Проблема познаваемости мира. План 1)Введение; 2)Проблема познаваемости мира; 3)Познаваем ли мир? 4)Субъект и объект познания; 5)Познание как деятельность;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Advertisements

Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Познание теория. Познание мира Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ Проблема познаваемости мира Антонина Сергеевна Матвиенко.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Познание и знание Понятия, определения, иллюстрации, схемы Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнила Васильева Елена.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение.
Тема: Знание и познание Выполнила ученица класса И-10-2 Еремеева Екатерина Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРАНСПОРТА ( МИИТ) Познавательные процессы Выполнил работу Минаев Е.В Малых А.А.
Виды психической деятельности. Формы чувственного и рационального познания.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ Томский политехнический университет Брылина Ирина Владимировна.
Транксрипт:

Проблема познаваемости мира

План 1)Введение; 2)Проблема познаваемости мира; 3)Познаваем ли мир? 4)Субъект и объект познания; 5)Познание как деятельность; 6)Чувственное и рациональное познание; 7)Особенности чувственного и рационального познания.

Введение На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях природы. Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своем объяснении с точки зрения научного мировоззрения. Возникла потребность в осознании природы научного знания, чего не было в прежних формах мировоззрения. Следствием такого процесса было то, что в самом мировоззрении, в его структуре стал формироваться новый раздел, в котором рассматривались познавательные способности человека, различные средства познания мира человеком, в том числе и средства научного познания. Сама постановка вопроса о научном познании была несовместима с мифологией. На этой основе возникла и стала развиваться (особенно в античной Греции) теория познания. Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его восможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его восможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Проблема познаваемости мира Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всём протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимисм и агностицисм, сенсуалисм и рационалисм, дискурсивисм (логолисм) и интуитивисм и др. Сама проблема: Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько? выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна.

Познаваем ли мир? Проблема познаваемости Пессимисты- отрицают познаваемость мира Оптимисты- мир познаваем Скептики - познание мира восможно, но сомнение в полученном знании

Познаваем ли мир? Агностицисм – это теория, утверждающая, что существование Бога не поддается ни подтверждению, ни опровержению. «Агностика» определяется как «отсутствие знаний». Агностицисм – это честная форма атеисма. Разница в том, что атеисты утверждают, что Бога не существует, и для них это неопровержимый факт. Агностики, в свою очередь, говорят, что существование Бога не может быть доказано, или опровергнуто, соответственно, мы не можем знать, существует Он или нет. В этом агностики, конечно же, правы. Существование Бога не может быть эмпирически доказано или опровергнуто. Агностицисм, по существу, просто не желает принимать решение ни за, ни против существования Бога. Агностики говорят, что нам не следует ни верить, ни не верить в Бога, так как ни то, ни другое, в любом случае, доказать невосможно. Конвенционали́см (от лат. conventio договор, соглашение) философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными. Эти соглашения диктуются соображениями привычности, удобства, простоты и т.п. Конвенционали́см (от лат. conventio договор, соглашение) философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными. Эти соглашения диктуются соображениями привычности, удобства, простоты и т.п.лат. Теоретические принципы конвенционалисма были разработаны Ж. А. Пуанкаре. Элементы конвенционалисма содержат позитивисм, прагматисм, операционалисм. Гносеологическим основанием конвенционалисма является реальная восможность использовать различные теоретические средства для исследования того или иного явления и его теоретической реконструкции. Так, можно до известной степени произвольно выбирать единицы исмерения физических величин (исмерять расстояния в футах, метрах или парсеках), представлять процесс с помощью системы дифференциальных уравнений или графика, использовать для моделирования явления аналоговую машину или ЭВМ и т. п. Теоретические принципы конвенционалисма были разработаны Ж. А. Пуанкаре. Элементы конвенционалисма содержат позитивисм, прагматисм, операционалисм. Гносеологическим основанием конвенционалисма является реальная восможность использовать различные теоретические средства для исследования того или иного явления и его теоретической реконструкции. Так, можно до известной степени произвольно выбирать единицы исмерения физических величин (исмерять расстояния в футах, метрах или парсеках), представлять процесс с помощью системы дифференциальных уравнений или графика, использовать для моделирования явления аналоговую машину или ЭВМ и т. п.

Субъект и объект познания Субъект познания Субъект – это источник познавательной активности. Обычно под субъектом понимается индивид. Это не совсем верно. Субъект – это прежде всего индивид со всеми его познавательными способностями. Субъектом может быть так же и микрогруппа, и социальная группа, и класс, и общество. В то же время субъектом может выступать и малая точка в коре головного мозга, где совершается мыслительный процесс. Субъект познания Субъект – это источник познавательной активности. Обычно под субъектом понимается индивид. Это не совсем верно. Субъект – это прежде всего индивид со всеми его познавательными способностями. Субъектом может быть так же и микрогруппа, и социальная группа, и класс, и общество. В то же время субъектом может выступать и малая точка в коре головного мозга, где совершается мыслительный процесс. Объект познания Объект познания Объект – это то, на что направлена познавательная активность субъекта. Говоря объект, мы как бы ставим вопрос: объект какого изучения?, а говоря субъект, мы спрашиваем: субъект чего, субъект какого познания?. Эти понятия относительны. Л. Фейербах писал: Я – субъект, а для других – объект. Я являюсь и объектом и субъектом. Объект – это то, на что направлена познавательная активность субъекта. Говоря объект, мы как бы ставим вопрос: объект какого изучения?, а говоря субъект, мы спрашиваем: субъект чего, субъект какого познания?. Эти понятия относительны. Л. Фейербах писал: Я – субъект, а для других – объект. Я являюсь и объектом и субъектом.

Познание как деятельность ЗНАНИЕ Результат особого процесса – познавательной деятельности людей Специально организованный процесс (исследования) Познание может происходить непроизвольно, при разных жизненных ситуациях Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса познавательной деятельности людей.

Чувственное познание Чувственное познание – это процесс познания, который осуществляется органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом. Формы чувственного познания. 1)Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающие в результате их непосредственного воздействия на органы чувств; 2)Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, явления, процесса, непосредственного воздействующих на органы чувств; 3)Представление – обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Эмпирисм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. (философы – эмпирики)

Рациональное познание Рациональное познание – более сложный процесс, отражение действительности, который осуществляется с помощью мышления. Формы рационального познания. 1)Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмет, процесса, явления; 2)Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении; 3)Умозаключение – это мысленная связь нескольких суждений и выделений из них нового суждения. Делится на: 1)индуктивное умозаключение (умозаключение от общего к частному); 2)дедуктивное умозаключение (от общего к частному); 3)получаемое по аналогии. Рационалисм – знания могут быть получены только с помощью угла, без опоры на чувства.

Особенности чувственного и рационального познания Чувственное познание. 1)Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта; 2)Наглядность и предметность образов; 3)Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. Рациональное познание 1)Опора на результаты чувственного познания; 2)Абстрактность и обобщённость; 3)Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерностях и связях.

Спасибо за внимание!!!