Пояснительная записка. Наркомания является одной из важных проблем нашего общества. Сегодня в России каждый третий старшеклассник успел попробовать на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
продвижение здорового образа жизни в молодёжной среде; повышение информированности; Развитие ответственного отношения подростков к своему здоровью. Проект.
Advertisements

Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА.
СТРУКТУРА МОУ ДОД «ЦРТД и Ю». Д/О «МЕДИЦИНА И МЫ» РУКОВОДИТЕЛИ: БУДАЕВА Л.Т. БЕЙТУГАНОВА З.Х.
Социально - педагогическое сопровождение семей и детей в деятельности по реализации профилактических программ Котляр В.А., социальный педагог.
Система работы по профилактике правонарушений в МОУ СОШ 27 Заместитель директора по ВР Кономо Ирина Анатольевна.
Комплексная модель взаимодействия педагогического коллектива, учащихся, родителей МКОУ СОШ 4 и общественности по сохранению психологического здоровья обучающихся.
Задачи профилактической работы: Своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально – опасном положении и предупреждение совершения.
МОУ Большеокуловская СОШ Социально-психологическая служба «Шаги навстречу» как инновационная форма работы с детьми асоциального поведения и их семьями.
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
План работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся, целью которого является координация усилий педагогического коллектива по.
ГОБУ «Боровичский ЦППМС» Роль социального педагога в профилактике эмоционального неблагополучия и суицидальных намерений у обучающихся. Мир, вероятно,
Социально-педагогический проект «Здоровая жизнь - мой выбор!» Разработчики проекта: Мищенко О.В., методист, социальный педагог ГКОУ «Центр психолого-медико-
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
«Межведомственное взаимодействие как приоритетное направление профилактической деятельности, направленной на решение проблем подростковой алкоголизации.
Анализ системы воспитательной работы в МОУ СОШ 16 педсовет 2010.
План работы семинара регистрация участников семинара анкетирование «Что мы знаем о ПАВ?» (Шадрова Е.К.) представление.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 20 с углубленным изучением отдельных предметов» Молодежный проект.
Рабочая воспитательная программа. Наименование. Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного.
Проект 9 «А» класса «Мы вместе!» МОУ СОШ с.Засечное Пензенский район 2007 год Профилактика асоциальных явлений среди младших школьников.
Транксрипт:

Пояснительная записка. Наркомания является одной из важных проблем нашего общества. Сегодня в России каждый третий старшеклассник успел попробовать на себе действие наркотических веществ. Наркотики в молодежной среде распространяются подобно цепной реакции, тогда как уведомленность по данному вопросу учителей, родителей, работников воспитательной, правоохранительных сфер оставляет желать лучшего. Однако без глубокого понимания данной проблемы взрослые оказываются совершенно бессильными в отношении наркомании. Одной из основных задач при организации профилактической работы является координация усилий всех заинтересованных в этой деятельности структур и ведомств, специалистов разной направленности. Совместная программа деятельности образовательного учреждения по профилактике наркомании и других форм девиантной зависимости (далее Программа) в соответствии с нормативными документами:

Нормативные документы Всеобщая Декларация прав человека Конвенция о правах ребенка Конвенция о защите прав человека и основных свобод Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека Декларация прав и свобод человека и гражданина Закон РФ «Об образовании» Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» Постановление Правительства РФ от г. 561 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на гг.» Краевая целевая программа «Дети Кубани» Городская целевая программа «Город детям» Городская целевая программа «Комплексные меры противодействия незаконному потреблению и обороту наркотических средств на гг».

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Программа ориентирована на развитие навыков ЗОЖ, на обеспечение социальной защищенности учащихся, на профилактическую работу с родителями и учащимися Программа ориентирована на развитие навыков ЗОЖ, на обеспечение социальной защищенности учащихся, на профилактическую работу с родителями и учащимися Программа направлена на удовлетворение потребностей: учащихся, родителей, школы, общества и государства. Программа направлена на удовлетворение потребностей: учащихся, родителей, школы, общества и государства.

Удовлетворениепотребностей Дети, подросткиРодителиШкола Общество и государство Психическое и физическое развитие способностей противостояния наркомании, пьянству, курению организация внеурочной деятельности повышение Значимости В социуме Обеспечение условий для максимального вовлечения учащихся в оздоровительно- досуговые мероприятия предотвращение детского алкоголизма табакокурения, наркомании информированность по проблеме на данный момент помощь в воспитании и развитии личности Информированность Использование консультаций специалистов разных уровней тесное сотрудничество с родителями Материальная помощь Введение ставок для внеурочной деятельности (кружки, секции) заинтересованность в учебной и досуговой деятельности Формирование психически и физически здоровой и нравственной личности, способной хорошо учиться, противостоять вредным привычкам в дальнейшем плодотворно трудиться, защищать Родину реализация Национального Проекта 2007г. «Улучшение Демографической ситуации в стране

Цель программы: Объединение всех ведомств и структур в единый организованный механизм, способный сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся, остановить рост числа наркозависимых молодых людей Объединение всех ведомств и структур в единый организованный механизм, способный сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся, остановить рост числа наркозависимых молодых людей Вовлечение в профилактическую деятельность родительского сообщества Вовлечение в профилактическую деятельность родительского сообщества Организация системы профилактических мер по профилактике наркомании Организация системы профилактических мер по профилактике наркомании

Задачи Пропаганда здорового образа жизни Пропаганда здорового образа жизни Воспитание подрастающего поколения, способного противостоять наркомании, алкоголизму, курению Воспитание подрастающего поколения, способного противостоять наркомании, алкоголизму, курению Организация спортивно-культурной работы в школе и по месту жительства Организация спортивно-культурной работы в школе и по месту жительства Профилактика детских и молодежных правонарушений Профилактика детских и молодежных правонарушений Разработка методической базы Разработка методической базы Организация на базе ученического самоуправления волонтерского движения Организация на базе ученического самоуправления волонтерского движения

Ресурсы В реализации проекта совместной программы по профилактике наркомании образовательные учреждения могут использовать имеющиеся ресурсы: Личностные особенности педагогов Уровень образованности родителей Школьная газета Библиотека м читальный зал Музей Компьютерные классы, ИНТЕРНЕТ Спортивные секции ЦДТ Музыкальная школа Наличие специалистов разной направленности (психолога, социального педагога, инспектора) Встречи с медицинскими специалистами (нарколог, педиатр, гинеколог) Сотрудничество с воинской частью, организацией «Допризывная Молодежь», КВВАУЛ Сотрудничество с центрами «АВИС», «Детство», «Семья» Комитет ветеранов Сотрудничество с правоохранительными органами Спонсоры

Критерии эффективности программы: Изменение отношения к наркотикам учащихся Изменение отношения к наркотикам учащихся Изменение ценностных установок учащихся Изменение ценностных установок учащихся Увеличение досуговой занятости учащихся Увеличение досуговой занятости учащихся Улучшение показателей здоровья учащихся Улучшение показателей здоровья учащихся Улучшение посещаемости Улучшение посещаемости Повышение заинтересованности в учебе Повышение заинтересованности в учебе Повышение уровня активности во внеклассных и общешкольных мероприятиях Повышение уровня активности во внеклассных и общешкольных мероприятиях Включение в профилактическую деятельность родителей Включение в профилактическую деятельность родителей Уменьшение количества правонарушений и количества детей, состоящих на внутришкольном учете Уменьшение количества правонарушений и количества детей, состоящих на внутришкольном учете Улучшение морально-психологического климата в классах, школе Улучшение морально-психологического климата в классах, школе

Региональной особенности Региональной особенности Местоположение школы Местоположение школы Возрастной особенности учащихся Возрастной особенности учащихся Координации работы различных служб и ведомств, совместной работы с родителями Координации работы различных служб и ведомств, совместной работы с родителями Сочетание различных форм и методов работы Сочетание различных форм и методов работы Эффективность программы по профилактике наркомании можно достигнуть при учете:

Возрастные особенности ВозрастХарактеристикаВозрастХарактеристика 7-10 лет Осваивание новых правил поведение Активность Стремление к достижению успеха Эмоциональность Постижение нового лет «право-значимый» - формирование стремления к взрослости не на уровне «Я хочу», а на уровне «Я могу», «Я должен» лет Пытливый ум, жадное стремление к познанию, кипучая энергия, инициативность, жажда деятельности, Настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности, Способность к волевой деятельности лет «утверждающе-действенный» - готовность к функционированию во взрослом мире, стремление применять свои возможности, осознать причастность к обществу реальной взрослой позиции лет Неравномерность созревания и развития Кризис переходного возраста связан с двумя факторами – возникновением новообразования в осознании подростка и перестройкой отношения между ребенком и средой. Возраст формирования собственных взглядов и отношений, поиск самоопределения.

Препятствия на пути реализации программы Уровень заинтересованности родителей Отсутствие достаточной информации по реабилитационным центрам, служб доверия Отсутствие связи с общественностью Материальные возможности Отсутствие помещений для проведения общешкольных мероприятий

Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ. Задачи: 1) определить степень информированности детей и подростков по проблеме; 1) определить степень информированности детей и подростков по проблеме; 2) выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков; 2) выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков; 3) сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальней работы. 3) сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальней работы. Формы: анкетирование, мониторинг. Методы: изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом; изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом; опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей. опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей. Задачи этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы: подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ; подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ; подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков; подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков; подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков. подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

Цель: реализация программы профилактики наркомании среди подростков в образовательном учреждении. Задачи: предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках; предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией; учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними; учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними; создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения; создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения; обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями. обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями. Методы работы: информационный; информационный; метод поведенческих навыков ( анализ и тренинг конкретных жизненных ситуаций); метод поведенческих навыков ( анализ и тренинг конкретных жизненных ситуаций); конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости). конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости). Формы работы: 1) лекция; 8) ролевая и деловая игра; 1) лекция; 8) ролевая и деловая игра; 2) беседа; 9) мозговой штурм; 2) беседа; 9) мозговой штурм; 3) семинар; 10) круглый стол; 3) семинар; 10) круглый стол; 4) конференция; 11) дискуссия; 4) конференция; 11) дискуссия; 5) мини-спектакль; 12) конкурс творческих работ 5) мини-спектакль; 12) конкурс творческих работ 6) психотерапевтические занятия; 13) социологический опрос; 6) психотерапевтические занятия; 13) социологический опрос; 7) тренинг; (конкурс рисунков, 14) показ видеоматериалов с 7) тренинг; (конкурс рисунков, 14) показ видеоматериалов с стенгазет, книжная выставка);антинаркотическим содержанием. стенгазет, книжная выставка);антинаркотическим содержанием.

Тематика мероприятия Место проведения Возраст 1. Туристический слет По плану ОУ 2-11 кл. 2. Футбольные матчи Футбольное поле СОШ кл. 3. Соревнования по баскетболу, волейболу, пионерболу, легкой атлетике, теннису, эстафеты. Спортзал МОУ 80, гимн кл. 4. Спортивные викторины По плану 1-11 кл. 5. Акция «Спорт против наркотиков» Дворец спорта «Олимп» 8-11 кл. 6. Папа, мама, я – здоровая семья. Спортивная площадка 1-11 кл.

Тематика мероприятияМесто проведения Возраст 1. Волшебная страна здоровьяОУ1-5 кл. 2. Станция «Здоровье»ОУ6-8 кл. 3. Круглый стол «Помоги себе сам»ОУ9-11 кл. 4. «Дружба крепкая не сломается»ОУ1-4 кл. 5. Скажи мне, кто твой другОУ5-8 кл. 6. Сказка-терапия (тренинг)ОУ1-5 кл. 7. Умей сказать: «НЕТ!»ОУ9-11 кл.

Тематика мероприятияМесто проведения Возраст 1. Будь здоров!Классные аудитории1-4 кл 2. "Здоровый образ жизни - школа выживания" Классные аудитории5-8 кл. 3. "Войди в мир здоровья"Классные аудитории5-9 кл. 4. "Опасность пассивного курения"Классная уадитория5-11 кл. 5. День правовых знанийКлассные аудитории5-11 кл. 6. День консультаций специалистаКлассные аудитории1-11 кл. 7. Я в мире людей.Классные аудитории1-11 кл. 8. Мои достижения – мои успехи.Классные уадитории1-11 кл. 9. Кто здоров – тот и успешен.Классные уадитории1-11 кл.

Тематика мероприятияМесто проведения Возраст 1. "День без вредных привычек"Актовый зал6-11 кл. 2. "Нет наркотикам" - конкурс кроссвордов Рекреация ОУ6-11кл. 3. Рисунок на асфальте «Солнечный круг» Школьная площадка1-5 кл. 4."Молодежь против наркотиков" - конкурс песен в стиле РЭП Актовый зал8-11 кл. 5. Конкурс графитиПо договору8-11 кл. 6. Молодежная акция: «Выбираю здоровье!» Территория школ8-11 кл. 7. Конкурс поделокТерритория школ1-5 кл. 8. Встреча с волонтерами: «Как жить, чтобы увидеть завтра» Актовый зал ОУ10-11кл.

1. «Психология общения» 2. «Конфликт. Пути выхода из конфликта» 3. «Психология общения» 4. «Стресс и способы борьбы с ним» 5. «Кто я? Зачем я?» 1. «Исправь свое настроение сам» 2. «Как стать сильным и привлекательным» 3. «Молодежь за ЗОЖ» 4. «Мы против наркотиков» 5. «Спорт против наркотиков»

Военно-патриотческая работа Встречи с ветеранами Встречи с ветеранами Встречи с военнослужащими Встречи с военнослужащими Посещение музеев Посещение музеев Экскурсии в воинскую часть Экскурсии в воинскую часть Экскурсии по местам Боевой Славы Экскурсии по местам Боевой Славы Участие в конкурсе «Допризывной молодежи» Участие в конкурсе «Допризывной молодежи» Акция «Забота», шефская помощь ветеранам войны Акция «Забота», шефская помощь ветеранам войны

Тематика мероприятия 1. Умей сделать правильный выбор 2. Мы в ответе за тех, кто нам дорог. 3. Как прекрасен этот мир. 4. Красота спасет мир.

1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям; 2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него; 3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей; 4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании. Задачи: 1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе; 2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании; 3) определить дельнейшее направление работы по предупреждению наркомании. Методы: 1) анализ отчетной документации; 2) опрос, беседа; 3) анонимное анкетирование. Значение этапа: 1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы; 2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики; 3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.

Школа Семья Дети Совместная творческая деятельность Совместная профилактическая работа Пропаганда ЗОЖ

Вовлечение родителей в профилактическую работу ЦЕЛЬ:

1. Приглашение родителей на праздничный концерт «Мир детства» 2. Концертная программа учащихся 3. Выставка рисунков и поделок.

Родительское сообщество Социальный педагог педиатринспекторПсихологНаркологвоспитатель Цель этапа: агитация здорового образа жизни, вовлечение родителей в совместную профилактическую деятельность, информированность по проблеме наркотизации подростков и причин наркотизации.

Выбор инициативной группы родителейВыбор инициативной группы родителей Родительские собранияРодительские собрания Выбор творческого задания для класса (параллели):Выбор творческого задания для класса (параллели): - конкурс рисунка - лучшие поделки - кулинарная мастерская - «Мы – спортивная семья!» и т.д. Выполнение творческих заданий совместно с учащимися школы.Выполнение творческих заданий совместно с учащимися школы.

Торжественное подведение итогов. Награждение участников. Концерт. Фотосессия Выпуск газеты. Размещение материала на сайте школы. Цели этапа: проанализировать итоги совместной деятельности, уровня активности родителей и детей в совместных делах, выводы, советы, новые формы сотрудническтва.

Цель: обмен впечатлениями по проведенным мероприятиям и формированию круга интересов у родителей и детей, осознание значимости совместной творческой деятельности родителей с детьми.

Ожидаемые результаты Повышение уровня заинтересованности родителей к решению проблем по профилактике наркомании Повышение уровня заинтересованности родителей к решению проблем по профилактике наркомании Выработка новых совместных со школой методов профилактики наркомании Выработка новых совместных со школой методов профилактики наркомании Выявление интересов ребенка в процессе совместной творческой деятельности, их психологического, социального состояния Выявление интересов ребенка в процессе совместной творческой деятельности, их психологического, социального состояния Раскрытие интереса ребенка к спортивной, творческой и другой полезной занятости, снятие закомплексованности и осознание личностной социальной значимости Раскрытие интереса ребенка к спортивной, творческой и другой полезной занятости, снятие закомплексованности и осознание личностной социальной значимости Создание инициативных групп родителей в целях оказания помощи неблагополучным семьям Создание инициативных групп родителей в целях оказания помощи неблагополучным семьям Привлечение родительского сообщества к участию в ученическом сообществе, совете профилактики Привлечение родительского сообщества к участию в ученическом сообществе, совете профилактики Агитация и пропаганда здорового образа жизни Агитация и пропаганда здорового образа жизни Совместное планирование воспитательных мероприятий школы и родителей Совместное планирование воспитательных мероприятий школы и родителей Оказание посильной помощи школе в воспитательной работе Оказание посильной помощи школе в воспитательной работе Союз школы и семьи, единство целей воспитания и личностного развития ребенка Союз школы и семьи, единство целей воспитания и личностного развития ребенка

Приложения Схема взаимодействия служб профилактической деятельности образовательных учреждений

Зам. Директора по ВР Организация воспитательной работы МОУ Организация волонтерской бригады Организация сотрудничества с соц. педагогом, психологом, участковым инспектором Работа с советом профилактики Организация ученического самоуправления Организация работы по профилактике беспризорности и безнадзорности Организация работы с МО классных руководителей Организация работы с родительским сообществом Психолог Учувствует в текущем и перспективном планировании деятельности ОУ Организует мероприятия, обеспечивающие успешность адаптации ребенка к учебной деятельности и социальному окружению Консультирует и оказывает психологическую помощь детям, родителям и педагогам Формирует банк методик, диагностического инструментария и коррекционно- развивающих программ Организует просветительскую работу для детей, родителей и педагогов Школьный участковый инспектор Выявление несовершеннолетних, совершивших правонарушения Обеспечение правопорядка при проведении общешкольных мероприятий Профилактическая разъяснительная работа с учащимися на классных часах и собраниях Участие в совете профилактики Индивидуальная работа с учащимися, стоящими на учете ОПДН Подготовка материалов и участие в КДН Социальный педагог Ведет учет посещаемости занятий учащимися Диагностирует семьи с целью формирования социального паспорта МОУ Выявляет и дифференцирует учащихся дивиантного поведения Обновляет банк данных Координирует работу со специалистами Выявляет и организует работу с неблагополучными семьями Посещает неблагополучные семьи на дому Библиотекарь Обеспечивает информационно- методическую базу профилактической работы Организует библиотечные уроки и круглые столы Организует книжные выставки Зам.дир. по ВР Психолог Соц. Педагог Инспектор Библиотекарь

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Если делаешь зарядку, если кушаешь салат, И не любишь шоколадку- То найдёшь здоровья клад. Если мыть не хочешь уши и в бассейн ты не идёшь. С сигаретою ты дружишь - то здоровья не найдёшь. Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам. Умываться, закаляться, спортом смело заниматься, Быть здоровым постараться. Это нужно только нам!

Памятка для родителей Уважаемые папы и мамы! Для того, чтобы избежать проблем, связанных с употреблением нар­ котиков, помните: 1. Вы должны быть своему ребенку самым близким человеком, не­ зависимо от тех трудных ситуаций, в которые он может попадать. 2. Если ребенок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к людям и специалистам, чтобы ее решить. 3. Если ваш ребенок курит, пьет спиртные напитки, вы не застрахованы от того, что он может принимать наркотики. 4. Если вашему ребенку дома плохо, если он живет в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в компании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков. 5. Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья вашего ребенка. 6. Если ваш ребенок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо срочно обратиться к специалистам. 7. Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребенка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий. 8. Помните! Если ребенок принимает наркотики, значит, в его воспитании вы допустили серьезные просчеты. Не усугубляйте их!