1 МОУ СОШ 126 с углубленным изучением английского языка Учитель русского языка и литературы Мисюра Марина Фёдоровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.Е.Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Advertisements

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Работа ученика 8а класса Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова.
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)
Вопросы по теории литературы. Эпические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Скачано с сайта Тема Идея Композиция рассказа Почему это быль? Язык рассказа Смысл названия рассказа Нравственные проблемы.
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
«Как помочь ребёнку в написании сочинения?» Консультация для родителей учащихся 5-6-х классов.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
первое знакомство с личностью великого сатирика формирование понятия социально- политическая сатира продолжение обучения анализу художественного текста.
Овладение приемами работы с художественным текстом Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
«Человек создан для счастья, как птица для полёта» Ключевые слова исследования: парадокс, феномен, очерк, художественные особенности, авторская позиция.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Транксрипт:

1 МОУ СОШ 126 с углубленным изучением английского языка Учитель русского языка и литературы Мисюра Марина Фёдоровна

2 Личностно-ориентированный подход к обучению детей на уроках литературы

3 ЦЕЛЬ: развитие индивидуальности и поддержка процессов самореализации личности ребенка ЗАДАЧИ : Использовать разнообразные формы и методы деятельности, позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся; Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; Использовать прием сотрудничества (ученик – учитель – устная работа – итоги работы); Создание ситуации успеха для каждого.

4 Творческая мастерская. Тема: «Сюжет. Портрет. Пейзаж.» Цели и задачи урока: Обучающие – теоретическое освоение законов литературы как вида искусства и закрепления в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения; Развивающие – на основе понимания вопросов теории, формировать навыки самостоятельного анализа художественного текста; Воспитательное – учить видеть за событиями, героями, описаниями автора рассказа, высказывающего свою задушевную идею – идею дружбы между людьми, идею преодоления братоубийственных войн.

5 Творческая мастерская. Тема: «Сюжет. Портрет. Пейзаж.» Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении. 1. «Приехали в аул» 2. «Прощай, Динушка. Век тебя помнить буду» 3. «Только уговор – не разъезжаться» 4. «Бросить товарища не годиться» 5. «На Кавказе тогда была война» 6. «Иван! тебя убить хотят» 7. «Пошла про Жилина слава, что он мастер» 8. «Братцы! выручай! братцы!» 9. «И с тех пор стала она ему каждый, крадучи, молока носить» 10. «Не боялся, да и не буду боятся вас, собак!» 11. «Жилин приуныл, видит – дело плохо» 12. «Нынче бежать надо» 13. «Житье им стало совсем дурное»

6 Дневник внеклассного чтения Автор, название произведения Сюжет – основные события; словарь Художественно - изобразительные средства Моё впечатление (обращение к тексту) Л.Н. Толстой ( ) «Кавказский пленник» Литературный род – эпос Литературный жанр – рассказ – быль (Н.В.Гоголь написал «быль», чтобы заставить читателя поверить в достоверность своего фантастического рассказа). У Л.Н.Толстого слово «быль» означает совсем другое: то, что описано автором, происходило в те годы на Кавказе). 30 мая 1851 года – начало военной службы. 1. «На Кавказе тогда была война» 2. Аул. «Не боялся, да и не будет боятся Вас собак!» (Жилин) 3. «И с тех пор стала ему каждый день, крадучи, молока носить» (Дина) 4. «Бросить товарища не годится» (Жилин – Костылин) 5. «Иван! Тебя убить хотят» 6. «Прощай, Динушка. Век тебя помнить буду» Портрет Дины Глава 2 – тоненькая, худенькая, лет тринадцати, глаза чёрные, которые в темноте блестят, как звёздочки»… Определения с уменьшительно- ласкательными суффиксами, сравнение – это доброе отношение автора. «Проба пера» Отрывок из творческой работы. Расстались герои рассказа Жилин и Дина. «Что же вы, старые люди, хотите бросить девочку в яму? За что это? За то, что она лучше всех поняла, что надо дружить, а не убивать?... Ты, Чёрный Абдул, тебе надо годиться, что у тебя такая дочка. Не смейте её трогать!»

7 Итоговой тест 5-го класса (примерные задания по образцу ЕГЭ 2010) Какое определение жанровой форме «Кавказкой пленник» дал Л.Н. Толстой? Какой временный период охватывает события, о которых рассказывается в «Кавказском пленнике». Укажите термин, которым в художественном произведении называют последовательность событий. Как в литературоведении называют описания внешности героя? Какой из авторских приемов помогает понять состояние героя?

8 Дневник – особый жанр, автор приоткрывает свой внутренний мир, мир своих впечатлений – это делает этот жанр родственным поэзии. Одновременно сама форма ведения дневника от одного лица роднит его с драматическим произведением, с театром одного актера. Суть работы с Дневником внеклассного чтения – создание возможностей самопознания, элемент «зеркального задания» - обнаружение своих личностных характеристик в персонаже. «Тебе дано бесстрашной мерой Измерить все, что видишь ты. Познай, где свет, - поймешь, где тьма» (Из стихотворения А. Блока «Народ и поэт»). Дневник внеклассного чтения

9 7 – й класс. Творческая мастерская ТЕМА: Приемы сатирического письма (по сказке М.Е. Салтыкова-Шедрина «Как один мужик двух генералов прокормил») Дано предварительное задание по Дневнику внеклассного чтения. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Обучающие – расширение представления учащихся о личности М.Е. Салтыкова-Шедрина; повторение понятий по теории литературы: сатира, гипербола, гротеск, ирония; Развивающие – развитие речи учащихся, осмысление особой формы манеры повествования – сатирической, обладающей своими приёмами передачи читателю авторской идеи; Воспитательные – определение вечных человеческих идеалов: честь, совесть, отечество;

10 Гипербола = увеличительному стеклу Гипербола подобно увеличительному стеклу, помогает пристальнее всмотреться в явление жизни, в её противоречия. Гротеск (от итальянского слова «grotta») – грот, подземелье – это мир небывалый, особый, противостоящий реальности. Гротеск граничит с фантастикой.

11 Страница из дневника внеклассного чтения Рубрика: «Художественно – выразительные средства» Тропы Объяснения, смысл преувеличения Гипербола 1. Очутились на необитаемом острове 2. Нашли на необитаемом острове мужика Гротеск Мужик научился в пригоршне суп варить Для них, просидевших весь век в какой-то регистратуре, жизнь так же непонятна, как необитаемый остров Генералы, как и прочие сильные мира сего, без мужика, без труженика просто не могут существовать. Его мастерство, одарённость

12 Ведение диалога -Для чего сатирик непомерно преувеличивает знания, силу, размер, вид изображаемого? В чём смысл сюжетных гипербол, гротеска? - Высмеять, обличить, назвать! Во имя чего? - Во имя идеала! Сатира Салтыкова-Щедрина имела дело с невыразительными личностями. - Какой же идеал мы можем представить? Идеалы в сатирическом произведении присутствуют в скрытом виде. Салтыков-Щедрин пытается восстановить в жизни «забытые» слова, обозначающие высокие человеческие идеалы: честь, совесть, стыд, отечество.

– Федеральный банк экзаменационных материалов. Литература. с Форму какого фольклорного жанра избрал М.Е. Салтыков- Щедрин для своей «Повести о том как один мужик двух генералов прокормил»? 2. Каким пафосом (авторским отношением к описываемой действительности) проникнута «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: ироническим, юмористическим, сатирическим, трагическим? 3. В бланках ответа выпишете любое словосочетание из двух повторяющихся в начале фрагмента «Повести» (2-й и 3-й абзацы) и прямо указывающих на глупость и ограниченность генералов. 4. Укажите название использованного М.Е. Салтыковым- Щедриным приемом фантастического преувеличения, предполагающего соединение фантастики и реальности, который в «Повести о том, как один мужик двух генералов накормил» становится «двигателем» повествования.

14 ВЫВОД: Личностно-ориентированный подход к обучению детей на уроках литературы помогает перенести акцент на психологический анализ художественного произведения, на его оценку с точки зрения нравственных ценностей, с учётом особенностей внутреннего мира ученика.

15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!