РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МОУ Центр образования 49 г. Тверь учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Игра Предметы. Участники игры разбиваются на 2 команды. Из каждой команды выбирают по водящему. Члены каждой команды выкладывают на стол по одному.
Advertisements

Современные подходы к организации и анализу урока.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Игры Игра «Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
Автор : Смолина Н. М. учитель высшей категории МОУ Арефинская СОШ.
Игра проводится в шесть туров. В каждом туре вопросы предлагаются командам либо в порядке установленной очереди и, если команда не может ответить или.
Морфологический разбор имени существительного. Урок русского языка в 4 классе Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 2 Цыплакова Н.В.
Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап:
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Образовательная технология развития критического мышления Комиссарова И.А. Учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Новорепное»
«Системно – деятельностный подход: обучение как средство формирования УУД и личностных качеств учащихся» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
Занимательная игра по русскому языку.. обогащать словарный запас и речь учащихся, формировать орфографическую зоркость, развивать внимание, память, мышление,
Использование элементов методики «Педагогика + ТРИЗ» на уроках в начальной школе. Учитель Макогон О.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Дидактические игры в воспитании интереса к предмету.
Автор презентации: учитель начальных классов Овчинникова М.Н. Голицынская СОШ 1.
. Презентацию подготовила: Гамаюнова Е.Ю. Использование элементов исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
1 2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛИ.
Транксрипт:

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МОУ Центр образования 49 г. Тверь учитель русского языка Букашкина Ольга Николаевна

Система образования - открытая, развивающаяся, эффективная система, которая соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем. Ориентирована на будущее и постоянно обновляется целями, содержанием и т. д.

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса

Психолого- педагогической сущностью современных подходов к дифференциации является индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей и интересов каждого школьника.

1)Передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни; 2) Выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно- познавательной деятельности; 3) Развитие познавательной активности творческих способностей. Дидактические цели:

Типы уроков: 1) Урок сообщения новых знаний; 2) Урок закрепления; 3) Урок применения знаний и умений; 4) Урок обобщения и систематизации знаний; 5) Урок проверки и коррекции знаний и умений; 6) Комбинированный урок (урок смешанного типа).

Урок в технологии творческого развития

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технологии развития умственной деятельности Главная цель - придание познавательной деятельности на уроке характеристик интереса, активности, мотивированного выбора вариантов решения задачи и т.д. Классификация по виду деятельности на уроке: - проблемно-поисковые технологии обучения; - технологии исследовательской деятельности; - технологии моделирующего обучения; - коммуникативно-диалоговые технологии. Основные черты технологий развития умственной деятельности: * процессуально-целевая ориентация; * относительная целостность; * ориентируют учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;

Технологии моделирующего обучения (учебные игры). В отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют вспомогательную роль: иллюстрации, стимулирование интереса, эмоционально-привлекательный фон, в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов (в том числе и учебных). * процесс обучения представляется как творческий поиск решения познавательных задач ; * познавательная рефлексия над результатом и процессом познания; * активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность); * позиция педагога - « партнер по учебному исследованию »; * изменяемость и воспроизводимость результатов.

Виды игр: - игры-ситуации; - сюжетные; - игры-драматизации; - игры-имитации реальной деятельности; - состязательные игры; - коммуникативные игры (диалоги, дискуссии); - игры-процессы (моделирующие проявление способностей, личностных качеств в несюжетных играх).

Проблемно-поисковые технологии Эти технологии основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Идеи обучения на этой основе впервые были высказаны Д. Дьюи, наметившим опорные этапы мышления, как процесса решения проблем. В отечественной педагогике теория и практика проблемно- поискового обучения разрабатывалась в трудах Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, А.М. Матюшкина, И.Я. Лернера и др. Общие черты: - направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как основного содержания обучения; - постановка учащегося в позицию исследователя, первооткрывателя; - столкновение учащихся с противоречиями между новыми и прежними представлениями и стимулирование у них чувства неудовлетворенности имеющимися представлениями, потребности разрешать противоречие;

Коммуникативно-диалоговые технологии включают в себя следующие процедуры: 1. Постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения (о путях решения значимой для группы задачи; об истинности противоречивых, альтернативных высказываний; о причинах актуального для учащегося явления и т.д.). 2. Введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или путем организации опыта учащихся. 3. Целенаправленный и упорядоченный ход обсуждения. Организация и управление обсуждением осуществляется учителем в двух планах: 1) конкретно-содержательном; 2) организации взаимодействия в группе в процессе обсуждения. 4. Анализ и оценка дискуссии. 5. Подведение итогов.

Виды дискуссий: * Учебная дискуссия с высоким уровнем проблемности. * Дискуссия - вопросно-ответный обмен мнениями. * Проблемная дискуссия с выдвижением проектов. * Межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»). * Дискуссия с игровым моделированием. * Направленный диалог. * Дискуссия на основе обмена мнениями в формах: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «симпозиум», «конференция», «дебаты». * Коллективные способы обучения (обучение в парах сменного состава). Следует отметить, что в «чистом» виде технологии развития умственной деятельности (проблемно- поисковые, исследовательской деятельности, моделирующего обучения, коммуникативно - диалоговые) используются крайне редко. В связи с этим, мы рекомендуем использовать их комплексно.

Языковая игра, по определению В.З.Санникова,- это некоторая неправильность (или необычность), осознаваемая и намеренно допускаемая говорящим. Есть немало игр, которые открывают богатство языка и позволяют понять важные свойства произведения словесности. Рассмотрим их. МЕТАГРАММЫ. Метаграммы- это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине или конце слова. ОН-ТОН-СТОН, заменяться другой:ЗАЙКА-БАЙКА-ГАЙКА-ЛАЙКА- МАЙКА-ПАЙКА-САЙКА-ЧАЙКА-ШАЙКА. Можно одновременно прибавлять буквы и менять часть слова: РОК- ПРОК-СРОК-УРОК-КУРОК-ЗАРОК_-ЖИРОК-МОРОК-ПОРОК-СУРОК- ШИРОК-ОГАРОК-ОКУРОК-ПОДАРОК и т.д. Можно составить лесенку: каждое новое слово на одну букву длиннее предыдущего:О-ОН-СОН- СЛОН-САЛОН-ЗАСЛОН… С помощью метаграммы можно составить цепочки слов.Например: превратим кота во льва. Ответ:КОТ-ЛОТ-ЛОВ-ЛЕВ. Как превратить маму в папу? Как из мышки сделать кошку? Как найти в реке щуку?

ШАРАДЫ. Шарады - это особые загадки. Слово, которое надо отгадать, разделяя на части, каждая из которых имеет значение самостоятельного слова. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифразов), а затем – значение целого. Первое - предлог, второе - девочка, целое бывает у рыболова. ( удочка) Но самое интересное - не фронтальное загадывание и отгадывание шарад, а их составление. Для этого заранее предлагается группам (командам) учеников найти в словаре 5 слов, которые можно разделить на части, равные самостоятельным словам. На уроке команды коллективно сочиняют шарады. Например, выбрано слово ясень. Из него может получиться такая шарада: « Первое- местоимение, второе- прохлада, целое- дерево». Слово победа можно загадать в такой шараде: «К предлогу прибавьте несчастье и добивайтесь целого». Итак, команды сочиняют шарады и по очереди загадывают их соперникам. На отгадывание - 30 секунд; за каждый правильный ответ - 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается. Еще интереснее шараду не произносить, а изобразить в виде сценки. Потребуется богатая фантазия для изображения предметов.

БЕСТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. В этой игре значение слова определяется не по правилам, а на основе многозначности, созвучия части слова с другим словом, на ложном объяснении происхождений слова. Приведем несколько примеров Речушка – небольшой доклад Напасть- намордник Школьники найдут в настоящем толковом словаре слова, которые можно включить в « бестолковый словарь». Работа проводится группами.Чья команда остроумнее составит одно определение за минуту- определит жюри. Победителям вручается приз, а придуманные ребятами определения стоит записать в журнал творческих работ. ПАЛИНДРОМЫ. Палиндромы - это слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево: боб, дед, еле, око, наган, комок, мадам. Возможны предложения- палиндромы: Дорог тот город. Разновидность палиндромов - слова, которые при чтении справа налево имеют другое значение: топор-ропот, нос- сон, ворон-норов, огород - дорого и другие. Пусть школьники посоревнуются: кто приведет больше слов- палиндромов, а если удастся – сочинят предложения - палиндромы. ( Леша на полке клопа нашел.)

ПАРОНИМЫ. Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу. Чаще всего у них имеется общая производящая основа (чужой - чуждый, героизм- геройство). Игра состоит в том, что от каждой команды выделяются «эксперты», которые должны за 1 минуту объяснить значения предложенных слов и придумать с ними словосочетания или предложения. За правильный ответ - очко, за неправильный или отсутствие ответа очко снимается. Потом работает другая группа «экспертов». Выигрывает команда, получившая больше очков. Для подбора паронимов целесообразно использовать «Словарь паронимов современного русского языка». Вот примеры паронимов. Великий - величественный, героический – геройский, гуманистический – гуманный, деловитый – деловой, драматический – драматичный, единый – единственный, тема – тематика, эффективный – эффектный. ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ (АРХАИЗМЫ, СЛАВЯНИЗМЫ, ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА). Предлагаются группы синонимических слов и словосочетаний: 2 архаизма, 1 современное (или наоборот); 2 общеупотребительных,1 неологизм; 2 исконно русских, 1 заимствованное (или наоборот). Задача игроков – найти «лишнее» слово и объяснить свое решение. Например: алкать – желать – жаждать (2 – современное слово); брань – война – битва (1 – архаизм);

РЕДАКТОР. Игроки выступают в роли редакторов «неправильных» текстов: они объясняют, в чем ошибка, и предлагают правильный текст. У каждого учителя наверняка есть набор стилистических и речевых ошибок учащихся, этот материал и следует использовать в игре. АКРОСТИХ. Акростих – то стихотворение, в котором первые буквы строк, прочитанные сверху вниз, составляют какое-либо слово. Вот акростих русского поэта конца 18 века Ю.А. Нелединского - Мелецкого. Здесь, как в шараде, описано явление, которое названо начальными буквами строк. Пусть школьники отгадают эту загадку, а потом сами попробуют сочинить акростих. Довольно именем известна я своим; Равно клянется плут и непорочный им, Утехой в бедствиях всего бываю боле, Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле, Блаженству чистых душ могу служить одна, А меж злодеями не быть я создана. ПОСЛОВИЦЫ НА НОВЫЙ ЛАД. Двум командам дается задание – переделать фразеологизмы, афоризмы или пословицы: соединить половинки разных пословиц, чтобы получилась веселая чепуха, переосмыслить известные выражения.

За каждую смешную и остроумную фразу команде начисляется очко. Вот примеры А. Кнышева. Старость – не новость. Нет порока в своем отечестве. За одним зайцем погонишься – двух уже не поймаешь. В едином строю, плечом к плечу, как сельди в бочке. Яйца от курицы недалеко падают. Тише будешь – дальше уедешь. Любо, но дорого. Свежемороженая глупость. НА ЗНАКОМЫЙ МОТИВ. В словесности иногда используется размер стиха и интонация известного стихотворения для создания нового произведения. Это не стилизация и не пародия, потому что автор не ставит цели обнаружить особенности стиля и высмеять их. Он просто вливает в готовую форму свое содержание, и это неожиданное сближение создает юмор. Интересно предложить восьмиклассникам посоревноваться, кто сочинит наиболее интересный перепев известного произведения. Может быть, так? Сижу я голодный в квартире пустой. Вскормленный котлетами пес молодой – Мой шустрый приятель, махая хвостом, Для поисков пищи покинул мой дом.

КРОССВОРДЫ. Хорошо воспринимаются детьми кроссворды различных типов и уровней, тем более что в самом принципе этой уникальной игры заложено развитие интеллекта именно при содействии его величества Слова. Здесь можно использовать разные варианты, например: А А А А Приведенную сетку нужно заполнить, найдя соответветствующие слова, имеющие букву А в начале, середине, конце слова и прочее. Можно рисовать любые фигуры – ограничений нет. Пирамиды с одинаковыми буквами, звездочками, концы которых нужно соединить в определенном порядке, чтобы получить нужные слова, и так далее. Отгадайте загадки, ответьте на вопросы. В выделенных клеточках кроссворда вы прочтете название дерева. 1. Какой зверек любит орешки? 2. Без рук, без ног, а ворота отворяет. 3. Кто живет под землей? 4. Зимой и летом одним цветом. 5. Зимой белый, летом серый. 6. Кто из зверей в сказках слывет хитрым?

Большой интерес ребят вызывает так называемая МОЗАИКА: рисуется окружность, в которой беспорядочно разбросаны буквы слова – нужно восстановить, собрать это слово. Например: Кроме того, дети могут предложить следующие слова: ШОК, МОР, КОШМАР, ШАРМ и так далее. УЧЕНИКИ БЕЗ ТРУДА ДОГАДАЮТСЯ, ЧТО ЭТО СЛОВО РОМАШКА*. Конечно, таких примеров можно привести огромное количество, слова подбираются очень легко, игра увлекает учеников, и они сами приносят варианты этих игр. а ш о к м а р

«ТИПОГРАФИЯ». Суть игры состоит в том, чтобы составить максимальное количество слов из букв длинного слова. Выигрывает та команда, которая сумеет составить больше слов. Например, дано слово ТИПОГРАФИЯ. Составим слова: ТИП, РОТ, ТОРФ, ПИРАТ, ПИР, РИГА, ГРАФ и так далее. Постепенно игра может усложняться – учитываются только те слова, которые содержат не менее четырех слогов, пяти и т. д. «СКОЛЬКО ВЫ ЗНАЕТЕ СЛОВ НА ЭТУ БУКВУ?» Кто подберет больше слов на какую – либо букву? (преподаватель называет эту букву) «САМЫЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ». Задание. Посмотрите на рисунок. Кто назовет больше предметов, изображенных на рисунке? (рисунок демонстрируется не более минуты, затем закрывается). «ЖИВОЙ - НЕЖИВОЙ». Задание. Я буду произносить разные слова (имена существительные) и при этом бросать вам мячик. Если слово, которое я произнесла, обозначает одушевленный предмет,- ловите мяч, если предмет неодушевленный – не ловите мяч.

«ЧТО Я ЗАГАДАЛА?» Задание. Я загадаю предмет, который находится в аудитории. Попробуйте отгадать, что это за предмет. Вы можете задавать мне вопросы, но только такие, на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Комментарий. Загадывается предмет, название которого известно учащимся. Водить может один из учащихся; количество вопросов, которые можно задавать, целесообразно ограничить (5-10). «СЛОВО ЗА СЛОВОМ». Задание. Я называю слово, следующий участник игры называет слово, начинающееся на ту букву, которой оканчивается слово, названное мной. ГРИБ – БРОД – ДРУГ… Комментарий. Если названное слово оканчивается на Ь или Ы, то следующий называет по предпоследней букве, например: СОЛЬ – ЛЕТО. Игра ведется только с именами существительными в именительном падеже. «ИГРА В СЛОВА». Описание игры. Дается первая, последняя буква и черточками указывается количество букв между ними. Выигрывает тот, кто быстрее найдет нужное слово ( или предложит наибольшее количество вариантов). И - - А (игра), Р А (работа)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «КОРЕНЬ И ДЕРЕВО». Задание. Придумайте как можно больше производных от слова … Комментарий. Игра может строиться и по – другому: дается список корней, от каждого из которых надо образовать имя существительное, прилагательное, глагол. «ОДНО СЛОВО». Задание. Составьте предложение из слов, каждое из которых включает один и тот же корень ( например, «ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ИЗОБРЕЛ ИЗОБРЕТЕНИЕ» или «УЧЕНИК УЧИТСЯ ПО УЧЕБНИКУ УЧИТЕЛЯ». «С РУССКОГО НА РУССКИЙ». Задание. Попробуйте передать содержание фразы так, чтобы в ней не повторялась структура оригинала (например: Он сказал, что завтра придет. – По его словам, он на следующий день будет здесь). «ЗНАТОК». Задание. Назовите как можно больше слов, которые относятся к разным грамматическим категориям (например, ПЕЧЬ - существительное и глагол).

ПРЕДКОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ. «РАЗГОВОР НИ О ЧЕМ». Задание. Вы знаете, что люди нередко говорят ни о чем. Попробуйте вести такой разговор как можно дольше. Комментарий. Желательно задавать ситуацию разговора: 1. Вы встретились с человеком, но не помните, кто он, откуда вы его знаете; 2. Вы в гостях, молчать неудобно; 3. Вы вызвали подчиненного, но забыли зачем. «КАК БЫ ЭТО ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ?» Задание. Меня недавно попросили перевести одну статью, а у меня совершенно нет времени. Посоветуйте, как мне отказаться, чтобы не обидеть просившего. «ИНТЕРВЬЮ» (ролевая игра). Задание. Вы журналисты «…» (название местной газеты). К нам приехала делегация. Представьтесь, задайте вопросы (с какой целью приехала делегация, каков ее состав, программа).

ПРИЛОЖЕНИЕ. КОНСПЕКТ УРОКА (5 класс). ТЕМА: Имена существительные одушевленные и неодушевленные. ЦЕЛИ:1. научить детей отличать одушевлённые имена существительные от неодушевленных; 2. развивать внимание, память; 3. воспитывать интерес к родному языку. ТИП УРОКА: объяснение нового материала. ПЛАН. Орг. момент. Постановка целей урока. Работа в группах. Игра «Четвёртый лишний». Задание простое (оно записано на доске): из каждой группы слов исключить одно лишнее. Победит та команда, которая не просто сможет исключить слово, но и объяснить причину, по которой данное слово является четвёртым лишним. Корова, лошадь, овца, медведь. (Ребята объясняют так: исключаем медведь, так как остальные животные – домашние.) Тетрадь, журнал, блокнот, ручка. Врач, «Скорая помощь», лекарство, троллейбус. Шкаф, ковёр, диван, полки. Племянник, сестра, школьник, мачеха.

Конверт, телеграмма, деньги, марка. Аудитория, студенты, знамёна, преподаватель. Обратите внимание: имена существительные, с которыми мы работали, отвечают на вопросы кто? (или что?), то есть являются одушевлёнными или неодушевлёнными. Объяснение нового материала (работа с тетрадью – справочником). Имена существительные одушевленные неодушевленные служат названием обозначают названия людей, животных инеживых предметов, отвечают на вопрос: отвечают на вопрос: кто? Что? Кто? корова, сестра, врач, преподаватель… Что? лекарство, троллейбус, шкаф… (ребята сами определяют одушевл. неодушевл. предметы по материалам игры ) Однако различные категории одушевленности и неодушевленности в грамматике не полностью совпадает с научными представлениями о живой и неживой природе.

Например 1) названия растений относятся к существительным неодушевленным; 2) слова мертвец, покойник, валет, одушевленные 4 Работа с учебником (чтение правила стр. 194 хором) 5 Упражнение 462 (работа с доской) одушевленные / неодушевленные. Ребята выходят по одному человеку, записывают слово в нужную колонку, обосновывают свой выбор (устно) и садятся на место. 6 Творческая работа. Имя существительное – самая существенная часть речи. Вот стихотворение, которое целиком состоит из одних только существительных, а нам все понятно. (стихотворения раздаются ребятам) Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица…

Задание: 1) Запишите стихотворение в тетрадь; 2) Укажите одушевленные / неодушевлённые имена существительные; 3) Вспомните автора данного стихотворения. 7. Игра «Фантазёры». Потрудились? Молодцы! А сейчас немножко отдохнём. Поиграем в игру «Фантазёры». Посмотрите, на доске записаны правила игры. Вам предлагаются тройки слов, которые нужно включить в высказывание. Победит та команда, игроки которой удачнее соединят слова. Например: чай, очки, газета. Дедушка выпил чай, надел очки и начал читать газету. Внимание! В игре участвуют все члены команды! 1 команда: ОБЕД, ТРАМВАЙ, БИБЛИОТЕКА. 2 команда: ДРУГ, КИНО, МОРОЖЕНОЕ. 3 команда: ТЕПЛОХОД, СЕВЕР, ШКОЛЬНИКИ. Три лучших предложения (по одному от каждой команды) записываются классом в тетрадь с указанием одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. 8. Самостоятельная работа (упражнение 464). 9. Познавательная игра «Десять птиц». Задание: Вспомните десять птиц, в названиях которых по две буквы О, а в одном их даже три.

1) – О – О - (сокол) 2) – О - О - - (сорока) 3) - О - О - - (ворона) 4) - О – О (соловей) 5) - О - О (воробей) 6) - О - О (коростель) 7) - О - О (поползень) 8) - О - О (коноплянка) 9) О - О (мухоловка) 10) О - О - О - (жаворонок) Одушевлёнными или неодушевлёнными будут эти имена существительные? Почему? 10. Итог урока. Какие имена существительные называются одушевлёнными? На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные? Подберите однокоренные слова к слову одушевлённый. 11. Д/З. Параграф 78, упражнение 463 (если осталось на уроке время, то проводится разбор домашнего задания). *Сильным ученикам можно предложить найти в словаре по 5 существительных одушевлённых и неодушевлённых. Для слабых целесообразно проводить работу по тексту с тем же заданием.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «БОЛЬШОЙ ИГРОВОЙ МАРАФОН». Класс разбивается на команды, выбираются члены жюри. Задача каждой команды – быстро и правильно пройти каждый тур «Большого игрового марафона», принеся своей команде большее количество баллов. 1ТУР «СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ». Задача играющих – продолжить предложенный ряд. Для этого они должны догадаться, какая закономерность лежит в основе построения ряда. Игра развивает способность видеть общее в различном, замечать неочевидные закономерности. В скобках даны ответы. актриса, родина, патриот, … (например, стриж. В словах можно выделить числительное) духи, орган, хлопок, … (например, замок. Все слова могут иметь два ударения) * блок, даль, роман, … (например, лист. Эти слова могут быть как именами собственными, так и нарицательными) сень, беда, корь,…(например, лик. Если в начале каждого слова поставить букву Я, получатся новые слова: ясень, ябеда, якорь, ялик) вата, сова, дрова, …(например, олива. Если во всех словах заменить В на Ф, получатся новые слова: фата, софа, дрофа, олифа) алый, бордовый, вишнёвый, …(например, голубой. Слова идут по алфавиту и все называют цвета) яд, око, стол, …(например, клоун. Любое слово из пяти букв)

округа, поездка, прибой, …(например, перевал. Любое слово с приставкой из четырёх букв) дорога, река, минога, …(например, фанера, так как начало каждого слова – название ноты) 2ТУР «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ». Игра сходна по сути с предыдущей. Нужно проанализировать ряд из четырёх слов и назвать слово, у которого нет качества, присутствующего у всех остальных. Ответ в этой игре нужно давать вместе с объяснением, почему именно это слово лишнее. *печка, свечка, утка, овечка (утка, остальные рифмуются) *крик, кричать, квакать, кукарекать (крик, остальные – глаголы) *золото, ураган, молоко, болото (ураган, остальные содержат полногласные сочетания) *лебедь, воробей, ворона, попугай (ворона, остальные мужского рода) *рыба, рак, угорь, скорпион (угорь, остальные – названия созвездий Зодиака) *уши, головы, ноги, плечи (головы, остальные называют парные предметы) *крум, брук, друг, шмяк (друг, остальные не являются словами, так как ничего не называют) *норка, ключ, тропа, коса (тропа, остальные – омонимы) *ворота, чернила, задания, ножницы (задания, остальные не имеют единств. числа) *ведро, мусоропровод, помойка, туалет (помойка, остальные 2 – го склонения) *полнолуние, Луна, месяц, Земля (полнолуние, остальные называют небесные тела)

*ночь, дочь, рожь, мышь (рожь, не имеет множ. числа) *пароход, парной, парик, парник (парик, в остальных корень пар) 3ТУР «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ КАНОНЫ». Канон представляет собой полузапись – полурисунок, разделённый вертикальной чертой, с каждой стороны – по три элемента. Играющие должны понять принцип построения канона и на основе этого принципа восполнить недостающий элемент. Дыня 4 Арбуз ? Дом 3 (5 – кол – во букв в слове) Зима б Весна ? Осень ж (з – зеленая) Зима д Весна м Осень ? (с – первая буква первого месяца этого времени года) Е Э Ю ? Я А (у – в начале слова Ю=Й+У) Мама С Красивая П Люблю ? (Г – глагол)

Раб 1 Бар 3 Бра ? (2 – порядковый номер буквы Р в слове бра) П В С Ч ? С (П – пятница) Стол М Дама ? Окно С (Ж – женский род) Стол 0 Красивый ? Небо 1 (2 – кол – во букв в окончании) Ц В Е Т О ?(К – последняя буква в слове цветок) Прибой ? Склон 1 Довод 2 (3 – кол – во букв в приставке) Мама 1 Стол ? Дочь 3 (2 – склонение) Хорошо П Мокрый ? Светло Т (С – сухой )

Лоб Ч Щёки Л Глаз ? (О – око, лоб – чело, щёки – ланиты) Б П В ? Д Т (Ф – парный глухой к звонкой согласной В) ОТО П АЛА ? АЗА К(Ш – первая и последняя буква в слове шалаш) ОС Н ОТ Р УБ ? (З – первая буква слова зуб) БУ КА РАН МА ГА ? (ДАШ – последний слог слова карандаш, которое можно составить аналогично слову бумага) ЯЗЬ В ВЯЗ Т ЗУБ ? (П – первая, порядковый номер буквы З в слове, В – вторая, Т – третья)

3 Т 5 ? 9 Д (П – первая буква числительного пять) 3 ? (3 – кол – во букв в числительном три) ? 9 5 (3 – порядковый номер буквы Т в числительном пять) 4ТУР «Языковые пропорции». Суть задания в том, чтобы понять, каковы отношения между членами пропорции и найти недостающие. Если ребята играют впервые, следует напомнить им, что такое пропорция в математике, разобрать несколько примеров. Черное\белое=огонь\ (вода) Сила\доброта=(слабость)\злость Война\смерть=(мир)\жизнь Рысь\кошка=волк\(собака) Лампа\(свет)=радио\звук Больница\больные=парк\(гуляющие) Ластик\рисунок=время\(воспоминания) Дети\игра=взрослые\(работа) Змея\нора=(собака)\конура

Доска\аксод=парта\(атрап) Музыка\ноты=речь\(буквы) Земля\небо=человек\(птица, ангел) Пол\(ковёр)=стол\скатерть Дерево\короед=человек\(вошь) Лицо\портрет=природа\(пейзаж) Доска\мел=лицо\(косметика) Работа\волк=слово\(воробей) Думать\голова=шевелить\(мозги) Пожарник\вода=(дворник)\метла Провода\электричество=(сосуды)\кровь Машина\(мотор)=человек\сердце Дом\крыша=человек\(шапка, волосы) Турнир\медаль=работа\(премия) Камень\гора=слово\(текст) Автомобиль\шины=конь\(подковы) Рыба\аквариум=тигр\(клетка) Верблюд\горб=(кенгуру)\сумка Пустыня\кактусы=море\(водоросли) Свет\лампа=сквозняк\(вентилятор) Человек\пища=машина\(топливо) Школа\буфет=дом\(кухня) Дождь\осень=(снег)\зима (банк)\деньги=коробок\спички

решётка\тюрьма=(небо)\свобода часы\стрелки=термометр\(ртуть) астроном\звёзды=зрители\(фильм) Пушкин\писатель=(Нестор)\летописец Голова\(мозги)=подушка\вата Воздух\пыль=космос\(звёзды) Мороз\красный нос=солнце\(веснушки, загар) Человек\кожа=Земля\(атмосфера) 5 ТУР «Намёки». Играющим предлагается первая буква загаданного слова и какой – то намёк на него – другое слово, которое задающий считает некоторым образцом, связанным с первым. Называемые словами явления могут вместе встречаться в реальной жизни, быть связаны неким общим сюжетом, высказыванием, поговоркой, одно может быть похоже на другое, связь может перескакивать с одного уровня на другой… Слово, ограничения минимальны. Важно только, чтобы связь эта была общей для людей, говорящих по- русски и общающихся с русской культурой в широком смысле слова. Для успешной игры необходимы интуиция, ассоциативное мышление, способность чувствовать ход мысли другого человека… Часто ответы играющих оказываются лучше загаданного. Будет ли команде засчитано очко- решит жюри. К – сумка (кенгуру) Б – нос (Буратино) Т – летать (тарелка летающая)

Д – мышь (джойстик) И – дурак (Иван) М – бесплатно (мышеловка, «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке») Ш – 1001 (Шахерезада, «Тысяча и одна ночь») О – лень (олень) М – очки (мартышка) Л – бочка (ложка, «Ложка дегтя в бочке меда») К – камень (капля, «Капля камень точит») К – Ура! (каникулы) М – колено (море, «Море по колено») А – 40 (Али-Баба и сорок разбойников) Е – яблоко (Ева) 6 ТУР. Подведение итогов игры. Награждение победителей

Внеурочная деятельность - Олимпиады - Игровые марафоны - Рефераты - Создание проектов интересных дел «Наше творчество» - Творческие конкурсы - Участие в предметной неделе - Участие в научно- практической конференции