Нарушевич А.Г. Композиция Композиция – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронные учебные материалы Как писать рецензию Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской.
Advertisements

Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Нарушевич Андрей Георгиевич, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка ТГПИ имени А.П. Чехова.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно. А. Приставкин
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Исходный текст 1. О чем данный текст? 2. Какие вопросы рассматривает автор? 4. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? 3. Какой вопрос автора волнует.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Проблематика текстов для ЕГЭ. Проблемы семьи проблема памяти о своих истоках, о своем детстве; проблема роли детства в жизни человека; проблема исторической;
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
К1 Формулировка проблем исходного текста К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста К3 Отражение позиции автора исходного текста К4 Аргументация.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Транксрипт:

Нарушевич А.Г.

Композиция Композиция – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому. Для наименования этого понятия используются также близкие по смыслу слова: построение, структура.

Композиция Традиционно выделяются три части сочинения: 1) вступление, в котором обычно формулируется проблема текста; 2) основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую позицию, собственную позицию пишущего и аргументы; 3) заключение, в котором подводится итог.

Требования к вступлению Во-первых, оно не должно быть очень большим, поскольку небольшой объем работы не предполагает обширного вступления. Во-вторых, вступление должно быть органично связано с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою, использованию средств выразительности. В-третьих, следует учитывать, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.

1. Приведите общие сведения о рассматриваемой проблеме Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии…

2. Сошлитесь на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме Как говорят психологи, общее впечатление о человеке при первом знакомстве с ним складывается всего за несколько минут, причем зависит оно в основном от внешнего вида, манеры одеваться, мимики и т.п. Однако всегда ли можно доверять своему первому впечатлению? Этот вопрос волнует автора данного текста.

3. Обратитесь к читателю, вызовите в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста К то же из нас не слышал красивых слов, произнесенных в торжественных ситуациях и обращенных к победителям конкурсов, соревнований, юбилярам, ветеранам Великой Отечественной войны? Думаю, слушая эти «гладкие» речи, многие задумывались над искренностью, правдивостью сказанного. Почему же некоторые официальные поздравления могут вызвать не радость, а обиду? Над этой проблемой заставляет задуматься текст Ф. Вигдоровой.

4. Заинтригуйте читателя, создайте состояние напряженного ожидания Задумывались ли вы о том, что современный человек может попасть в Древнюю Грецию, увидеть быт Киевской Руси, оказаться в средневековом Китае?.. Более того, каждый из нас в мгновение ока может перенестись в любое время и в любое место! Для этого достаточно обратиться к книгам. Необходимо только найти нужную книгу, которая откроет дверь в удивительный мир, полный тайн, приключений и потрясающих открытий. Как же сделать правильный выбор? Над этим вопросом и размышляет Л. Лазарев, обращаясь к проблеме выбора книг для чтения.

5. Создайте эмоциональный настрой, постарайтесь вызвать определенное чувство Как прекрасен русский язык! Как много в нем слов, способных выразить самую глубокую мысль или любой оттенок чувства! Почему же порой, когда человек берет лист бумаги или садится к компьютеру, в его голове возникают только скучные, шаблонные фразы? В чем причина появления штампов в нашей речи? Эта проблема волнует каждого, кто по-настоящему требовательно относится к самому себе, к своей речевой культуре.

6. Опишите чувства, мысли, впечатления, которые возникли у вас после чтения текста Прочитал текст и задумался… Два камня… Две судьбы… Две разные жизненные дороги. Один, оставшись на берегу, в уютной заводи, ощущает себя героем, другой, познавший шторма и бури, остался все тем же, искренним и добрым. И что же? «Камни как камни», – скажет кто-то. Но задумайтесь, сколько же нашего, близкого, человеческого в судьбах этих камней. Используя аллегорию, автор настраивает нас на философское размышление о некоторых важных вопросах. И, пожалуй, главный из них: что же лучше – отсиживаться в тихом и уютном месте, рассказывая всем о своем героическом прошлом, или устремиться навстречу неизвестному, подвергаясь опасности, но чувствуя вкус настоящей жизни?

7. Приведите цитату из исходного текста (или другого источника), связанную с рассматриваемой проблемой «Родину, как и родителей, не выбирают…» – пишет Валентин Распутин. Действительно, для кого-то «малой родиной» станет район большого города, кто-то до конца своих дней с теплотой будет вспоминать окрестности родного села. Какими бы ни были места, в которых прошло наше детство, человек неразрывно связан с ними всю жизнь. Итак, в чем значимость «малой родины» в жизни человека? Этой проблеме посвящен текст В. Распутина.

8. Обратитесь к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям (разумеется, если они вам известны и имеют прямое отношение к проблеме) Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д.С. Лихачевым, – проблема экологии культуры.

9. Если ни один из предложенных ранее способов не подходит, начните сочинение с проблемного вопроса К ак должен жить человек: быть самим собой или казаться более значимым, чем есть на самом деле? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

Требования к заключению заключение должно быть коротким и энергичным; заключение должно быть логически связано с основным текстом, как и вступление, заключение должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть.

. 1. Резюмирование, повторение в обобщенной форме основной идеи текста, позиции автора И так, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

2. Риторический вопрос в конце сочинения возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность. Цивилизация дала множество благ, но она медленно губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бесконечно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Неужели человечество продолжит это бездумное уничтожение природы, а значит, и самого себя?

3. Призыв, обращение к читателю Итак, продираясь через запутанные сплетения слов, спотыкаясь о камни грамматических ошибок и мусор речевых недочетов, трудно понять, что же хотел сказать наш собеседник. «Дурную траву с поля вон», – гласит пословица. Давайте же вместе постараемся очистить поле русской речи от мусора и сорной травы!

4. Использование цитаты Подводя итоги, хочу сказать, что искусство откроет свои тайны человеку, который способен не только думать, но и чувствовать, сопереживать. Именно такой читатель, зритель или слушатель сможет познать «радость узнавания», о которой пишет автор.

5. Открытый финал Н аверное, каждому человеку неприятно видеть вокруг себя чинопочитание, лицемерие, преклонение перед начальством. И все же эти явления – неотъемлемая часть нашей жизни. Они были, есть и будут. А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе?..

Спасибо за внимание!