Акмеизм. Художественное своеобразие М.Г. Заувервальд, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей 200 Новосибирск 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Настоящая фамилия Ахматовой А) Горенко Б) Ахматова В) Эразмовая.
Advertisements

Акмеизм (от греч. akme) – высшая степень чего-либо, вершина, цветение. Поэт – мастеровой. Слово – материал для творчества. Основное искусство – архитектура.
Акмеизм Предпосылки «Преодоление» символизма Преемственная связь с символизмом «Бунт» на «Башне» В. Иванова.
Работа Ученицы 9 класса «А» Евлаховой Елены Март 2012г. АКМЕИЗМ.
Урок литературы в 11 классе « Особенности раннего творчества О. Э. Мандельштама »
Акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся.
Акмеизм Обзор раннего творчества Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама.
Акмеизм Акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) одно из модернистских течений в русской поэзии начала XX века,
Акмеизм Обзор раннего творчества Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама. «Любите существовавшие вещи и свое бытие больше самих себя- вот высшая заповедь.
Акмеизм – модернистское течение (от греч. острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно- чувственное восприятие.
Акмеизим (от греч. «akme») - Название литературного модернистского направления в русской поэзии начала ХХ века. Знакомство с теримином.
АКМЕИЗМ Акмеизм(франц. acmēisme, от греч. akmē - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии начала 20 в., сложившееся в условиях.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Тема: Серебряный век в русской поэзии. Духовный кризис или духовный подъём? Каждый день по ложке керосина О, я хочу безумно жить: Пьем отраву тусклых мелочей…
БИОГРАФИЯ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА
Утро доброе, котенок! Ласки солнца для тебя, Для меня ты как ребенок, И как женщина моя. Пусть сегодня мир добрее, Станет радостно тебе, На душе уйдет.
Анна Ахматова (урок – портрет). Анна Ахматова родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Отец – отставной инженер – механик флота. Годовалым ребенком была.
Архитектура западноевропейского Средневековья Архитектура западноевропейского СредневековьяВыполнила Короленок Ирина Александровна.
Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
Транксрипт:

Акмеизм. Художественное своеобразие М.Г. Заувервальд, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей 200 Новосибирск 2008

. Есть …весьма прозаические рассуждение в стихах г. Гумилева и г. Мандельштама… есть певучие строфы г-жи Ахматовой – но мы решительно не видим в этих стихотворениях чего-либо общего, выделяющего их в одну группу. В. Брюсов, 1913 г. Каждое… из направлений – пример противоречивого единства; современники и близкие наследники видят непримиримые расхождения, более дальние потомки – единство. Е. Эткинд, 1985 г.

Литературные манифесты Поэты-акмеисты Сходство позиций Расхождение Н. С. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм» Символизм закончил свой круг развития и теперь придет… Конкретность и точность словоупотребления; внутренний мир человека + «мудрая физиологичность». Символизм был «достойным отцом»; следует ориентироваться на французских писателей. О. Э. Мандельштам «Утро акмеизма» Символистскую формулу следует заменить, «божественная физиология», «сложность организма». Следует вернуться к культуре Средневековья. С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии» Рождается новое искусство, «микрокосм человеческого тела». С символизмом нужно бороться за этот мир; нужно вернуться к первобытному состоянию.

Календарь основных дат 1911 год Возникновение «Цеха поэтов» в Петербурге. Литературная группа строится по модели средневековых мастеровых цехов год Выходит в свет первый номер журнала «Гиперборей» (последний, г.) Среди авторов – шестеро членов «Цеха поэтов»: А. Ахматова, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, М. Кузьмин, С. Городецкий, В. Нарбут. К началу Первой мировой войны (1914 г.) рамки единой поэтической школы становятся для акмеистов тесны, а их творческие устремления перерастают теоретические установки.

Акмеизм от греч. (аkme – «высшая степень чего-либо», «расцвет», «острие») – модернистское литературное течение, ставящее своей задачей обретение равновесия между «земным» и «небесным» мирами.

Н. С. Гумилёв ( ) Родился в Крондштате, в семье судового врача. С 1903 г. семья окончательно обосновалась в Царском Селе. Окончив Царскосельскую гимназию, Гумилев уехал в Париж. В Париже начинающий поэт слушал лекции в Сорбонне, много писал, изучал стихотворную технику. Сборник, изданный в Париже, - «Романтические цветы» (1908 г.) Первая акмеистическая книга – «Чужое небо» (1912). В 1912 г. в редакции «Аполлона» Гумилёв заявил о рождении нового литературного течения – акмеизм. Поэтическая Я-концепция «Да, я знаю, я вам не пара//, я пришел из иной страны…»

А.А. Ахматова (Анна Горенко ) Поэтическая Я-концепция Родилась под Одессой. В 1890 г. семья переехала в Царское село, где будущая поэтесса жила до 16 лет. Детство и юность – это учеба в Царкосельской и Киевской гимназиях г. свадьба с поэтом Н. С. Гумилевым. В 1912 г. вышел первый лирический сборник – «Вечер». Н. Гумилев: «Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских переживаний…» «Я научила женщин говорить…» Впервые в русской литературе Ахматова в своем творчестве явила универсальный лирический характер женщины.

О. Э. Мандельштам ( ) Поэтическая Я-концепция Родился в Варшаве. В 1891 г. семья переехала в Петербург. Получил хорошее образование. Жил во Франции и Германии, посещал Италию и Швейцарию, Цель поездок – продолжение образования. Назвал акмеизм «тоской по мировой культуре». Культура для Мандельштама не просто сумма знаний или текстов… Культура вместо Отечества – такова основа мировоззрения молодого Мандельштама. На стёкла вечности уже легло Моё дыхание, моё тепло…

Современность Н. С. Гумилёв Я закрыл «Илиаду» и сел у окна На губах трепетало последнее слово. Что-то ярко светило – фонарь иль луна, И медлительно двигалась тень часового. Я так часто бросал испытующий взор И так много встречал отвечающих взоров, Одиссеев во мгле пароходных контор, Агамемнонов между трактирных маркеров. Так, в далекой Сибири, где плачет пурга, Застывают в серебряных льдах мастодонты Их глухая тоска там колышет снега, Красной кровью – ведь их – зажжены горизонты. Я печален от книги, томлюсь от луны, Может быть, мне совсем и не надо героя… Вот идут по алее, так странно нежны, Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя. Из книги «Чужое небо»

О. Э. Мандельштам Бессонница. Гомер… Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины, Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся, Как журавлиный клин в чужие рубежи – На головах царей божественная пена – Куда плывете Вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море и Гомер – всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. Книга стихов «Камень», 1912

Н. С. Гумилёв Падуанский собор Да, этот храм и дивен, и печален, Он – искушенье, радость и гроза, Горят в окошечках исповедален Желаньем истомленные глаза. Растет и падает напев органа И вновь растет полнее и страшней, Как будто кровь, бунтующая пьяно В гранитных венах сумрачных церквей. От пурпура, от мучеников томных, От белизны из обнаженных тел, Бежать бы из-под этих сводов темных, Пока соблазн душой не овладел. В глухой таверне старого квартала Сесть на террасе и спросить вина, Там от воды приморского канала Совсем зеленой кажется стена. Скорей! Одно последнее усилье! Но вдруг слабеешь, выходя на двор,- Готические башни, словно крылья, Католицизм в лазури распростер. Из книги «Колчан», 1915

О. Э. Мандельштам Notre Dame Где римский судия судил чужой народ Стоит базилика, и – радостный и первый- Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план: Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила,- И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готическая пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес! Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра – Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам… Книга стихов «Камень», 1912

Сжала руки… Сжала руки под темной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?..» -Оттого что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот, Я бежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру». сб. «Вечер» А.А. Ахматова

Художественное своеобразие лирики акмеистов Критерии для сопоставления Н. С. ГумилёвО. Э. МандельштамА. А. Ахматова Отношение к реальности Взгляд на назначение поэта Отношение к иным культурам Близкий род искусства Проблема соотношения имени и вещи

Художественное своеобразие лирики Н. Гумилёва - конкретность и вещественность образов; - отказ от «небесного» ради «земного»; -восприятие художника как «мастера», «ремесленника», а не как «жреца» или «медиума»; -поэтизация мира первозданных эмоций; -перекличка с минувшими эпохами

Художественное своеобразие лирики А. Ахматовой 1. Психологизм лирики, связь с традициями русской психологической прозы. Избегает называть чувство, передавая его во внешнем проявлении (жесте,мимике, поступке). 2. «Прозаизация» лирики: лексика, бытовые подробности. Пропуск логических звеньев, эллипсис. В основе многих стихотворений лежит вполне узнаваемая житейская ситуация, очерчивается место действия и круг действующих лиц. 3. Отказ от «небесного» ради «земного».

Художественное своеобразие лирики О. Э. Мандельштама - конкретность и вещественность образов; - отказ от «небесного» ради «земного»; -восприятие художника как «мастера»; -уподобление слова камню, из которого возводится здание поэзии и грандиозное здание культуры в целом; - преемственность культур, современность обретает смысл только как следствие предшествующих эпох.

Основные принципы акмеизма Отношение к реальности Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии. Предметность и четкость образов. Взгляд на назначение поэта Поэт-ремесленник, мастер Отношение к иным культурам Интерес к предшествующим культурам, ее особенностям, традициям, формам. Популярна идея золотого века. Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре» (О. Э. Мандельштам). Близкий род искусства архитектура Проблема соотношения «имени» и «вещи» Имя вещи в культурном контексте- «пучок смыслов». Стремление передать слову определенное, точное значение.

Домашнее задание Заполнить сравнительную таблицу литературных течений Критерии для сопоставления Символисты Акмеисты Отношение к реальности Взгляд на назначение поэта Отношение к иным культурам Взгляд на исторический процесс Близкий род искусства