Распределение первичных доходов Содержанием данного этапа является формирование ресурсов институциональных единиц в виде первичных доходов, к которым.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы построения СНС. Понятие системы национальных счетов и ее состав Система национальных счетов представляет систему взаимосвязанных статистических.
Advertisements

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ.
«Финансовый счет» Факультет: МЭО Группа: 834. Финансовый счет Финансовый счет Данный счет является замыкающим в последовательности базовых счетов СНС.
ГЛАВА 6 СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ.
«ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Тема 4. Финансовые ресурсы. Понятие финансовых ресурсов Поскольку финансы - экономические отношения, опосредованные деньгами, под финансовыми.
СТАТИСТИКА ИНВЕСТИЦИЙ. Экономическая сущность инвестиций Под инвестиционной деятельностью понимается «вложение инвестиций и осуществление практических.
Структура бюджетного счета Ведомственная и функциональная классификации Код вида деяте- льнос- ти Код синтетичес- кого счета Код аналити- ческого счета.
1 Учет расходов. 2 Расходы признаются, когда уменьшение экономических выгод или сервисного потенциала, связанных с уменьшением актива или увеличением.
Бюджетная классификация Российской Федерации. 2 Бюджетная классификация Доходы бюджетов, источники финансирования дефицита бюджетов Расходы бюджетов Админи.
Системанациональныхсчетов. Национальное счетоводство – единая система первичного, бухгалтерского, банковского учета и статистики, основанную на единых.
ГЛАВА 7 ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП)- ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СНС. ТРИ МЕТОДА РАСЧЕТА ВВП.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IAS) 20 "УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБСИДИЙ И РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ " (в ред. МСФО (IFRS)
Макроэкономические показатели и система национальных счетов.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ Содержание и классификация финансовых ресурсов.
Система национальных счетов, их структура.
Концепция методологии разработки программы социально-экономического развития Республики Татарстан на годы Докладчик: Мищенко А.П. 2010г.
Инвестиционная деятельность – это вложения инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного.
Основные субъекты хозяйственной деятельности в рыночной экономике : 1 домашние хозяйства; организации бизнеса; правительство.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДОСТОИНСТВА И ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЯМОВА АННА АЛЕКСЕЕВНА МАГИСТРАТУРА, 1 КУРС, ГИМУ,
Определение ВВП и ВНД, способы их измерения. Саймуханова Р 171 гр.
Транксрипт:

Распределение первичных доходов Содержанием данного этапа является формирование ресурсов институциональных единиц в виде первичных доходов, к которым относятся доходы, получаемые институциональными единицами в результате их участия в производстве и предоставления отдельных видов собственностьи в распоряжение других единиц. Участвующие в обороте ресурсов доходы от собственностьи определяются как первичные доходы, получаемые владельцами финансовых или непроизведенных материальных активов (земли, недр) за предоставление их в распоряжение другим институциональным единицам. При этом финансовые и непроизведенные материальные активы являются элементом общих экономических активов. Общие экономические активы – это объекты, на которые распространяются права собственностьи и владение или использование которых (индивидуально или на коллективной основе) в течение определенного периода обеспечивает получение институциональным единицам экономической выгоды.

Выделяются пять видов доходов от собственностьи: 1. Проценты 2. Распределяемые доходы корпораций. 3. Реинвестируемые доходы предприятий с прямыми иностранными инвестициями. 4. Доход от собственностьи держателей страховых полисов. 5. Рента.

Проценты являются формой доходов от собственностьи, получаемых владельцами финансовых активов в виде вкладов, ценных бумаг (кроме акций), ссуд, или иных счетов дебиторов. Такие активы по содержанию рассматриваются как требования кредиторов к дебиторам, а выплачиваемые проценты – как суммы, которые дебиторы обязаны выплатить кредиторам в отчетном периоде без уменьшения суммы основной задолженности.

Распределяемые доходы корпораций включают в качестве составных элементов: дивиденды, выплачиваемые корпоративными предприятиями их акционерам; изъятия из доходов квазикорпораций. Дивиденды являются формой доходов, образуемых из распределяемой части прибыли, на которые акционеры как коллективные собственники корпораций получают права в результате представления финансовых ресурсов в их распоряжение. Особенности термина «изъятия из доходов квазикорпораций» связаны со спецификой данной группы институциональных единиц, относящихся к корпоративному сектору экономики. Характерной формой распределения доходов для таких единиц является процедура изъятия владельцами части или всей прибыли предприятия. По экономическому содержанию доходы, изымаемые владельцами квазикорпораций, аналогичны доходам, получаемым акционерами в виде дивидендов, выплачиваемых корпорациями, и рассматриваются как доходы от собственностьи, начисляемые владельцам квазикорпораций.

Реинвестируемые доходы предприятий с прямыми иностранными инвестициями как форма распределения доходов от собственностьи по содержанию аналогичны принципам распределения прибыли, используемым для корпораций и квазикорпораций. Такие доходы образуются в случаях принятия решения иностранного инвестора о реинвестировании части или всех доходов, полученных на данной экономической территории, в резидентную экономику. Экономическое содержание доходов от собственностьи держателей страховых полисов определяется спецификой функционирования страховых компаний, деятельность которых в сфере страхования требует формирования соответствующих резервных фондов. Формируемые резервы управляются страховыми компаниями, но рассматриваются как активы домашних хозяйств, которые могут инвестироваться в экономику и представлять источник их доходов. Рента рассматривается как вид доходов от собственностьи, получаемых владельцами материальных непроизведенных активов (земельных ресурсов и недр) в результате представления их в пользование другим институциональным единицам.

Общая схема классификации доходов от собственностьи представлена на рис.4. Доходы от собственностьи Проценты Распределяемые доходы корпораций Реинвестируемые доходы предприятий с прямыми иностранными инвестициями Доходы от собственность и держателей страховых полисов Рента Дивиденды Изъятия из доходов квазикорпораций Рис.4. Классификация доходов от собственностьи

В соответствии с особенностями экономического поведения и статусом институциональных единиц, относящихся к различным секторам экономики, формирование их первичных доходов характеризуется определенной спецификой, которая определяет состав образующих их элементов. Для корпоративного сектора экономики первичные доходы складываются из операционной прибыли, полученных и выплаченных доходов от собственностьи. Для сектора государственных учреждений доходы складываются из операционной прибыли, полученных чистых (за вычетом выплаченных субсидий) налогов на производство и импорт, а также полученных и выплаченных доходов от собственностьи. Для сектора домашних хозяйств элементами формируемых первичных доходов кроме операционной прибыли, полученных и выплаченных доходов от собственностьи также являются смешанные доходы некорпоративных предприятий, принадлежащих членам домашних хозяйств, а также доходы, полученные в виде оплаты труда наемных работников. В секторе НКО, обслуживающих домашние хозяйства, образование первичных доходов определяется только доходами в виде операционной прибыли и доходами от собственностьи.

Вторичное распределение доходов Содержанием данного этапа экономического оборота являются процессы перераспределения первичных доходов между институциональными единицами, связанные с операциями обмена ресурсами. Результатом данного этапа является формирование располагаемых доходов, характеризующих потенциальные возможности потребления для институциональных единиц, секторов экономики и экономики в целом. Основными элементами, определяющими содержание и структуру обменных операций на данном этапе экономического оборота, являются трансферты, которые определяются как операции передачи товаров, услуг или активов между институциональными единицами, осуществляемые на неэквивалентных условиях. На этапе вторичного распределения доходов такие операции относятся только к текущим трансфертам.

ТРАНСФЕРТЫ Текущие трансферты следует отличать от капитальных трансфертов, которые имеют принципиально другое экономическое содержание, отражают процессы изменения нефинансовых и финансовых активов, учитываемые на других этапах экономического оборота. В отличие от текущих трансфертов капитальные трансферты связаны: - для капитальных трансфертов в натуральной форме - с получением или передачей институциональными единицами прав собственностьи на конкретный вид актива (кроме наличных денежных средств и запасов материальных оборотных активов МОА) и урегулированием их взаимных обязательств по задолженностям; -для капитальных трансфертов в денежной форме - с передачей финансовых ресурсов для целей приобретения активов (кроме МОА). Отличие капитальных трансфертов от текущих состоит также в масштабности и нерегулярности первых.

В составе текущих трансфертов выделяют четыре основных элемента: 1. Текущие налоги на доходы, богатство. 2. Социальные отчисления. 3. Социальные пособия кроме социальных трансфертов в натуральной форме. 4. Прочие текущие трансферты.

Текущие налоги на доходы, богатство состоят из налогов на доходы и прочих текущих налогов, которыми облагаются доходы и богатство институциональных единиц. Данный вид налогов в основном распространяется на фактические или предполагаемые доходы корпораций и домашних хозяйств. В отдельных случаях такие налоги могут выплачиваться единицами, относящимися к сектору государственных учреждений и некоммерческих организаций, а также нерезидентными единицами. В состав налогов на доходы входят налоги на доходы, прибыль и прирост стоимости капитала институциональных единиц в результате изменения цен. Данный вид налогов в основном распространяется на фактические или предполагаемые доходы корпораций, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. В отдельных случаях базой для таких налогов также могут являться косвенные оценки доходов институциональных единиц в виде собственностьи, земли и недвижимости. Прочие текущие налоги включают два элемента: 1. Текущие налоги на капитал. 2. Другие текущие налоги. Текущие налоги на капитал состоят из налогов на собственностьь или чистую стоимость богатства институциональных единиц, которые выплачиваются периодически (как правило, один раз в год). В их состав не включаются налоги на землю или другие активы, принадлежащие предприятиям или арендуемые и используемые ими для производства и относящиеся к прочим налогам на производство. Наиболее распространенными видами других текущих налогов являются подушные налоги, выплачиваемые отдельными физическими лицами или домашними хозяйствами независимо от их доходов или богатства, налоги на расходы, выплачиваемые в соответствии с общими суммами расходов отдельными физическими лицами или домашними хозяйствами, платежи домашних хозяйств за отдельные виды лицензий, налоги на финансовые операции, гербовые сборы. Состав социальных отчислений и пособий как элемента текущих трансфертов, учитываемых на этапе вторичного распределения доходов, определяется структурой системы социального страхования, принятой в экономически развитых странах и обобщается в соответствии с различными целями, задачами и направлениями использования экономических ресурсов при реализации общей государственной социальной политики. Отдельные программы, организуемые в рамках общей системы социального страхования, имеют, как правило, общие цели и задачи, связанные с обеспечением социальной защиты различных групп и категорий населения при необходимости получения медицинской помощи, наличии иждивенцев, в связи со снижением доходов (в результате сокращений, ухода на пенсию, вынужденной безработицы, болезни, травм, смерти основного кормильца), при необходимости обеспечения жильем или покрытия расходов на образование.

Особенности используемых систем социального страхования определяются масштабами соответствующих программ и охватываемым ими контингентом. Такие программы условно классифицируются на четыре вида: 1. Программы социального обеспечения, охватывающие все население или его отдельные группы, как правило, организуемые, контролируемые и финансируемые государством. 2. Частные страховые программы, организуемые в виде специальных фондов, управляемых страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами, представляющими самостоятельные институциональные единицы, отделенные от соответствующих групп работодателей и наемных работников. 3. Частные страховые программы, организуемые работодателями в виде специальных резервных фондов. 4. Страховые программы, организуемые работодателями без образования специальных резервных фондов.

В большинстве стран мира программы социального обеспечения являются наиболее важным элементом системы социального страхования. Формируемые для этих целей фонды рассматриваются как самостоятельные институциональные единицы, организуемые и управляемые отдельно от других государственных фондов. Источниками формирования их ресурсов являются отчисления частных лиц и работодателей от лица наемных работников, а также трансферты, получаемые из других государственных фондов. Основными источниками формирования ресурсов для реализации программ социального страхования являются социальные отчисления, осуществляемые работодателями от лица наемных работников, непосредственно наемными работниками, самозанятыми лицами и лицами, не занятыми производственной деятельностью.

Такие трансферты могут осуществляться в форме фактических или условно исчисленных социальных отчислений. Последний вид трансфертов рассматривается как условная экономическая операция при использовании работодателями на предприятиях схем социального страхования без образования специальных фондов. В отличие от других схем в данном случае выплаты социальных пособий наемным работникам, бывшим сотрудникам предприятий или их иждивенцам осуществляются непосредственно работодателями из собственных ресурсов, формирование которых не связано с соответствующими социальными отчислениями. Поэтому понятие условно исчисленных социальных отчислений используется исключительно в целях приведения данной схемы в соответствие с методологическими принципами, принятыми в СНС для отражения экономических процессов, лежащих в основе функционирования системы социального страхования. В составе фактических отчислений на этапе вторичного распределения доходов в качестве структурных элементов выделяются отчисления, осуществляемые соответствующими лицами на обязательной и добровольной основах. Для данной группы трансфертов вторичное распределение отражает потоки ресурсов от институциональных единиц сектора домашних хозяйств к единицам, относящимся к другим секторам экономики, состав которых определяется особенностями существующей системы социального страхования.

Общая схема классификации видов социальных отчислений, отражаемых на этапе вторичного распределения доходов в СНС, представлена на рис.5. Социальные отчисления Условно исчисленные Фактические Социальные отчисления работодателей Социальные отчисления наемных работников Социальные отчисления самозанятых и лиц не занятых в экономике Обязательны е Доброволь-ные Обязате льные Добровольн ые Обязатель- ные Доброволь-ные Рис.5. Классификация социальных отчислений Организация системы выплат социальных пособий при вторичном распределении доходов охватывает систему трансфертов кроме социальных трансфертов в натуральной форме в виде обратных потоков ресурсов, направленных от секторов – получателей социальных отчислений или использующих для этих целей собственные ресурсы к сектору домашних хозяйств.

Выделяются два вида социальных пособий: 1. Пособия по социальному страхованию. 2. Пособия в виде социальной помощи. Кроме того, в составе социальных пособий в соответствии с используемыми формами их выплат выделяются пособия в денежной форме и пособия в натуральной форме. Обязательным условием получения пособий по социальному страхованию является участие в специальных программах (включая программы, финансируемые из фондов социального обеспечения) в отличие от пособий в виде социальной помощи, права на получение которых могут распространяться и на другие категории лиц. В составе социальных пособий, отражаемых на данном этапе, выделяются три группы пособий: 1. Пособия в денежной форме, выплачиваемые по программам социального страхования из фондов социального обеспечения, организуемых государственными учреждениями и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. 2. Пособия в денежной и натуральной формах, выплачиваемые по всем видам частных программ социального страхования (с образованием и без образования соответствующих фондов). 3. Пособия в денежной форме в виде социальной помощи.

Источниками выплат денежных пособий по социальному обеспечению как разновидности пособий по социальному страхованию являются фонды социального обеспечения. С учетом особенностей организации систем социального страхования в различных странах мира в рамках разработанной общей классификации выделяются семь основных видов социальных пособий в денежной форме, выплачиваемых их фондов социального обеспечения: 1. Пособия по болезни и инвалидности. 2. Пособия по материнству. 3. Детские, семейные пособия и пособия на других иждивенцев. 4. Пособия по безработице. 5. Пособия по старости и потере кормильца. 6. Пособия по случаю смерти. 7. Прочие пособия. Пособия по частным программам социального страхования при образовании специальных фондов выплачиваются домашним хозяйствам, имеющим права на их получение в соответствии с условиями реализуемых программ. В рамках реализуемых программ предусмотрены выплаты видов пособий, аналогичных пособиям, предоставляемым из фондов социального обеспечения. Источниками таких выплат являются фонды страховых компаний, пенсионных фондов и специальные страховые фонды, организуемые и управляемые институциональными единицами.

Пособия по социальному страхованию из источников, не связанных с образованием специальных фондов, выплачиваются работодателями наемным работникам, их иждивенцам и лицам, потерявшим кормильца. В их состав включаются пять видов выплат: 1. Выплаты заработной платы (обычной или пониженной) за период отсутствия на работе в связи с болезнью, несчастными случаями. 2. Выплаты детских и семейных пособий. 3. Выплаты пенсий по старости или пенсий бывшим работникам, их родственникам в связи с потерей кормильца. 4. Оплата медицинских услуг. 5. Оплата пребывания в лечебных, реабилитационных и социальных учреждениях. Пособия в виде социальной помощи как разновидность текущих трансфертов, отражаемых на данном этапе, выплачиваются домашним хозяйствам секторами государственных учреждений и НКО, обслуживающими домашние хозяйства. Их выплаты осуществляются при условиях отсутствия в системе социального страхования программ, предусматривающих страхование отдельных непредвиденных событий, ограниченного участия домашних хозяйств в существующих программах социального страхования или недостаточности средств, выплачиваемых в виде пособий по социальному страхованию. В состав пособий в виде социальной помощи не включаются пособия, выплачиваемые их фондов социального обеспечения.

Социальные пособия кроме социальных трансфертов в натуральной форме, учитываемые на этапе вторичного распределения доходов, в качестве элементов делятся на две группы: 1. Все виды социальных пособий в денежной форме, выплачиваемые сектором государственных учреждений из фондов социального обеспечения, а также пособия в виде социальной помощи, выплачиваемые сектором государственных учреждений и сектором НКО, обслуживающих домашние хозяйства. 2. Все виды пособий по социальному страхованию в денежной и натуральной формах, выплачиваемые из частных фондов и источников, не связанных с образованием специальных фондов. Социальные пособия в натуральной форме, предоставляемые домашним хозяйствам секторами государственных учреждений и НКО, обслуживающими домашние хозяйства, рассматриваются как часть социальных трансфертов в натуральной форме и не учитываются на этапе вторичного распределения доходов. Пособия в натуральной форме, получаемые из специальных фондов, и из источников, не связанных с их образованием, в соответствии с их экономическим содержанием не относятся к социальным трансфертам в натуральной форме и, соответственно, должны учитываться на этапе вторичного распределения доходов.

Последним элементом в системе текущих трансфертов, отражаемых на этапе вторичного распределения доходов, являются прочие текущие трансферты, осуществляемые в денежной и натуральной формах между институциональными единицами. В их состав включаются четыре элемента: 1. Премии и возмещения по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни. 2. Текущие трансферты между единицами сектора государственных учреждений (перераспределение ресурсов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, формирование фондов социального обеспечения). 3. Международные трансферты (межправительственные, связанные с участием в международных организациях). 4. Прочие текущие трансферты (трансферты некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, трансферты между единицами сектора домашних хозяйств, штрафы и пени, компенсационные выплаты). Результатом вторичного распределения доходов для секторов экономики является формирование располагаемых доходов.