Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Абрамовская средняя общеобразовательная школа» Васнецов как художник былинно – сказочных сюжетов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виктор Михайлович Васнецов Ковальчук Юлия Алексеевна учитель начальных классов МАОУ СОШ 1 станицы Выселки Краснодарского края Сообщество взаимопомощи учителей.
Advertisements

Васнецов Виктор Михайлович ( )
Его называли «истинным богатырем русской живописи»
Шер Надежда Сергеевна детская писательница автор очерка «Картины-сказки»
Виктор Михайлович Васнецов Великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.
Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович ( ) Художник Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 года 3 мая в селе Лопьял.
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья.
В.М. Васнецов – художник портретист Выполнил: ученик 3 класса МБОУ Тарасихинской школы Полявко Николай Кл.рук. Федотова Н.Е.
Братья В. М. и А. М. Васнецовы В. М. Васнецов. Автопортрет, 1873 г. Васнецов Виктор Михайлович (1848, село Лопьял Вятской губернии – 1926, Москва), русский.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Васнецов и его творчество Государственная Третьяковская галерея 1873г Жизнь Васнецова Картины Росписи Владимирского собора, г. Киев Росписи Владимирского.
Тайна картины Исследовательская работа ученицы 5-Б класса МОУ СОШ 3 Никоновой Анастасии.
Виктор Михайлович Васнецов. Биография Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (3 [15] мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя 23 июля 1926,
Художники - иллюстраторы. Васнецов Виктор Михайлович Билибин Иван Яковлевич.
Васнецов Виктор Михайлович, русский художник, живописец, основоположник особого "русского стиля" в живописи.
Картины Виктора Михайловича Васнецова как средство развития речи учащихся. Выпускная работа Шеховцевой Татьяны Сергеевны, Учитель,г.Артем.
Русская живопись второй половины XIX века решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.
МОУ СОШ 1 ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ Учитель математики Учитель математики высшей категории высшей категории Л.В. Рысева Л.В. Рысева ст. Отрадная г.
Выполнила : Гущеня Светлана Анатольевна. 2 Содержание Принцип золотого сечения Принцип золотого сечения Принцип золотого сечения Принцип золотого сечения.
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Абрамовская средняя общеобразовательная школа» Васнецов как художник былинно – сказочных сюжетов. Работу выполнили ученицы 5 класса Голова Ирина Гнедова Оксана Учитель Бачурин М.И Абрамово 2013

Содержание 1. Введение __________________-3 2. Биография В.М.Васнецова__-_ Картины (названия) ________-6 4. Хронология картин_________-7 5.«Золотое сечение» (анализ картин) ________ Современники Васнецова____-10 8.Заключение________________ Библиография______________ Репродукции_______________-15-21

1. Введение Нам нравятся уроки изобразительного искусства. Учитель показывает репродукции с картин художников и рассказывает о них много интересного. Портреты, пейзажи, натюрморты-как жанры изобразительного искусства являются в интерьере прекрасным оформлением. Наиболее вписывающимися в интерьер остаются пейзажи. Они носят универсальный характер. Но есть и такой жанр как былинно-сказочный. Наши родители с детства знают такие репродукции как «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке». Художником этих произведений был Виктор Михайлович Васнецов.

В какой период создавал художник свои сказочные произведения, почему сказочные и какое количество он их написал? Нам захотелось узнать как можно больше о творчестве художника Васнецова, ведь, скорее всего, в этом кроется загадка популярности его произведений. Сказочных произведений! Мы выдвинули перед собой цель: изучить период времени Васнецова, в котором он творил как художник- сказочник.

Наши задачи: 1. Составить биографию В.М. Васнецова. 2. Отыскать как можно больше работ художника на былинно – сказочную тему. 3. Составить хронологию былинно – сказочных картин. 4. Выяснить период времени, в котором художник работал в данном направлении. 5.Найти, что означает «золотое сечение». 6. Сравнить размеры картин художника с «золотым сечением». 7. Найти в литературе современников художника. 8. Составить хронологию жизни художников- современников. 9. Определить возможное общение Васнецова с художниками. 10. Исходя из решений данных задач, сделать необходимые выводы.

2. Биография В.М. Васнецова Васнецов Виктор Михайлович (1848 –1926). Один из самых знаменитых русских художников XIX века, Виктор Михайлович Васнецов, прожил большую, красивую и трудную жизнь. Он знал и восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству и огромный успех, и резкую критику.

«Богатырь русской живописи» называли его современники. Это определение родилось не только благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве. Значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Хотя именно этот Васнецов – автор «Аленушки», «Богатырей», «Ивана Царевича на Сером Волке», широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, - вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.

Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Поллинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина- середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.

В 1858 году он едет учиться в Вятку – вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал. Все больше времени он отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать типы, изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти. В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные медали за рисунок «Два обнаженных натурщика» и этюд с натуры, а через два года удостаивается большой серебряной медали за рисунок «Христос и Пилат перед народом». В 1874 году за рисунки «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылкой вина» Васнецов получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне. В том же 1874 году впервые участвует в III выставке Товарищества передвижных художественных выставок картиной «Чаепитие в трактире», и критика считает, что в будущем он будет одним из лучших русских художников. Стремление раскрыть эстетику народной художественной традиции, использовать ее поэтику вскоре полностью завладело художником, стало существом его творческой индивидуальности. Недаром он говорил Стасову, что резкого перехода в конце 1870-х годов от бытового жанра к былинно- сказочным сюжетам у него не было.

Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались- позднее объяснял он. Весной 1876 –го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е.Репин и В.Д.Поленов. Он рисует французские типы с тем же удовольствием, с каким писал русские, находя в них сходные черты. А однажды, зайдя в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз «Богатырей», выплеснув как вполне зрелое и сложившуюся свою грезу об эпической русской истории. Картину он написал в 1898 году. На родину он вернулся зрелым живописцем.

Васнецов с крупнейшими русскими художниками входил в содружество, названное Абрамцевским кружком, организатором которого был известный меценат Савва Иванович Мамонтов. В «Аленушке», которую художник написал в Абрамцеве, наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. Для всех деятелей русской культуры, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецов был одной из ключевых фигур. Десятки русских выдающихся художников, - писал в 1916 году Михаил Нестеров, - берут свое начало из национального источника- таланта Виктора Васнецова.

3. Картины ( НАЗВАНИЯ) 1. После побоища Игоря Святославича с половцами 1. После побоища Игоря Святославича с половцами 2. Ковёр- самолёт 2. Ковёр- самолёт 3. Аленушка 3. Аленушка 4. Витязь на распутье 4. Витязь на распутье 5. Три царевны подземного царства 5. Три царевны подземного царства 6. Богоматерь с младенцем 6. Богоматерь с младенцем 7. Иван царевич на Сером Волке 7. Иван царевич на Сером Волке 8. Бог Саваоф 8. Бог Саваоф 9. Христос Вседержитель 9. Христос Вседержитель 10. Христос Вседержитель 10. Христос Вседержитель 11. Распятый Иисус Христос 11. Распятый Иисус Христос 12. Единородный Сын Слово Божие 12. Единородный Сын Слово Божие 13. Страшный Суд 13. Страшный Суд 14. Сирин и Алконост 14. Сирин и Алконост 15. Богатыри 15. Богатыри 16. Плащаница 16. Плащаница 17. Спящая царевна 17. Спящая царевна

4. Хронология картин Год Название картин Размер ы картин 1880 После побоища Игоря Святославича с половцами 205 х Ковер-самолет 165 х Аленушка 173 х Витязь на распутье 160 х Три царевны подземного царства 164 х Богоматерь с младенцем 171 х Иван Царевич на Сером Волке 249 х 187

1885 Бог Саваоф 135 х Христос Вседержитель 175 х Распятый Иисус Христос 134 х Единородный Сын Слово Божие 70 х Страшный суд 290 х Сирин и Алконост 164 х Богатыри 295 х Плащаница 134 х Спящая царевна 214 х 452 Вывод: период творчества Васнецова, в котором он работал над былинно-сказочными сюжетами, является периодом зрелого мастерства годы.

5.«Золотое сечение» Анализ картин Проведем анализ картин художника на предмет золотого сечения. Размеры своих картин Васнецов выбирал случайно или применял этот метод? Золотое сечение- это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей или меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему а : б=б : с или с : б=б : а.

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ математик (VI в. до н. э.). Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей при помощи геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ этого квадрата были основанием для построения динамических прямоугольников.

В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления. Мы решили изготовить такой же циркуль и при помощи его проверить размеры картин на наличие золотого сечения. Это ускорит нашу работу. Исследуемые работы начертим в миллиметрах и циркулем проверим.

Наши исследования показали то, что только несколько картин построены по принципу золотого сечения. Это «Ковер- самолет», «Три царевны подземного царства», «Бог Саваоф», «Распятый Иисус Христос». Мы сделали вывод такой. Художник не использовал принцип золотого сечения. Вероятность очень мала потому, что из множества картин только четыре имеют размеры, попадающие под эту категорию. Скорее всего, это получилось случайно. Может быть, художник не знал ничего о золотом сечении? Такого быть не может. Он не был самоучкой. Васнецов учился в Академии художеств в Петербурге. Выходит, что размеры для своих картин он чувствовал интуитивно.

6. Современники Васнецова 1837Иван Николаевич Крамской Илья Ефимович Репин Архип Иванович Куинджи Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Марк Матвеевич Антокольский Владимир Егорович Маковский Владимир Васильевич Стасов 1906

1841Василий Максимович Максимов Вячеслав Григорьевич Шварц Василий Григорьевич Перов Алексей Петрович Боголюбов Павел Михайлович Третьяков Савва Иванович Мамонтов Виктор Михайлович Васнецов 192 6

7. Заключение Проводить исследовательскую деятельность было очень интересно. Задача, которую мы ставили перед собой, решена. В процессе изучения творчества великого русского художника мы узнали много нового, о котором попытаемся рассказать, и сделали свои выводы. Чем же привлекают внимание картины Васнецова? Художник мастерски соединил сказку и быль, реальность. Соединил несоединяемое. Простая русская девушка грустит о своем, а мы видим сказку - Аленушку, которая грустит о братце Иванушке, и даже братца ее видим, хотя на картине его нет.

Серый злой волк помогает Ивану Царевичу, а Иван Царевич спасает Василису Прекрасную. Добро побеждает зло. И все персонажи реальные, живые и сказочные. Богатыри русские стоят на страже добра и зла. И хочется их уважать и быть похожими на них. Все картины Васнецова наполнены добротой, спокойствием, красотой внутреннего мира героев. Женские образы олицетворяют и Родину- мать и сестру и невесту. Все это художник дает как одно целое, неделимое. Затаенная душевная печаль девушек встречается и в его портретах и в вымышленных образах.

Если портреты помогали Васнецову в создании идеала национальной красоты, национального типа, то в Абрамцеве и его окрестностях с их характерными для средней полосы России дубовыми, еловыми, березовыми лесами и рощами, причудливо- извилистой с темными заводями речкой Ворей, прудами, поросшими осокой, глухими оврагами и веселыми лужайками и пригорками, вырабатывался тип национального пейзажа.

Виктор Михайлович Васнецов увлекся былинно- сказочными сюжетами, будучи зрелым мастером. К этому он пришел осознанно. Ему стали тесны рамки станковой картины и он, как писали современники, «обратился к украшению жизни». Художник был убежден в том, что в жанровых и исторических картинах – сказках, песне, былине сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний мир. В это время в русском обществе нарастало внимание к национальной старине и истории, что проявилось в росте собирательства, изучении и публикации памятников письменности и фольклора.

Особое значение для художника имели исторические исследования русского быта XVI- XVII веков в трудах Ивана Забелина. Ученый, с которым Васнецов был знаком лично, был близок ему тем, что видел в народном искусстве проявление живой души его создателей. Вместе с крупнейшими русскими художниками, входившими в содружество, названное Абрамцевским кружком, организатором которого был известный меценат Савва Иванович Мамонтов, Васнецов был причастен к возрождению народных промыслов. Как это перекликается с сегодняшним временем! А это означает то, что современники оказывали огромное влияние на творчество великого живописца.

Изучив творчество Васнецова, сопоставив все факты, мы пришли к выводу, что художник был талантлив от природы, с чувственной душой и огромной любовью ко всему окружающему. И свою любовь, и талант он вкладывал в каждую свою картину. Поэтому мы не можем равнодушно смотреть на Аленушку или Богатырей. Они учат нас добру, учат понимать прекрасное в окружающем нас мире. И еще дают какую-то уверенность в себе, спокойст - вие, учат нас думать о главном. Творчество Васнецова многообразно. Его можно изучать бесконечно. Некоторые картины художник создавал десятилетиями (Богатыри, Спящая царевна). Много рисунков и картин мы никогда не видели и ничего о них не знаем. А ведь каждый рисунок был выполнен с любовью.

8. Библиография Интернет сайты Энциклопедия мирового искусства Шедевры русской живописи М. «БЕЛЫЙ ГОРОД» Большая иллюстрированная энциклопедия Истории искусств М. «МАХАОН» 2007

9. Репродукции Аленушка 1881 Богатыри 1898

После побоища Игоря Святославича с половцами 1880 Ковер-самолет 1880

Витязь на распутье 1882 Три царевны подземного царства 1884

Богоматерь с младенцем 1885 Распятый Иисус Христос

Иван Царевич на сером волке 1889 Бог Саваоф

Христос вседержитель Сирин и алконост 1896

Страшный суд Спящая царевна

Спасибо за внимание !