Подготовка к выполнению задания С 2.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ГИА по русскому языку Часть С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Advertisements

1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Методика работы над сочинением. Исходное высказывание в сочинении С2 является тезисом, требующим комментария. Им можно как начать работу, так и вынести.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Подготовка к ГИА: написание части 3 (С 2) Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 Фиалковская Вероника Петровна.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Сочинение 1 «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того, чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
Подготовка к сочинению С2.1 (ГИА 2012, 9 класс),.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
Рекомендации к написанию Полякова Наталья Петровна МБОУ Комсомольская СОШ ГИА-2013.
Транксрипт:

Подготовка к выполнению задания С 2.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ГИА по русскому языку Часть С

Языковые компетенции Компетенции Общепредметные компетенции Русский язык Коммуникативная компетенция Устный диалог Задавание вопросов собеседнику. Конструирование ответа на вопрос. Диалог в письменной форме Самопрезентация в форме резюме. Полилог (коллективная дискуссия) Ролевая форма представления текста произведения. Языковая компетенция ПисьмоОрфографическая и пунктуационная грамотность.. Написание сочинений разных видов. Подготовка рефератов, докладов и т.п. Речь Орфоэпические нормы

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистиха». Лингви́стиха (язык она́ние, языкове́дение; от лат. lingua язык) наука, изучающая языки. Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Как может быть сформулирована тема сочинения? Напишите сочинение- рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Тема сочинения Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К.Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Тема сочинения Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя А.А. Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».

Как должно быть построено сочинение? Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление - тезис 2. Основная часть – доказательства + примеры 3. Заключение - вывод

Запомни! К высказыванию Г.Степанова необходимо добавить 1-2 предложения пояснения смысла высказывания лингвиста Г.Степанова. Что имел в виду лингвист Степанов? Как можно истолковать его высказывание? Таким образом, тезис включает высказывание лингвиста и пояснение(объяснение) этого высказывания. Критерии- 2 балла, Нет комментария – 0 баллов.

Как начинать сочинение? Тезис – это мысль, которую нужно доказать. Вы можете начать с записи цитаты, данной в вопросе. Дать небольшой комментарий цитаты, показывающий, как Вы ее понимаете. (Рассуждение на теоретическом уровне, показывающее понимание тезиса – 2 балла) Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более. Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

Рассмотрим несколько вариантов вступления Вариант 1. Лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Слова ученого о языке показывают, как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и явления в мире, и грамматика, отражающая их взаимосвязь в человеческой речи. Рассмотрим….. Вариант 2. Лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я считаю, что он прав. Действительно, слова отражают наш образ мыслей, а грамматика помогает их связать и оформить в законченное высказывание. Так, ….

Вариант 3,4. * Языковед Г. Степанов говорил: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Грамматические и лексические особенности любого текста помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел, точнее определить его отношение к тому, о чем он пишет. * Языковед Г. Степанов говорил: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Любая наша мысль об окружающем мире воплощается в слове. Познание мира происходит с помощью слова. Грамматика помогает превратить слова в законченную мысль. Обратимся к фрагменту рассказа… Обратите внимание на наличие перехода ко второй части сочинения.

вариант 5,6 Лингвист Г, Степанов утверждал: «….». В самом деле, большинство слов называет предметы, их признаки, количество, действия, но связать эти слова в мысли может только грамматика. Лингвист Г, Степанов утверждал: «….».Действительно, слова показывают образ наших мыслей, но, чтобы построить предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. И здесь на помощь приходит грамматика. Обратимся к фрагменту текста…

Лексические явления Морфемы Однозначные слова Многозначные слова Фразеологизмы Синонимы Антонимы Паронимы Диалектные слова Профессионализмы Неологизмы Архаизмы и историзмы и т.д.

Значение лексических явлений Фразеологизмы Делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла, метко и точно характеризуют предмет, действие, признак и т.д. Однозначные слова Называют отдельное явление действительности Морфемы (корень, суффикс, приставка) В корне - основное лексическое значение, приставки и суффикс уточняют его.

Значение лексических явлений Синонимы 1)Для уточнения мысли; 2) для выделения наиболее важных смысловых оттенков; 3) для повышения образности и художественной изобразительности речи; 4) для избежания в речи повторов, неточностей, смешения слов из разных стилей, языковых штампов и других стилистических ошибок. Антонимы Выражают самые разнообразные оттенки значений и смысла сопоставление, противопоставление и т. д. Многозначные слова Делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла. Образность, создаваемая ими, построена именно на переносном значении слова. Архаизмы и историзмы Помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Архаизмы могут быть использованы для создания торжественности стиля или комического и сатирического эффектов.

Грамматические явления - Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым значением: - формообразующие аффиксы (окончания); - предлог; - сочинительные и подчинительные союзы; - слова в словосочетании; - простое предложение; - простое предложение, осложнённое; - части сложного предложения; - прямая речь; - диалог.

Значение грамматических явлений Формообразующие аффиксы (окончания) Показывают связи слов в предложении (передают значения грамматической объединённости слов) Предлог Выражает в предложении грамматические отношения между именами существительными, местоимениями, которым принадлежат предлоги, и словами других частей речи (чаще всего глаголами). Грамматическая роль предлога заключается в уточнении и дополнении значений косвенных падежей. Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова Основные грамматические средства сочинительной и подчинительной связи в простом и сложном предложениях. Словосочетание Грамматическая связь в словосочетаниях выражается с помощью окончания или окончания и предлога (согласование, управление)

Значение грамматических явлений Простое предложение Двусторонняя связь между главными членами, подчинительная – между главными и второстепенными членами Простое осложнённое предложение Сочинительные отношение при ОЧП; разнонаправленные грамматические связи при обособленных членах предложения; особая сообщительная функция этих членов предложения, их смысловая осложнённость. Вводные конструкции выражают отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения и т.п. Сложное предложение Подчинительные отношения (образ действия и степень признака, цель, причина, условие, место, время, уступка, следствие, сравнение); структурные средства в СПП: порядок расположения частей, соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части сложноподчиненного предложения; сочинительные отношения (последовательность, одновременность, противопоставленность событий);

Как писать основную часть? Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны назвать не менее двух примеров-аргументов из текста, верно указав их роль в тексте - 2 балла.

Как оформлять примеры в сочинении? Помните о требованиях к примерам: примеров должно быть не менее 2; примеры должны быть из указанного текста; примеры должны иллюстрировать цитату с разных сторон; пример без указания роли не учитывается.

Лингвистическое сочинение в публицистическом стиле Четко выраженное отношение автора к проблеме. Образность. Эмоциональность. Оценочность.

Языковые черты публицистического стиля: Совмещение книжных и разговорных слов. Использование экспрессивно-оценочных слов и выражений. Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, обращений, риторических вопросов, повторов, рядов однородных членов. Параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.

Правильно оформляйте примеры Вариант 1 Рассмотрим лексические и грамматические явления в тексте В.Крапивина. Контекстные синонимы «берёза» – «лошадь» – «Зеленая Грива» помогают представить сказочный мир Альки, который ему очень дорог. Но над этой сказкой уже занесён топор, и мальчик готов любой ценой спасти её. Неопределённо-личное же предложение в составе сложного (предложение 52) свидетельствует о том, что Альке не важно, кто срубит берёзу. Ему гораздо важнее не допустить этого.

Вариант 2 Так, разговорные слова «пацан», «ползёшь» (предложения 24, 33), употребленные Касюковым, помогают понять, что он необразованный, грубый человек. Этот же вывод подкрепляет использование практикантом в речи глаголов в повелительном наклонении в предложениях 27, 30 («хватай», «тащи», «двигай»).

Вариант 3. Фразеологизм «отошлю к чёртовой бабушке» в предложении 49 отражает возмущение Матвея Степановича поведением практиканта и желание наказать его за издевательство над Алькой. А восклицательные предложения( 48,49,50) показывают, насколько был возмущён бригадир, а окончания слов как грамматическое явление служат средством связи слов в указанных предложениях.

Вариант 4. Матвей Сергеевич по отношению к берёзе употребляет не слово «рубить», а слово «губить»(65). Он понимает чувства мальчика и разделяет их. Такое лексическое явление, как контекстные синонимы, помогает почувствовать в дереве живую душу. Но на нас, читателей, могут воздействовать не только слова. (15) «А берёзу твою – под корешок», - цинично заявляет «дяденька». Здесь автор употребил такую синтаксическую конструкцию как неполное предложение. Это подчёркивает злорадство и жестокость Касюкова.

Вариант 5. Матвей Сергеевич, желая наказать Касюкова, называет его «балбес»,» дуб-бина»(48,52), используя просторечное слово. Понимая, что Касюков вряд ли осознает свой поступок, бригадир обещает ему «устроить баню». Этот фразеологизм передаёт всю степень негодования Матвея Сергеевича поведением практиканта. А желание утешить Альку можно увидеть в вопросительном предложении: «Чего же дерево губить?»

Вариант 6. Так, уменьшительно –ласкательный суффикс в слове «дяденька»(16, 57) помогает понять, что Алька одинаково по-хорошему относится к людям: и к парню, заставившему его нести тяжёлую рейку, и к Матвею Сергеевичу. А употребление простого односоставного предложения 57 («Правда срубят?»), показывает страх мальчика за судьбу своего зелёного друга.

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать вводные слова: например, по моему мнению, действительно, так и др. Другие слова, выступающие в роли связок: рассмотрим, обратимся к фрагменту рассказа, обратимся к тексту Крапивина и др.

О чём писать в заключении? Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод о справедливости приведенной во вступлении цитаты. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д. Помните, что они выделяются запятой! А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д.

Рассмотрим несколько образцов заключения Вариант 1. Таким образом, грамматические и лексические явления помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел и точнее определить отношение В. Крапивина к изображаемому. Вариант 2. По-моему, лексические и грамматические явления в данном тексте помогают глубже понять авторский замысел, его отношение к героям.

Вариант 3,4,5 Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение. Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика составляет его смысловую сторону. Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают понять смысл сказанного. В самом деле. Только неразрывная связь лексики и грамматики помогает осмысленно передать наши представления об окружающем мире.

Сколько абзацев должно быть в сочинении? Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему. Помните: сочинение должно иметь не менее 4–х абзацев: 1 абзац - тезис, пояснение; 2 абзац – пример-аргумент 1 и его роль; 3 абзац – пример-аргумент 2 и его роль; 4 абзац - вывод.

Сочинение по тексту В.Крапивина Лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Слова ученого о языке показывают, как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и явления в мире, и грамматика, отражающая их взаимосвязь в человеческой речи.

Рассмотрим лексические и грамматические явления в тексте В.Крапивина. Контекстные синонимы «берёза» – «лошадь» – «Зеленая Грива» помогают представить сказочный мир Альки, который ему очень дорог. Но над этой сказкой уже занесён топор, и мальчик готов любой ценой спасти её. Неопределённо-личное же предложение в составе сложного (предложение 52) свидетельствует о том, что Альке не важно, кто срубит берёзу. Ему гораздо важнее не допустить этого.

Таким образом, грамматические и лексические явления помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел и точнее определить отношение В. Крапивина к изображаемому.

Новые критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) С1К2Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих одно лексическое и одно грамматическое явление, верно указав их роль в тексте. 3 Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих одно лексическое и одно грамматичес- кое явление, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление, указав его роль в тексте. 2

Новые критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) С1К2Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление, не указав его роль в тексте. 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера- аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста. 0

Спасибо за внимание!

Источник Г.Т. Егораева. Практикум по русскому языку. М.,