Составление лингвокультурологического словаря как один из способов формирования лингвокультурологической компетенции на уроках литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Название проектаСоздание лингвокультуроведческого словаря к рассказу В.П. Астафьева «Рукою согретый хлеб» Предметная областьРусский язык, информатика Участники.
Advertisements

Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
ГБС(К)ОУ школа-интернат 1 им. К.К.Грота Педагогический совет «Современный урок в контексте требований ФГОС второго поколения» «Скажи мне – и я забуду,
Проект: Работа со словарями русского языка как средство повышения речевой культуры Творческое название проекта: «Язык мой – друг или враг?» Автор: учитель.
Воспитатель Коротова А.В. МБДОУ д/с 2 «Светлячок» г. Княгинино 2014 г.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Бышко Маргарита Николаевна, Афанасова Ирина Ивановна – педагоги дополнительного образования ГБОУ Гимназии 1567 Данная разработка – сценарий литературно-музыкального.
Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ д/с «Петушок» Казаринова И.М.
Учебный проект по литературе. 1. Образовательные: - дать представление о жизненном и творческом пути И.А.Бродского, ввести учеников в эмоционально сложную.
Формирование духовно – нравственной культуры личности учащихся : первый опыт и находки МОУ СОШ 1 гор. Гвардейска г.
1.Актуальность : в разговоре бабушек, дедушек мы часто слышим слова, которые для нас «непонятны», сейчас мы в речи их не употребляем, а каково их значение?
Воспитание маленького гражданина Одним из приоритетных направлений работы детского сада является - «Воспитание маленького гражданина» Основные задачи.
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных.
Актуальность проблемы. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной.
Р АЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
Проект направлен на решение вопросов семейного воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение.
ПРОЕКТ Татарские национальные – календарные праздники и игры Автор проекта: Хамитова Ильмира Илдусовна Воспитатель по обучению детей татарскому языку.
Педагогический проект «Работа с эпиграфом – эффективный способ обучения анализу художественного произведения» Учителя русского языка и литературы филиала.
Транксрипт:

Составление лингвокультурологического словаря как один из способов формирования лингвокультурологической компетенции на уроках литературы

Цели работы: показать, что составление словаря к художественному тексту является одним из способов, позволяющих развивать творческие способности учащихся и формировать лингвокультурологическую компетенцию на уроках литературы. Цель работы

Задачи работы Обучающие. - через создание словаря исследовать культурные знаки русской литературы; - сформировать навыки работы со словарями разных видов, составления словарной статьи лингвокультурологического словаря. Развивающие. - формировать лингвокультурологическую компетентность; - ставить проблему и находить пути ее решения; - ориентироваться в информационном и культурном пространстве; - формировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей. Воспитательные. - воспитывать толерантность, умение работать в группе; - бережное отношение к традициям русского народа, его культуре. Задачи работы

НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ Новое содержание образования

Деятельностный подход Составление лингвокультурологического словаря – реализация деятельностного подхода

Понятие лингвокультурологической компетенции Язык - один из основных признаков нации, выражает национальную культуру. Культуроведческая (или лингвокультурологическая) компетенция - усвоение учащимися в процессе изучения родного языка жизненного опыта русского народа, его культуры, национальных традиций, религии, а также формирование нравственно- этических ценностей.

Задачи работы Составление лингвокультурологического словаря к художественным произведениям; Исполнение на уроке национальных музыкальных произведений; Демонстрация произведений отечественного изобразительного искусства; Показ предметов народного декоративно-прикладного искусства. Способы формирования лингвокультурологической компетенции

1. Словарь – способ сохранения национально- исторических традиций своей культуры и охраны этнического менталитета, воплощенного в языке. 2. Знакомство с произведениями разных видов искусства. 3. Развитие творческих способностей учащихся. 4. Повышение интереса к русскому языку и литературе. Ожидаемый результат от использования лингвокультурологического словаря 1. Словарь – способ сохранения национально- исторических традиций своей культуры, воплощенной в языке. 2. Знакомство с произведениями разных видов искусства. 3. Развитие творческих способностей учащихся. 4. Повышение интереса к русскому языку и литературе. 5. Реализация деятельностного подхода и формирование лингвокультурологической компетенции, что соответствует новому ФГОС.

Технология составления лингвокультурологического словаря Этапы работы: 1. Этап ориентировки (выдвигается проблема исследования, формулируются цели и задачи, определяются методы работы (чтение и анализ текстов, работа со словарями, анкетирование). 2. Этап планирования (подбираются тексты для лингвокультурологического анализа, словари, обсуждается план статьи, выбирается вариант оформления словаря). 3. Этап реализации предусматривает следующие стадии: - анализ подобранного текста и создание к нему лингвокультурологического словаря; - работа со словарями; - подготовка устного высказывания; - защита проекта на уроке.

Формы работы на подготовительном этапе - Чтение текста несколько раз; - Выделение ключевых слов; - Выделение ключевой фразы; - Объяснение афоризма; - Подбор других названий; - Составление кластера или синквейна чудак Драгоценная пыль Золотая роза счастье

Аналитические задания в ходе работы 1. Как вы понимаете значение данного слова? 2. Сопоставьте толкование данного слова, приведенное в различных словарях. 3. Обретает ли дополнительное значение слово в данном контексте? 4. Какие ассоциации у вас возникают в связи с данным словом? Составьте ассоциативное поле. 5. Какого цвета это слово? Нарисуйте свои впечатления, связанные с данным словом. (Это может быть рисунок, если концепт – реалия внешнего мира – дом или светограмма, если концепт – абстрактное понятие – радость). 6. Какие звуковые ассоциации у вас возникают в связи с данным словом?

Алгоритм работы со словом 1. Обратитесь к воспоминаниям, связанным с данным словом, запишите два – три предложения. 2. Каковы ваши версии происхождения данного слова? 3. Обратитесь к этимологическому словарю и выясните происхождение данного слова. 4. Подберите и запишите к данному слову синонимы (антонимы), в том числе контекстуальные. 5. Подберите эпитеты к данному слову (можно подбирать эпитеты, передающие форму, запах, цвет, состояние, восприятие) 6. Как отражены в слове представления русского народа о… (доме, семье, радости)? 7. Каким образом запечатленные в слове сведения отражают своеобразие истории, культуры, быта, национальной психологии русского народа? 8. Что вкладывает русский народ в понятие…, о каких ценностях оно говорит?

Алгоритм работы со словом 1. Лексическое значение слова ( "Словарь русского языка" С. И. Ожегова и "Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля.) 2. Этимология слова. (Шанский Н. М., Боброва Т. А. "Этимологический словарь русского языка"). 3. Синонимические связи (З. Е.Александрова "Словарь синонимов русского языка"). 4. Антонимические связи ( М.Р.Львов «Школьный словарь антонимов русского языка») 5. Фразеологизмы, пословицы, поговорки (В. П. Жуков, А. В. Жуков "Школьный фразеологический словарь русского языка"). 6. Ассоциации. (Пользуясь различными справочниками и энциклопедиями, дети выясняют, какие ассоциативные связи имеет слово в разных пластах русской культуры).

Ребенок – мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества. (С.И.Ожегов) Синонимы - малолетний, малютка, маленький, малыш, крошка, кроха, малявка (разг.), клоп, карапуз, ребятенок, дитя (устар.)

Ребенок – только русское. В русском языке слово «ребенок» с начала 18 века, произошло от «ребенок», сохраняющемся в говорах. Существительное «ребенок» является производным от «роба». Происходит от обще- славянского корня orb – слабый, беспомощный.

В ребенке взрослые видят счастье. Ребенок – это душевное богатство. Жизнь без ребенка – нищета. Пословицы и поговорки о ребенке: Дети не в тягость, а в радость. У кого детей много, тот не забыт от Бога. Легко дитятко нажить, нелегко вырастить.

Взрослый - человек, достигший зрелого возраста.(С.И.Ожегов) Синонимы – старшие, большие. Антонимы – дети, маленькие. Этимология Собств.-русск. Образовано с помощью суффикса – л от «взрасти» – «вырасти».

В стихотворении «Прогулка с сыном» слово «взрослый» употребляется в значении душевного состояния, а не возрастного критерия. Поэт говорит, что взрослые черствые, равнодушные, слепые люди. Пословица Ребенок любит показывать свою силу, а взрослый – ум.

ЧИСТЫЙ СВЕЖИЙ РЕБЕНОК УПРЕК ЖИЗНЬ МЕД ВЗРОСЛЫЙ МЕРТВЫЙ ЯД НИЩЕТА

Преимущества уроков по составлению лингвокультурологического словаря: Содержание урока ориентировано на национальные ценности русского народа. Русский язык и литература на уроке выступают в качестве ключа понимания отечественной культуры. Создание определенной ауры урока (оформление кабинета, эмоциональное воздействие музыки и изобразительного искусства, культуроведческие тексты). Главная роль на уроке отводится совместной деятельности учителя и учеников. Дифференцированный характер задания на дом, что дает возможность ученикам проявить свои творческие способности. Побуждение к освоению культурного наследия нации (творческие конкурсы, проведение выставок.

1)Разработки уроков с применением технологии составления лингвокультурологического словаря к текстам художественной литературы XIX-XX веков. 2)Консультации для учителей-коллег, выступления на педагогических советах «Инновационные методы и приемы». 3)Выступления на районных методических объединениях. 4)Лауреат VI Всероссийского конкурса педагогов «Образование: взгляд в будущее». Результаты моей работы

Проектная деятельность, направленная на создание лингвокультурологических словарей повысила интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам, научила многих ребят пользоваться разными видами словарей, обогатила речь детей, научила видеть текст, включенным в культурологическую среду, способствовала знакомству с произведениями разных видов искусства. Лингвокультурологический словарь – один из способов сохранения народных традиций и эффективный инструмент анализа и изучения русской прозы и поэзии. Заключение