Выполнил: Власов В. Гр. ТДК-2 Проверил: Ермолаева РГТЭУ Иваново, 2013 Презентация по политологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(C)Скоробогацкий В.В., 2006 Лекция 3. Политика как общественное явление Вопросы: 1. Понятие политического. 2. Политика, ее сущность и функции. 3. Субъекты.
Advertisements

Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Политическая система. Презентация по политологии ВЫПОЛНИЛ: ВЛАСОВ В. ГР. ТДК-2 ПРОВЕРИЛ: ЕРМОЛАЕВА РГТЭУ ИВАНОВО, 2013.
Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 41 г. Самара Чередниченко О.В.
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
Тема 4. Политическая власть 1. Политическая власть: понятие и специфика. 2. Государственная власть. 3. Легитимность и легальность власти.
Понятие, структура, функции политической системы общества. Преподаватель : Никитин А. Г. Работу выполнила : Сабирова А. А., 261 гр.
Политическая власть. Политика - от (греч. politika государственные или общественные дела, от polis государство). - сфера деятельности, связанная с отношениями.
Политическая сфера ТренажерСовокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия социальных групп по поводу завоевания,
Типы политических процессов Презентация по политологии Выполнил: Власов В. Гр. ТДК-2 Проверил: Ермолаева РГТЭУ Иваново, 2013.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (проект) Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
Тема 2. Политика как общественное явление 1. Политика как сфера общественной жизни. 2. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни. 3. Нравственные.
Основы функционирования политической системы Лекция 2. Власть как центральный элемент политики.
Политика и власть. Политология Политические науки: Политическая философия Политическая психология Политическая география Политическая история Политическая.
Free Powerpoint Templates Page 1 Free Powerpoint Templates Роль политики в жизни общества Куликов Р.В. учитель истории МБОУ лицей 4 г. Славянск -на -Кубани.
Политика как общественное явление 1. Содержание мира политики 2. Причины возникновения политики 3. Понятие политики. 4. Структура политики. 5. Функции.
Транксрипт:

Выполнил: Власов В. Гр. ТДК-2 Проверил: Ермолаева РГТЭУ Иваново, 2013 Презентация по политологии

Понятие политического характеризует особую сферу общественной жизни, подсистему общества, в которой осуществляется процесс производства, распределения и реализации власти. Публичная сфера Частная сфера жизни общества Государство Правовая система Избирательная система Политические партии Общественные институты

Мир политического – сложный многоуровневый комплекс : а ) публичная сфера общественной жизни ( государство – правовая система – партии – избирательная система – институты ); б ) политические отношения и их субъекты : социальные группы и классы, группы интересов, элиты ; в ) средства коммуникации и общения : пресса, радио и телевидение, заседания, митинги и съезды ; г ) культура : идеалы, ценности, традиции, нормы и правила, политический опыт, символика и язык ; д ) сознание : идеологии и идеи, политические программы и идейные направления, теории.

Отношения, коммуникация, культура и сознание – явления, принадлежащие одновременно публичной и частной сферам жизни общества. Публичная сфера Частная сфера жизни общества Отношения Коммуникаци я Культура Сознание

Государство является центральным элементом политического: организует мир политического, институциализирует его, вносит в него порядок, придает ему стабильность. Но к государству нельзя сводить все содержание политического. Возможно государство, где политической сферы или не существует (древневосточные деспотии), или она имеет декоративное либо выморочное значение (тиранические, диктаторские режимы). Гос-во Мир политического Гос-во

Общество едино в качестве политического сообщества. Политическое играет интегративную роль. Оно несет с собой начало, объединяющее все общество, – власть и связанный с нею авторитет. Политическое – поле власти. Согласие и конфликт – две важнейшие характеристики мира политического. С одной стороны, мир политического – арена конкурентной борьбы за власть представителей различных социально- политических сил, столкновения различных групп интересов и политических амбиций вождей. С другой стороны, это – система обеспечения правления, порядка и справедливости в интересах всех членов общества.

Феномен политического колеблется между полюсами конфликта и согласия, но перевес в итоге оказывается на стороне общественного согласия. Это значит, что политическое имеет своим основанием и целью всеобщую взаимосвязь, социальных групп, групповых и личных интересов, институтов, а также солидарность членов общества между собой. Согласие Конфликт политика

Согласно Аристотелю, мир политического складывается как система отношений между гражданами полиса. Предмет этих отношений – совместное решение общих вопросов жизни полиса : обеспечение безопасности граждан и города в целом, создание условий для внешней торговли и ведения хозяйства, охрана собственности и общественного порядка. Гражданин – свободный, « благородно рожденный », коренной житель города, владелец ( собственник ) « ойкоса » (« дома »). В состав « ойкоса » входили : члены семьи, имущество, рабы. В основаниях мира политического лежат вопросы собственности, рационального хозяйствования, обмена услугами, расчета, выгоды.

В современной политологии различают два значения термина «политика»: policy как программа, метод действия или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или совокупности проблем, стоящих перед сообществом; politics – это обособленная область (сфера общественной жизни), внутри которой конкурируют или противоборствуют различные направления, каждое из которых имеет собственную policy, то есть свои интересы, цели, программу действий, идеологию.

В первом случае под политикой понимается особый (какой?) способ коллективного действия, направленного на решение какой–либо проблемы. Во втором случае политикой называют особую область общественной жизни. В ее границах любая акция получает характер политического действия. Субъект Проблема Политика Politics S1 S2S3 S4 Policy

Мы будем исходить из образа политики как коллективного действия (policy). На этой основе существует совокупность определений политики. Они различаются трактовкой цели, которая превращает коллективное действие, связанное с решением какой-либо проблемы, в политику. В истории политической науки сложились следующие подходы к определению цели коллективного действия и соответственно – политики: социальный, этико-рациональный, субстанциальный, конфликтно-консенсусный. SO Действие Цель ?

Социальный подход Цели политики определяются социально-экономическими факторами. С этой точки зрения политика есть продолжение экономики, является борьбой различных общественных классов за осуществление их социальных и экономических интересов: политика как борьба классов за изменение (сохранение) отношений собственности (Прудон, Маркс, Ленин); политика как соперничество различных общественных групп (классов, наций) или групп интересов; политика как защита естественных прав человека (жизнь, свобода, собственность) со стороны общества (общественных групп) и государства.

Этико-рациональный подход Цели политики определяются идеей общего блага (справедливости), предполагающей разумный и эффективный характер деятельности. С этой точки зрения политика – это: действие, направленное на достижение общего блага, поддержание порядка и справедливости (Платон, Аристотель); целерациональное действие по эффективному достижению коллективных целей. Субъект Общее благо Справедливость Разумность Эффективность

Субстанциальный подход Цели политики сфокусированы вокруг проблемы власти. В этом случае под политикой понимаются: действия, направленные на обретение, удержание и использование власти (Макиавелли); участие в делах государства, реализация государственного интереса, целей и задач (этатизм).

Конфликтно-консенсусный подход Цели политики определяются биполярной структурой общественных отношений. С данной точки зрения, политика – это: деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов (М. Дюверже); отношение «друг-враг» (К. Шмитт).

Политика – системное, динамическое явление со сложным строением. Она представляет собой процесс, который : развернут в социальном пространстве и во времени, состоит из циклов ( этапов ), относительно самостоятельных и обладающих собственной логикой, завершается решением проблемы, вслед за чем процесс возвращается к исходному пункту. Политика – ответ общества на возникновение конфликтов, затрагивающих интересы больших масс людей.

Определение : политика – это деятельность, направленная на целерациональное достижение коллективных целей, способствующая повышению уровня общественного согласия относительно общепризнанных ценностей и использующая в качестве средства власть и ее ресурсы. М. Вебер: существует два направления деятельности в политическом мире: принятие решений, исполнение решений. На этом основана связь и различие между политикой и администрированием (управлением), между политическим классом и бюрократией (администрацией).

Структурные уровни политики: микроуровень – отдельные организации (местные отделения партий, профсоюзы, корпорации, фирмы) – местное самоуправление и гражданское общество (местное сообщество) б) макроуровень – государство как целое, институты публичной власти, ее устройство в центре и на местах, общественно-политические организации (партии, представленные в парламенте); в) мегауровень – деятельность государств и объединений государств (напр., НАТО, ООН, ВТО) на международной арене; международная политика.

Функции политики : поддержание общественного порядка, достижение гражданского мира и согласия между социальными, этническими, конфессиональными группами, гарантия соблюдения прав, свобод и достоинства людей, решение проблем, затрагивающих интересы всего общества, профилактика и урегулирование конфликтов, обеспечение должного уровня справедливости, отвечающего этическим ценностям и принципам, а также реальному уровню морального сознания и общественной нравственности, формирование политического сознания у граждан посредством просвещения.

Субъект политики – индивиды, организации, общественные группы, способные участвовать в политической жизни, влиять на других, вызывать изменения политических отношений в своих интересах. Субъект политики так или иначе представляет большую общественную группу, действуя в границах ее интересов. Поэтому большие общественные группы ( нации, классы, религиозные группы, социальные слои, этнические группы ) являются первичными субъектами политики, а индивиды, организации, институты, малые группы – вторичными субъектами, действительными только в пределах интересов больших групп.

Классификация субъектов политики : социальные субъекты – классы, этносы, массы, группы, индивиды, электорат ( избиратели ); институциональные субъекты – государство, партии, профсоюзы, парламент, президент ; функциональные субъекты – церковь, оппозиция, лобби, СМИ, транснациональные корпорации.

Совокупность отношений и взаимодействий субъектов политики образует политическое пространство, имеющее структуру и границы. S1 S2 S3 S4 Общество

Структура политического пространства включает в себя три измерения: (1) измерение X: политический субъект и представляемая им социальная общность с кругом ее интересов, (2) измерение Y: политический субъект и социальные институты, (3) измерение Z: способ политического действия. S Y X Z

В зависимости от того: (а) насколько адекватно субъект (субъекты) политики выражает интересы какой-либо социальной группы и (б) каковы параметры этой группы (численность, удельный вес в социальной структуре, место и роль в общественной жизни), меняется значение измерения X и соответственно – конфигурация политического пространства. X Минимальное значение параметра X X Максимальное значение параметра X

В зависимости от состояния социальных институтов: (а) способствуют они деятельности субъекта (субъектов) политики или (б) препятствуют ей меняется значение параметра Y и соответственно – конфигурация политического пространства. Y Минимальное значение параметра Y Y Максимальное значение параметра Y

В зависимости от: (а) целей действия, (б) характера действия (легальный-нелегальный, открытый-закрытый), (в) от видов используемых ресурсов меняется значение параметра Z и соответственно – конфигурация политического пространства. Z Минимальное значение параметра Z Z Максимальное значение параметра Z

Измерение X характеризует область происхождения власти и истоков политики. Политические отношения возникают там, где появляется политические (вторичные) субъекты, за которыми отдельные социальные группы признают право принимать решения, касающиеся их коренных интересов и целей. Этот субъект наделяется функцией представительства. Благодаря этому социальная группа обретает идентичность, осознание интересов и политическую волю. Социальные группы в эпохи революций действуют непосредственно, в мирные периоды – опосредствованно, участвуют в политике через представителей.

Измерение Y характеризует область, где с помощью социальных институтов (в том числе – законодательно) оформляются и закрепляются политические отношения. Под воздействием социальных институтов: политика приобретает легитимный характер; политическое пространство получает организацию (политический строй); в обществе складываются нормы и правила политической жизни, включая конституцию и законодательство, традиции (политическая культура) и политический этос.

Измерение Z – это динамическое измерение политики. В данном ракурсе политика выступает как процесс, сопровождающийся переменами в конструкции и содержании политического пространства. Границы политики подвижны. Благодаря этому политика воздействует на любую сферу общества, где возникают проблемы: (1) затрагивающие интересы всего общества, (2) требующие безотлагательного решения, (3) относительно решения этих проблем возможно общественное согласие.

Подвижный характер границ политики указывает, что мир политического является открытой сферой. Благодаря этому политика пронизывает другие сферы общества как системы – экономику, социальную сферу, культуру. Политика Экономика Социальная сфера Культура

Границы политики, с одной стороны, определяются: уровнем социальной активности масс, состоянием институтов, способностью субъектов политики к решению проблем. С другой стороны, они очерчиваются эффективностью применения органов принуждения (М. Вебер). Там, где роль таких органов неэффективна, область политики заканчивается. Расширение границ политики приводит к расширению сферы действия публичной (государственной) власти.

Политическая власть – власть, осуществляемая посредством формальных и неформальных органов (организаций) и институтов с целью установления политического строя, обеспечения общественного согласия и повышения уровня интеграции общества как системы Политическая власть – инструмент сознательного саморегулирования общественной системы: выявления возникающих проблем, могущих стать источником конфликтов, и их публичного обсуждения; их диагностики (анализа и установления причин дисфункций); принятия решения на основе достижения общественного согласия по поводу основных приоритетов; обеспечения эффективного контроля за исполнением принятых решений.

Признаки политической власти: 1) легальное использование силы в пределах государства, 2) верховенство, обязательность властных решений для всех уровней и слоев общественной структуры, проникновение в любые общественные процессы, 3) публичность – всеобщность и безличность политической власти, осуществляемой от имени всего общества (народа как верховного носителя и источника власти), 4) наличие единого центра принятия решений, 5) многообразие и полнота ресурсов.

В обществе наряду с политической властью существуют другие формы власти: 1) экономическая, 2) социальная, 3) духовная, 4) теневая (криминальная). Политическая власть Экономическая власть Социальная власть Духовная власть Теневая (криминальная) власть

Экономическая власть – воздействие, оказываемое на индивидов и общественные группы посредством экономических институтов и структур, в первую очередь, отношений собственности. Она представляет собой: способ организации и управления экономикой, контроль над экономическими ресурсами и распределением материальных благ. Действие экономической власти охватывает, в основном, частную сферу жизни общества.

Социальная власть – это воздействие на индивидов и общественные группы, осуществляемое посредством социальных институтов и структур, в первую очередь, отношений социального неравенства. Социальная власть представляет собой: распределение позиций в социальной организации (статусы, должности, привилегии, льготы), управление процессами социальной мобильности; контроль над социальными ресурсами. Границы социальной власти очерчиваются, в основном, частной сферой жизни общества.

Духовная власть – воздействие, осуществляемое на индивидов и общественные группы посредством институтов и структур культуры, в первую очередь, отношений иерархии. Духовная власть основана на авторитете и представляет собой: влияние (изменение представлений, мнений, взглядов через механизмы подражания, заражения, диффузию культурных образцов либо целенаправленное воздействие, в том числе, манипуляцию); распределение знаний и духовных ценностей; контроль над культурными ресурсами, главным образом, информационными.

Теневая (криминальная) власть – воздействие, оказываемое посредством институтов и структур, сложившихся в преступном мире, в первую очередь, отношений доминирования, основанных на силе. Теневая власть составляет параллельную легальной (публичной) власти и конкурирующую с ней форму власти и предполагает: неограниченное использование мер физического и психического насилия и принуждения; право распоряжаться жизнью и смертью других; нелегальный контроль над различными видами ресурсов и распоряжение ими помимо воли собственника, включая фактическое отчуждение; создание центра принятия решений, включая политические решения и установление контроля над деятельностью органов публичной власти и должностных лиц.

Политическая власть в силу своего публичного характера является ведущей среди других форм власти – экономической, социальной, духовной, ограниченных, в основном, частной сферой. Решения, принятые в частной сфере, субъектами экономической, социальной или духовной власти, приобретают легитимный и легальный характер, если они опираются на авторитет политической власти. Политическая власть конституирует общество как целостную систему и является инструментом ее организации, управления и регулирования.