МБОУ «Мухор-Тархатинская средняя общеобразовательная школа» Опыт работы по теме: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» Воспитателя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Развитие связной речи через театрализованную деятельность"
Advertisements

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад 15 «Ромашка» Выполнила: Н.Б. Цветкова п. Пижма, 2014 Творческий проект в старшей группе.
Презентация на тему: «Игровая деятельность – одно из условий формирования личности ребенка» Выполнили: воспитатели 1 мл. группы МБДОУ «Красносельский детский.
Добро пожаловать на проект «Театр и дети» для детей старшего возраста.
Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Участники проекта: Дети ВоспитателиУчитель-логопед Хореограф Музыкальный работник Родители.
РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Подготовил : музыкальный руководитель.
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности». Театр – это волшебный мир, в котором ребенок.
Русская народная сказка «Теремок» Рудакова С.В., учитель-логопед Яновская Т. А., воспитатель Томшина Н.Г., воспитатель.
«Калейдоскоп сказок» цикл интегрированных занятий в младшей разновозрастной группе: музыка, рисование, развитие речи.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
* Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. * Для повышения.
Организация театрализованной деятельности с детьми младшего школьного возраста 900igr.net.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 212 « Солнышко» общеразвивающего вида» Проект « Театральный фестиваль» Во второй.
«Театральная весна» Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театральная весна» Выполнили: воспитатели.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида 1428 Волшебный мир театра. Особенности театрализованной.
Влияние театрализованной деятельности на формирование основ речевой культуры дошкольников Выполнила: Черникова У. А. Подлинова И. М.
Творческий процесс есть один неразрывный акт души, где все элементы творчества в каждую данную минуту одинаково необходимы. И только анализ, на котором.
Театрализованная деятельность во второй младшей группе. Выполнила: Сапожникова И.К.
Развитие выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, через организацию театрализованной деятельности.
Транксрипт:

МБОУ «Мухор-Тархатинская средняя общеобразовательная школа» Опыт работы по теме: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» Воспитателя средней группы детского сада «Айучак» Болтоковой Э.М.

Условия возникновения опыта Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.

Работая в сельском ДОУ 5 лет, я выявила следующие противоречия: Слабый словарный запас высокая степень активности Замкнутость агрессивность Заинтересованность отсутствие внимания. Исходя из этого поставила для себя задачи: развить устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности, обогащать словарь детей, активизировать его, побуждать детей отзываться на игры- действия со звуками, подражать движениям животных и птиц под музыку, способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Цель: Развитие речи (монологической, диалогической) детей через театральную деятельность. Задачи:. упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества; развивать координацию движений; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию; воспитывать культуру поведения в театре; пополнять словарный запас, образный строй речи.

Теоретическая база Выдающийся советский композитор и педагог Д.Б. Кабалевский в своей книге «Воспитание ума и сердца» о воспитательном значении искусства для детей говорил так: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательные эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес». Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно-изобразительная деятельность. На занятиях по изодеятельности воспитатели с детьми создают эскизы декораций и элементы костюмов к спектаклям. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, на физкультурных и даже на математических.

В данном опыте я опиралась на работу: 1. Т.С.Григорьевой «Программа маленький актер для детей 5-7 лет» 2. И.В.Сорокиной «Театр – творчество – дети» 3.Куцакова, Мерзлякова «Росинка» Москва «Владос» 2004 г 4.Э.Г.Чурилова «Арт – фантазия» Москва «Владос» 2004 г 5.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Актуальность темы В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Новизна Новизна данной темы заключается в том, что, развитие речи воспитанников детского сада происходит в условиях билингвизма с использованием регионального компонента, через применение инновационных технологий: «Игротерапия», «Куклотерапия», «Анималотерапия», «Музыкотерапия», «Арттерапия», и часто используемый мной метод «Сказкотерапия» - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Ожидаемый результат умение владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения; умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию; передавать образы сказочных персонажей характерными движениями; умение последовательно высказывать свои мысли; знание пяти-шести артикуляционных упражнений, одной – двух пальчиковых гимнастик; умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса; выразительно читать стихотворный текст;

Технология опыта В работе для повышения уровня речи детей я использую этапы: Организационный – знакомство, чтение разных сказок; (Прил.1) Диагностический – диагностика индивидуальных социально психологических особенностей детей. (Прил 2) Практический - рисование детьми героев сказок, разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях, пересказ прочитанных сказок, их инсценирование, самостоятельное составление сказок, рассказывание сказок собственного сочинения.(Прил 3) Обобщающий - выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. Театрализация сказок.(Прил 4) Внедренческий – участие в разных конкурсах и мероприятиях села и района.(Прил 5)

Этапы работы: Организационный Диагностический Практический Обобщающий Внедренческий

Принципы: Принцип соответствия Принцип комплексности Принцип последовательности

Методы и приемы: упражнение моделирование дидактическая игра воображаемая ситуация появление игрушки создание игровой ситуации наблюдение демонстрация показ образца показ действия рассказ педагога чтение худ. литературы беседы объяснения вопросы к детям Словесные Наглядные Практические Игровые

Результативность: Рисунок 1. Гистограмма. Сравнение уровней речевого развития детей.

Трудоемкость Работа над данной темой требует труда для создания кукол различных видов (настольных, на гапите, пальчиковых и др.), костюмов, ширм, декораций. Требуется мотивация детей на участие в инсценировках, постановках сказок, учитываются индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности детей. Необходимо развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка. Разыгрывание народных песенок, сказок, потешек в младшей группе и использование игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки в средней группе требует самостоятельности детей. Необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно.

Адресованность Свой опыт работы адресую воспитателям национальных ДОУ, учителям начальных классов и руководителям детских объединений.

Занятия строятся по схеме: приложение 1 введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Приложение 2 Анкета «Как привлечь ребенка к театру?» Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения? А. Да, часто. Б. Нет, изредка. В. Никогда. Побуждается ли ваш ребенок на игры – действия со звуками ( живой и неживой природы)? А. Да, часто. Б. Бывает, но в крайних ситуациях. В. Не знаю о таких ситуациях. Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых? А. Никак не реагирует. Б. Старается исправить ситуацию. В. Агрессивно. Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам? А. Да. Б. Отчасти. В. Нет. Благодарим за сотрудничество!

Приложение 3 Занятие «Лесные жители» Занятие «Репка»

Приложение 4 Игра – занятие «Ребятки подсолнух и» Сказка «Муха – Цокотуха»

Приложение 5

Работа с родителями: Мастер класс для родителей «В сказку мы пришли опять» Консультация для родителей « Умные пальчики»

Литература: Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва «Владос» 2004 гЭ.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва «Владос» 2004 г Л.П.Макарова «Театрализованные праздники в детском саду» Воронеж 2009 г.Л.П.Макарова «Театрализованные праздники в детском саду» Воронеж 2009 г. Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» Москва «АРКТИ» 2004 гН.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» Москва «АРКТИ» 2004 г Г.А.Лапшина «Праздники в детском саду» Волгоград «Учитель» 2009 гГ.А.Лапшина «Праздники в детском саду» Волгоград «Учитель» 2009 г Е.П.Климова «Художественно- эстетическое развитие дошкольников» Волгоград «Учитель» 2005 гЕ.П.Климова «Художественно- эстетическое развитие дошкольников» Волгоград «Учитель» 2005 г