В музыкальном театре. Занавес Большого театра Опера Драматургия, драматический- драма Характеристика музыки, в которой передаются переживания человека:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин» Выполнила: Мясникова Юлия.
Advertisements

«Иван Сусанин» Опера М.И Глинка. М.И. Глинка ( г.г.)
Выполнила Ильина Н.В.. Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на.
Работа ученика 7-го класса «А» Беселиа Дмитрий М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»
Презентация на тему: М.И. Глинка опера "Иван Сусанин"
Родился в селе Новоспасское Смоленской губернии в семье помещика 20 мая (1 июня) 1804 года. Первые музыкальные впечатления – русские народные песни и.
«Глинка положил начало всему, чем живёт наше музыкальное искусство. К какому явлению русской музыки ни обратись – все нити поведут к Глинке…. У истоков.
М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" 3 класс раздел "Россия - Родина моя" Ермилова А.В., учитель музыки МОУ СОШ 8 г. Новоузенска Саратовской обл.
Повторение пройденного: 1.Раскройте этапы развития драматического действия. 2.Дайте характеристику музыкальным номерам 1 действия оперы «Иван Сусанин».
Михаил Иванович Глинка. Композитор- основоположник русской классической музыки. ГЛИНКА Михаил Иванович родился [20 мая (1 июня) 1804.В селе Новоспасском.
Работу выполнила Балаева Култач 5 а класс. Михаил Иванович Глинка.
М. И. Глинка. Фотография. Предоставлено издательством «Музыка».
Творчество Глинки свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель.
Лыченкова Ирина Витальевна МОУ «СОШ 56» Г. Новокузнецка учитель музыки первой квалификационной категории педагогический стаж – 18 лет.
ГЛИНКА Михаил Иванович родился [20 мая (1 июня ) В селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своих родителей, которое принадлежало его отцу.
Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки Глинка Михаил Иванович - основоположник русской классической музыки, русского бельканто.
Презентация к уроку по музыке на тему: Глинка. "Иван Сусанин"
М.И.Глинка Опера «Руслан и Людмила». Многие русские композиторы в своих произведениях обращались к сказочным темам. Сказки и песни всегда были душой народа.
Проверочные вопросы ( 7 класс) Голубенко И. О. МОУ СОШ 2.
Русская эпическая опера. Опера «Князь Игорь» А.Бородин.
Транксрипт:

В музыкальном театре

Занавес Большого театра

Опера Драматургия, драматический- драма Характеристика музыки, в которой передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение. Столкновения, спор, конфликт (свет и тьма, добро и зло, любовь и ненависть)- основа драматургического развития оперы, балета, мюзикла…

Определённая последовательность этапов сценического действия- экспозиция, завязка, кульминация, развязка- позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в разные моменты их жизни, «перенести» зрителей- слушателей в различные эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.

Опера От итал. opera- труд, сочинение Италия, рубеж веков Опера- вид музыкально- театрального искусства, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия. Либретто Эпические, лирические, драматические и комические

Действия (акты)- картины- сцены Вступление, увертюра (выражена идея) Основная характеристика героев- ария, ариозо, песня, каватина, дуэт, трио, речитатив Ансамбль, хор (массовые сцены) Оркестр, оркестровые номера

Опера «Иван Сусанин» Новая эпоха в русском музыкальном искусстве

Михаил Иванович Глинка «Жизнь за царя»

Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый Отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубят! К. Рылеев, дума «Иван Сусанин»

Отечественная героико- трагическая опера Сквозная идея- любовь к Отечеству Драматургия основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально- инструментальной музыки.

Глинка сочинял оперу как симфоническую музыку. Большая часть была написана раньше слов. Три картины: сельская сцена, сцена с поляками и торжество.

4 действия и эпилог Интродукция (начальная сцена)

1 действие Картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина Каватина Антониды (рондо, мир девичьих мечтаний) «Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи»

Е. Нестеренко- Иван Сусанин Ковалёва- Антонида

2 действие Польский акт Замок короля Сигизмунда Образ польских завоевателей, предвкушающих победу. Полонез Мазурка Вальс Краковяк

«Родина моя! Русская земля» Сцена в лесу- гибель Сусанина- трагическая кульминация, драматургическая вершина оперы. Хор поляков

Речитатив и ария Сусанина (монолог, в котором важна роль оркестра, Сусанин вспоминает о детях, о любимой семье, в оркестре- темы Антониды, Собинина, Вани)

«Велик и свят наш край родной. Блестят снега в тиши лесной.» «Ты взойдёшь, моя заря! Взгляну в лицо твоё. Последняя заря. Настало время моё.»

Заключительный хор «Славься!» «Славься, славься ты, Русь моя!» Написан в духе победного народного канта (торжество, ликование народа) Колокольный звон

В начале 1613-го г., когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны. Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Это реальное историческое событие легло в основу первой в истории мировой музыки героической народной музыкальной драмы «Иван Сусанин» (или как она называлась в первой постановке «Жизни за царя»). По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 г. он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. Первоначально Глинка собирался писать оперу на основе произведения В.А. Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил композитору использовать другую тему. Глинка вспоминал эту историю в своих «Записках»: "Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренне одобрил мое намерение и предложил мне сюжет «Ивана Сусанина». Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерно русского...". В период после наполеоновского нашествия подвиг крестьянина казался особенно созвучен с героизмом русского народа в Отечественной войне 1812 г. До Глинки это образ уже пытались воплотить в 1815 г. на оперной сцене композитор К. А. Кавос. В 1823 г. появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Рылеевский Сусанин оказал заметное влияние на образ главного героя оперы Глинки. Особенно волновали Глинку строки поэмы, рассказывающие о гибели Сусанина: «...как бы по волшебному действию, писал композитор, вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки все это разом вспыхнуло в голове моей».

Краткое содержание Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие. В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов». В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами. Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу. Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его. В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

«Во многих отношениях Глинка, писал известнейший музыкальный критик XIX -го в. В. В. Стасов, имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества оба глубоко национальные, черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык один в поэзии, другой в музыке». И действительно, Глинка завершил процесс формирования русской музыки, точно так же, как Пушкин в литературе довел до совершенства русский язык. Они похожи Пушкин и Глинка. Та же уравновешенность, гармоничность любого высказывания, то же совершенно естественное и оригинальное сочетание европейской формы и русского содержания. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древне- русского хорового искусства, по-новому в нём претворились достижения русской композиторской школы XVIII –начала XIX -го вв. Будущий основоположник русской классической музыки Михаил Глинка родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском, в имении своих родителей, расположенном недалеко от Смоленска. Отец композитора Иван Николаевич Глинка был отставным капитаном. Еще в раннем детстве Глинка часто слушал народную музыку и оркестр крепостных музыкантов у дядюшки (иногда даже сам участвовал в их концертах). С 1817 г. Глинка жил в Петербурге, где учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище. Его гувернером был поэт–декабрист В.К. Кюхельбекер. Одновременно он брал уроки игры на фортепьяно (у Дж. Филда и Ш. Майера), скрипки (у Ф. Бема), учился пению. По окончании учебы (1822 г.) Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения, но вскоре вышел в отставку. В 1830-х гг. Глинка совершил путешествие в Италию и познакомился там со многими выдающимися западными музыкантами и композиторами (такими, как Г. Берлиоз, В. Беллини, Г. Доницетти). В 1833–1834 гг он жил в Берлине, где занимался гармонией и контрапунктом с З. Деном. В 1836 г. Глинка стал капельмейстером Придворной певческой капеллы, а в 1839 г. вышел в отставку. В этом же году состоялась премьера его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). А через шесть лет (в 1842 г.) была поставлена другая опера композитора «Руслан и Людмила». 1844–1848-е гг. композитор проводит во Франции и Испании. Концерт Глинки в Париже прошел с огромным успехом, подтверждая не только необыкновенную популярность русского композитора, но и признание на Западе русской музыки. Умер Глинка в Берлине 3 (15) февраля 1857 г. В 1857 г. был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

Опера «Князь Игорь» Русская эпическая опера

Александр Порфирьевич Бородин ( ) Содружество «Могучая кучка» В основе оперы- патриотическая поэма Древней Руси «Слово о полку Игореве», исторические документы, летописи.

Драматургия оперы строится на сопоставлении двух противоборствующих миров, двух сил: русские- князь Игорь с сыном Владимиром и дружиной, княгиня Ярославна, Владимир Галицкий половцы- хан Кончак, его воины.

Действие 1 и 4 актов происходит в городе Путивле. Действие 2 и 3 актов переносит слушателей в лагерь половцев.

Илья Глазунов. Эскиз декорации

Н. Рерих. Эскиз декорации. Путивль.

Пролог подобен величественной древнерусской фреске. Соборная площадь заполнена народом, провожающим дружину князя в поход. Торжественно звучит славица в честь князей, которую прерывает затмение солнца. Дурное предзнаменование омрачает торжественность происходящего. Символическая завязка.

Илья Глазунов

Ария князя Игоря 2 действие Князь в плену, но он пользуется уважением половцев- они видят в нём бесстрашного воина. Но ничто не мило князю. Его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине.

Вступление оркестра. Речитатив- раздумье. «Ни сна ни отдыха измученной душе…» Ария «О, дайте, дайте мне свободу…» «Ты одна, голубка лада…»

Н.К. Рерих

Николай Рерих. Эскиз декорации. Терем Ярославны

Н. Рерих. Скоморохи Скула и Ерошка

Половецкий стан. Эскиз ко 2 действию.

Портрет половцев 2 действие. Стан кочевников. Восточный колорит, причудливый узор, запоминающийся ритм (зажигательный темперамент, непримиримость, воинственность) Хор половецких девушек «Улетай на крыльях ветра ты в край родной, родная песня наша…» Воинственная пляска мужчин Хор половцев, славящих хана

К. Васильев. Ожидание Поэтический образ жены князя Игоря Интонации древних песенных жанров плача, причета (причетаний) Флейта, кларнет Плач Ярославны

В.Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами

А. Котухина. Слово о полку Игореве. Палех

К.Васильев. Свияжск.