Установочное занятие. Мировоззренческая основа классицизма Французский философ Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы рационалистической философии,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Литература XXVII века Курс лекций Гильмулиной Е.А.
Advertisements

Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво… А.С. Пушкин.
ПОНЯТИЕ О ЛИТЕРАТУРНОМ НАПРАВЛЕНИИ. КЛАССИЦИЗМ.. Литературное направление ( метод ) - основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая,
КЛАССИЦИЗМ ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА. ЛИТЕРАТУРА провел реформу французского языка и стиха разработал поэтические каноны.
КЛАССИЦИЗМ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.
ПОНЯТИЕ О ЛИТЕРАТУРНОМ НАПРАВЛЕНИИ. КЛАССИЦИЗМ. Разработала : Симончик Екатерина Геннадьевна учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 19 Приморский.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало.
Английский философ-эмпирик Джон Локк (1632 – 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую.
Ренессанс Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Примерно начало XIV последняя четверть XVI веков. Отличительная.
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В XVII ВЕКЕ Идти в театр не для того ты должен, Чтоб ужасов там всяких насмотреться… По-моему тот получеловек Иль человек с ущербом,
Литература 18 века Русский классицизм Учитель: С. И. Тарасенко Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый.
Классицизм в русской литературе. Методические указания 9 класс, 1 четверть Предыдущая тема: Древнерусская литература Далее – жизнь и творчество М.В. Ломоносова.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало. Алимова Алла Викторовна – учитель русского языка и литературы Гимназии 56 Петроградского.
Литература 18 века Русский классицизм Учитель литературы МОУ СОШ п.Известковый Светлана Ивановна Тарасенко.
Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ 7.
Литература XVIII века Литература XVIII века Классицизм в русском и мировом искусстве. Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Спасская общеобразовательная.
Литературное направление (течение) Довыдова А.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГОУ СОШ 1234 г.Москвы.
Классицизм Классицизм – художественный метод в европейской культуре ХVII – начала XIX века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам.
Классицизм Понятие о классицизме Классицизм Классицизм – художественный метод в европейской культуре VII – начала XIX века, одной из важнейших черт которого.
Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
Транксрипт:

Установочное занятие

Мировоззренческая основа классицизма Французский философ Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы рационалистической философии, ставящей выше всего разум (ratio). Самое известное высказывание Декарта («Cogito, ergo sum» - «Я мыслю, следовательно, я существую») надо понимать так, что сознающее себя мышление есть главное доказательство истинного бытия человека.

Мировоззренческая основа классицизма Английский философ- эмпирик Джон Локк (1632 – 1704) был уверен, что сознательным воздействием на разум и душу человека можно добиться от него чего угодно: человек в его представлении был некой tabula rasa – чистой доской, на которой образование и воспитание пишут свои письмена.

Политическая основа классицизма В XVII веке во Франции утвердилась абсолютная монархия – такая политическая система, при которой устанавливалась четкая иерархия ценностей. Главной ценностью было государство, воплощением которого был король (Людовик XIV, король- солнце, так и заявил: «Государство – это я»). Человек ценился в зависимости от того, какую пользу он приносит государству и лично королю. Появилось сознание долга перед государством и отечеством.

Король Вельможи Дворяне Священники Торговцы Ремесленники и крестьяне

Литературная основа классицизма Идеи классицизма возникают как продолжение и в то же время во многом отрицание идей Возрождения: 1. Формальное и содержательное подражание древним. 2. Ориентация на «Поэтику» Аристотеля (IV век до н.э.) как на обязательную норму. 3. Рациональный подход к искусству. Эти идеи появляются в Италии еще в XVI веке, но окончательно утверждаются во Франции в XVII.

Французские классицисты Пьер Корнель (1606 – 1684) – один из создателей театра классицизма. Самое известное произведение Корнеля – трагедия «Сид» – несмотря на нарушение некоторых правил классицистической поэтики, основано на важнейшем для классицизма конфликте долга и страсти.

Французские классицисты Жан Расин (1639 – 1699) – драматург, творчество которого представляет собой вершину французского классицистического театра. Основной темой трагедий Расина «Андромаха», «Береника», «Федра» и других становятся слепые человеческие страсти, неминуемо ведущие героев к гибели.

Французские классицисты Жан Батист Поклен (1622 – 1673), взявший себе псевдоним Мольер, – создатель классицистической комедии, по профессии – актер и директор театра. Хотя творчество Мольера значительно переросло рамки эпохи классицизма, но его комедии («Тартюф, или обманщик», «Скупой», «Мещанин во дворянстве» и другие) могут быть образцами жанров как фарсовой, так и высокой комедии.

Французские классицисты Никола Буало-Депрео (1636 – 1711) – поэт, критик и теоретик классицизма. В трактате в стихах «Поэтическое искусство» Буало сформулировал главные требования классицизма: выше всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться фантазия и чувство; как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но прост и свободен от вычурности и трескучих выражений.

Французские классицисты Франсуа Ларошфуко (1613 – 1680) родился в семье вельможи и в середине XVII века, когда становящаяся абсолютистская монархия подминала под себя непокорную аристократию, оказался в самой гуще политической борьбы. В 1662 г. он опубликовал «Мемуары», а в 1665 г. - «Максимы». Неизменный успех «Максим» объясняется афористической четкостью мышления автора, рассматривающего человека с классицистической точки зрения «здравого рассудка».

Французские классицисты Жан Лабрюйер (1645 – 1696) – писатель-моралист. Подражая ученику Аристотеля Теофрасту, создал книгу «Характеры, или нравы нынешнего века». Лабрюйер выказывал острое осознание несправедливости такого общественного порядка, когда сиятельный двор и разбогатевшие буржуа не желают замечать народных бедствий, погрязая в роскоши и довольстве. Мысли и наблюдения классициста Лабрюйера открывали дорогу идеологии Просвещения.

Французские классицисты Жан Лафонтен (1621 – 1695) – знаменитый баснописец. Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов (в первую очередь у Эзопа и Федра). Лафонтен менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная, а практическая; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми.

Иерархия жанров в литературе классицизма Высокий стильСредний стильНизкий стиль Героическая поэма, трагедия, ода. Высокая комедия, элегия, любовное или дружеское послание, изящная проза. Фарс, басня, сатира, эпиграмма. К четкой иерархии жанров добавлялись еще некоторые требования: 1. Ясный слог, отсутствие вычурных темных метафор. 2. Композиционная четкость; произведения, даже лирические стихотворения строятся по определенному плану. 3. Назидательный пафос, близость поэзии и риторики.

Классицизм в драматургии Единство местаЕдинство времени Единство действия Действие происходит в одном доме, одной комнате; экономия в оформлении и сохранение правдоподобия. Действие происходит в течение суток, лучше – от рассвета до заката. Принцип правдоподобия. В пьесе должна быть одна интрига, ничто не должно мешать развитию основного действия, все события так или иначе должны иметь отношение к главной интриге. Драматургам, как и другим писателям, предъявлялись обязательные нормы: 1.Правило трех единств. 2.Неизменность характеров героев, выделение в героях преимущественно одной ведущей черты, на выявление которой играет все действие. 3.Выделение в качестве главного - конфликта долга и страсти.

Из истории русского классицизма М.В.Ломоносов (1711 – 1765), адаптируя идеи Н.Буало к русским реалиям – задаче создания русского литературного языка, также сформулировал теорию «трех штилей», рекомендуя в высоком стиле употреблять преимущественно старославянские слова, в среднем – русские и небольшое количество старославянских, а в низком – исключительно русские слова. В результате старославянские слова становятся всего лишь лексическим средством, знаком высокого стиля.