляция аффрикаты начинается со смычки, за которой следует не взрыв, как при образовании [б], [т], а щелевое преодоление смычки [ц] По активному органу согласные делятся на три типа: губные, язычные и заязычные (гортанные). Губные согласные чаще всего бывают губно-губными или губно-зубными [ф], [в].

Язычные согласные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные по месту артикуляции могут быть зубными и передненебными, например [с], [ш], [ц], [ч]. По акустическому впечатлению зубные переднеязычные называют свистящими, а передненебные – шипящими. Переднеязычные согласные образуются всеми способами артикуляции; среди них бывают смычные, аффрикаты, щелевые, носовые, дрожащие. Среднеязычные согласные образуются сближением средней части языка с твердым небом. Среднеязычным согласным является [j]; при произнесении кончик языка упирается в нижние зубы, бока языка – в боковые зубы, средняя спинка языка приподнимается к твердому небу, образуя очень узкую щель, через которую проходит голос.

Работа голосовых связок является обязательным признаком согласных. По этому признаку согласные делятся на шумные (глухие и звонкие) и сонорные. Способ артикулции, активный орган, место артикуляции и работа голосовых связок – это основные артикуляционные признаки, на базе которых классифицируются согласные. Наряду с основной артикуляцией в каждом языке имеется дополнительная. Дополнительными артикуляциями являются лабиализация, палатализация и веляризация. Лабиализация – это такое произнесение согласного, при котором он сопровождается губным шумом, лабиализация возникает в речевом потоке под влиянием соседних гласных или согласных: [сук], [смотр]. Палатализация состоит в дополнительном поднятии спинки языка к твердому небу. Веляризация – это движение задней части языка в сторону мягкого неба

2. Вопросы на данном этапе: что нового вы услышали в этом материале? что нового вы услышали в этом материале? знали ли вы об этом раньше? знали ли вы об этом раньше? слышали ли вы раньше термины палатализация, веляризация, лабиализация? слышали ли вы раньше термины палатализация, веляризация, лабиализация?

3. выполнение задания в группе: Группа А. какие органы речи активны при произношении губных согласных? Группа А. какие органы речи активны при произношении губных согласных? Группа Б. какие органы речи активны при произношении язычных согласных? Группа Б. какие органы речи активны при произношении язычных согласных? Группа В. На какие делятся язычные согласные? Группа В. На какие делятся язычные согласные?

подведение итогов: решение тестовых заданий по пройденной теме 1. Выберите правильную характеристику звука [и] 1. Выберите правильную характеристику звука [и] A. гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный A. гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный B. гласный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный B. гласный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный C. гласный, среднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный C. гласный, среднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный D. гласный, переднего ряда, нижнего подъема D. гласный, переднего ряда, нижнего подъема 2. Отметьте правильную характеристику звука [г] 2. Отметьте правильную характеристику звука [г] A. согласный, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный, зубной, мягкий A. согласный, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный, зубной, мягкий B. согласный, шумный, щелевой, переднеязычный, зубной, мягкий B. согласный, шумный, щелевой, переднеязычный, зубной, мягкий C. согласный, шумный, смычный, заднеязычный, звонкий, твердый C. согласный, шумный, смычный, заднеязычный, звонкий, твердый D. согласный, шумный, звонкий, губно-зубной, мягкий D. согласный, шумный, звонкий, губно-зубной, мягкий

6 Дайте характеристику согласному [р] А. согласный, щелевой, звонкий, губной, губно-губной B. согласный, щелевой, глухой, язычный, переднеязычный, зубной C. согласный, щелевой, язычный, среднеязычный D. согласный, дрожащий, язычный, переднеязычный, передненебный 7. Дайте характеристику согласному [ч] А. согласный, щелевой, звонкий, губной, губно-губной B. согласный, щелевой, глухой, язычный, переднеязычный, зубной C. согласный, щелевой, язычный, среднеязычный D. согласный, аффрикаты, язычный, переднеязычный, передненебный

Работа на закрепление в группах Технология «Веер» Технология «Веер»

Раздаточный материал. Раздаточный материал - тексты «КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ» Раздаточный материал - «Веер», тестовые задания

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!