Трубникова Юлия 5 Б класс. исследование символики образов Кощея Бессмертного и Бабы-Яги в русских народных сказках.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор проекта: ученица 4 класса «А» Бойко Анастасии.
Advertisements

Проект по литературе. Тема: Образ Бабы Яги в русских сказках. Выполнили: обучающиеся 6б класса Зверькова А., Панова Ю. Руководитель: учитель русского.
Б АБА СТРАШНАЯ Я ГА В МЕСТО НОСА – КОЧЕРГА. Х ОДИТ, БРОДИТ ЗДЕСЬ И ТАМ П О БОЛОТАМ, ПО ЛЕСАМ. «Б АБА Я ГА » ДЕТСКАЯ ПЕСЕНКА М УЗ. И СЛ. Н. С ОКОЛОВОЙ.
Персонажи славянской мифологии. Боян Благодаря «Слову о полку Игореве» Боян вошел в сознание людей Древней Руси как великий слагатель и исполнитель устных.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа 5 » ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.
Литературная гостиная Сказки народов России Положительные и отрицательные герои.
В далекой, далекой древности умерших людей хоронили в домовинах – домиках, расположенных высоко над землей на высоких пнях с корнями, похожими на куриные.
Иван - Царевич Иван – царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж.
Выполнил - ученик 4 А класса МОУ «СОШ 3» АНДРЕЕВ ДИМА Руководитель - ИВАНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА Тема исследования:
Добро и зло в русских народных сказках. Русская сказка -Она не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды. -Она требует наказания всякой неправды.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
Цели: Расширять знания о богатстве устного народного творчества, развивать читательский интерес, прививать любовь к литературе. Задачи: Расширять кругозор.
Баба Яга. Кто она? Подготовил ученик 2 – Б класса МОБУ лицея г.о.Рошаль Сафонов Олег.
Проект подготовила ученица 3 «Б» класса гимназии 426 Паршева Анастасия Руководитель: Кейм С. В.
Исследовательская работа. «Какой персонаж в русских народных сказках Баба- Яга» Работу выполнили ученики 2 класса Руководитель Якушева О.А
Отражение языческого мировоззрения в фольклоре Выполнила Шабай Злата ученица 7 класса МБОУ Лицея г.Бирска.
Прав ли А.С.Пушкин? «…Там ступа с Бабою Ягой Идет-бредет сама собой…»
Выполнили: обучающиеся 4 б класса Тема исследования: Можно ли отнести Бабу Ягу к богиням?
Ша шо шу Обведите слог, с которого начинается картинка над ним.
Там, на неведомых дорожках… Обучающиеся 3 «А» класса: Лямов Максим Приймаченко Валентина Савин Кирилл Черепанова Ева Руководитель: Фрицлер С.К. МАОУ СОШ.
Транксрипт:

Трубникова Юлия 5Б класс

исследование символики образов Кощея Бессмертного и Бабы-Яги в русских народных сказках.

1. установить связь образа Кощея Бессмертного с мифологическими героями; 2. выяснить этимологию слова Кощей; 3. выявить символический смысл образа Кощея Бессмертного в русских народных сказках; 4. установить связь образа Бабы-Яги с мифологическими героями; 5. определить этимологию слова Яга; 6. выявить специфику образа Бабы-Яги в русских народных сказках

Объект исследования: тексты русских народных сказок в обработке А.Афанасьева, пересказе М.А. Булатова. Предмет исследования: особенности изображения фантастических персонажей в сказках. Метод исследования: структурно - семантический.

этимология имени Кощей отражает разные типы персонажей в русских народных сказках. Кощей Бессмертный олицетворяет собой не только мир насилия, но и отражает природные явления. Изменение символического смысла образа Бабы-Яги связано с изменением воззрений славян, принятием христианства на Руси.

Трипетович сын Матери Сырой Земли, владыка темного царства, бог земледелия у племени, враждебного славянам. Он же (в более широком смысле) - славянский владыка Пекла Чернобог (у греков ему соответствуют Триптолем и Аид).

1. от «касть» – сокращенное от капость, пакость – мерзость, гадость, скверна, паскуда, нечистое, поганое, сор, дрянь ; 2. от «кость».

В образе Кощея в русских народных сказках выражается мир насилия, человеконенавист ничества

Кощей олицетворяет собой деспотическую власть.

Кощей может символизировать собой и явления природы. Образ Кощея связан с бесконечной сменой времен года. Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лед и другие состояния – окостеневают.

И всегда находится герой, который противостоит злодею, разрушает злые кощеевы чары, герои оживают, а Кощей сам погибает.

Так в «Краткой энциклопедии славянской мифологии» читаем: «БАБАЯГА, Яга Ягйшна, Яга Виевна, Яга Змйевна сказочный персонаж; «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».

А В. А. Иванов в словаре "Мифы языческой Руси" пишет: «БАБА ЯГА первоначально положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь»

Название сказки Кому дарит Что дарит «Марья царевна»Андрею Коня, старую лягушку «Финист – ясный сокол»Марьюшке Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце «Баба-Яга» вариант 1 (сборник А.Н.Афанасьева) Девочке-падчерице «среды» за хорошую работу «Василиса Прекрасная»Василисе огонь для мачехиных дочек «Царевна-лягушка» вариант 1 Ивану-царевичу Совет, как справиться с Кощеем «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Ивану-царевичу Возьми, дитятко, моего коня. «Три царства – медное, серебряное и золотое» Ивашкемогучую птицу орла, «Иван-Быкович»Ивану Быковичу Приют, одобрение

Яга может дарить герою разные предметы, помогающие в последствие выжить, но самым ценным подарком оказывается совет.

Чтобы Яга помогла герою, ему часто надо выполнить целый обряд. Для начала – повернуть к себе избушку на курьих ножках

Название сказки Кого похищает Дальнейшая судьба похищенного «Гуси-лебеди» (в обработке А.Н.Толстого) Иванушка Возвращается домой, благодаря сестре «Баба-Яга и Жихарь» (из сборника А.Афанасьева) Жихаря Жихарь не оробел, взял да ее и пихнул в печь, сам ступай домой, «Ивашка и ведьма» его самого схватила и унесла к себе Гуси-лебеди подхватили его и понесли домой, прилетели к хате и посадили Ивашку на чердак. «Терешечка» Терешечка обознался, подъехал; она его схватила, да в куль, и помчала. А Терешечка под окном отзывается: «А мне?» «Погляди-ка, старичок, кто там просит блинок?» Старик вышел, увидел Терешечку, обхватил его, привел к матери пошло обнимание! «Князь Данила- Говорила» Девушку- дочку обнял сестру и отдал ее за хорошего человека, «Белая уточка»Образ прекрасной княжны «А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю»

Дело в том, что у древних славян был такой обряд «выпекания ребенка». Применялся он в случае болезни ребенка, а также к недоношенным детям. Ребенка клали на лопату и трижды засовывали в теплую печь. Также был обряд взросления, когда ребенка символически похищали и уносили в лесную чащу. С уходом лесных божеств эти обряды стали вне закона, и, конечно же, их отголоски превратились в страшилки.

Яга-воительница в сказках это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.

Название сказкиС кем сражается Результат «Баба-Яга» (в обработке М.А.Булатова) Девочка-сирота Рассердилась баба-яга, легла на берег, сама стала воду пить. Пила, пила, пила, пила, до тех пор пила, пока не лопнула. «Баба-Яга и Заморышек» (из сборника А.Афанасьева) Заморышек и братья «…баба-яга воротилась назад, а братья домой поехали» «Марья Моревна»Гонится за Иваном «…баба-яга чебурах в реку; тут ей и лютая смерть приключилась!» «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» Хочет погубить Ивана и его братьев Рассыпалась свинья прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись без страха люди жить стали. «Ведьма и Солнцева сестра» Иван-царевич«…он прямо попал на небо к Солнцевой сестре, а ведьма на земле осталась».

Образ Кощея Бессмертного своими корнями уходит в славянскую мифология. Имя героя связано со значением слова «кость», «мерзость, гадость». В русских народных сказках Кощей символизирует, во-первых, мир насилия, человеконенавистничества, во-вторых, олицетворяет собой неограниченную, деспотическую власть, в-третьих символизирует бесконечную смену времен года, бесконечность жизни.

Разные народы по-разному толкуют значение слова Яга: у одних – это прародительница, берегиня, у других – «ведьма», «злой дух». Изменение в значении ученые связывают с принятием христианства славянами. В русских народных сказках Баба-Яга совершает скорей хорошие поступки, чем плохие: помогает герою, победить Кощея, указывает дорогу. Только в образе Змеи- матери она, безусловно, отрицательный персонаж. Баба-Яга символизирует собой силу, связывающую мир живых и мир мертвых