Консультирование по вопросам химической зависимости Москва 2008 Евгений Молев Александр Савицкий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Всероссийская акция Дети говорят телефону доверия «Да!» 17 мая – Международный день детского телефона доверия.
Advertisements

1. Доверительный стиль общения. 2. Правило «здесь и теперь». 3. Отказ от обезличенной речи. 4. Искренность общения. 5. Конфиденциальность происходящего.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ Зехра Тосун. Цели консультирования 1. Наладить доверительные отношения 2. Помощь в осознании 3. Помощь осознать свои чувства.
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Дорогие ребята, эта информация для Вас! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Телефон доверия - это служба экстренной психологической помощи, специалисты которой помогают детям и подросткам справиться с их проблемами.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
ПРИЗНТАЦИЯ НА ТЕМУ : Типы общения. Студентки группы М-21 Иову Кристина.
Как слушать, чтобы дети говорили, и как говорить, чтобы дети слушали.
Классный час в 8 а классе Выполнила: Панарина Л.В. ГБОУ СОШ 1 «ОЦ»
Тема: этические аспекты взаимоотношений медсестры и пациента
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Работа Ковылина Влада 9«Б» класса. Работа Ковылина Влада 9«Б» класса.
Инновационные технологии в работе педагога с родителями 1. Оптимизация взаимодействия с родителями: техники установления и поддержания контакта»
СТРЕСС – неспецифическая реакция организма, возникающая в ответ на экстремальные воздействия, требующие перестройки организма Виды СТРЕССА: информационный.
Дорогие ребята! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью, поддержкой.
Транксрипт:

Консультирование по вопросам химической зависимости Москва 2008 Евгений Молев Александр Савицкий

Биопсихосоциодуховная модель заболевания Человек- сложное существо. Если мы, теоретически попытаемся разделить его на составляющие сферы, то увидим, что их четыре. Биологическая: (тело, внешние и внутренние органы, физическое здоровье в целом…) Психологическая: (чувства, разум, сознание, интеллект, способность логически мыслить…) Социальная: (семья, друзья, работа, закон и государство, гражданское общество…) Духовная: (смысл, цель, вера, религиозная принадлежность, нравственность и мораль…)

Биопсихосоциодуховная модель заболевания Человек, это не просто сумма всех составляющих, это нечто большее Человек, это целостный организм, в котором все сферы тесно переплетены и влияют одна на другую. Поэтому, дисфункция в одной из них, автоматически приводит к дисфункции и нарушению во всех остальных Химическая зависимость не только подрывает физическое здоровье человека, но и влечет за собой негативные последствия во всех остальных сферах

Влияние химической зависимости на сферы жизнедеятельности человека Биологические: Инфекционные заболевания Болезни печени, сердца, вен… Низкая жизненная активность Хроническая усталость Смерть Психологические Пониженное настроение Депрессии, суицидальные мысли Неуравновешенность. Агрессия. Низкая стрессоустойчивость Страхи. Чувство вины и стыда. Социальные Дискриминация и стигма Потеря работы и средств к существованию Отвержение обществом, друзьями и близкими Невозможность иметь семью, развиваться. Духовные Потеря смысла и целей в жизни Потеря веры в себя и других Озлобленность и потеря жизненных ориентиров Отсутствие нравственных ориентиров

Упражнение. Делимся на пары. Вырабатываем определение консультирования. Презентация по группам. Обсуждение. (20 мин).

Консультирование. Общие подходы Слова «консультация» и «консультирование» имеют различный смысл в различных контекстах. В данном презентации мы будем иметь в виду под консультированием, - доверительную беседу между двумя и более людьми, целью которой является решение специфических проблем. Консультирование- конфиденциальный диалог клиента с консультантом, направленный на информированное и осознанное принятие решения, и поддержку клиента

Консультирование. Общие подходы Консультирование отличается от обучения пациентов, которое подразумевает передачу знаний и навыков от одного человека другим. ( чем отличается от информирования или обучения?) ( чем отличается от информирования или обучения?) Консультирование не сводиться к простой выдачи советов. Опытный консультант не говорит пациенту, что ему нужно делать, а побуждает его к самостоятельному анализу проблем и расстановке приоритетов, помогает найти собственные силы и возможности сделать осознанный выбор Консультации часто помогают справиться со стрессом, принять ответственное решение, наладить отношения с окружающими и получить от них психологическую помощь (упражнение Слепой-Поводырь) (упражнение Слепой-Поводырь)

Отличие консультирования от терапии Эмоциональный процесс. Глубинная работа; затрагиваем область бессознательного. Работаем со всеми защитами. Протяжённа во времени. Более длительна, чем консультирование. Не даём рекомендаций. Более рациональный процесс. Не лезем в область бессознательного. Избегаем регресса. Говорим о том, что видим. Здесь и сейчас. Работа с актуальным состоянием. Используем имеющуюся систему защит. Которую пациент демонстрирует в реабилитации. Каждая консультация – завершённый процесс. Открываем ровно столько, чтобы закрыть к концу консультации. Допустимы прямые рекомендации

Консультант. Его задачи и качества Консультант – специалист, прошедший специальное обучение и обладающий необходимыми знаниями о химических и других зависимостях. Обладающий личным опытом выздоровления ( не менее 2 лет чистого времени, понимание программы 12 шагов, 5 шагов, как минимум). Навыками консультирования пациента. Постоянно повышающий свой потенциал Соблюдающий этические нормы поведения консультанта. Прошедший стажировку. Консультант – личность и инструмент выздоровления. Модель поведения.

КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА «Пациенты боятся, что вы узнаете, какие они на самом деле.» Задача консультанта - создание безопасной обстановки, в которой пациент сможет соприкоснуться со своей болью. Работа консультанта - «спровоцировать» эмоциональную реакцию пациента и помочь взять на себя ответственность за лечение. Роль консультанта - помочь принять 12 Шагов и помочь установить связь с группами НА и АА после лечения. Ориентировать пациента на их посещение.

Деструктивные роли. Четыре роли консультанта, мешающих построению здоровых отношений: священник; (морализаторство) судья; (осуждение за болезнь) учитель; (поучения) спаситель. (так и быть, я тебе помогу) Роли помогают спрятать себя. Как перейти через барьер? научиться принимать человека таким, как он есть;(вспоминать себя в начале выздоровления… Как еще?) быть в контакте с тем, что я чувствую; (не врать ни себе ни пациенту о своих чувствах, супервизорство, разговор с коллегами) ясность (быть здесь и сейчас); развивать доверие пациента, оказывая ему поддержку. (треугольник: ты, я, болезнь) осознавать свое бессилие перед чужим заболеванием.

Задачи консультанта Задачи консультанта Установить доверительные отношения Дать пациенту знания о химической зависимости и программе выздоровления Направлять беседу в нужное русло Внимательно и активно слушать Помочь раскрыться и рассказать о себе Делиться достоверными сведеньями Помогать принимать осознанное решение Помочь осознать собственную ответственность, возможности, силы и ресурсы. Конфронтировать с пациентом и проводить интервенции. Перенаправить пациента по профилю проблемы Помогать вырабатывать позитивное мировоззрение

Навыки консультанта Умение сопереживать (эмпатия) Умение ставить себя на место пациента Умение ставить себя на место пациента ( упр.знакомство. В парах. 10 мин. Выслушать. Поделиться чувствами) – Эмпатия - качество, помогающее воспринимать то, что выражает другой человек: –не злоупотребление «головой»; –осознание того, что происходит в данный момент; – Нужно обращать внимание не на то, что говорит пациент, а на процесс, который в нём происходит. – Обратная связь не должна быть осуждающей. Консультант - зеркало - отражает то, что происходит с пациентом.

Навыки консультанта Естественность, непосредственность (Быть свободным. Вы и так сильнее пациента) Уважение. Уважение к внутренней способности пациента меняться (все люди равны). Один из наиболее целительных аспектов взаимодействия. Избавляет консультанта от принятия решения за пациента.

Навыки консультанта Самораскрытие. Делиться своим опытом и чувствами (со смыслом!), чтобы помочь пациенту. Не должно быть покаяния в чувствах - группа не место для проработки личностных проблем консультанта. Теплота. Улыбка. Прикосновение. Тёплый контакт позволяет чувствам выражаться через лицо консультанта. (Не сентиментальничать!)

Навыки консультанта Спонтанность. Умение быть в контакте с собой и находить новые, креативные решения ситуаций. Быть гибким и живым. Конкретность. Говорить четко, ясно и по существу. Конфронтация. (Мягкая - только с уважением к пациенту.) Необходима при очевидном отрицании или искажении действительности, а так же при сильной разнице между тем, что есть и тем, что говорит пациент. Должна быть сопряжена с неприятными чувствами. Если нет, то работа идёт на злости и власти (!).

Навыки консультанта Потенциальность. Харизма. Обаятельность. Привлекательность. Способность быть в контакте с истинным собой. Самоактуализация. Способность учиться у пациентов. Творческое начало. Гибкость. Не догматичность. Постоянная сверка того, во что я верю, и куда я иду.

Навыки консультанта. Искусство общения Умение слушать, запоминать и быть в контакте. Умение слушать, запоминать и быть в контакте. Это одна из основных задач консультанта. Сама попытка понять пациента, сосредоточится и услышать то, что они говорят, уже может иметь терапевтическое воздействие. Чтобы показать, что вы слышите пациента, можно вставлять реплики («понимаю», «да», «ясно» и т. д.) или выражать внимание кивками, улыбкой, мимикой. В конце каждого отрезка беседы важно резюмировать вышесказанное при помощи перефразирования («то есть вы хотите сказать, что…»). Это дает почувствовать пациенту, что его понимают и слушают внимательно. Это одна из основных задач консультанта. Сама попытка понять пациента, сосредоточится и услышать то, что они говорят, уже может иметь терапевтическое воздействие. Чтобы показать, что вы слышите пациента, можно вставлять реплики («понимаю», «да», «ясно» и т. д.) или выражать внимание кивками, улыбкой, мимикой. В конце каждого отрезка беседы важно резюмировать вышесказанное при помощи перефразирования («то есть вы хотите сказать, что…»). Это дает почувствовать пациенту, что его понимают и слушают внимательно. Умение слышать «Базовое послание». Умение слышать «Базовое послание». Упражнение «испорченный телефон». Упражнение «испорченный телефон».

Навыки консультанта. Искусство общения Умение задавать вопросы Консультант многое может узнать о своем пациенте не создавая ощущения допроса. Консультант многое может узнать о своем пациенте не создавая ощущения допроса. Пациент должен быть уверен в конфиденциальности беседы. Ему нужно сообщить в начале консультации, что все, что он тут скажет не выйдет за пределы комнаты. Пациент должен быть уверен в конфиденциальности беседы. Ему нужно сообщить в начале консультации, что все, что он тут скажет не выйдет за пределы комнаты. Лучше всего задавать «открытые» вопросы, не подразумевающие однозначных ответов, «да» или «нет». Лучше всего задавать «открытые» вопросы, не подразумевающие однозначных ответов, «да» или «нет». Например: вместо того чтоб спросить есть ли у вас сестра, можно спросить: - «Расскажите побольше о своей сестре» Например: вместо того чтоб спросить есть ли у вас сестра, можно спросить: - «Расскажите побольше о своей сестре» Открытые вопросы можно начинать с «Что вы думаете?», «Как вы считаете?», «Расскажите поподробнее…» (упражнение) Открытые вопросы можно начинать с «Что вы думаете?», «Как вы считаете?», «Расскажите поподробнее…» (упражнение)

Навыки консультанта. Искусство общения Умение объяснять - Консультанту не редко приходится выступать в роли «переводчика». Пациент не всегда способен спросить то, что ему не понятно. Не всегда понимает специфические термины. - Консультанту не редко приходится выступать в роли «переводчика». Пациент не всегда способен спросить то, что ему не понятно. Не всегда понимает специфические термины. В таком случае консультант, на простом доступном языке может объяснить пациенту нужную информацию. Для выполнения этой задачи консультант должен обладать достаточными знаниями и уметь объяснять сложные понятия при помощи простых символов. Использовать ручку и тетрадь. Метафоры. В таком случае консультант, на простом доступном языке может объяснить пациенту нужную информацию. Для выполнения этой задачи консультант должен обладать достаточными знаниями и уметь объяснять сложные понятия при помощи простых символов. Использовать ручку и тетрадь. Метафоры. Упражнение «Объясни ребенку» Упражнение «Объясни ребенку» « С солдатами по-солдатски, с крестьянами по- крестьянски, а с рабочими на их языке». (В.И.Ленин) « С солдатами по-солдатски, с крестьянами по- крестьянски, а с рабочими на их языке». (В.И.Ленин)

Навыки консультанта. Искусство общения Умение понимать невербальные послания - Консультант должен уметь наблюдать и учитывать мимику, жесты, интонации консультируемого - Слова несут 25% информации - Мимика, жесты несут 45% информации - Интонация и скорость речи 30% Человек устроен таким образом, что внутренние переживания неизменно проявятся телесно. Тщательно наблюдая за поведением клиента, вы можете помочь ему осознать его чувства. Человек устроен таким образом, что внутренние переживания неизменно проявятся телесно. Тщательно наблюдая за поведением клиента, вы можете помочь ему осознать его чувства. Упражнение «Невербальные послания» Упражнение «Невербальные послания»

Навыки консультанта. Искусство общения Умение вести документацию - Консультанты как и врачи обязаны регистрировать оказываемые услуги. Требования к заполнению документации различны, но в любом случае обязан зафиксировать полученные от пациента сведенья и произведенные вмешательства. А так же рекомендации на следующую консультацию - Консультанты как и врачи обязаны регистрировать оказываемые услуги. Требования к заполнению документации различны, но в любом случае обязан зафиксировать полученные от пациента сведенья и произведенные вмешательства. А так же рекомендации на следующую консультацию - Он обязан своевременно заполнять документацию и хранить свои записи в надёжном месте - Он обязан своевременно заполнять документацию и хранить свои записи в надёжном месте

Этапы и приемы консультирования Знакомство и представление консультанта Снятие первичного запроса. Выяснение причины обращения. (О чем бы хотел поговорить? Что больше всего сейчас беспокоит?) Удовлетворение первичного запроса. Обсуждение нескольких вариантов. Помощь в принятии решения. Поддержка Работа с сопротивлением и отрицанием. Позитивная конфронтация. Выяснение общей степени информированности Краткая базовая информация на доступном языке Завершение консультации, подведение итогов Вручение печатных, информационных материалов, подсказать, где можно прочитать. Задел на следующую консультацию. Что еще не обсудили?

Этапы консультирования Знакомство - Представитесь и объясните кто вы и чем вы можете помочь клиенту - Объясните, что все, что будет обсуждаться, останется в этой комнате. (анонимность) - Будьте доброжелательны, заинтересованы и приветливы. Помните, что вы на своей территории, а клиент на чужой ( в малых группах стандартное знакомство и объяснение) ( в малых группах стандартное знакомство и объяснение)

Этапы консультирования Снятие запроса. - Что бы хотелось обсудить? Темы? - Что больше всего волнует на данный момент? - Что ты уже об этом знаете? Поиск решения и предоставление нужной информации - Информация по данной проблеме - Рассмотрение нескольких вариантов решения. Плюсы, минусы каждого. Помощь в принятии решения

Позитивная конфронтация Позитивная конфронтация Конфронтация используется для того, что бы поставить людей лицом к лицу с реальностью, когда мы видим очевидное отрицание или ложь с их стороны. Необходимость в конфронтации возникает, когда есть наблюдаемое расхождение между: а) словами клиента и вашим восприятием его переживания б) словами клиента и тем, что он говорил раньше б) тем, что клиент говорит вам в данный момент и его поступками в повседневной жизни

Этапы консультирования Выяснение степени информированности - Как давно клиент знает о проблеме? - Получал ли консультацию до вас? - Понимает ли и разбирается в специфических терминах? Краткая базовая информация на доступном языке - Используйте ручку и лист бумаги. Это помогает пациенту визуализировать материал - Используйте понятные, жизненные образы в своей консультации

Этапы консультирования Завершение консультации - Повторение важных моментов и информации для ее закрепления - Резюмирование информации - Все ли нам удалось обсудить? Какие вопросы осталось не освещенными? Вручение печатных материалов. Подсказки. - Выдать и пригласить заходить еще - Перенаправление в специфические сервисы помощи (группы взаимопомощи, наркология, кабинеты тестирования и др. медучереждения)

Этические нормы Мы считаем несовместимым с работой в программе злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими веществами, изменяющими сознание. Сотрудник из числа химически зависимых, в случае срыва, не может продолжать работу в программе. Уважая личное достоинство и индивидуальность каждого человека, мы стараемся быть доброжелательными и вежливыми в общении с сотрудниками, пациентами и посетителями. Мы не вступаем в личные и деловые отношения с пациентами в течение года после завершения клиентских отношений с ними. В случае возникновения подобных отношений, мы ставим в известность своих коллег и в дальнейшем руководствуемся интересами выздоровления пациента. Мы не принимаем в свой адрес подарки и любые виды услуг от пациентов и их родственников. Исключение составляют цветы и продукты питания (чай, кофе, сладости и т.п.), но только по завершении клиентских отношений. В присутствии пациентов мы не обсуждаем других сотрудников, пациентов, вопросы лечения и функционирования программы. Мы не даем информации личного характера ( домашний телефон и адрес в том числе) о сотрудниках и пациентах без их разрешения. Лечебная информация открыта всему лечебному персоналу, участвующему в данном лечебном процессе. Внешний вид сотрудников не должен отвлекать пациентов от их целей пребывания в программе.

Спасибо за внимание! Здесь могла бы быть ваша реклама)))