«Преступление и наказание» Теория Раскольникова. «Обыкновенные люди» «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных» Живут в послушании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория Раскольникова Причины возникновения. Постулаты теории.
Advertisements

Образ Родиона Раскольникова Натура и идея. Наказание.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть.
Теория Р. Раскольникова и её крушение в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Презентация к уроку литературы в 10 классе: «Роман – предупреждение» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Миронова Н.А. Учитель русского.
Почему убил Раскольников Теория о «праве сильной личности» Составила С.И. Тарасенко Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Теория Раскольникова. ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
МОУ «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Презентация реферата по литературе ученицы 11класса Михайловой Анастасии по теме: «Автор и его.
Семья Мармеладовых в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Смысл теории Раскольникова, или каков жанр романа «Преступление и наказание» Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле. Ф.М. Достоевский.
Путь героя к преступлению Урок литературы в 10 классе.
Тема: «Пушкинские традиции в произведении М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание» через призму маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» «Ведь и мы к.
«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше.
В чём странность этого портрета Раскольникова?. «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда.
Ф.М. Достоевский. Образ Раскольникова Родиона Романовича.
ПРИСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. Образ Раскольникова Родиона Романовича.
Проверка знания текста (по 1-2 части) 1.Как зовут Раскольникова? 2.Как зовут его мать? 3.Как зовут его сестру? 4.На каком факультете учился Раскольников?
Полифонический роман Достоевский – создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония – многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку.
Учитель русского языка и литературы МОБОУ СОШ 4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна Класс: 10 Образ Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского.
Роман «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает.
Транксрипт:

«Преступление и наказание» Теория Раскольникова

«Обыкновенные люди» «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных» Живут в послушании Не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ею придется жертвовать для великих целей «особенных людей» Слабые, бессильные, не способные изменить свою участь

«Необыкновенные люди» «Имеющие дар или талант сказать в среде свое новое слово Переступают через закон во имя лучшего Если ради цели им необходимо переступить «через труп, через кровь», то они внутри себя, «по совести» могут дать «себе разрешение» Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные люди», давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливались перед необходимостью пролития крови

Основная формула теории: За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения Одна смерть и сто жизней взамен «Да ведь тут одна арифметика!» Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, переступив через закон нравственности, прийти к счастью?

Социальные причины преступления: Крайняя степень нищеты героя Болезненное и раздражительное состояние Всеобщая несправедливость жизни Знакомство с Мармеладовым и историей его семьи Письмо матери Встреча с обманутой девушкой на бульваре Случайно подслушанный разговор студента и молодого офицера

Нравственные (философские) причины: Общество и человек преступны, поэтому понятие «преступление» не существует Страстное желание помочь людям, а в жестоком мире можно не выбирать средств Желание проверить свою теорию Понять, к какой категории относится он сам Боль за униженных, великая любовь к людям Душевные муки и поиски выхода из тупика. «Во что бы то ни стало решиться на что- нибудь»

Раскольников о мотивах преступления: …ну да, чтоб ограбить.. …если б я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь …счастлив был! Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… И я решил завладеть старухиными деньгами…обеспечить себя в университете… и на новую независимую дорогу стать… Кто много посмеет, тот у них и прав… Надо было узнать.. вошь ли я, как все, или человек! Смогу ли я переступить или не смогу! …тварь ли я дрожащая или право имею…

«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести» Д.Мережковский

Хроника преступления Было задумано Назначено время – 7 часов Поменять шляпу на картуз Взять топор на кухне Быть осторожным и предусмотрительным Убив старуху, хотел освободить Лизавету На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь близких Произошло на самом деле Чуть не пропустил назначенное время Пошел в шляпе Случайно взял топор в каморке Забыл закрыть дверь Убил Лизавету, самую беззащитную и слабую Не мог воспользоваться украденным, от близких отгораживается молчанием

Раскольников Свидригайлов Соня Темная, злая сторона: 1. Закон жизни – все дозволено 2. Проба – путь к Свидригайлову 3. Самоубийство Свидригайлова – крах теории Светлая, добрая сторона: 1. Закон жизни – христианские истины, искупление страданием 2. Душевные муки – путь к Соне 3. Раскольников верит Соне – начало нравственного возрождения

Сны Раскольникова – индикатор душевного состояния героя 1-й сон – Раскольников пытается защитить лошадь, выступает против толпы 2-й сон – не участвует в избиении хозяйки и ужасается самому факту насилия, вне толпы 3-й сон – пытается убить старуху, толпа выступает против Раскольникова – не может подтвердить свою теорию 4-й сон – моровая язва, не является участником преступления – путь к нравственному исцелению, перестает ставить себя во главу угла

Крушение теории Раскольникова: Душевные муки начинаются еще до преступления Несовершенство теории Несоответствие замысла и преступления Столкновение с «двойниками» Психологический поединок с Порфирием Петровичем Сны Раскольникова Встреча с Соней, с ее правдой Самоубийство Свидригайлова – доказательство ошибочности теории Чувство одиночества, разобщенности с людьми

Две правды в романе Соня Преступает нравственный закон Чтобы облегчить жизнь близких, приносит себя в жертву Страдания достигают предела, идет на позор и унижение Не возмущается и не протестует Все ее поступки определяются христианскими заповедями Раскольников Преступает уголовный закон Чтобы проверить правильность теории, приносит в жертву беззащитных женщин Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества Мания превосходства и вседозволенности Свои преступления совершает на основе теории, чувствует ее уязвимость и несостоятельность

Как произошло, что правда Сони утверждается? При первой встрече подается обаянию Сони: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился» Религиозность Сони влияет не него, и Раскольников просит Соню почитать ему Евангелие На Сенной он вспоминает советы Сони, и у него рождается ощущение полноты жизни

« Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники для жизни другого»

1. «Вошь ли я или человек?» Что вы слышите в этих словах: любовь к людям или презрение к ним? Возможно ли сочетание стремления власти над людьми и любви к ним? 2. Нужно ли верить человеку и верит ли Раскольников в человека? 3. Почему преступление Раскольникова не принесло никакого блага ни ему, ни окружающим? 4. Сострадание или протест против страдания? Что лучше?

5. Разум или вера? Чем руководствоваться в жизни? 6. В чем нравственные нормы поведения человека в обществе? 7. Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира? Это чрезмерная ответственность, гордыня или право и обязанность личности? 8. Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления? 9. Почему Раскольников терпит крах: дело в личных качествах или в несостоятельности идеи?