Словообразование как особый раздел науки о языке Связь словообразования с другими разделами языкознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Advertisements

Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Исторические изменения в морфемной структуре слова Преподаватель- кандидат филологических наук доцент Крапотина Т.Г.
СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
Синтаксис
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Методика преподавания словообразования. ПЛАН: 1. Значение, место, содержание, принципы обучения морфологии на уроках русского языка. 2. Методика изучения.
Урок русского языка в 10 классе Тема: Система языка. Единицы и уровни языковой системы Задачи урока: дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве,
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Презентация Соболевой Т.С. «РУССКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛИНГВИСТЫ».
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.
Фонетика как лингвистическая дисциплина Вводная лекция.
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Вводный урок русского языка в 9 классе. 1.Запись под диктовку 1) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно,
Транксрипт:

Словообразование как особый раздел науки о языке Связь словообразования с другими разделами языкознания

План 1. Предмет и задачи словообразования. 2. Словообразование учение о системе морфем и способах образования слов (о слове как структурном целом). 3. Связь словообразования с другими уровнями языка.

Опорные слова и словосочетания Словообразование, морфемика, морфема, морфемный состав слова, морфемный анализ слова, производное слово, непроизводное слово, производящее слово, производность, синхронное и диахроническое словообразование, словообразователльное средство, словообразователльный формант, словообразователльное значение, словообразователльная модель, словообразователльный тип, словообразователльные связи, законы словообразования, словообразователльная система, словообразователльный анализ, словопроизводство.

Введение Словообразование как особый раздел языкознания стал складываться в е годы XX века прежде всего благодаря трудам Ф. Ф Фортунатова, А. М. Пешковского, А. И. Смирницкого, Г. О. Винокура, В. В. Виноградова. В е годы теория синхронного словообразования получила дальнейшее развитие. Наука о словообразовании, выделившись из морфологии и лексикологии, стала самостоятелльной лингвистической дисциплиной, имеющей свой объект исследования, свою методику анализа и систему понятий.

Основные этапы изучения словообразования В дореволюционный период сведения о c словообразовании включались обычно в описании грамматического строя русского языка. Заслугой представителей Казанской лингвистической школы является тезис о необходимости разграничивать словообразователльные связи, существующие в языке на данном этапе его развития, и пути образования слов в прошлом, т.е. различать синхронный и диахронный подход к словообразованию.

Изучению морфемного состава слова и его исторических изменений посвящены: 1. «Заметки об изменяемости основ склонения, в особенности же об их сокращении в пользу окончания» И.А. Бодуэна де Куртенэ. 2. «Очерки по языковедению и русскому языку» В. А. Богородицкого. 3. «Очерк науки о языке» Н. В. Крушевского.

На изучение словообразования большое влияние оказали работы Г. О. Винокура и В. В. Виноградова. Винокур предлагал производить словообразователльный анализ на основе соотнесения производного слова с соответствующей «первичной основой», которая связана материально и семантически с производным словом. Предложенные им принципы приняты в настоящее время большинством исследователей русского словообразования. В статьях Виноградова гг.: 1) сформулировано положение о связи словообразования с лексикой и грамматикой, 2) дана классификация способов словообразования в русском языке, 3) впервые словообразование выделено как самостоятелльная научная дисциплина, 4) охарактеризованы специфические особенности этой науки.

Предмет и задачи словообразования как раздела науки о языке Предмет словообразования производное слово. Задача словообразования состоит в исследовании состава, структуры, способа образования слова как единицы словообразователльной системы. Изучение словообразователльной системы даёт возможность понять законы её функционирования, установить нормы современного словообразования.

Термин «словообразование» в лингвистике употребляется в двух значениях : 1) название процесса образования новых слов в русском языке. 2) название раздела языкознания, изучающего словообразователльную систему языка. Словообразование это непрерывно совершающийся процесс образования новых слов, которые порождаются языком для словесного обозначения новых предметов, явлений,событий, входящих в жизнь в результате развития науки, техники, экономики, социально-политической сферы.

Словообразование как особый раздел науки включает в себя две части: морфемику учение о значимых частях слова морфемах, т.е. учение о строении, структуре слова. Морфемы минимальные части слова, имеющие значение. собственно словообразование изучает словообразователльную роль морфем, способы образования слов и закономерности современного словообразования.

Слово и морфема различаются рядом признаков: СЛОВО а) характеризуется языковой самостоятелльностью; б) обладает лексико- грамматической соотнесённостью, т.е. принадлежит к определённому лексико-грамматическому разряду (части речи); в) слова,как правило, воспроизводимы, но в отдельных случаях могут создаваться в процессе устного или письменного общения ( индивидуально-авторские неологизмы) : Стоял январь, или февраль, или какой-то там зимарь. ( А.Вознесенский) МОРФЕМА а) существует лишь в составе слова; б) лишена лексико- грамматической соотнесённости; в) обладает только воспроизводимостью.

Словообразование как процесс возникновения новых лексических единиц необходимо отличать от формообразования при словообразовании в языке создаются с новым лексическим значением слова: бумага бумажный бумажник, а при формообразовании возникают только разные формы одного и того же слова: бумага, бумагой, бумаги, к бумаге и т.д.

Словообразователльная система включает элементы, из которых состоят слова, т. е. значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве, саму структуру слов, употребляемых в языке, (слова производные и непроизводные), а также законы, по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими), способы образования слов и словообразователльные типы (внутри способов образования), которые активно участвуют в образовании новых слов.

Синхронное словообразование При с и н х р о н н о м (современном) анализе, для того чтобы установить производную и производящую основы, нужно ответить на вопрос: какая из двух однокоренных основ более простая по форме и по смыслу (производящая), а какая более сложная (производная) ? Для этого надо определить, каково формальное и семантическое соотношение данных основ в изучаемый период жизни языка.

Диахроническое словообразование При д и а х р о н и ч е с к о м (историческом) подходе, для того чтобы установить производность слова и, следователльно, определить, какое из сравниваемых родственных слов послужило базой для образования другого, т.е. какое имеет производящую основу, а какое- производную, надо изучить конкретную историю этих слов и выяснить, какое из них более раннее, а какое более позднее, какое из слов исторически образовано от другого.

Связь словообразования с другими разделами языкознания слово- образование морфология синтаксис культура речи орфография фонетика лексикология

Словообразование и лексикология Заимствованные слова составляют не более 10% лексического состава русского языка, остальные 90% слов имеют русское происхождение. Образование слов – процесс постоянный. Совсем недавно появились в словарном составе русского языка слова космодром, прилуниться, луноход, компьютеризация, компьютерный, компакт-диск, файловый, дисковод, интернет, флеш-карта, сим-карта, и т.д. Без обращения к лексическому значению производящего слова невозможно определить отношения словообразователльной производности между словами, т.е. невозможен словообразователльный анализ.

Словообразование и морфология Сама организация словообразователльной системы русского языка обусловлена наличием разных частей речи, различия между которыми охватывают и область словообразования. Новые слова и формы слов возникают по существующим в языке моделям при помощи специальных языковых средств морфем. Например, производное слово чита-телль и форма прошедшего времени чита-л. Основа чита- передаёт категориальное значение действия, аффиксы типовые значения (-телль значение действующего лица, -л- – значение прошедшего времени). Многие словообразователльные средства русского языка наделены грамматической значимостью. Например, глагольные приставки наряду с лексическим значением имеют и грамматическое – меняют вид глагола: рисовать – раз-рисовать под-рисовать при-рисовать и т. д.

Словообразование и синтаксис Синтаксические свойства производящего слова ( способность управлять определённым падежом зависимого слова ) как бы передаётся производному. Однокоренные слова имеют много общего в синтаксических признаках: зелёный от злости – зеленеть от злости. Сравним также способы выражения размера в русском языке: маленький дом домик ( значение «маленький» выражается суффиксом –ик ), огромная рука ручища ( значение «огромная» выражается суффиксом -ищ- ),т.е. словообразователльно (при помощи суффикса) и синтаксически ( целым словосочетанием ) выражается одно и то же значение.

Словообразование и фонетика Без знания фонетики невозможно определить морфемный состав слов, графическое изображение которых скрывает морфемы и границы между ними, например: попрыгунья попрыгунjа, шея шефа, боевой боjевой и др. Так, нередко ошибочно считают, что у действителльного причастия настоящего времени четыре суффикса, а не два, т.е. смешивают морфемы -ущ-, -ащ- и их обозначение на письме: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-.

Словообразование и орфография Основной принцип русской орфографии морфемный. Знание законов словообразования в значителльной степени повышает правильность восприятия структуры слова, семантики, а также его орфографического облика. Например: озимь зима, оземь земля; изморозь морозить, изморось моросить; вперемежку межа, вперемешку мешать.

Словообразование и культура речи Для правильного понимания смысла слов, точного их употребления необходимо разбираться в составе слова.

Сравним однокоренные слова с разными суффиксами и приставками: гордость и гордыня, горячка и горячность, эффективный и эффектный,дарёный и даровой, оценить и расценить, обсудить и осудить, освоить и усвоить; оплатить, выплатить и заплатить. Непонимание оттенков значения слов ведёт к неправильному употреблению слова. Так, например, нередко говорят «одеть очки, пальто» и т. д. вместо «надеть очки, пальто» и т.д.

Вопросы: 1. В какие годы 20 века стал складываться раздел языкознания словообразование ? 2. Назовите ученых, труды которых помогли создать новую дисциплину в лингвистике словообразование ? 3. В каких двух значениях в лингвистике употребляется термин «словообразование»? 4. Какие две части включает в себя словообразование как наука? 5. Чем отличается слово от морфемы ? 6. Чем отличается словообразование от формообразования ? 7. Что понимается под словообразователльной системой ? 8. Что такое синхронное словообразование ? 9. Что такое диахронное словообразование ? 10. С какими разделами языкознания взаимодействует словообразование ?

Тесты Словообразование как особый раздел языкознания стал складываться…? а) в е годы XX века * б) в е годы XX века в) в е годы XX века г) в е годы XX века Какой раздел занимается учением о значимых частях слова морфемах? а) словообразование *б) морфемика в) морфология г) синтаксис.

Тесты Какой раздел изучает словообразователльную роль морфем и способы образования слов? а) орфография б) морфология *в) словообразование г) морфемика Основным принципом русской орфографии является … *а) морфемный б) исторический в) морфологический г) традиционный

Тесты Какой анализ предполагает изучение конкретной истории слов и выяснение, какое из них более раннее, а какое более позднее, какое из слов исторически образовано от другого? а) словообразователльный б) синхронный *в) диахронический (исторический) г) морфемный Что является в словообразовании непосредственным объектом исследования? *а) производное слово б) непроизводное слово в) заимствованное слово г) производящее слово