Современный урок (учебное занятие) как система деятельности субъектов образовательного процесса Мошейко Л.П., зав. кафедрой теории и методики обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современный урок (учебное занятие) как система деятельности субъектов образовательного процесса Мошейко Л.П., зав. кафедрой теории и методики обучения.
Advertisements

« С ОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ » У ЧА ДРУГИХ, МЫ УЧИМСЯ САМИ С ЕНЕКА Г. К ОМСОМОЛЬСК - НА -А МУРЕ Вторые городские методические чтения.
Направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат обучения Планируемый результат: * Ученик научится * Ученик получит возможность научиться.
«С ОЗДАНИЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС» Методический семинар руководителей ШМО учителей русского языка и литературы МОУ.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Транксрипт:

Современный урок (учебное занятие) как система деятельности субъектов образовательного процесса Мошейко Л.П., зав. кафедрой теории и методики обучения ХК ИРО, к.п.н.

Задание 1 (системность мышления) Знаю Хочу узнать Узнал Заполните первые два столбца таблицы

Методологические основания урока (учебного занятия) Совокупность принципов организации процесса обучения Совокупность способов организации процесса обучения

Гуманизация образования Процесс, для которого характерен субъектный тип отношений Признаки: уникальность (ценностное отношение к каждому участнику образовательного процесса как к субъекту собственной деятельности); активность (признание обучаемого инициативным, самостоятельным в своих поступках существом; ориентация педагога на интерактивные технологии обучения, а не информационно-монологический способ преподавания); внутренняя свобода (право выбора обучаемым задания из серии вариативного дидактического материала, варианта решения учебной задачи; для педагога – выбор стратегии, технологий и методики обучения); духовность (ориентация на развитие социально- значимых качеств и способностей через обучение).

Субъект Преобразует самого себя в предметной деятельности

Гуманитаризация образования Изменение смысла образования: выявление в учебном материале общечеловеческих смыслов и ценностей. Изменение характера познавательной деятельности: акцент не на запоминание, а на понимание и переживание смыслов содержания образования Признаки: развивающая направленность, диалогичность, интегрированность, экзистенциальность, фундаментальность

Признаки гуманитаризации образования развивающая направленность, диалогичность (диалог – не форма деятельности, а способ отношений, предполагающий совместный поиск истины), интегрированность (метапредметные результаты освоения учащимися программы, метапредметность учителя), экзистенциальность (existentia - существование), фундаментальность (естественное сочетание методологии и методики преподавания учебного предмета)

Одна из целей экзистенциальной психологии – решение проблемы восстановления аутентичности личности Аутентичность личности – соответствие её бытия в мире её внутренней природе

Фундаментальность образования 1. Глубинные смыслы предмета деятельности: Что я преподаю? (предмет как мир культуры или как дисциплину учебного плана) Как я преподаю? (какие технологии обучения использую на учебном занятии) Зачем я преподаю ? (какой личностный смысл имеет предмет для обучаемых) 2. Результатом является осмысленное отношение обучаемых к учёбе

Задание 2 Чем определяется стратегия современного учебного занятия?

Стратегия современного учебного занятия определяется: 1. Проектированием цели учебного занятия, средств её реализации и результата образования обучаемого 2. Проектированием деятельности педагога и обучаемых по реализации этой цели 3. Проектированием качества этой деятельности

Понятие цели в образовании Прогнозируемый, предполагаемый результат образовательной деятельности, который должен быть создан за определённый промежуток времени и который можно продиагностировать

Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку уровня их достижения, т.е. в виде конечного образовательного продукта

Конечный образовательный продукт какие теоретические знания получат обучаемые в ходе занятия; какие способности и умения у них будут сформированы, какие навыки будут развиты или усовершенствованы по окончании занятия

Педагогическая цель описывает изменения в личностном и когнитивном опыте обучаемого, на достижение которых направлен планируемый образовательный процесс; программа деятельности педагога, отражающая его приоритеты прогноз нового состояния обучаемого.

Цель не оптимальна, если: её формулировка носит характер общих призывов отсутствует преемственность новой цели с ранее выдвигающимися и последующими невозможно измерить степень достижения цели

Триединая цель Образовательная: отработка материала по теме «Подгруппа углерода» Развивать умения пересказывать, выделять главное, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, оценивать Воспитывать: умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать, т.е. коммуникабельность Нельзя воспитывать культуру или умение, воспитывать можно только кого-то!!!

Цель не может быть развивающей, так как сама по себе ничего не развивает, не является субъектом деятельности !!!

Воспитательные и развивающие аспекты цели нельзя формулировать, исходя из темы учебного занятия; идут не от учебной дисциплины, а от личности обучаемого. Их реализации должны способствовать средства конкретного учебного предмета должны заключать в себе «подвижки», которые произойдут с обучаемым при изучении конкретной темы

Цели урока через изучаемое содержание Изучить проблемы становления рыночной экономики в России во второй половине ХIХ – начале ХХ века Изучить содержание § 9

Цели учебного занятия через процессы интеллектуального, эмоционального и т.п. развития ученика Формировать умения анализа Развивать память Развивать логическое мышление

Цели учебного занятия через учебную деятельность ученика Решение квадратных уравнений Сбор краеведческого материала о Гражданской войне

Тема урока: Способы получения металлов Ученик научится различать основные химические способы получения металлов; Ученик получит возможность понимать сущность химических процессов, лежащих в основе промышленных способов получения металлов

Компетентность педагога в области постановки цели и задач урока Направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат обучения Соответствие цели урока возможностям, способностям, потребностям учащихся данного возраста Реальность выполнения поставленной цели в течение урока Представление задач урока как системы действий учителя по достижению цели

Цель как системообразующий фактор педагогического процесса Направленность цели Характер обучения Формирование ЗУНов Объяснительно- иллюстративное обучение Формирование познавательной активности Частично черты проблемного обучения Обеспечение развития индивидуальности школьника и его личностных качеств Проблемно- развивающее обучение

Случайные открытия делают только подготовленные умы Б. Паскаль

В начале урока ученик реализует 2 важнейшие для себя задачи: 1 - понять, зачем он пришёл на этот урок; 2 – оценить, насколько он готов к тому, что ему предстоит делать

Три ключевые педагогические действия 1. Создать для обучаемого условия для осмысления внутренней проблемы, не пережив которую он не может по- настоящему включиться в процесс обучения. Оказавшись в ней, обучаемый испытывает дефицит опыта, субъективно значимого для его развития. Задача педагога: помочь обучаемым понять очевидность несовершенства того способа действий, которым они владели, следовательно, ощутить смысл, мотив, потребность в развитии своего имеющегося опыта

Ученик знает объём предстоящей учебной работы как по минимуму, так и по максимуму, знает свои возможности (выявленный в процессе актуализации опыт), самостоятельно определяет именно свою цель, планирует работу по её достижению само оценивает степень достижения образовательных результатов

Три ключевые педагогические действия 2. Создать условия для приобретения обучаемым нового опыта, творческого продукта. Помочь ему перейти через барьер, называемый «зоной ближайшего развития». Задача педагога: «включить» обучаемого в такую ситуацию, в которой он мог бы переживать событие, совершать умственные действия или моделировать нравственные поступки, приводящие его к новому опыту

Три ключевые педагогические действия 3. Помочь обучаемому понять, что он выработал свой новый личностный опыт Задача педагога: создать условия для самоконтроля и самооценивания

1 шаг Демонстрация детьми владения актуальным опытом (ограниченность имеющихся знаний для объяснения чего- либо, старый способ действия) Форма организации : выполнение нескольких заданий старым способом, система вопросов и ответов и т.д.

2 шаг Самооценка детьми степени владения старыми способами (старым способом)

Ядро движущих сил учебного процесса – противоречие (!!!) между имеющимся у обучаемого опыта и тем уровнем, который необходим ему для решения учебной задачи здесь и сейчас (задания, лежащие в зоне ближайшего развития обучаемого)

3 шаг Постановка перед детьми конкретно-практической задачи, которую нельзя решить старым способом (ситуация «разрыва»); Продумать и зафиксировать возможные направления поисковых действий детей, старающихся выйти из тупика Не вводить знание в готовом виде, создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез

4 шаг Фиксация найденного способа действия в модельной форме Новый способ действия формулируется в виде определения или правила «своими словами»

5 шаг Применение найденного способа действия Конкретизация нового способа в частных задачах (в них обязательно содержится новый поворот, «ловушка»)

Пример стандартной ситуации От пристани А до пристани В моторная лодка двигалась по течению реки равномерно со скоростью 60 км/ч, а обратно от пристани В до пристани А – также равномерно со скоростью 40 км/ч. определить среднюю скорость движения лодки. Для решения использовалась формула V ср = (V 1 + V 2 )/ 2, и получен ответ 50 км/ч. Правильно ли решена задача?

Пример стандартной ситуации 3x-4 2 (5/7) > (5/7) 3x-4 >2 3x > 6; х > 2

В каждом из слов пропущена безударная гласная. Вставьте пропущенную букву. Каким однокоренным словом можно проверить правильность написания? З…ря; Предл…гать; Пр…вращаться; Р…мантичный; Орг…низовывать; Р…форма

6 шаг Проведение диагностической работы Организация самооценивания обучаемым образовательного результата

Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся Педагог запланировал задание, способствующее актуализации обучаемым личностного опыта и пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы Педагог планирует постановку обучаемыми цели учения Педагог использует методические приёмы вовлечения обучаемых в деятельность при изучении нового материала Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех Педагог поддерживает интерес к познанию посредством организации самооценивания учеником степени достижения цели учения

Отбор и дидактическое структурирование содержания учебного материала определить составные элементы содержания учебного материала (понятия, законы, идеи, принципы, правила, способы действий) выстроить эти элементы в определённых связях и отношениях, отражающих технологию их распознавания учащимися, упорядочивание и систематизацию, а также выявление и объяснение их сущности продумать логику учебных задач, обеспечивающих воспроизведение учащимися известных правил в изменённой ситуации и продуцирование (создание новых вариантов)

Задание 3 Как Вы понимаете выражение «образовательная ситуация»?

Понятие «образовательная ситуация» «… своеобразная игра, востребующая проявление личностной позиции при решении практической задачи» (В.В. Сериков) «структурная единица учебного процесса, познавательным ядром которой является учебно-познавательная задача (В.И. Загвязинский) «начало и повод для рассуждения и исследования (И.М. Осмоловская)

Образовательные ситуации 1 типа Задействованы механизмы рефлексии (почему я пришёл к такому выводу?) Задействован механизм стереопизации (умение выслушать другого, найти общее с другими позициями и т.д.) Приоритетное значение в развитии личности имеет механизм персонализации (эмоционально-образное представление результата посредством выявления личностных смыслов, авторского видения, собственных трактовок и т.д. как основы софункционирования рефлексии и стереопизации)

Примеры образовательных ситуаций 1 типа Как образно, в виде пословиц и поговорок, можно представить прямо пропорциональную зависимость? (математика) На основе анализа характера героев произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и ассоциаций, которые вызывают эти герои у Вас, представьте каждого из них в виде определённой геометрической фигуры и объясните свой выбор (литература)

Примеры образовательных ситуаций 1 типа составление образных характеристик объектов (описание события из окружающего мира ) игровое представление понятий, правил, законов кинестетическое представление процессов (выполнение экспериментального задания) эмоционально-образное представление исторических событий творческое моделирование процессов, картин, портретов цветовое представление понятий музыкальная интерпретация научных мнений, процессов и т.д.

Образовательные ситуации 2 типа Преимущественное значение имеет механизм стереопизации (работа в группе) Задействованы механизмы рефлексии и персонализации (каждый учащийся выполняет тот вид деятельности, который для него наиболее значим – генерирует идеи, рисует, распределяет обязанности и т.д.) Для организации ситуаций используются методы дискуссий, проектов, игр и т.д.

Примеры ситуаций 2 типа английский язык: каждая из трёх групп составляет на листе ватмана представляет проект защиты экологии природы (со всеми обозначениями на английском языке) русский язык, тема «Склонение имён существительных». Учитель: «Мы закончили изучение темы, но к нам в класс пришёл ученик, который её ещё не изучал. Как ему помочь?» (ребята, разделившись на группы, стараются изобразить структуру темы так, чтобы она была наглядной и простой для понимания, затем структурные элементы наполняют содержанием)

Примеры ситуаций 2 типа обобщение, систематизация сравнительный анализ выбор научных позиций научные обоснования исторических оценок оппонирование составление текста задачи

Образовательные ситуации 3 типа Приоритетное значение для развития личности имеет рефлексия Используются методы объяснения (интерпретации), упражнений

Примеры ситуаций 3 типа ошибочное (об этом знает на начало урока только учитель!) решение задачи, выполнение упражнения попытка объяснить ошибочный результат лабораторной работы на основе имеющегося опыта самооценивание учебных достижений на основе критериев самооценивание результатов своих действий на основе алгоритма

План организации работы над учебной ситуацией ввести обучающихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как; выработать вместе с ними критерии (способы) оценки результата; дать им возможность построить способ действия; обеспечить правильную оценку результата;

План организации работы над учебной ситуацией проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа); выработать вместе с ними правильный способ действия (привести их к нему); повторно решить задачу или выполнить упражнение (осуществить действие).

Решение проблемных ситуаций (ДОУ) Цель: ребёнок научится выбирать способы действий из усвоенных ранее, принимать решение и применять свои знания в тех или иных жизненных ситуациях Материал. Схематичное изображение сути проблемной ситуации по выбору педагога

Примеры ситуаций Как можно чисто вымыть руки без мыла? Мяч упал в лужу – как его достать? Какая посуда понадобится Лисе и Журавлю, чтобы им было удобно есть одновременно? Как обработать порез на пальце?

Вариант проблемной ситуации Серёже на день рождения подарили попугайчика, а он совсем не знает, как за ним ухаживать, чем кормить. Что бы вы посоветовали мальчику сделать для того, чтобы он сам смог найти ответы на поставленные вопросы?

Конфликтная ситуация с игрушкой Отдать игрушку тому, кто взял её первым Никому не давать новую игрушку, чтобы не было обидно Играть всем вместе Посчитаться Играть по очереди Отдать игрушку тому ребёнку, у которого сегодня плохое настроение и т.д. Дети соотносят своё решение с решением других детей и выбирают верное

Компетентность педагога в предмете преподавания Педагог демонстрирует знание основ преподаваемого предмета Педагог хорошо ориентируется в различных источниках информации (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, ЦОРы и др.) Педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету Педагог показывает связь темы урока (учебного занятия) с вопросами, изучаемыми по другим предметам образовательной программы

Компетентность педагога в методах преподавания Педагог использует информационно- коммуникационные технологии Педагог владеет методиками интерактивного обучения Представленные в конспекте методы обучения соответствуют поставленным целям и задачам, а также содержанию изучаемого материала, условиям обучения и времени урока (учебного занятия).

Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников занятий основной способ познания – диалоговое общение (установление контактов между участниками на основе их совместной учебной деятельности: обмен информацией, выработка стратегии решения профессиональных проблем, восприятие и понимание друг друга) активность обучаемых на 1 месте

Технологии интерактивного обучения Участники образовательного процесса: обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают Другого и себя

Активная учебная лекция использование всевозможных иллюстративных средств обучения активизация процесса обучения вопросами активизация процесса обучения анализом ситуаций использование элементов дискуссии

Компетентность в области организации учебной деятельности Педагог ставит задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока: вводном, основном, обобщающем и заключительном Педагог владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач Педагог использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся

Использование современных образовательных технологий Применяемые технологии направлены на решение актуальных проблем обучаемых На каком уровне педагог владеет образовательными технологиями (не владеет, на уровне отдельных элементов, на уровне целостной системы) Как осуществляется диагностика и отслеживается результативность использования современных образовательных технологий Известные методы и средства обучения (воспитания) совершенствуются и развиваются обоснованно с учётом целей и задач развития Владение навыками работы в Internet

Структура учебного успеха

Я Зависит от

Я Зависит от системы ценностей Зависит от моей природы Я с другими Я сам знаю умею хочу могу

Коммуникативные действия педагога в учебном процессе – выстраивает информационно-познавательное взаимодействие; в системе воспитания – обеспечивает межличностное взаимодействие, организует ценностно-смысловой обмен

Основная миссия педагога как субъекта коммуникативной деятельности использование и создание информационных потоков управление информационными потоками в границах образовательного пространства

Закономерности процесса общения 1. Контакт 2. Выявление общей проблемы 3. Совместный поиск решения 4. Совместное получение результата Степени вовлечённости участников общения

Что учитывает педагог при налаживании контакта? Построение контакта начинается с объединения под эгидой общности целей Репрезентативная система: разнообразие способов обработки информации Доминант левой или правой руки Функциональная асимметрия мозга

Визуал Всегда опрятен, аккуратен Рабочее место организовано, все вещи лежат на своих местах В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника Рабочее место должно быть хорошо освещено. При плохом освещении работоспособность низкая Мало отвлекается на шум Обязательно обратит внимание на цвет предметов Иллюстрирует свой рассказ показом предмета Запоминает картины, образы. С трудом запоминает словесные инструкции

Специфика работы учителя с визуалами Обращает внимание на описание предметов: цвет, форму, местоположение Цветом выделяет важные слова, предложения, использует образные выражения Для наглядности использует яркие картины, плакаты, схемы

Аудиал Мало обращает внимание на внешний вид. В выборе своей одежды ориентируется на мнение другого человека Рабочее место не организовано, вещи разложены по всей поверхности стола. Чувствует дискомфорт, когда его рабочее место убрано. Может работать только в абсолютной тишине, незначительный шум мешает ему осмысливать информацию Речь – важная составная часть жизни: воспринимает любые изменения в интонации голоса, вслушивается в произносимые звуки, будет просить «понять», «послушать, что было дальше» Легко осваивает языки В иллюстрациях предметов к своему рассказу не нуждается

Специфика работы учителя с аудиалами Включает на уроке аудио- и диктофонные записи Использует вариации голоса (громко-тихо, высоко-низко, паузы) Описание картин сопровождает музыкой Выделение главных частей текста, предложений, «опасных мест» в словах может сопровождать хлопком или ритмичными движениями

Кинестетик Раннее физическое развитие Любит удобную и комфортную одежду, однако её внешний вид его мало интересует Имеет несколько рабочих мест. Школьные принадлежности могут лежать не только на столе, но и на стуле, и на полу В работе необходим комфорт. Мешают перепады температуры, запахи, неудобная одежда, обувь Чаще всего говорит медленно, с трудом подбирая нужные слова При рассказе испытывает потребность держать предмет в руках, чтобы на нём конкретно всё показать Обучается, делая. Запоминает, играя

Специфика работы учителя с кинестетиками Для этих учеников характерна замедленность мыслительных процессов. При объяснении лучше всего использовать слова, обозначающие действия Для кинестетиков главное – ощущения. Помощь учителя: поправить руку, правильно расположить корпус ученика, показать в тетради ошибку.

Пример «Посмотрите на страницу …, в таблице есть вся информация, которая вам нужна» «Возьмите книгу и откройте ее на странице 33» «На странице 33 вашей книги вы найдете задание...»

Внутренняя речь Непосредственно не контактирует с предметом Задействуется тогда, когда в сознании школьника сложится образ учителя и образ предмета Если образ учителя негативен, школьник может отказаться работать в предмете

Учителю на заметку Левое полушарие: логическое, конкретное мышление; сознание; математические вычисления; речь; чтение и письмо; двигательная сфера Правое полушарие образное, абстрактное мышление; бессознательное; образная память; восприятие музыки, интонации; ритм; ориентировка в пространстве; чувственная сфера Генераторы идей – «правополушарники»!

Самодиагностика функциональной асимметрии мозга 1. Дано 9 карточек со словами: карась, орёл, овца, бегать, плавать, летать, шерсть, перья, чешуя 2. Разложите по три карточки на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее

Преобладание логического мышления над образным (доминирование левого полушария) карась + орёл + овца бегать + плавать + летать шерсть + перья + чешуя

Преобладание образного мышления над логическим (доминирование правого полушария) карась + чешуя + плавать орёл + перья + летать овца + шерсть + бегать

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК Видит символы (буквы, слова). Оценки выше тройки. Любит информацию в письменной форме. Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями. Любит проверять работу. Анализирует от части к целому. Любит смотреть фильм после чтения книги. Память словесно-логическая, часто «механическая» Самоконтроль правильности речи высокий Чаще аудиалы, реже визуалы

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК Видит конкретные объекты в целом и рискует отставать в чтении. Отвлекаемость, способность к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Хорошо представляет себе образ. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Любит смотреть фильм до чтения книги. Память наглядно-образная, смысловая Не всегда контролирует правильность речи, допускает смысловые пропуски Кинестетический или визуальный каналы восприятия

Возрастные особенности подростка Снижение степени значимости взрослого в системе коммуникации (взрослый постепенно перестаёт быть источником информации) Демонстрация независимости и самостоятельности Обострение чувства справедливости Зарождение страха непонимания его окружающими Эгоцентричность. Ожидание от общения со взрослыми пользы: конкретной помощи в организации деятельности, конструктивного совета Установление правил культурного взаимодействия и их выполнение, обучение правилам диалога и дискуссии

Правила эффективного урока 1. Начинайте урок с положительных эмоций 2. В начале урока должна быть задана мотивация на учение 3. Используйте на уроке лево- правополушарный подход 4. Используйте на уроке полимодальную речь

Правила эффективного урока 5. Используйте ошибку на пользу себе и ученику. Ошибка – не неудача, ошибка – это обратная связь 6. Сравнивайте успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами другого 7. В течение всего урока поддерживайте контакт с классом и с каждым учеником

Правила эффективного урока 8. Употребление частицы «НЕ» приводит к противоположному результату! 9. Заканчивая урок, создайте условия для «соединения» учеником изученного материала с имеющимся в начале. Попросите каждого участника оценить, что он сегодня сделал хорошо, а затем назвать то, что он мог бы сделать лучше. 10. В конце урока проведите так называемую «подстройку к будущему» при помощи метафоры

Пример метафоры Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления Боуви

Пример метафоры Хромой, идущий по верному пути, обгонит сбившегося с дороги скорохода Ф. Бэкон

Задание 4 Заполните третий столбец таблицы к заданию 1. Сравните записи во втором и третьем столбце таблицы. Если Вы не получили ответы на вопросы, записанные Вами во втором столбце, или у Вас возникли новые вопросы, запишите их в четвёртом столбце Обсудите результаты сравнения в парах, а затем в группе