ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Выполнила Саранцева Анастасия 1 МРГБ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философские идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого Подготовила студентка 1 курса МОТ Матвеева Виктория.
Advertisements

Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Культурология в России От идеалогии западно- ервопейского Просвещения до дискуссии «Западная Европа – Россия»
декабристская философия ; философия западников и славянофилов ; философия Чаадаева ; политическая философия консерваторов ( монархистов ), либералов и.
Основные особенности и проблемы философии Нового времени
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Булгаков Сергей Николаевич ( ) Булгаков Сергей Николаевич ( )
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ ПАНЬКОВА АЛИНА, 10 А. Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный будущего.
Христианство.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Экзистенциализм (лат. existentio существование) философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность.
Основной вопрос о самобытности российской цивилизации.
История русской философской мысли. Русская философия в XI-XVIII вв. 1) XI век – митрополит Иларион В основе его философии – религия Главный труд – «Слово.
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
Учебная дисциплина > (презентация для бакалавров).
Транксрипт:

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Выполнила Саранцева Анастасия 1 МРГБ

СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Философская мысль в России начинает зарождаться в XI веке под влиянием процесса христианизации. Первым древнерусским философом можно считать сподвижника Ярослава Мудрого митрополита Илариона (XI век ). Ему принадлежит дошедшие до нас почти целиком Слово о законе и благодати, где он дал философско - историческое и этико - гносеологическое толкование русской жизни конца X начала XI века, поставил вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства. Главным итогом развития древнерусской философской мысли оказалась выработка преимущественно новых, в сравнении с дохристианскими, представлений о мире как творении Бога, о человеческой истории как сфере борьбы божественной благодати и дьявольских козней, о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела бессмертной души. Дальнейшее развитие русской философии проходило в русле развития нравственно - практических наставлений и обосновании особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации.

Светская наука и философия возникают в России в конце 17 – первой половине 18 вв. в связи с социально - экономическими реформами Петра I, усилением контактов с Западом. Два важных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени – процесс европеизации России и секуляризации общественной жизни. В 18 веке, когда Московское государство становится Российской Империей, старый идеал святой Руси замещается идеалом великой Руси, который и утверждается в национальном сознании. Церковь попала под власть царя и в зависимость от государственной власти. Философия постепенно выделяется в самостоятельную отрасль знания, ее начинают преподавать как самостоятельную светскую науку. Важный вклад в развитие и распространение философских взглядов внес М. Ломоносов. Синтезируя знания своего времени, он закладывает основы материалистического объяснения мира, опирающегося на признание закономерности и взаимосвязи в движении макро - и микротел. Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении XVI – XVIII вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития Европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Наиболее четкое теоретическое и общественно - политическое оформление эти две тенденции получили в 40 – 60- х годах XX века. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую – западники.

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ « ЗАПАДНИЧЕСТВА » Западники были убеждены, что россиянам философии надо учиться у Запада. Они говорили, что идеи славянофилов не реалистичны, ибо Россия уже с петровских времен необратимо привязана к Западу. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли х годов XIX века выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам - помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и писателями. Западники критиковали феодально - абсолютистский строй царской России, противопоставляя ему буржуазно - парламентарный, конституционный порядок западно - европейских монархий, прежде всего Англии и Франции. Выступая за модернизацию России по образцу буржуазных стран Западной Европы, западники призывали к быстрому развитию промышленности, торговли и новых средств транспорта, прежде всего железных дорог ; выступали за свободное развитие промышленности и торговли. Достижения своих целей они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение и науку. Пути революции и идеи социализма многие западники считали неприемлемыми хXIX века

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ « СЛАВЯНОФИЛЬСТВА » Славянофилы ) опирались на православно - русское направление в общественной мысли России. В основе их учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению Алексея Хомякова, именно православие сформировало те истинно русские начала, тот русский дух, который создал русскую землю в ее бесконечном объеме. Лидеры славянофильства выступили с обоснованием самобытности пути исторического развития России, не только отличного, но и в чем - то противоположного западноевропейскому.

Славянофилы подчеркивают, что соборность может быть понята и усвоена только теми, кто живет в нравственной церковной ограде, то есть членами православных общин. Главным же признаком жизни в церкви они считают участие в церковных обрядах, культовых действиях. Славянофилы подвергли разной критике распространений в русском православии тезис о существовании непримиримого противоречия между религией и философией. Они признавали важную роль в жизни людей рассудочного начала, философских исканий и призывали к созданию самобытной русской философии как общего основания всех наук и духовного опыта русского народа, ратовали за соединение соборных истин с современным православием. При этом философия призвана служить углублению соборного начала. Славянофилы отстаивают тезис о принципиальном отличии развития России от всей Западной цивилизации. И здесь на передний план выходит религиозное начало.

СРАВНЕНИЕ ЗАПАДНИКОВ И СЛАВЯНОФИЛОВ Славянофилы ( Кереевский, Хомяков, Аксаков ) – выразители идеи самобытности России. Критиковали западную цивилизацию как безбожную, низменную и бездушную. Ориентировались на православие : религиозная вера является двигателем исторического процесса. Форма государственного устройства – монархия. Социальная основа – патриархальная семья. Идеализировалась допетровская Русь. Славянофилы подчеркивали идею соборности ( собирание всех сил ради общего дела ). В целом, мировоззрение славянофилов было основано на 3 х принципах : православие, самодержавие, народность. Это – философия религиозно - окрашенного коллективизма. Западники – выразители идеи единого, общемирового прогрессивного развития. Выступали за европеизацию России ( ликвидация феодально - крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути ). Их идеалами были передовые идеи в творчестве Гегеля, Фейербаха. Придерживались атеистических взглядов. Давали высокую оценку человеческому разуму и науке. Основной ценностью общества должен быть индивид. Европейский человек трудолюбив, пунктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Западничество – не только мировоззрение, но и установка на определенный образ жизни.

ФИЛОСОФИЯ П. Я. ЧААДАЕВА Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П. Я. Чаадаев ( ). Его общефилософская концепция - дуалистическая. мир построен из атомов и молекул, т. е. элементов материальных, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространственном Движении и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма. Человек есть объективное единство 2 миров – физиологического и духовного, как существо свободное. Задача философии изучать человека именно как духовное существо. Идеи коллективизма - человеческая коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. коллективная сущность человека есть то, чем он отличается от животного.

Антикрепостнические идеи изложил в первом « Философическом письме », в 1836 г. напечатанном в журнале « Телескоп ». он идеализировал Запад, ставил в заслугу католицизму то, что он объединяет народы. Он говорил : « Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать ». Причину отсталости и бед России он видел в неправильном религиозном выборе в принятии византийского православия. В России беззаконие, крепостническое рабство, нет идей долга, справедливости, права, порядка. Впоследствии Чаадаев немного изменил взгляды, причиной стал считать географический фактор.

основой развития России должна быть национальная почва. Не сомневался в богоизбранности русского народа, которому суждено спасти все человечество от капитализма и социализма. Религия базируется на нравственных мотивах. Носитель нравственных идеалов – народ. Огромную роль играют избранные люди – цельные, чистые, они совершенствуют окружающих. Религия – вера в себя, в свое совершенствование. Нельзя отвечать насилием на насилие. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Его философия наднациональная и над православна. Каждый человек должен себя нравственно совершенствовать. Чем покорнее и пассивнее человек, тем быстрее этот процесс завершится. Нравственные идеалы брать из религии. Отвергал догматы православия : о триединстве, о божественной сущности Христа, о загробном мире …, но не отрекался от религии. Главное зло – в насилии, порождающем новое насилие. Отказаться от борьбы и продолжать нравственно совершенствоваться. Реализовать это можно в обществе, где нет государства, власти : они и есть носители зла. Уничтожить его можно, уклоняясь от государственных обязанностей. Пришел к Анархизму. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ Л. Н. ТОЛСТОГО

ФИЛОСОФИЯ « ВСЕЕДИНСТВА » СОЛОВЬЕВА Соловьев заложил основы русской религиозной философии. Он попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство, причем, он ратовал за объединение всех христианских конфессий : православия, католицизма и протестантизма. Ясно осознавая наличие определенных отличий в западной и русской традициях, он впервые попытался осмыслить место русской философской мысли в системе культуры. Философские позиции Соловьева четко обозначились уже в его магистерской диссертации Кризис западной философии. Против позитивизма (1874). Центральная идея философии Соловьева – идея всеединства. При разработке этой идеи Соловьев отталкивается от славянофильской идеи соборности, но придает этой идеи онтологическую окраску, всеохватывающее, космическое значение. Онтологической основой всеединства выступает божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком. Основной принцип всеединства : Все едино в Боге. Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения. Бог у Соловьева лишен антропоморфных черт. Философ характеризует Бога как космический разум, существо сверх личное, особую организующую силу, действующую в мире. На основе идеи всеединства Соловьев разрабатывает онтологию, гносеологию и социальную философию.

Принимая за основу бытия сущее, которое может быть всем и во всем, оставалось в то же время абсолютной единичностью, безусловным началом бытия. Сущее – это субстанция бытия, высший Абсолют или Бог. Для обоснования непрерывной изменчивости бытия, Соловьев, наряду с идеями, вводит такое активное начало как мировая душа, которая выступает субъектом всех изменений в мире. Основным признаком ее является особая энергия, которая одухотворяет все существующее. Однако мировая душа действует не самостоятельно. Деятельность ее нуждается в божественном импульсе. Любая вещь познается в ее отношении к целому. Это целое следует понимать не как неопределенную множественность вещей, а как всеединство.

Божественная и вечная идея всеединства в системе Соловьева получила название Софии – мудрости. София – ключевое понятие философской системы Соловьева. Поэтому его учение носит также название софилогия. Понятие Софии заимствовано Соловьевым из неоплатонизма. Но он придает этому понятию своеобразную интерпретацию. Понятие Софии вводится Соловьевым для того, чтобы заявить, что мир – это не только творение Бога, безусловно, ему инородное. Основой и существом мира является душа мира – София, которую следует рассматривать как связывающее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству. Первоначальным актом мирового развития, по Соловьеву, явилось свободное отпадение Софии как души мира от Абсолюта. Обретя собственное существование, мировая душа развивается в направлении нового собирания множественности во всеединство. Однако, сама по себе она есть только определенное стремление к всеединству, неопределенная пассивная возможность ( потенция ) всеединства. Идею всеединства как определяющую форму, мировая душа получает от божества.

ФИЛОСОФИЯ БЕРДЯЕВА В основе философского мировоззрения Бердяева лежит различие мира призрачного ( это эмпирические условия жизни, где царствует разъединенность, разорванность, вражда ) и мира подлинного ( идеальное бытие, где царствует любовь и свобода ). Человек, его тело и дух находятся в плену у мира призрачного бытия – это следствие грехопадения человека, описанного в библии. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, выйти из рабства в свободу, из вражды мира в космическую любовь. Это возможно благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога - творца. Свобода и творчество неразрывно связаны. Философия свободы есть философии богочеловечества. Идея богочеловечества, характерная для русской философской мысли, восходит к христианскому учению о единстве божественной и человеческой природы Иисуса Христа. У Вл. Соловьева она выражалась в идее целостности, всеединства мира.

Философия Бердяева это оправдание человека в творчестве и через творчество. Бердяев отрицал коммунизм, считая его духовным рабством, извращенной религией, подчиняющей личность коллективу. Он считал марксизм извращенной религией коллектива, лишающей человека духовной свободы. Защищая права и свободу личности, Бердяев как бы готовил ее к абсолютной стойкости перед невиданным еще врагом тоталитаризмом. « Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать », писал он. В основе теории познания у него тоже лежит идея свободы. Разум человека малый разум, он не может доказать реальность бытия. Он всегда противопоставляет субъект и объект. Он основан на знании, а знание всегда принудительно. Большой разум Логос постигает тождество субъекта и объекта. Он мистичен, основан на вере, а вера свободна. Знание основано на вере, оно питается тем, что дает вера. Поэтому вера и есть истинный разум. Нужно отречься от малого разума в пользу большого Логоса. Тогда человек познает Разум мира, Смысл мира, который дан лишь в божественном откровении. Лишь религиозные философы возвышаются над « мудростью мира сего » и становятся « безумными », то есть « мудрыми ». « Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом ».