Физика в музыке Интегрированный урок для 9 класса для 9 класса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
9 класс, урок 30 учитель Килина Светлана Геннадьевна.
Advertisements

Тема: «Мир звука». Выполнила: ученица 11 «А» класса МОУ «СОШ 95 им. Н. Щукина п.Архара» Сахнова Ольга Александровна.
1.Какое из перечисленных ниже движений является механическим колебанием? Г. Движение мяча, падающего на землю. Д. Движение спортсмена, совершающего прыжок.
Интегрированный (физика + музыка) повторительно-обобщающий урок по теме: «Звуковые волны»
Интегрированный (физика + музыка) повторительно-обобщающий урок по теме: «Звуковые волны»
9/9/ Раздел: механические волны Тема: Звук. Звуковые волны Презентацию подготовила: учитель физики ГОУ СОШ Кировского района г. С.-Петербурга 381.
Тема урока: «Звук. Характеристики звука» (Обобщающее занятие)
Презентация по теме : «Механические волны. Звук.» Класс 9 Учитель: Якушевская Лилия Викторовна.
Урок – игра. Колебания. Волны. Звук. Учитель физики Дивеев А.А.
Высота, тембр и громкость звука 900igr.net Источники звука. Звуковые колебания. Мир окружающих нас звуков – голоса людей и музыка, пение птиц и жужжание.
Исследование характеристик звуковых волн при помощи PC. Цель: Исследовать различные источники звуковых волн, методом визуализации. Определить параметры.
Урок физики в 9 классе. Тема: Звуковые волны. Цели: 1. Ввести понятие звуковых волн. Рассмотреть особенности их возникновения и распространения, характеристики.
Звуковые волны Характеристики звука Музыкальные звуки Инфра и ультразвуки Сурнина В.Н., учитель физики высшая квалификационная категория.
Ученица 9 « А « класса МОУ СОШ 10 Чобанян Кристины.
Звуковые волны Работу выполнил Ученик 11 класса Максимчук Евгений.
В мире звука МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» Выполнила ученица 9 «А» класса Лапкина Ирина. Балахна 2009 год.
Цель урока Показать связь физики и биологии, расширить понятие «звуковые волны», рассказать о звуках в природе.
Источники и характеристики музыкального звука Авторы: группа уч-ся 9 кл. МОУ 1-Иноковской ООШ Кирсановского р-на Тамбовской обл.,
Источники звука. Высота, тембр, громкость звука. Урок физики 9 класс.
Звуковые волны Акустика Раздел физики, изучающий звуковые волны.
Транксрипт:

Физика в музыке Интегрированный урок для 9 класса для 9 класса

Урок подготовили: Урок подготовили: Учащиеся 9Б класса и Алевтина Антоновна Петриченко – учитель физики первой категории МОУ «СОШ 30» г.Чебоксары. МОУ «СОШ 30» г.Чебоксары. Надежда Николаевна Михайлова – учитель музыки высшей категории МОУ «СОШ 30» г.Чебоксары.

Цели урока: Цели урока: 1. Показать причинно – следственные связи в окружающем мире; 2. Расширить кругозор учащихся по теме: «Звуковые колебания и волны»; 3. Проанализировать источники информации, провести эксперимент; 4. Закрепить полученные знания и умения.

Задачи урока: 1. Активизировать умственную деятельность 2. Исследовать характеристики звуков; 3. Выяснить механизмы звукообразования музыкальных инструментов; 4. Творчески осмыслить изученный материал; 5. Обобщить знания; 6. Увидеть результаты своего труда.

Распространение звуковых волн Источник звука Передающая среда Приемник звука

Слуховой аппарат человека Частотный диапазон звуков, воспринимаемых ухом от 16–20 до Гц Частотный диапазон речи –9000 Гц Частота звуковых колебаний, к которым наиболее чувствительно ухо - 500–3000 Гц Расстояние между правым и левым ушами взрослого человека около 18 см Форма барабанной перепонки Овальная Масса молоточка около 23 мг Масса наковальни около 25 мг Масса стремечка около 3 мг Площадь наружного отверстия слухового канала уха ,3–0,5 см² Площадь барабанной перепонки ,1 см²

Характеристики звука. Сила звука Зависит от амплитуды колебания звучащего тела Громкость звука Зависит от звуковой волны, от чувствительности уха. Допустимая громкость 30 – 40 дБ Высота звука Зависит от частоты колеблющегося предмета. Тембр Тембр – это характерная окраска звука голоса или музыкального инструмента Зависит от источника, позволяет различить два звука одинаковой высоты и громкости.

Амплитуды разные, частоты одинаковые Амплитуды одинаковые, частоты разные Амплитуды одинаковые, частоты одинаковые Графики колебаний различной амплитуды и частоты

Осциллограммы колебаний соответствующие ноте «ля», взятой на разных инструментах и разными голосами.

Тон музыкальной настройки Основным тоном музыкальной настройки считается «ля» первой октавы. Частота основного тона (нормального, или стандартного) равна 440 Гц. Основным тоном музыкальной настройки считается «ля» первой октавы. Частота основного тона (нормального, или стандартного) равна 440 Гц. Камертон служит эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении

Высота голоса певца зависит от длины голосовых связок и их натяжения. У мужчин длина голосовых связок 18–25 мм (бас – 25 мм, тенор – 18 мм), У мужчин длина голосовых связок 18–25 мм (бас – 25 мм, тенор – 18 мм), у женщин 15–20 мм (альт – 20 мм, сопрано – 15 мм). у женщин 15–20 мм (альт – 20 мм, сопрано – 15 мм).

Схему частотных диапазонов вы видите на слайде.

Есть звуки, не слышимые человеческим ухом - это инфразвук и ультразвук.

Инфразвук Инфразвуки возникают при сильном ветре и морском волнении, во время грозы и землетрясения, они сопровождают работу различных промышленных установок Инфразвуки возникают при сильном ветре и морском волнении, во время грозы и землетрясения, они сопровождают работу различных промышленных установок и средств транспорта. и средств транспорта. Колебания частотой 7 Гц опасно Колебания частотой 7 Гц опасно воздействуют на мозг человека, возможно, потому, что эта частота соизмерима с периодом альфа- ритмов, одной из составляющих биотоков мозга. воздействуют на мозг человека, возможно, потому, что эта частота соизмерима с периодом альфа- ритмов, одной из составляющих биотоков мозга. Человеческое сердце сокращается Человеческое сердце сокращается с частотой ~1Гц с частотой ~1Гц

Ультразвук Ультразвук Ультразвуковые исследования (УЗИ) применяются в медицине. Успешно применяется ультразвук в металлургии: для обнаружения трещин и других дефектов в толще металла, для определения глубины моря, для обнаружения косяков рыбы в океане. Ультразвуковые исследования (УЗИ) применяются в медицине. Успешно применяется ультразвук в металлургии: для обнаружения трещин и других дефектов в толще металла, для определения глубины моря, для обнаружения косяков рыбы в океане. Длительное воздействие на живой организм опасно: нити водорослей разрываются, живые клеточки лопаются, кровяные тельца разрушаются; мелкие рыбы и лягушки умерщвляются за 1–2 мин; температура тела испытуемых животных повышается (у мыши, например, до 45 °С). Длительное воздействие на живой организм опасно: нити водорослей разрываются, живые клеточки лопаются, кровяные тельца разрушаются; мелкие рыбы и лягушки умерщвляются за 1–2 мин; температура тела испытуемых животных повышается (у мыши, например, до 45 °С). S=V

Рассмотрим возникновение звуковых колебаний на примере музыкальных инструментов

Струнные музыкальные инструменты Струнные музыкальные инструменты музыкальные инструменты музыкальные инструменты

Струнно – щипковые музыкальные инструменты музыкальные инструменты музыкальные инструменты балалайка арфа гитара

Струнно - смычковые музыкальные инструменты музыкальные инструменты скрипка виолончель Матоуцинь - монгольский народный инструмент контрабас

Почему скрипка и гитара имеют продолговатую форму

Духовые музыкальные инструменты Духовые музыкальные инструменты музыкальные инструменты музыкальные инструменты

Медно - духовые музыкальные инструменты музыкальные инструменты музыкальные инструменты валторна тромбон труба саксофон

Деревянно - духовые музыкальные инструменты музыкальные инструменты музыкальные инструменты Из глины

Народно - духовые музыкальные инструменты музыкальные инструменты музыкальные инструменты Губная гармошка Аккордеон Сурна

Самый большой в мире клавишно - духовой инструмент орган находится в США, В Филадельфии в универмаге Macy's. Играет он два раза в день. В праздничные дни в универмаге даже проходят концерты. Самый большой в мире клавишно - духовой инструмент орган находится в США, В Филадельфии в универмаге Macy's. Играет он два раза в день. В праздничные дни в универмаге даже проходят концерты.

Органные трубы

Масса органа составляет 287 тонн. У органа трубы, 6 ручных клавиатур (мануалов), 42 ножных педали и звук фантастической мощи.

Ударные музыкальные инструменты Ударные музыкальные инструменты музыкальные инструменты музыкальные инструменты

Ударно - клавишные музыкальные инструменты музыкальные инструменты музыкальные инструменты фортепиано ксилофон цимбалы

Электронный синтезатор звуков

Медно - ударные музыкальные инструменты музыкальные инструменты музыкальные инструменты С определённой С определённой высотой звучания: Ковбеллы

Ударно - шумовые музыкальные инструменты Ударно - шумовые музыкальные инструменты музыкальные инструменты музыкальные инструменты С неопределённой высотой звучания: С неопределённой высотой звучания:

Эксперимент Эксперимент Ритмическое сопровождение чувашской песни на простейших музыкальных, ударных инструментах Ритмическое сопровождение чувашской песни на простейших музыкальных, ударных инструментах

Тест Тест 1 вариант 1 вариант 1. Какое насекомое чаще машет крыльями? Ответ: а)комар б)муха б)муха 2. Какие волны используют для измерения глубины моря? для измерения глубины моря? Ответ: а)звуковые б)ультразвуковые б)ультразвуковые в)инфразвуковые в)инфразвуковые 3. От чего зависит громкость звука? Ответ: а)от амплитуды колебания б)от частоты колебания б)от частоты колебания 2 вариант 2 вариант 1. Какое насекомое чаще машет крыльями? 1. Какое насекомое чаще машет крыльями? Ответ: а)оса; Ответ: а)оса; б)шмель б)шмель 2. Спомощью каких волн 2. Спомощью каких волн узнают о приближающемся шторме? Ответ: а)ультразвуковые Ответ: а)ультразвуковые б)инфразвуковые б)инфразвуковые в)звуковые в)звуковые 3. От чего зависит высота звука? 3. От чего зависит высота звука? Ответ: а)от амплитуды колебания Ответ: а)от амплитуды колебания б)от частоты колебания б)от частоты колебания

1 вариант 1 вариант 4. На каком расстоянии находится грозовой фронт, находится грозовой фронт, если звук грома вы услышали на з сек. позже, чем увидели молнию? Скорость звука в воздухе 340 м/с 5. Какой звук выше? 6. Определите тембр голоса 6. Определите тембр голоса певца. певца. Ответ: а) альт Ответ: а) альт Ответ б) тенор б) тенор в) бас в) бас 2 вариант 2 вариант 4. На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный ультразвуковой сигнал вернулся через 3 сек? если посланный ультразвуковой сигнал вернулся через 3 сек? Скорость звука в воде 1500 м/с 5. Какой звук выше? 5. Какой звук выше? 6. Определите тембр голоса певицы. Определите тембр голоса певицы.Определите тембр голоса певицы. Ответ: а) сопрано Ответ: а) сопрано б) тенор б) тенор в) альт в) альт

Ответы Ответы 1 вариант 1 вариант 1. а 1. а 2. б 2. б 3. а 3. а м м 5. а 5. а 6. в 6. в 2 вариант 2 вариант 1. а 1. а 2. б 2. б 3. б 3. б м м 5. б 5. б 6. а 6.а

Рефлексия 1. Было ли интересно сегодня на уроке? 2. Как вы усвоили пройденный материал? 3. Были ли трудности? Удалось ли их преодолеть? 4. Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы? 5. Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

Вывод ы : Вывод ы : Люди живут в мире звуков. С точки зрения физики звук – это механическая волна, которая возникает в результате колебания упругого тела. Воздушная волна действует на нашу барабанную перепонку, и мы слышим звук. Музыка занимает в жизни человека большое место, будь то классическая или рок-музыка. При ее прослушивании в головном мозге человека происходят различные процессы, вызывающие синтез гормонов счастья Слушайте музыку, которая доставляет вам удовлетворение, делает вашу душу чище, красивее и богаче…

Слова и музыка Олега Митяева 1. Изгиб гитары жёлтой Ты обнимаешь нежно, Ты обнимаешь нежно, Струна осколком эха Пронзит тугую высь. Качнется купол неба Большой и звёздно-снежный. Как здорово, что все мы здесь Сегодня собрались! 2. Как отблеск от заката Костёр меж сосен пляшет. Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись! И кто-то очень близкий Тебе тихонько скажет: «Как здорово, что все мы здесь Сегодня собрались!»