Характеристика русской литературы 18 века. План работы 1.Преобразования в России 18 века. 2.Связь с древнерусской литературой. 3.Классицизм 4.Сатира в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные литературные направления. Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. И.Н. Никитин.Портрет Пётра I В начале XVIII века, в Петровскую эпоху, Россия стала.
Advertisements

Основные литературные направления Урок литературы в 9 классе.
Литературные направления. Вспомним Литературное направление объединяет наиболее общие, характерные черты художественного стиля той или иной эпохи.
Русская литература XVIII века – литература классицизма XVIII век век Просвещения век Просвещения век абсолютной монархии век Екатерины II.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление – классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы.
Литература и искусство России в середине 18 века Работу выполнила: Шамоян Термина ученица 7 а класса.
Русская литература XVIII века. Историческая эпоха.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
В начале 18 века, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться, благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни.
К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Зачетный урок по литературе XVIII века. 1-й вариант 1. Какие из нижеперечисленных утверждений соответствуют принципам классицизма? а ) античная культура.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Выполнила ученица 9 В класса Душечкина Елизавета.
Из русской литературы XVIII века. Первая половина XVIII века Что знаю об этом периоде Соответствует/не соответствует (+/-) Сведения, не вошедшие в 1 графу.
КЛАССИЦИЗМ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.
Литература 18 века Классицизм в России. Временной луч К 10 – 13 вв. древнерусская литература 17-начало 18 вв.западно-европейский классицизм Русская литература.
Литература XVIII века Литература XVIII века Классицизм в русском и мировом искусстве. Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Спасская общеобразовательная.
Транксрипт:

Характеристика русской литературы 18 века

План работы 1. Преобразования в России 18 века. 2. Связь с древнерусской литературой. 3. Классицизм 4. Сатира в 18 веке. 5.Сентиментализм

Преобразования в России 18 века Преобразования наблюдаются в государственной и культурной жизни. 1. Возросла военная мощь страны, много достижений в науке, культуре, технике, промышленности, образовании. 2. Открытие Московского университета, общеобразовательных школ, профессилнальных училищ, основана первая русская газета, учреждены Академия наук, Академия художеств, первый постоянный русский театр.

Преобразования в России 18 века «ВЕДОМОСТИ – первая русская печатная газета, которая начала издаваться по инициативе Петра I в Первоначальное название газеты – «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах».

Преобразования в России 18 века 30 августа 1756 Основан первый русский постоянно действующий и общедоступный государственный театр У колыбели его стоял ярославец Федор Григорьевич Волков.

Связь литературы 18 века с древнерусской литературой Исторические особенности литературы: - высокое представление об искусстве слова и о миссии поэта, - воспитательное значение книги. Главная идея литературы 18 века – пафос государственного строительства и преобразований. На 1 плане стояли: - Высокая гражданско –патриотическая поэзия, - Обличительно – сатирическая критика пороков общества, которые мешали прогрессу.

Связь литературы 18 века с древнерусской литературой Центральный жанр литературы – ода или жанры близкие к оде в плане высокой сатиры (басня и бытовая комедия нравов)

Классицизм Классицизм – это литературное направление, которое сформировалось в первой трети 18 века (Италия, Франция) Основные черты: 1. Обращение к образам античной литературы и искусства как к эстетическому эталону 2. Высокие жанры – трагедия, эпопея, драма, 3. Низкие жанры – комедия, сатира, басня

Классицизм Классицизм в России. Основоположники: А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов и другие. Произведениям свойственна сатирическая направленность.

Классицизм Князь Антиох Дмитриевич Кантемир, широко и разносторонне образованный писатель, родился 10 (21) сентября 1708 г. в Константинополе. Он с детства воспитывался в глубоком уважении к личности Петра I и его преобразованиями. А.Кантемир получил блестящее образование. Он прекрасно знал древние и современные иностранные языки, античную, итальянскую, французскую, английскую и испанскую литературу. Его обширные знания поражали современников.

Классицизм Наибольший вклад в развитие русской поэзии внёс Тредиаковский начатой им реформой силлабического стиха. В 1734 году он написал необычным размером поздравительное стихотворение, а в опубликовал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов...». В своём трактате Тредиаковский произвёл коренную реформу русского стихосложения, введя в него тоническую систему. При этом основывался он на опыте изучения западной поэзии, но сама мысль о применении тонического ритма к русскому стиху была подсказана (как он сам отмечал) наблюдениями над ритмом русских народных песен. Тредиаковский предложил для русского стиха понятие стопы («Стих начавшего стопой прежде всех в России», как сказано в надписи 1766 года к его портрету). Реформа Тредиаковского носила половинчатый характер: «тонический» принцип был распространён только на длинные стихи из 11 или 13 слогов, рифма рекомендовалась женская, из всех пяти стихотворных размеров предпочтение получил хорей. Эта неполнота теории Тредиаковского была замечена Ломоносовым

Классицизм М. В. Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо- тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), причём именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный (оды Иоанну Антоновичу, «Вечернее размышление»), затем облегчённый пропусками ударений. Основоположник русской торжественной (обращённой к правителям) и философской оды. Поэзия Ломоносова насыщена научной, космической и натурфилософской образностью (дидактическое послание к Шувалову, «Размышления»); он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы). Неоконченная поэма «Пётр Великий» стала попыткой национального эпоса.

Сатира в 18 веке. Сатирические журналы. 1.«Всякая всячина»(негласный издатель Екатерина 2 ) Цель: уменьшить роль общественной сатиры и увеличить значение правительственной сатиры, которая служит интересам монархии. («Адская почта», «Ни то, ни сил в прозе и в стихах») 2. Журналы русского просветителя Н.И. Новикова «Трутень», «Живописец»

Сатира в 18 веке. Выходил с января 1769 года. Издателем был Г. В. Козицкий, секретарь императрицы Екатерины II. Номера состояли из нескольких листков форматом в половину страницы школьной тетради. Тираж первого выпуска составил 1692 экземпляров, следующие двенадцать вышли тиражом в 1500 экземпляров, затем количество экземпляров снизилось до 1000, последних шесть номеров отпечатано по 600 экземпляров. Вышло 52 выпуска в 1769 году и 18 выпусков в 1770-ом. Журнал выступал за сатиру в «улыбательном духе», за обличение пороков, но не отдельных лиц и конкретных недостатков государственного и социального строя России. Поддерживал мнение императрицы, занимая враждебную позицию по отношению к Николаю Новикову и его изданиям.

Сатира в 18 веке. Екатерина II, правившая с 1762 по 1796 г., считала себя просвещенным монархом, гордилась своей перепиской с Вольтером и французскими энциклопедистами. Литературу она рассматривала как мощное средство воспитания подданных и пропаганды политики властей. Императрица сама была плодовитым писателем- сочиняла пьесы, повести, политические трактаты, труды по истории; интересны автобиографические «Записки», охватывающие лишь первую половину ее жизни.

Сатира в 18 веке. Одним из первых на призыв императрицы откликнулся Николай Иванович Новиков ( ), который начал издавать журнал «Трутень», сразу вступивший в полемику со «Всякой всячиной». Новиков предложил свое видение сатиры-как гораздо более сильного общественного лекарства. Сатира становится инструментом социальной критики, в «Трутне» звучит не только ирония в адрес бездумно подражающих всему французскому молодых людей, но и обличение крепостничества

Сатира в 18 веке.

Сентиментализм Сентиментализм - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России с конца XVIII до начала XIX века. Основные черты русской литературы сентиментализма: 1. уход от прямолинейности классицизма, 2. подчеркнутая субъективность подхода к миру, 3. культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, 4. утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Сентиментализм Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника» (1791–1792). Его повесть «Бедная Лиза» (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Вывод. Русская литература 18 века в своём стремительном развитии обеспечила будущие великие достижения искусства слова, последовавшие в 19 веке. Она почти догнала ведущие европейские литературы и смогла « в просвещении стать с веком наравне»

Домашнее задание 1. Расскажите о преобразованиях в России 18 века. 2. Что унаследовала литература 18 века у литературы древнерусской? 3. Что такое классицизм? Каковы его характерные черты? Кто явился основоположником классицизма? 4. Что такое сентиментализм? Каковы его характерные черты? Кто явился основоположником русского сентиментализма?