Метод проектов на уроках в начальной школе. Понятие Учебный проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.
Advertisements

«М ЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » Выполнила учитель начальной школы Пшембаева Г.Ж.
«М ЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » Подготовила учитель начальных классов Толоконникова Дарья Юрьевна.
Метод проектов ГУО «Смолевичская районная гимназия» Учитель математики Е.И.Навицкая.
«Метод учебного проекта ». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебный проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося,
Проектная методика в начальных классах Старчикова О.В. учитель МОУ «СОШ с. Питерка»
РМО учителей технологии Формирование познавательного интереса и творческой активности через проектную деятельность.
«Метод учебного проекта и система его оценивания» МОУ СОШ 15 г. Балашова Саратовской области Подготовили: Антонова О.Н. Борщёва И.Н. Зыкова Е.А.
«Метод учебного проекта » Педагогический совет 25 марта 2008 года. МОУ Домодедовская средняя общеобразовательная школа 1.
Диагностика уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающихся 7-х классов.
Современная школа должна ребенка: - научить учиться, - научить жить, - научить жить вместе, - научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое.
Проектная деятельность на уроках русского языка Выполнила: Осина Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУСОШ 34 города Твери.
Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.. Метод проектов – это организационная модель образовательной деятельности, позволяющая учащимся изучать самые сложные.
Метод учебного проекта. В современной педагогике: Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент.
СемьяШкола Другие взрос- лые Соци- альная среда СМИ Телеви- дение КнигиДрузья.
Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов МКОУ «Спасбардинская ООШ»
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Организация и содержание проектной деятельности младших школьников Заместитель директора по УВР начальных классов Понамарёва Наталья Алексеевна Муниципальное.
Транксрипт:

Метод проектов на уроках в начальной школе

Понятие Учебный проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Проект ( в переводе с латинского «брошенный вперёд») -план, замысел, предваряющий его создание. Проект – разработанный план, предварительный текст какого-либо документа; замысел, план (С.И.Ожегов) Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы.

Из истории.. 20-е годы ХХ века, США Метод проекта – метод проблем, «обучение посредством делания» Дж.Дьюи (американский философ, педагог) – В.Х Килпатрик (ученик) 1905 г – С.Т.Шацкий, Россия 1931 г – метод осужден ИДЕЯ: Организация обучения через целесообразную деятельность ученика с учетом его интересов в конкретном знании – личная заинтересованность.

Цель и задачи метода проекта на уроке: -формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении; компетенций непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности; -развитие познавательного интереса учащихся; общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных; -реализация принципа связи обучения с жизнью. Дать возможность -сотрудничать; -приобретать знания самостоятельно; -систематизировать полученную информацию; -пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач; -работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли; -пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций; -делать выводы и заключения; -получить эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.

Зачем? 1. Учителю –овладеть и использовать новые образовательные технологии, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. 2. Ученику – возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группах, используя индивидуальные творческие возможности. Приложить свои знания, принести пользу в своей группе и показать публично достигнутый результат.

Выбор тематики проекта Определяется педагогом - по предмету; - в соответствии с потребностями обучающихся; - с учетом учебной ситуации; - с учетом способностей обучающихся. Предлагается обучающимися исходя из собственных интересов детей.

Учебный проект Проблема проекта Почему? (это важно) Актуальность проблемы - мотивация Цель проекта Зачем? (мы делаем проект) Целеполагание Задачи проекта Что? (для чего мы это делаем) Постановка задач Методы и способы проекта Как? (мы это можем делать) Выбор способов и методов, планирование. Результат Что получится? (как решение проблемы) Ожидаемый результат.

Этапы работы методом проектов I этап Погружение в проект Учитель Формулирует: -проблему проекта; -сюжетную ситуацию; -цель и задачи. Учащие ся Осуществля ют: -вживание в ситуацию -принятие, уточнение и конкретизация целей и задач. II этап Организация деятельности Учитель Организует деятельность учащихся: -организовывает группы; -распределяет амплуа в группах; -планирует деятельность учащихся; -предлагает возможные формы презентации. Учащиеся Осуществля ют: -разбивку на группы; -распределение ролей в группе; -планирование работы; -выбор форм и способа презентации проекта. III этап Осуществление деятельности Учитель Не участвует, но: -консультирует учащихся; -ненавязчиво контролирует; -при необходимости даёт новые знания; -репетирует презентацию. Учащиеся Работают активно и самостоятельно -каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; -консультируют- ся; -«добывают» недостающие знания; -подготавливают презентацию. IV этап Презентация результатов Учитель Принимает отчёт: -обобщает, резюмирует полученные результаты; -оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение; -умение работать в группе на общий результат. Учащие ся Демонстрирую -понимание проблемы, цели и задачи; -умение планировать и осуществлять работу; -найденный способ решения проблемы; -рефлексию деятельности и результата; -взаимооценка деятельности и её результат.

Типы проектов: Исследовательские – хорошо продуманная структура; обозначение целей, актуальности для каждого участника; социальная значимость, продуманные методы Творческие – не имеют детально проработанной структуры, она развивается в процессе работы, подчиняясь логике и интересам участников проекта Приключенческие, игровые ……. Информационные … Практико-ориентированные – с четкой ориентацией на социальные интересы…

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ Основания для классификации Виды проектов По типу деятельности 1) творческий, 2) исследовательский 3) игровой 4) практико-ориентированный 5) информационный Содержание проекта Монопредметные (выполняются на материале конкретного предм.) Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких пред.) Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу) Включенность проектов в учебные планы Текущие (выполняются самостоятельно, включая часть содержания обучения) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) Продолжительность выполнения проекта Краткосрочные (разработан на нескольких уроках); Среднесрочные (от недели до месяца); Долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев). Количество участников проекта Парные (над одним проектом работают партнеры); Индивидуальные (внутри большого проекта); Групповые (принимают участие в работе сформированные группы)

Виды презентаций проектов Демонстрация видео фильмов Диалог история. и литературных героев Игра с залом Иллюстрация фактов, событий Научный доклад Пресс- конференция Спектакль Ролевая игра РекламаПутешествие ТелепередачаЭкскурсия Научная конференция Инсценировка события Деловая игра

Формы продуктов проектной деятельности. Выставка Видеоклип, видеофильм ГазетаWEB - сайт Журнал Публикация Карта Буклет Сказка Серия иллюстраций Сценарий Пакет рекомендаций Экскурсия Учебное пособие Игра Путеводитель Праздник Атлас, справочник Анализ социологического опроса Письмо в …

Проблема 1) сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования; 2) ситуация, когда субъект осознаёт, что ему не хватает знаний 1) сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования; 2) ситуация, когда субъект осознаёт, что ему не хватает знаний Тема предмет, основное содержание рассуждения, изложения

Задачи то, что требует исполнения, разрешения, последовательные этапы организации и проведение исследования (изготовления изделия) от начала до конца Цель 1)те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования (изготовления продукта); 2)предмет стремления, то, что надо осуществить 1)те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования (изготовления продукта); 2)предмет стремления, то, что надо осуществить

Тематическое поле Тема Название Проблема Цель Задачи Область знаний Природа Домашние животные Кошки и собаки Преданность Определить на основе примеров и личного опыта степень преданности животных В литературе найти примеры преданности Естествознание Литература Естествознание Литература

Тематическое поле Тема Название Проблема Цель Задачи Область знаний Литература Сказки Особенности волшебных сказок Роль волшебных предметов Найти волшебные предметы в разных сказках, определить их функцию Выявить случаи волшебства с использованием волшебных предметов Фольклор

Темы работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов ребёнка, в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения 2-3 недели в режиме урочной - внеурочных занятий. Включать в процесс работы: экскурсии, акции, работу с различными источниками информации, исследование. Презентация творческих работ с привлечением общественности (родителей, старшеклассников, учителей, педагогов…) Организационные требования

Требования к содержанию и организации проведения учебного проекта 1. Связь с программой. Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного проекта. 2. Содержание проекта. Должно быть понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся иллюстрируются. Цели и тема ясно изложены, хорошо определены и поддержаны вопросами темы и учебной программы. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение. 3. Соблюдение авторских прав. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав. 4. Оригинальность. Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников 5. Мультимедийные средства. Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов.

6. Использование педагогических технологий. Проект полностью со ориентирован на личностно-ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве. 7. Работа в группах. Работу над проектом в равной мере осуществляют все члены группы. 8. Графический дизайн. Элементы дизайна и содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее учащихся. 9. Оценивание проекта учащихся. Включены инструменты для оценивания всех намеченных целей обучения. Инструменты оценивания содержат конкретные тематические критерии, служащие отправными точками для обучения. 10. Организация применения проекта в школе. Описание учебного проекта отображает чёткую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования. Учебные проекты легко модифицировать и реализовать в разноуровневом обучении.

Результат Главный результат проектной или исследовательской деятельности с обучающимися – формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Значение проектировочной деятельности Интеллектуальные умения мышления Умения предметной области знания Совокупность соответствующих компетентностей Ключевые компетенции Коммуникативные умения Поиск информации Осмысление Анализ Синтез Оценка Умения совместной деятельности Умения дискутировать, принимать решения Применение

Работа над проектом Работа над проектом (виды) (виды) Тема проекта: «Какие бывают снежинки» Песни о снежинках Рассказы и сказки о снежинках. Стихи о снежинках Поиск информации в словарях и энциклопедиях: что такое снежинка? Как образуется снег? Загадки о снежинках Из чего можно сделать снежинки и как их сделать? Картинки и фотографии снежинок

Проект «ТАЙНА ФАМИЛИЙ. ЧТО ОЗНАЧАЕТ МОЯ ФАМИЛИЯ» 1. Что означает твоя фамилия? 2. Как часто она встречается? 3. Что связано с твоей фамилией? 1. В библиотеке, 2. В интернете, 3. Из беседы с родителями. 4. Из словарей и энциклопедий. План работы Откуда можно взять нужную информацию: Распределение работы по группам: тайна фамилий; происхождение фамилий; происхождение русских фамилий; история фамилий; самые распространенные фамилии России;

Методические приёмы открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Анализ источников информации (изделия, образцы, учебник, рабочая тетрадь, инструкционная карта, схема, информация на электронных носителях-CD, Интернет и др.). Демонстрация сложной конструкции в разборе (использование полуфабриката для разборки конструкции перед учащимися). Пробные поисковые, тренировочные упражнения (поиск способа выполнения технологического приёма). Перенос известного в схожую, новую ситуацию (изучение нового материала в сравнении с известными). Практическое исследование объекта (свойства материалов, конструктивные особенности…)

Методические приёмы открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Задача курса – научить добывать знания Анализ источников информации (изделия, образцы,учебник, рабочая тетрадь, инструкционная карта, схема, информация на электронных носителях-CD, Интернет и др.).________________ Демонстрация сложной конструкции в разборе (использование полуфабриката для разборки конструкции перед учащимися).__________________________________________ Пробные поисковые, тренировочные упражнения (поиск способа выполнения технологического приёма).________________ Перенос известного в схожую, новую ситуацию (изучение нового материала в сравнении с известными)._________________ Практическое исследование объекта (свойства материалов, конструктивные особенности…)

Любая преобразующая, творческая, продуктивная деятельность человека включает: рождение замысла; оформление замысла в конкретный образ (поиск и обработка информации); определение путей и способов реализации замысла (особенностей конструкции и технологии изготовления изделия); реализация замысла (с корректировкой конструкции и технологии); представление процесса и результатов труда УУД - метапредметная и личностная сторона образования Условие – умение думать (аналитико- синтетическое мышление)

Работа над проектом 1. Определение идеи работы (выбор объекта).. 5. Разработка конструкции и технологии изготовления деталей и объекта в целом (зарисовки, схемы, эскизы, чертежи). I. Разработка проекта 3. Выбор материалов. 6. Подбор необходи м ых инструментов 2. Р азработка эскизов объекта. 4. Выявление возможных конструкторско- технологических проблем, поиск рациональных путей их решения. Что? Для чего? Как? Результат первого этапа проектной деятельности ? Исследовательский этап

Работа над проектом II. Практическая реализация проекта - выполнение проекта - корректировка возникающих проблем. - обоснование значимости выполненной работы, - представление проведенной работы от идеи до её реализации с объяснением возникших в ходе работы проблем и способов их решения III. Защита проекта Технологический этап Заключительный этап

Система оценки: портфолио Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка, ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав портфолио 1. Выборки детских работ 2. Результаты стартовой диагностики 3. Материалы текущей оценки: листы наблюде- ний, оценочные листы 4. Результаты и материалы тематических работ 5. Результаты и матери- алы итогового контроля 6. Достижения во внеучеб- ной деятельности

Памятка для учителя Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха. Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.

Памятка для родителей Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них. Меньше наставлений, прямых инструкций. Не сдерживайте инициативу. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой. Не раздражайтесь. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается. Учите доводить дело до конца.

Правила презентации для ученика: Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает. Найди удобное положение тела и место для рук. Спокойно посмотри на слушателей. Назови тему. Заинтересуй слушателей выступлением. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой. Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления. Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали. Логично закончи свое выступление.

Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе навыки самообразования и самоконтроля; моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; навыки групповой деятельности; индивидуальный подход; интерес к познавательной деятельности возрастает нагрузка на учителя; ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); психологические коммуникативные проблемы; проблема субъективной оценки. «+» «-»

Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения.

«Всё, что я знаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу это применить»

Список литературы 1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В.Давыдова//Изв.Рос.акад.образования Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочнойй деятельности.//Народное образование, 7, Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.-М.:АРКТИ, Сергеев И.С. Как организовать проектную деятелньость учащихся:Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.:АРКТИ, 2005

Список литературы 5. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения.//Начальная школа Матяш М.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов.-М.:Вентана-Графф Горячев А.В. Проектная деятельность младших школьников/А.В.Горячев//Начальная школа С Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников/Симоненко, Н.В.Матяш.-М.:Вентана-Граф, 2002.

Спасибо за внимание!