МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Группа «Разработка и апробация системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка.
Advertisements

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения Система оценивания образовательных достижений обучающихся ОС «ШКОЛА 2100»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Павленко Ирина Александровна учитель.
© Фокина Лидия Петровна Презентацию подготовила Лаврова Ирина Александровна заместитель директора по УВР и учитель начальных классов ГБОУ школы 595.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Система оценки планируемых результатов освоения программы основного образования в контексте ФГОС Районный семинар
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………….…….29.
МБОУ «Воронинская СОШ» Томского района Трупп Светлана Владимировна МБОУ «Воронинская СОШ» Томского района Трупп Светлана Владимировна.
Выполнила Ненахова Любовь Алексеевна МОУСОШ с. Лесное.2014 г. Выполнила Ненахова Любовь Алексеевна МОУСОШ с. Лесное.2014 г. Технология оценки предполагаемых.
Выступление на педагогическом совете МОУ СОШ г. Доклад подготовила Ерофеева Г.В. Выступление на педагогическом совете МОУ СОШ
Новая система оценки качества результатов образования Требования ФГОС и технология оценивания учебных успехов Образовательной системы «Школа 2100»
Проектирование раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» 9.
«Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка. В сознании ребенка утверждается мысль: если у меня еще нет оценки, значит, я еще не.
Технология оценки учебных успехов Фирсанова Алла Николаевна МБОУ «СОШ 48» г.Новоуральск.
Правило 1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА» «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи» Оценка - словесная.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП Образовательная система «Школа 2100»
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Транксрипт:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Меньшикова Любовь Борисовна учитель начальных классов высшей квалификационной категории г. Черепаново 2012

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований ГОС. Материалы системы оценки конкретизируют как сами требования, так и ожидаемые результаты, выражая их на языке, понятном и доступном не только профессионалам (педагогам, администраторам образования, методистам, специалистам в области измерений, разработчикам программ и др.), но и основным категориям непрофессиональных участников образовательного процесса – детям и родителям.

Система оценки освоения образовательных программ создается с целью получения объективной информации об уровне и качестве освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают: предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.); метапредметные результаты (способы деятельности, основанные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования могут быть представлены в виде системы ключевых задач, которые должны уметь решать учащиеся в результате обучения. Уровни результатов образования Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях. Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится конкретный учитель в конкретной школе, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации. В процессе измерений появляется третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся. Все три уровня представления результатов образования отличаются друг от друга. Опыт показывает, что реальные достижения учащихся ниже планируемого уровня в образовательных стандартах и реализуемого учителями.

Стандарт гарантирует возможность для достижения каждым учащимся планируемых результатов образования при выполнении условий организации учебного процесса, указанных в стандарте. Оценка достижения требований к освоению образовательных программ, заданных в образовательных стандартах, осуществляется на основе критериально- ориентированного подхода. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования. Систему оценки результатов образования необходимо переориентировать на другой принцип оценивания по сравнению с традиционно используемым в российской школе – необходимо перейти на накопительную систему оценивания на основе «сложения», а не «вычитания».

Первым шагом обновления системы оценки должна стать обязательность проверки и оценки овладения учеником теми знаниями и умениями, на которые можно опереться при организации последующего обучения, его дальнейшей дифференциации и специализации. Для оценки достижения требований к результатам образования (построения шкал оценивания и описания результатов) предлагается использовать уровневый подход к представлению результатов. Данный подход широко используется в школьной практике как в России, так и за рубежом. Невозможно всех детей выучить на одном и том же уровне. В любом классе есть ученики с разными способностями и интересами. Важной методологической задачей становится определение и оценка разных уровней образовательных достижений учащихся.

1. Целостность системы (направленность на оценку результатов образования, сформулированных в стандартах второго поколения); 2. Поддержка развития системы образования (ориентация не на контроль и оценку состояния системы и результатов образования, а на оценку динамики развития системы и управление качеством образования); 3. Комплексный подход к оценке результатов образования (сочетание объективной и субъективной оценки результатов образования, оптимальное использование результатов внешней и внутренней оценки и др.); 4. Учет возможных рисков (искажение результатов оценки за счет неразработанности объективных критериев и процедур оценки, увеличение времени на оценку за счет активного времени обучения, натаскивание на содержание проверки, перегруженность учителей и учащихся и др.). К основным принципам построения модели системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ можно отнести следующие:

Модель нацелена на оценку результатов освоения общеобразовательных программ. Ее основными компонентами являются: - объекты и содержание оценки; - процедуры, инструментарий и критерии оценки; - методы и средства оценки; - основные группы пользователей; цели использования результатов. Модель системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ начального образования и её основные компоненты

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ начального образования (объект и содержание оценки) Субъективные методы оценки (инструментарий, процедуры и критерии) Объективные методы оценки (инструментарий, процедуры и критерии) Другие Проекты Практические работы Портфолио Письменный или устный опрос Тестирование (стандартизированное) Анкетирование (стандартизированное ) Стартовый, текущий и итоговый контроль Аттестация учащихся, педагогических кадров, образовательных учреждений Мониторинговые исследования Внутренняя оценка ( Внешняя оценка Основные группы пользователей (учащиеся, учителя, родители, управленцы, представители общественности, ученые и др.) Цели использования результатов (принятия решений): – переход на другую ступень обучения (в основную школу); – оценка качества образования; – реформирование содержания образования и др. – другие. Механизмы обеспечения качества оценки: – Реалистичность требований и критериев – Уровневые требования к результатам образования – Открытость требований, процедур и критериев – Сочетание внешней и внутренней оценки Риски: – Искажение результатов оценки за счет неразработанности объективных критериев и процедур – Увеличение времени на оценку за счет активного времени обучения – Натаскивание на содержание проверки – Перегруженность учителей и учащихся – Другие

Для повышения педагогической ценности результатов оценки необходимо разработать систему представления информации, необходимой для различных целей. Например, для учащихся и учителей необходимы: - детальная информация об освоении каждого требования к результатам обучения, - для целей аттестации и выставления школьных отметок необходима интегральная информация о достижении отдельных уровней подготовки (неудовлетворительный, удовлетворительный, хороший, отличный или ниже базового, базовый, повышенный, высокий). При любом использовании результаты оценки достижения стандарта должны дополняться информацией об учащихся, условиях обучения и др.

В начальной школе основным результатом образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач. Основными документами, в соответствии с которыми разрабатывается система оценки планируемых результатов освоения основных образовательных программ, являются «Требования к результатам начального образования» и планируемые результаты освоения программ начального образования по математике, русскому языку и чтению, окружающему миру

Описание системы оценки результатов ФГОС Оцениваются результаты (предметные, метапредметные, личностные). Результаты ученика - использование знаний в ходе решения этих задач. Результаты учителя – это разница между результатами учеников в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать таких условий (образовательной среды) для успешного развития возможностей учеников.

1. Оценку и отметку определяют учитель и ученик вместе. Оценка - это словесная характеристика результатов действий Отметка - это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы. Оценивать можно любое действие ученика, особенно успешное: удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. Оцениваться может все Отметкой фиксируется (за исключением 1 класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «АЛГОРИТМУ САМООЦЕНКИ» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку. После урока за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя « Алгоритм самооценивания»), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки 1 класс (опорные вопросы): 1. Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате? 2. Удалось ли получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чем? 4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чем)?

Со 2 класса 5. Какое умение развивали при выполнении задания? 6. Каков был уровень задачи (задания)? 7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты себе можешь поставить.

Инструменты (для использования методов оценивания) Критериаль ные описания Эталоны ПамяткиЛинейки достижения Это наборы критериев, которые указывают на черты или знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале. Такие описания могут предлагаться как учителем, так и учащимися. Представляют собой образцы детских работ, с которыми сравниваются оцениваемые работы. Обычно используются в связи с критериальными описаниями или текущими задачами оценивания. Содержат перечни информации, данных, элементов, характерных признаков и свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе ее выполнения.

Пример критериального описания, разработанного для оценки созданного ребенком текста: Балл Критериальное описание 4 Содержание соотносится с заглавием. Творчески описана занимательная история, интерес читателя поддерживается с помощью последовательно разворачивающейся сюжетной линии. Продемонстрирован оригинальный слог и стиль. Текст логично структурирован. Характеры героев переданы образно, живо, с использованием характерных деталей. Лексика точна, структура предложений отличается разнообразием. Орфография, пунктуация указывают на хорошее владение соответствующими умениями Содержание не соотносится с темой и/или плохо организовано и непоследовательно. Идеи перечисляются, но не раскрываются. Лексика ограниченна и лишена окраски. Структура предложения простая и/или повторяющаяся. Правописание и почерк не позволяют донести смысл до читателя.

Памятка по подготовке и выполнению письменной работы в малой группе 1. Начало работы Обсудить замысел в малой группе Поделиться идеями

2. Подготовительный этап Проговорить план в малой группе Выбрать тип текста, основную идею и тему Изобразить схематически развитие сюжета (начало – середина – окончание) Подобрать материалы, информацию, идеи Создать банк слов

3. Основной этап Написать черновик Прочитать черновик в малой группе, отметить места, требующие правки Внести исправления

4. Подготовка окончательной версии Еще раз прочитать текст в малой группе, попросить прочитать товарищей или учителя, перечитать самому и внести окончательную правку Оформить работу: красиво разместить на страницах и проиллюстрировать

Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС Необходимы для выбора уровня использования системы оценки, для составления плана работы учителя на четыре года вперед. В основу оценивания заложены 7 правил, с опорой на которые реализуются все элементы и прочие правила системы оценки.

Начальный уровень Стандартный уровень Максимальный уровень 1. Различие оценки и отметки Используется полностью Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку – знак за решение учебной задачи предметной или метапредметной Используется полностью Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку – знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной) Используется полностью Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку – знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной)

2. Самооценка Используется полностью Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки» Используется полностью Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки» Используется полностью Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки»

3. Одна задача – одна оценка Используется полностью Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решенные задачи (например, среднее арифметическое) Используется Полностью Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решенные задачи (например, среднее арифметическое)

4. Таблицы результатов и «Портфель Достижений» Используется частично Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работ по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в Рабочий журнал учителя). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами. Используется полностью Предметные таблицы результатов учитель заполняет постоянно текущими отметками, а не только после контрольных работ. Чтобы исключить двойное выставление отметок в таблицы результатов и в официальный журнал, рекомендуется воспользоваться правом образовательного учреждения на определение порядка заполнения журнала: выставлять в него только отметки за контрольные работы и за четверть, но не текущие отметки, которые фиксируются только в «Рабочем журнале учителя» и в дневниках школьников.

5. Право отказа от отметки и право пересдачи Используется частично - Новое правило, вводимое на этом этапе. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент. Используется полностью Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.

6. Уровни успешности Используется частично Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работ, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях ( в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания. Используется полностью Учитель использует уровни успешности только при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.

7. Итоговые оценки Используется частично Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и «Портфеля достижений»). При определении четвертных оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила. Используется полностью Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую оценку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные оценки за четверть и комплексную оценку за год.

О внесении изменений в ФГОС НОО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Зарегистрирован 12 декабря 2011 год, 22450

Организовать работу по внесению изменений в основную образовательную программу начального общего образования в образовательном учреждении в 2012 году. Письмо Н. И. Федотенко от за 4