МКОУ Новоберёзовская СОШ Тема урока: П и с ь м о 5 класс Захарова М.М., учитель русского языка высшей квалификационной категории.
Корреспондент- лицо, находящееся в переписке. Зачем писать письма? Знаете ли вы, как передавалась информация в далёкие времена? (Тамтам – барабан)
Скифы- народы, населяющие территорию левого и правого берега Днепра. Жили во 2 веке до нашей эры. Они имели высокую культуру, вели торговлю. Скифское государство погибло в результате завоевательских походов.
Чужие письма – тайна за семью замками. 1. Здравствуй, Света. Я живу хорошо. А как ты Живёшь? Отметки у меня хорошие. А какие у тебя отметки? Здоровье у меня тоже хорошее. А какое здоровье у тебя? Напиши, какая у вас погода. У нас погода хорошая. Ну всё, писать больше нечего. До свидания. 2. Привет с Камчатки! Здравствуй, Женя! Пишет Игорь. Ты писал, что пришлёшь нам фантики. Я сказал, что ты мне первому пришлёшь фантики, а Севка говорит, что ты ему пришлёшь фантики первому, а мне пришлёшь второму. Ты пришли фантики мне первому,а ему второму. Пусть не задаётся. Жду ответа. Игорь.
Здравствуйте, Тамара Владимировна! Вот уже месяц мы живём в Минске. Город мне очень понравился. Он огромный, очень чистый. Тут много памятников и красивых домов. Есть дома в шестнадцать этажей. Я вошла в один такой дом и раз шесть прокатилась на лифте. Я посылаю Вам открытки с видами Минска. В школу мне ходить близко. Но наша мне больше нравится. В ней всё какое-то своё. Учителя здесь не очень строгие. Отметки у меня, как в нашей школе. Здесь в школе учат белорусский язык. Я пока не учу, но некоторые слова уже выучила. Они очень похожи на русские. «Слава савецкой науки!» Это такой лозунг,он означает :слава советской науке. Я сразу вспомнила Дениса ……..,как он за слово «савицкий» получил двойку. А по белорусскому у него была бы пятёрка. Ребята здесь неплохие. Можно даже сказать хорошие. Но наш класс был лучше. Я сильно скучаю по деревне, по снегу…. До свидания. Мама и папа передают Вам привет! Света. Понравилось ли вам письмо?
Письмо - фотография души. Виды писем: -деловые, -дружеские, -поздравительные, -письма в газету.
1. «Последний диктант написала на четвёрку. Как всегда, две запятые сэкономила. а по физике ещё не спрашивали. Просто безобразие, приходится каждый урок готовить.(Это я шучу, не волнуйся, я помню, что человек учится не для учителя и не для отметки). Ты спрашиваешь, как Дорка - помидорка живёт. Она ещё толще стала, щёки со спины видать, так Петровна говорит. ест всё подряди с большим аппетитом. Недавно хотела у Саяна кость из миски вытащить. Он её ходить учит. Она за шерсть цепляется, когда он лежит,а Саян встанет и пошёл и Дорка за ним…» 2. «Ребята в этом году собрались здесь толковые. Мы быстро соорудили футбольную команду (конечно, «Бомбардир»)и теперь разъезжаем по всем лагерям с гастролями. Ну, само собой,- «Команде «Бомбардир» физкульт-привет, привет, привет!» Девчонки из первых рядов с охапками цветов, потом- «Начинаем наш маленький концерт в честь победителей» и прочее… Шефом у нас студент, кажется, учится на учителя английского языка. Сначала повоевали за свои права, теперь пришли к джентльменскому соглашению. Вечерами он читает книгу «Трое в лодке» Вот класс!!! Высший! Надо обязательно достать…»
3. «У нас в классе был такой случай. Мы, конечно, неправильно сделали,ушли все вместе с урока химии на новый фильм. Одна девочка,фамилии называть не буду, говорит: «я бы тоже пошла,ребята. Но вы же знаете,если ещё и это. Двойка в четверти обеспечена. Мне тогда лучше домой не приходить. Вы уж без меня». И ещё вздохнула: «Счастливые!» а потом начались всякие собрания, на которых говорил, что в классе есть один честный человек, что мы вели себя,как стадо баранов, что у нас нет принципов.На линейке девочке, которая с нами в кино не пошла, объявили благодарность за моральную стойкость. А она молчит. И тут кто-то предложил: «Давайте скажем,как было дело». Тут начались такие споры, что все чуть не перессорились.» Писать, «как все»,- не лучший способ.
А.П.Чехов
М. М. ЧЕХОВУ 7 декабря 1876 г. Таганрог. Любезнейший Брат Михаил Михаилович! Я имел честь и удовольствие на днях получить Ваше письмо. В этом письме Вы протягиваете мне руку брата; с чувством достоинства и гордости я пожимаю ее, как руку старшего брата. Вы первые намекнули о братской дружбе, это с моей стороны дерзость. Обязанность младшего просить старшего о таком предмете, но не старшего; поэтому прошу меня извинить. Но во всяком случае одной из первых моих мыслей, из моих планов была эта дружба. Я желал найти подходящий случай, чтоб с Вами короче познакомиться, я мечтал о этом и наконец получил Ваше письмо. В письмах моего отца, матери и братьев Вы занимали первое место. Мамаша видит в Вас больше чем племянника, она ставит Вас наравне с дядей Митрофаном Егоровичем, которого я очень хорошо знаю и про которого я буду всегда говорить хорошо за его добрую душу и хороший, чистый, веселый характер. О братьях и говорить нечего. Вы их уже изучили, наверно, и поймете сами. Следовательно, Вы дороги нашей семье. Я изучил Вас по письмам. С какой же я стати буду отставать и не ловить благого случая, чтоб познакомиться с таким человеком, как Вы, и вдобавок я считал и считаю своею обязанностью почитать самого старшего из своих братьев и почитать того, кого так горячо почитает наша семья. Можете судить, как приятно подействовало на меня Ваше письмо. Я о себе ничего не скажу, разве только что я жив и здоров. Наверно, про меня Вы наслушались много от моей мамаши и в особенности от Саши и Коли. Будьте так добры, передайте от меня поклон многоуважаемой сестре Елизавете Михайловне и брату Григорию Михаиловичу. Скажите им, что на Юге есть у них брат, который собирает коллекцию разнородных писем. Желалось бы, если только возможно, получить от них письма. Я Вас без церемонии попрошу, чтоб Вы мне писали хоть раз в месяц. Будьте так добры, пишите мне по-братски, без церемонии, дабы не существовала какая-то натянутость. Я же, разумеется, от Вас не отстану и, как говорится, «долг платежом красен», буду Вам писать таким же тоном. Когда уже пошло на пословицы, так еще скажу: «Вперед батьки в петлю не суйся». Следовательно, Вам первому нужно начать. Я такая же птица, как и Коля с Сашей. Примите от меня пожелание всевозможных благ и нижайший поклон, а затем: Имею честь быть Вас уважающим младшим братом и покорным слугою. А. Чехов. 18 VII/XII 76 года. Того, кому вы пишите, нужно уважать!
Из рассказа В.Драгунского «Фантомас». « Кол, а Кол фкалю тебе укол.» 1(единица) Кому бы ты ни писал, нельзя писать на таком грязном, облезлом обрывке бумаги.
Правила письма. В правом нижнем углу должна быть поставлена дата. Обращение пишут в начале письма(обычно в середине первой строки). В конце письма следует подписаться. Поля обязательны. Почерк должен быть аккуратным. Множество помарок, ошибок, зачёркиваний свидетельствует о неуважении к адресату (человеку, которому вы пишите). Писать карандашом можно только в крайнем случае. Бумага должна быть чистой, неизмятой. Чистый неизмятый конверт подписывается аккуратно, разборчивым почерком.
- Что такое обращение? - Какие бывают обращения? - Какова постановка знаков препинания в предложениях с обращением? Здравствуйте, дорогие дедушка и бабушка. До свидания.
Самостоятельная работа. Задание: написать письмо вашему ровеснику из далёкой страны План. 1. Приветствие. 2. Представление (фамилия, имя, класс, возраст). 3. Сведения о родителях(семье). 4. Сообщение о местожительстве. 5. Рассказ о селе, её достопримечательностях, природе. 6. Ваши увлечения. 7. Ваша просьба. 8. Конец письма.
Д/З: принести конверт ( не подписывать ) Итог урока: !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Всё понятно и интересно. ????????????????????? Есть вопросы? …………………………… Об этом я поговорил бы ещё.