Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области: проблемы и перспективы Начальник отдела департамента образования Кировской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 3 – х классах ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»)
Advertisements

Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур и светской этики ( ОРКСЭ )- учебный предмет, включённый Министерством образования.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы. Родительское собрание 15 октября 2012 года.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» Министерство образования Новосибирской области.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Общая характеристика учебного курса.. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. ( Пр ВП - П ) и Распоряжение Председателя.
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
«Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (в 2010 в 19 субъектах Российской Федерации, а с 2012 года – во всех.
ОРКСЭ Основы религиозных культур и светской этики.
1. Соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства. 2. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса"Основы религиозных культур и светской этики»
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религи- озных культур и светской этики"
Ползюкова О.Н Выбор модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи, принципы, модули.
Транксрипт:

Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области: проблемы и перспективы Начальник отдела департамента образования Кировской области Л.Е.Золотова

Идеология введения курса ОРКСЭ Концепция ОЦП «Развитие образования Кировской области на г.г.» Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области 2009 год Распоряжение Председателя Правительства РФ от 11 августа (ВП-П ) Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа (Пр ВП-П ) Включение курса ОРКСЭ в БУП 4-х классов, обучающихся по новым ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от ) Эксперимент по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах ряда регионов РФ

Цель и задачи курса ОРКСЭ Концепция ОЦП «Развитие образования Кировской области на г.г.» Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области Цель Цель Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений

Цель и задачи курса ОРКСЭ Концепция ОЦП «Развитие образования Кировской области на г.г.» Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области Задачи Задачи знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов в основной школе

Структура курса ОРКСЭ Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области ОРКСЭОРКСЭ Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Шесть модулей курса ОРКСЭ Шесть модулей курса ОРКСЭ Основы светской этики

Отличительные особенности курса ОРКСЭ Концепция ОЦП «Развитие образования Кировской области на г.г.» Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги Содержание всех модулей курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция Школьники, выбравшие для изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства - 4 ноября

Место курса ОРКСЭ в программе обучения Концепция ОЦП «Развитие образования Кировской области на г.г.» Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области Курс служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания уч-ся С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы С другой стороны, курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История» Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего Курс предлагается изучать на стадии перехода от начальной к основной ступени общеобразовательной школы:в IV четверти 4 класса и I четверти 5 класса Курс предлагается изучать на стадии перехода от начальной к основной ступени общеобразовательной школы: в IV четверти 4 класса и I четверти 5 класса

Принципы выбора модулей курса ОРКСЭ Развитие региональной системы поддержки талантливых и одаренных детей в Кировской области Сотрудничество органов власти с религиозными организациями Соблюдение конституционных основ светского характера государства Содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению Обеспечение учёта запросов граждан при выборе модуля курса ОРКСЭ

Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области Эксперимент по введению курса ОРКСЭ 21 субъект Российской Федерации 480 тысяч школьников 4-х и 5-х классов 9980 общеобразовательных учреждений Участники эксперимента Цель эксперимента: отработка технологии введения курса ОРКСЭ, методики преподавания и содержания курса

Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области Эксперимент по введению курса ОРКСЭ «Основы светской этики» - 42% «Основы православной культуры» – 39% «Основы буддийской культуры» - 1% «Основы исламской культуры» - 9% «Основы мировых религиозных культур» - 18% «Основы иудейской культуры» - 1% Выбор модуля

Результаты эксперимента по введению курса ОРКСЭ Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области Формирование этического самосознания школьников Улучшение взаимоотношений детей и родителей Улучшение взаимоотношений с одноклассниками Положи тельны е сторон ы эксперимента

Результаты эксперимента по введению курса ОРКСЭ Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области Разбить курс на модули в малокомплектной школе просто невозможно Родителям не была предоставлена возможность выбрать тот или иной модуль Нехватка компетентных учителей Негатив ные сторон ы эксперимента 60% 21% 15% Отказ родителей от участия в эксперименте(Томск, Чувашия, Ярославль, Удмуртия, Курган, Свердловск Отказ родителей от участия в эксперименте (Томск, Чувашия, Ярославль, Удмуртия, Курган, Свердловск 2%

Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области Предварительные итоги выбора курса ОРКСЭ в школах области Количество 4-х классов ,8 тысяч школьников 4-х классов Количество общеобразовательных учреждений Количественные показатели по Кировской области

Предварительные итоги выбора модулей курса ОРКСЭ в школах области Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области «Основы светской этики» - 58,9% «Основы православной культуры» – 24,8% «Основы буддийской культуры» - 0,18% «Основы исламской культуры» - 1,95% «Основы мировых религиозных культур» - 13,7% «Основы иудейской культуры» - 0,16% Выбор модуля

Проблемы введения курса ОРКСЭ Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области Проблемы первой группы требует развития существующая сеть дошкольных образовательных учреждений Отсутствует финансовое обеспечение введения ОРКСЭ Введение ОРКСЭ как обязательного курса приведет к перегрузке учащихся Нехватка компетентных учителей Отсутствует нормативная правовая основа введения курса ОРКСЭ Отсутствует нормативная правовая основа введения курса ОРКСЭ -Нет приказа Минобрнауки России о внесении изменения в БУП 2004 года - Соответственно не определено, за счет каких часов необходимо вводить курс ОРКСЭ в 4-х и 5-х классах - В федеральный компонент БУП курс ОРКСЭ не введен, часов регионального компонента нет, часы школьного компонента все распределены

Проблемы введения курса ОРКСЭ Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области Проблемы второй группы Отсутствует нормативная правовая основа введения ОРКСЭ необходимо развитие общего образования Введение ОРКСЭ как обязательного курса приведет к перегрузке учащихся Нехватка компетентных учителей Отсутствует финансовая поддержка введения ОРКСЭ Отсутствует финансовая поддержка введения ОРКСЭ -Курс ОРКСЭ предполагает деление класса на группы. - Деление класса на группы приведет к увеличению объема учебной нагрузки ряда учителей, что повлечет за собой увеличение заработной платы, т.е. необходимо будет увеличивать фонд оплаты труда, однако средства в областном бюджете на эти цели не заложены. - Для обеспечения 10,8 тысяч учащихся учебниками ОРКСЭ потребуется 1,5 млн. рублей. Однако средства в областном бюджете на эти цели не заложены.

Проблемы введения курса ОРКСЭ Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области Проблемы третьей группы Отсутствует нормативная правовая основа введения ОРКСЭ Отсутствует финансовое обеспечение введения ОРКСЭ требуется оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования Нехватка компетентных учителей Введение ОРКСЭ как обязательного курса приведет к перегрузке учащихся Введение ОРКСЭ как обязательного курса приведет к перегрузке учащихся Введение ОРКСЭ как обязательного предмета повлечет за собой увеличение нагрузки учащихся За 8 недель необходимо будет изучить курс, рассчитанный на 17 часов, а это возможно только при дополнительных 2-х часах в неделю. Следовательно, учебная нагрузка учащихся 4-х классов возрастет с 25 недельных часов до 27, что противоречит требованиям САНПиН.

Проблемы введения курса ОРКСЭ Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области Четвертая группа проблем Отсутствует нормативная правовая основа введения ОРКСЭ Отсутствует финансовое обеспечение введения ОРКСЭ Введение ОРКСЭ как обязательного курса приведет к перегрузке учащихся требует решения проблема обеспечения отрасли управленческими и педагогическими кадрами Нехватка компетентных учителей Готовы к ведению курса ОРКСЭ только 25% учителей 4-х классов Учителя-предметники 5-х классов не владеют в достаточной степени содержанием предмета Отсутствие компетентных учителей в малокомплектных школах

Алгоритм выбора модулей курса ОРКСЭ Концепция ОЦП «Развитие образования Кировской области на г.г.» Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области Ознакомление на собранияхобучающихся и их родителей (законных представителей) с целями, задачами, содержанием и структурой курса ОРКСЭ Ознакомление на собраниях обучающихся и их родителей (законных представителей) с целями, задачами, содержанием и структурой курса ОРКСЭ Подготовка информационных и раздаточных материалов для проведения родительских и классных собраний Выявление образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) на основе анкетирования Обеспечение добровольного выбора обучающимися и их родителями (законными представителями) того или иного модуля курса ОРКСЭ на заявительной основе Уточнение и корректировка выбора обучающимися и их родителями (законными представителями) того или иного модуля курса ОРКСЭ

Спасибо за внимание! Развитие региональной системы поддержки талантливых и одаренных детей в Кировской области Введение курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Кировской области