Древнерусская символика внешнего убранства деревенского дома.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лица вдоль дороги. МОУ СОШ 63 г.Иваново Андреева И.А
Advertisements

Убранство русской избы Тема 2 Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В. Федотов.
Русская изба Единство конструкции и декора в народном жилище.
Древние корни народного искусства Убранство русской избы.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Таинственные узоры. ...А на Руси ценились топоры – Звенели и в простой избе, и в храме, Но как нередко в час худой поры Они, врубаясь в брань, гасили.
Жилище древних славян Учитель начальных классов МОУ «СОШ 6» г. Корсаков Глоба С.Н.
Урок изобразительного искусства 5 класс «Убранство русской избы» Составила: учитель ИЗО Шаньшерова М.М. Г. Белоярский ХМАО-Югра.
Жилище древних славян.. Веря в целебную силу воды, славяне всегда старались селиться около рек. Они строили небольшие деревянные дома с островерхими крышами.
Тема урока: УБРАНСТВО РУССКОЙ ИЗБЫ 1 ЧЕТВЕРТЬ УРОК 2 5 КЛАСС РАЗРАБОТЧИК КЛАВДЕЕВА С. В. Учитель высшей категории МОУ Саргазинская СОШ.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Крыша Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей – ходить под одним небом». Её завершал «охлупень», или «конёк». Резная.
Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов им. Ю. Н. Янова г. Вязьмы Смоленской области Александров Николай.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
Древние корни народного искусства Выполнил Рыжова Н.П, преподаватель ИЗО МБОУ СОШ с УИОП 183 имени Р.Алексеева.
Русская изба. Фасад северной избы Символика в резном убранстве избы Конь – охлупень – Конь – охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал.
Изобразительное искусство Декоративное рисование 5 класс «Что нам стоит дом построить» Юматова Юлия Алексеевна МБОУ СОШ 1 р.п. Тумботино Павловский район.
Декоративное искусство России.. В Нижегородской области, в городе Городец получил развитие один из видов декоративно - прикладного искусства « Городецкая.
Транксрипт:

Древнерусская символика внешнего убранства деревенского дома.

Гипотеза Наши предки хотели жить в гармонии с природой, потому как понимали, что полностью от неё зависят. И чтобы чувствовать себя защищёнными, чтобы силы природы были к ним благосклонны, окружали люди себя древними образами, украшая ими внешнее убранство домов и предметы быта. Древние символы, изображаемые на причелинах крыш, лобовой доске и наличниках деревенских домов, передавались мастерами из поколения в поколение и, хотя они и заросли со временем декоративными элементами, но не утратили своего глубокого подтекста. И сегодня связь времен не утеряна, так как во внешнем убранстве современных деревенских домов можно проследить наличие древнерусских символов.Цель Доказать присутствие древнерусских символов во внешнем убранстве деревенского дома на примере села Хватовка, проследить преемственность символов Древней Руси в деревенских домах современного села (на примере села Хватовка).Задачи Изучить виды древнерусских символов. Подобрать иллюстративный материал по теме. Отразить в фотографиях внешнее убранство домов села Хватовка. Исследуя узоры внешнего убранства домов, доказать наличие в них древнерусских символов.

Дом – родной кров Люди строили свой мир, в котором присутствовало неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром. Для русского человека дом был космосом, который хранил дух и душу многих живших поколений, а спутником человека было дерево. Старики говорили: «В дереве-дому человек живет, из дерева пьет, на дереве ест, дерево в старости третьей подсобной ногой предстает…».

Дом - как часть вселенной Дом - как часть вселенной Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В. Федотов Прежде чем построить дом, хозяин выбирал место для строительства, делил крестообразно на четыре части. В центре каждой клал по камню- зерну. В некоторых местностях в центре постройки вкапывали березу, на неё вешали икону. Под первый венец (в месте красного угла) клали клочок шерсти, горсть зерна, ладан и воск. Возводя дом, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами.

Дом - как часть вселенной Дом - как часть вселенной В устройстве жилища человек стремился привнести порядок, наполнить его образами, привлечь к дому силы добра, а от зла уберечься. Дом языком узоров рассказывает, как устроен мир, в них нашли отражение четыре стихии: солнце, огонь, земля и вода. С помощью нехитрых инструментов украшали резьбой деревянных дел мастера жилища. Резные наличники, столбики крыльца, прикрывающие торцы бревен доски - "причелины" и "полотенца" делали деревенский дом необыкновенно нарядным.

Мировое Древо Жизни Общекультурный архетип Мировое Древо - дерево жизни, в представлениях славян прораставшее через три мира - Навь (мир умерших), Правь (горний, т.е. небесный мир) и Явь (земной мир людей), - объединявшее воедино три временных пласта (настоящее, прошлое и будущее), и тем самым обеспечивающее связь времен, нерушимость пространственно-временных связей. Общекультурный архетип Мировое Древо - дерево жизни, в представлениях славян прораставшее через три мира - Навь (мир умерших), Правь (горний, т.е. небесный мир) и Явь (земной мир людей), - объединявшее воедино три временных пласта (настоящее, прошлое и будущее), и тем самым обеспечивающее связь времен, нерушимость пространственно-временных связей.

Три яруса в устройстве дома Дом снаружи делился на три части. Третий ярус – снаружи дома. Крыша как небесный свод. Второй ярус – здесь живут люди. Как и полагается, около ствола мирового дерева. Мировое дерево (древо жизни)– объединяет в единое целое весь мир: верх и низ, небо и землю, предков и потомков, все четыре стороны света, четыре стихии. Первый ярус – земля предков. Здесь хранятся плоды – то, что вырастил человек вместе с природой. Каждый ярус украшался по определенным правилам.

Древнерусские символы

Крыша, как небесный свод На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне -- круто выгнуты шея и грудь коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья. «Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Изображения коней раньше повсеместно помещали на крышах и наличниках домов в селе Хватовка, но в наши дни сохранились лишь стилизованные изображения коней. Стилизованный конёк (пара коней) Пара морских коньков

Элементы украшения крыши Элементы украшения крыши Причелины украшали скаты крыши, символизируя «небесные хляби». Волнистые линии резьбы, изображенные иногда в два-три ряда, отражали глубинность «хлябей», небольшие кружки – символизировали капли воды. Это схема образования и передачи воды на землю. Капли воды Небесные хляби

Элементы украшения лобовой доски На лобовой доске стелются ветви растений, обитают фантастические существа. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимает образ змеи. Позже этот образ раздвоился. Это раздвоение объясняется двойственностью функций подземного владыки: вечером он должен поглотить заходящее солнце на крайнем западе земного пространства, а к утру он должен оказаться на востоке, чтобы выпустить из себя восходящее светило. Иногда змею (ящера) изображали с одним, но двусторонним туловищем и двумя мордами в противоположных концах тела.

Окна- глаза дома «Наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье..

Общая схема устройства наличника Верхняя часть символизирует небо, которое в славянских поверьях было двухуровневым: верхнее небо называлось «небесной твердью», а нижнее – «небесными хлябями». Небесная твердь часто изображается в виде двускатной крыши. Небесная хлябь символизирует живительную влагу, плодородие, и изображается, как волнистая линия или отчетливые полукружья. Нижняя часть наличника соответственно символизирует твердь земную и часто имеет изображения вспаханного (ромбики с точками внутри) и засеянного (перекрещивающиеся двойные полосы) поля. Боковые стороны наличника называются «полотенцами». Эти четыре части, образующие наличник, соотносятся со временами года и сторонами света.

Символы солнца Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. В давние времена предметы, украшенные символами солнца, имели особенно магическую силу. Они охраняли владельца дома от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь род от несчастья. Наиболее распространенный солярный символ, встречающийся практически на всех домах в селе Хватовка - три линии, означающие солнечные лучи, исходящие из одной точки, Символ солнца на наличниках и фронтонах призван «осветить» дом, наполнить его энергетикой света, а символика троичности дополняет идею вселенской гармонии. Даждьбог – Бог солнца Знаки солнца

Солнечные знаки

Символы земли Символ Матушки-Земли, поля, плодородия – самые распространенный в нашем селе. Ромб – один из фундаментальных символов. Он входит в древнейший ромбо-меандровый орнамент, обозначавший представления человека об окружающей реальности, наполненной непонятными ему силами. Позже ромб обозначал женское начало: с женщиной стали связывать плодородие. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле. Это ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек. Ромб, поделенный на 4 части – символ плодородия и засеянного поля. Символы земли Земля-Матушка

Символы земли

Символы земли переходят с дома на изгородь палисадников. Поэтому получается целая композиция.

Символы земли

Берегиня Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место на резных наличниках в селе Хватовка. Одно из ее имен Берегиня. Очень интересно искать фигурки Берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит, как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Берегиня Знак Берегини

Берегиня

Берегиня

Берегиня

Знаки воды Без воды нет жизни. Воды бывают небесными и подземными. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды. Этот символ, помимо водяного, еще имеет значение "бесконечника". Бесконечник заворачивает злых духов, закручивает их, и они не могут проникнуть в дом. Бесконечник сохранился на домах в нашем селе лишь на причелинах крыш, еще он встречается в оформлении крыльца. Небесные и подземные воды

Знаки воды

Бесконечник

Знаки воды Бесконечник

Знаки воды бесконечник

Знаки воды бесконечник

Растительный орнамент Также богаты наличники растительным орнаментом. Вишня, символ девичьей красоты, должна была приворожить любовь. Ветка сосны - символ вечной жизни и юности. Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь. Орнамент яблочек и слив должен был приносить мудрость и здоровье. Растительный орнамент в виде криниц (ростков), стилизованной буквы "Ж", аналогичен по смыслу Берегиням.

Растительный орнамент Виноградные гроздья

Растительный орнамент Виноградные гроздья Сосновые ветви

Растительный орнамент Стилизованная буква «Ж»

Растительный орнамент Стилизованная буква «Ж»

Деревянная резьба на каменных домах В середине прошлого века в деревнях стало модным строить каменные дома. Но строители и хозяева каменных домов не забывали об оберегах. Деревянной резьбой они украшали крышу, крыльцо, входную дверь и даже изгородь палисадника. На некоторых каменных домах даже есть деревянные наличники.

Деревянная резьба на каменных домах

Современные дома из сайдинга Образцов резных домовых украшений в нашем селе Хватовка с каждым годом становится все меньше и меньше. Ветшают, приходят в негодность украшения, выполненные старыми мастерами, а современные горожане предпочитают теплому одухотворенному дереву бездушный, зато яркий и практичный сайдинг. Современный человек практически утратил целостное восприятие окружающего мира, перестал замечать внутренние связи природы и человеческой души.

Деревянная резьба на современных домах Затейливую пышную резьбу можно увидеть на новых домах. Это указывает на то, что бытовая эстетика древних славян нашла место и в сознании современного хватовца.

Деревянная резьба на современных домах

Заключение Передаваемый из поколения в поколение незыблемый мифологический код, зашифрованный в украшавшей дома узорной резьбе, воплощен в сложном орнаменте, каждый элемент которого несет свою, особенную семантику. Спиралевидные мотивы указывают на место дома в микрокосмосе, солярная символика привносит идею света и добра, а растительный и животный орнамент отражают архетипические представления славян об окружающей флоре и фауне, о непосредственно окружающем мире. Гармонично сплетаясь в резном убранстве дома, все эти образы в символической форме отражают целостное миросознание современного жителя села Хватовка.

Список литературы 1. «Века над Окой / книга альбом под ред. Олейникова А.П». – М.: «ОГТРК», Круглова О.В. «Русская народная резьба и роспись по дереву. Из собраний Загорского художественного музея заповедника». – М.: «Изобразительное искусство», «Язычество Древней Руси». – М.: «Наука», Шепелев М.А. «Декоративная отделка индивидуальных домов». – М.: Колос, «Мифология древнего мира», -М.:Белфакс, Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.: «Русское слово», В.Калашников «Боги древних славян», -М.: «Белый город», Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.: «Рефл-Бук», Олард Диксон «Символы Сибирского Шаманства», - М.: «Велигор», Интернет разделы

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ