« Изучение и внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий » Работа начата 01.09.10 Предполагается закончить 30. 05.14.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родительское собрание «Школа – территория здоровья»
Advertisements

Круглый стол «Здоровьесберегающая среда в школе».
Здоровьесберегающие технологии в обучении географии Сапегина Светлана Викторовна учитель географии МОУ-СОШ 19 Г. Белгорода.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Критерии урока здоровьесберегающей направленности Подготовила: учитель русского языка и литературы Емельянова Наталья Анатольевна.
Педсовет «Основные требования к разработке и проведению здоровьесберегающего урока» Радченко Л.Я., директор школы.
Педагогический совет 30 марта 2011 года Здоровьесберегающие технологии в условиях современного образования.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
Тема Здоровьесберегающие технологии со сменой деятельности способствующие сохранению здоровья учащихся на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной)
Здоровьесберегающие технологии на ураках английского языка Материалы к семинару по здоровьесбережению учителя Кондратьевой С.Г.
Здоровьесберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры и спорта в условиях реализации ФГОС»
Здоровье – залог успешного воспитания и обучения.
Педагогический совет 28 марта 2011 год «Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений образовательного.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Стриженкова Светлана Викторовна секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ» секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ»
Здоровьесберегающий потенциал современного урока Учитель русского языка и литературы МБОУ - лицей 10 г. Белгород Казьмина Вера Ивановна.
«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЗДОРОВАЯ РОССИЯ». «Приоритет здорового образа жизни, индивидуального подхода к каждому ученику, минимизирующего риски для здоровья.
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников.
Здоровьеформирующее образование как общая стратегическая задача современной начальной школы Выполнила – Е. Г. Теличкина Учитель начальных классов ЗАТО.
Транксрипт:

« Изучение и внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий » Работа начата Предполагается закончить

« Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы …» В. А. Сухомлинский

Цель : изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Цель : изучение сущности понятия « здоровьесберегающих технологий » и условий успешного внедрения здоровьесберегающих технологий ; Сан ПиН ; диагностика здоровья обучающихся в классе ; класс - комната здоровья ; просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения

это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Цель : изучение литературы о здоровьесберегающих технологиях ; первые шаги внедрения здоровьесберегающих технологий ; диагностика здоровья обучающихся в классе ; самоанализ и самооценка уроков ; посещение уроков коллег ; проведение мастер - класса ; привлечение учащихся класса к активному участию в различных муниципальных, региональных и международных проектах по здоровьесбережению

Цель : изучение ФГОС ; прохождение курсовой переподготовки ; изучение и применение методики Базарного В. Ф. на уроках и во внеурочной деятельности ; диагностика здоровья учащихся в классе ; выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме : Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности. проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий

Цель : диагностика здоровья учащихся в классе ; просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения ; подготовка к описанию актуального опыта работы по теме : « Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе »; проведение открытых уроков, мастер - классов

Цель : обобщение опыта « Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе »; публикация статьи по здоровьесбережению в региональном сборнике ;

1. Ковалько В. И. « Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.»., Москва, Издательство « Вако »,2007 г Смирнов Н. К. « Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе »., Москва, Издательство « АПК и ПРО », 2008 г Советова Е. В. « Эффективные образовательные технологии »., Ростов н / Д, Издательство « Феникс », 2007 г Костенко Л. В. « Здоровьесберегающие технологии в школе ».

1 Наследственность. 2 Экология. 3 Социально - экономическая среда ( внешняя среда ): - уровень жизни – степень удовлетворения потребностей человека ; - качество жизни – степень комфорта в удовлетворении потребностей ; - стиль жизни - поведенческие особенности жизни человека.

4 Образовательная среда ( внешняя среда ): - стрессовые технологии проведения уроков и оценивания знаний ; - авторитарный стиль общения ; - недостаток физической активности ; - перегрузка учебных программ фактологическим материалом и интенсификация образовательного процесса ; - не всегда реализуемый индивидуальный подход в процессе учебно - воспитательной работы.

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем человека. Физическое здоровье – уровень роста, развития органов и систем организма. Психическое здоровье – состояние психической сферы. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информационной сферы жизнедеятельности. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека.

для соматического и физического здоровья – я могу ; для психического – я хочу ; для нравственного – я должен.

сила, ум, красота, то, что нужно беречь, самое большое богатство, « здоров будешь – все добудешь ».

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые пока еще здоровы, о здоровье не думают ( нет потребности в его сохранении и укреплении ) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем.

Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

Знания людей о здоровом образе жизни должны стать их убеждениями. И именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Вопросы охраны здоровья детей школьного возраста успешно решаются, если работа ведется по двум направлениям :

1. Создание оптимальных внешнесредовых условий в школе – здоровьесберегающая педагогика ( сюда входит и просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения ); 2. Воспитание у школьников на уроках и внеурочной деятельности сознательного отношения к охране своего здоровья – самой большой ценности, данной человеку Природой, основному условию счастливой жизни.

Положив в основу своей деятельности фразу « Компетентный учитель – здоровый ученик », мы стремимся использовать разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования устойчивой мотивации на ЗОЖ.

учет возрастно - половых особенностей обучающихся ; учет состояния здоровья детей данного класса ; учет индивидуальных психофизических особенностей детей ; структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности ; обучение в малых группах ( индивидуализация обучения ); использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации ; создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы, так как эмоциональное состояние служит индикатором общего состояния здоровья ребенка ; формирование положительной мотивации к учебе (« педагогика успеха »); опора в обучении на жизненный опыт ребенка, « присоединение » нового знания к прежнему знанию и опыту.

Педагоги, являясь носителями общей культуры, должны быть и носителями культуры здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни как высшую ценность, как норму повседневной жизни, как предпосылку успешной учебы.

организовать эффективную работу на уроке и во внеурочной деятельности для сохранения и укрепления здоровья ; повысить мотивацию учения ; создать у детей ощущение радости в процессе обучения ( психологический климат урока ); развить творческие способности ; воспитать культуру здоровья ; научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром.

смену видов учебной деятельности – 4-7 за урок ( чтение, слушание, письмо, говорение, просмотр, вопрос - ответ, решение задач ); смену методов преподавания через каждые минут урока ( словесно - наглядные, аудио - визуальные, самостоятельная работа ); различные формы учебной деятельности ( индивидуальная, групповая ( в парах ), фронтальная ); оптимальные методы для активации инициативы учащихся ( исследование, ролевая игра, дискуссия и т. д.); ТСО на уроках ( при условии грамотного выбора места и продолжительности ); перемены поз учащихся и физкультминутки для решения проблемы недостатка двигательной активности, снятия напряжения органов зрения, снижения психологической нагрузки.

Разного рода траектории по которым дети « бегают » глазами рекомендовано размещать по периметру класса. На листе ватмана изображаются цветные фигуры, толщина линий 1 см. Плакат, показывающий траекторию движения глаз, может быть укреплен над доской. Каждая траектория отличается цветом : вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по восьмерке. Благодаря тренажерам у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развивается зрительно – моторная реакция и различительно – цветовая функция. Рекомендуются цвета : красный, голубой, желтый, зеленый.

Игра – цветные сны. В положении сидя после напряженной работы. учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами « увидеть » в чем – то заданный цвет ( синее небо, зеленая трава, желтое солнце ). Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – сек, общая продолжительность – 1 мин. Желтый – стимулирует умственную деятельность ; зеленый – умиротворяет, успокаивает ; голубой – снижает кровяное давление, успокаивает ; синий – располагает к серьезности, строгости в поведении ; фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям ; черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание.

На растягивание отделов позвоночника. Наклоны вперед, назад, в сторону. Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому. Тянемся максимально вперед ( спина прямая ), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.

Упражнение на снижение утомления. Упражнение « Дерево ». И. п.: стоя, ноги вместе. Одновременно со вздохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок поднят, грудь развернута, дыхание свободное. Упражнение для снятия локального мышечного напряжения. Личностно – ориентированный урок, позволяющий движение во время занятий, способствует снятию локальных мышечных зажимов. « Железная дорога ». Руки имитируют движение поезда по рельсам. Кисти сцеплены в замок, руки вытянуты и подняты до уровня плеч. Кисти рук описывают большие восьмерки по горизонтали и по вертикали. Смена статических поз во время урока : Слушание протекает в следующей позе : расслабились, откинулись на спинку стула, руки свободно висят вдоль тела или сцеплены в замок за спинкой стула.

Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы : МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получил ? БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг ? СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение ? УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал ? БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья ?

эмоциональная разрядка ( афоризмы, ) – как юмористическая составляющая педагогического общения ; поза учителя ( открытая, без « замков », ладони повернуты в сторону детей, никаких « угрожающих поз » - руки в карманах, ручка в руках учителя направлена на ученика, опираясь на стол обеими руками, учитель смотрит важно на детей ); психология сотрудничества с « платьем доброжелательности » на учителе с открытым, искренним лицом ; учитель выступает в роли помощника и организатора учебного процесса, где ученик сам добывает новые знания ;

игровая деятельность, где учитывается, что - игра – беспричинное проявление активности ребенка - где нет игры, там нет развития - учение без насилия, учение с увлечением – есть игра - игра – единственная природная форма развития ребенка - использование разных форм уроков ( КВН, викторины, сказки, игры ).

Изменение отношения к оценке и развитие навыков самооценки у учащихся : - ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке с учетом развития ребенка, особенностей учебной деятельности и др.; - оценка используется как обратная связь, позволяющая учителю увидеть свои и ученические проблемы и возможные шаги для успешной коррекции ; - учитель включает учащихся в оценочную деятельность, обучает их умению оценивать как свою работу, так и работу одноклассников. Оценивать надо таким образом, чтобы оценке учителя предшествовала оценка учащегося. - для оценивания использовать не только отметку, но и слово. « Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой повести ».

Для решения четвертой задачи – развитие творческих способностей – даем возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и свой потенциал, чтобы превратить информацию в знания, которыми можно будет пользоваться на практике. Внедряем различные виды самообразования с учетом возрастных, индивидуальных, личностных предпочтений учащихся. Стараемся обеспечить творческую самореализацию каждого ученика на уроке и во внеурочной деятельности.

выработка гигиенических навыков у младших школьников ; профилактика вредных привычек у учащихся среднего звена ;

приемы выхода из стрессовых ситуаций ; приемы создания благоприятной эмоциональной сферы человека ; экологические и социальные законы.

Здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь ! Берегите себя и своих учеников !