Образ Бабы Яги в литературе. Объектом моей работы являются литературные произведения для детей и взрослых, посвященные Бабе Яге. Предметом - образ Бабы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект по литературе. Тема: Образ Бабы Яги в русских сказках. Выполнили: обучающиеся 6б класса Зверькова А., Панова Ю. Руководитель: учитель русского.
Advertisements

Б АБА СТРАШНАЯ Я ГА В МЕСТО НОСА – КОЧЕРГА. Х ОДИТ, БРОДИТ ЗДЕСЬ И ТАМ П О БОЛОТАМ, ПО ЛЕСАМ. «Б АБА Я ГА » ДЕТСКАЯ ПЕСЕНКА М УЗ. И СЛ. Н. С ОКОЛОВОЙ.
Здравствуй, бабушка Яга ! Т ы откуда к нам пришла ?
В далекой, далекой древности умерших людей хоронили в домовинах – домиках, расположенных высоко над землей на высоких пнях с корнями, похожими на куриные.
Роль образа БАБЫ – ЯГИ в русских народных сказках Автор: Чагин Сергей Алексеевич ученик 6 а класса Руководитель: Жданова Татьяна Александровна, учитель.
Изучая характер этого персонажа, можно постичь и образ мыслей, и образ жизни наших предков.
Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
Баба Яга. Кто она? Подготовил ученик 2 – Б класса МОБУ лицея г.о.Рошаль Сафонов Олег.
МАОУ Рождественская ООШ Детский сад «Улыбка» Выполнила: Дейкина Люба Руководитель : Васильева В.А. За страницами учебников, 2013 год Исследовательская.
Персонажи славянской мифологии. Боян Благодаря «Слову о полку Игореве» Боян вошел в сознание людей Древней Руси как великий слагатель и исполнитель устных.
«Национальные особенности русских и немецких сказок» Выполнила: ученица 11 кл. Никитина Таисия Руководитель: учитель немецкого языка Петряева Т. Н.
Выполнили: обучающиеся 4 б класса Тема исследования: Можно ли отнести Бабу Ягу к богиням?
Литературная гостиная Сказки народов России Положительные и отрицательные герои.
Сочинение «Мой любимый герой русской сказки – Баба-Яга» Мне нравится читать русские народные сказки, в которых есть персонаж Бабы Яги. Это колоритная сказочная.
Выполнили: ученица 1 Б класса МОУСОШ 19 Рогозинская Валерия Руководитель: Н.В. Борисенко.
ПРОЕКТ «Интересно узнать …» Подготовила: Королькова Милена.
Исследовательская работа. «Какой персонаж в русских народных сказках Баба- Яга» Работу выполнили ученики 2 класса Руководитель Якушева О.А
Выполнил - ученик 4 А класса МОУ «СОШ 3» АНДРЕЕВ ДИМА Руководитель - ИВАНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА Тема исследования:
Предмет исследования – русские народные сказки. Объект исследования – образ Бабы Яги. Цель исследования: выяснить, положительным или отрицательным персонажем.
« «Эта таинственная Баба – Яга» Исследовательская работа Выполнил творческий коллектив обучающихся: Андреева Кристина 4 «Б» кл. Ефимова Виктория 4 «Б»
Транксрипт:

Образ Бабы Яги в литературе

Объектом моей работы являются литературные произведения для детей и взрослых, посвященные Бабе Яге. Предметом - образ Бабы Яги в них. Цель моей работы - выявить историю происхождения и особенности образа Бабы Яги в различных произведениях. Чтобы выполнить цель, следует решить ряд задач: 1. Познакомиться с историей возникновения Бабы Яги. 2.Узнать, какой она бывает в разных сказках. 3. Установить отношения Бабы Яги с другими сказочными героями. 4. Проследить развитие образа в современной литературе

История возникновения Бабы Яги

1 версия возникновения образа Если верить, что Баба Яга пришла к нам с Урала, то оказывается, что в древности умерших хоронили в домовинах домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из- под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, отсюда и произошло выражение «Баба-Яга Костяная нога». Таким образом, Баба-Яга это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

2 версия возникновения образа Существует ещё одна версия. Баба Яга - изначально заботливая берегиня. Слово Яга - огрубленное Яшка. Яшка в древних русских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого: отсюда наше более понятное - пращур. Баба Яга изначально - прародительница, очень древнее положительное божество, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и часто лесного пространства. В период насаждения христианства всем русским богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей, придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения. Так строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают маленьких детишек.

Но если копнуть немного глубже, мы узнаем, что Баба Яга - это Бабай-Ага. Бабай-Ага - это всего лишь собирательный образ сборщика дани, который приезжал из Орды на Русь. Известно, что монгольские сановники передвигались на больших телегах, которые имели всего одну ось с большими колесами и сооружение, похожее на домик. Народ сразу окрестил такие домики домиками на курьих ножках, поскольку кора дерева напоминала кожу курицы на ногах. Метла - это стилизованный конский хвост - татары использовали конские хвосты для защиты от рубящих сабельных ударов. Полеты - это способность стремительного перемещения свойственное татарской коннице. 3 версия возникновения образа

Воплощения образа Бабы Яги в фольклоре

Яга-воительница вступает в противоборство с героями- богатырями, когда они, путешествуя, достигают пустой лесной избушки и располагаются в ней. Усмирить Бабу Ягу удаётся только главному герою. Умертвить же Бабу Ягу можно, разрубив тело злой старухи на части после боя, отрубив у нее, спящей, голову ее же мечом-кладенцом, сбросив ее в колодец с мертвой водой. («Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Баба-Яга и Заморышек»).

Яга-дарительница (помощница) дает герою предметы и волшебного коня, без которых не добраться до цели. Путеводный клубочек указывает направление, конь преодолевает непреодолимые преграды. Баба Яга вручает герою вещи - платок или салфетку, - по которым он должен быть опознан его невестой, или волшебные предметы, которые помогают ему в путешествии и в выполнении заданий. («Финист – Ясный Сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)

Яга-похитительница - в сказках Яга часто похищает детей, пытается и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный обряд «перепекания ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребёнка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. («Гуси- лебеди») Яга-советчица. Ничего для героя не делает, но указывает, к кому обратиться. ( «Финист –Ясный Сокол») Яга-повелительница. Ей подчиняются силы природы и животный мир, утро и ночь, вихри и вьюги. («Василиса Прекрасная ») Яга-покровительница. Следит с помощью волшебных помощников за похождениями героев. Яга-прародительница. Мать-бабка для нескольких своих дочерей-внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей. («Баба-Яга и Заморышек»)

Отношения Бабы Яги с другими персонажами

Образ Бабы Яги в современной литературе Образ Бабы Яги широко использовался авторами современных литературных сказок например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке». Баба-Яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести братье Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Роман «Возвращение к Бабе-Яге» Наталии Малаховской, где три героини и три стиля письма проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе Яге), видоизменяют сюжеты своих биографий. Образ Бабы Яги также появляется и в графической истории Алексея Киндяшева «Комар», где она выполняет роль одного из главных отрицательных персонажей. Схватка между мифическим насекомым, призванным защищать наш мир от сил зла, и ведьмы происходит в первом же мини- выпуске, где положительный персонаж побеждает отрицательного, защищая тем самым маленькую девочку.

Детство и юность Бабы Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева. Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы Яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» и др. Роман «Снесла Баба Яга яичко» современной хорватской писательницы Дубравки Угрешич использует мотивы славянского фольклора, в первую очередь, сказок о Бабе Яге. Роман «Черная Кровь» Ника Перумова и Святослава Логинова Бабами Йогами называют ведуньей рода, изгнанных в стародавние времена шаманом, к бабе Йоге Нешанке, живущей в заговоренном месте, в избе на двух пнях, напоминающих птичьи лапы, обращаются за помощью. В цикле Дмитрия Емеца «Таня Гроттер» Баба Яга выведена в образе древней богини, целителя Тибидохса Ягге. У Елены Никитиной Баба Яга выступает в роли главной героини, в образе молодой девушки.

Заключение В процессе выполнения настоящей работы мною было проведено исследование истории Бабы Яги. Это помогло лучше понять и принять неоднозначность объекта изучения - Бабу Ягу. Ещё многие поколения детей будут расти на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешна и отзывчива на чужую боль.

Спасибо за внимание!!! Дружинина Валерия 5 «Г»