Культура России начала XX века. В художественной культуре начала XX века буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Advertisements

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Философия – Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой,
Наука и культура в начале ХХ века Серебряный век Выполнял ученик 9 а класса Александр Шашков.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
- период высшего духовного и художественного развития в русской литературе и искусстве в конце 19 – начала 20 века.
Искусство рубежа XIX - XX веков – одно из самых интересных явлений в русском искусстве. Эти годы были переломным временем и в политической, и в духовной.
Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Общая характеристика литературы XIX века.. Конец XIX начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком"
Модернизм Модернизм - (фр. новейший, современный) – это литературное направление, формировавшееся в 1910-е годы и сложившееся в художественное направление.
11 класс Первая половина XIX века - это «золотой век» русской культуры, пушкинский период русской литературы. Основные черты: стремление к свободе и освобождению.
Модернизм в России. Серебряный век Серебряный век русской поэзии русской поэзии.
Дисциплина «Русская литература» «Серебряный век» русской культуры Разработал: студент ВМ-07к Вяткин Ю. Консультант: Шевёлкина О.А. Количество слайдов:
Урок литературы в 9 классе «Литературные течения серебряного века русской поэзии» провела учитель литературы провела учитель литературыСклюева Ольга Николаевна.
Серебряный век русской культуры « Мы – дети страшных лет России – забыть не в силах ничего» А. Блок.
Лист контроля п/п Ф.И.Домашнее задание Проект, вопрос-ответ Оценка 1Авдошина Олеся 2Благова Анна 3Васильева Алиса.
«Серебряный век в России» «В эти годы России было послано много даров…» (Н. Бердяев) Серебряный век - термин, которым, по сложившейся в русской критике.
«Серебряный век в русской культуре». Серебряный век период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой.
Культура России начала XX века. Учитель истории и обществознания МОУ «Тираспольская средняя школа 3 имени А.П.Чехова» Коновалова Наталья Петровна.
«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
Транксрипт:

Культура России начала XX века

В художественной культуре начала XX века буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 вв.

Первоначальное употребление термина было скорее негативным, т.к. серебряный век, наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс (упадок, культурный регресс). Поэтому выражение «серебряный век» должно было указывать на понижение качества явления, его регресс. При таком понимании русская литература серебряного века (модернизм) противопоставлялась «золотому веку» Пушкина и его современников как «классической» литературе.

В дальнейшем понятие «серебряный век» поэтизировалось и потеряло негативный оттенок. Оно было переосмыслено как образное, поэтическое обозначение эпохи, отмеченной особым типом творчества, особой тональностью поэзии, с оттенком высокого трагизма и изысканной утонченности.

Литература. Критический реализм. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества.

Максим Горький. Портрет работы В. Серова. В. Г. Короленко. Портрет работы И. Е. Репина г.

Иван Бунин Лауреат Нобелевской премии в области литературы в 1933 году Александр Иванович Куприн

Своеобразным манифестом нового направления в духовной жизни России стал сборник «Вехи» (автор – В.Г. Короленко),опубликованный в 1909 г. такими мыслителями, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П. Б. Струве, С.Л. Франк. Основные идеи: - Русская интеллигенция – главный виновник русской революции, поставившей страну на грань национальной катастрофы, - Социальный прогресс возможен лишь путем эволюционных изменений. - Необходима выработка новых религиозно- нравственных идеалов, основанных на христианском учении.

Модерн. Зародился в конце XIX- начале XX века. От фр. «современный» Стиль модерн проявился в творчестве русских художников, входящих в группу «Мир искусства»: А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов. Портрет художника А.Н.Бенуа.

Набережная Рей в Базеле в дождь. А.Н.Бенуа. Петрушка ( эскиз костюма для балета Стравинского «Петрушка»).

Михаил Врубель. Для Врубеля характерно обращение к мистическим сюжетам, интерес к вечной теме добра и зла.

Михаил Врубель. Пан. Михаил Врубель. Царевна - лебедь.

К. С. Петров - Водкин Художник, писатель, патриот, признанный выдающимся после персональной выставки лишь в 1966 году. Его картины выставляются во многих галереях в нашей стране и за рубежом. Он одновременно был и писателем, автором великолепных мемуаров, В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкин где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты».

К. С. Петро́в-Во́дкин. Купание красного коня» 1912 Внешне, по "сюжету", все в картине было предельно просто. Юноши, почти подростки, купают коней в пруду. Краски полотна ясные, яркие, и доминирует красный. Внешне все в картине спокойно, размеренно, даже статично. А зрителю передается состояние какой-то невысказанной тревоги… «Купанье красного коня» и в самом деле парадоксальная картина. Все в ней на контрастах, и именно их строгое взаимодействие создает ту внутреннюю напряженность, которая передается зрителю»

«СИМВОЛИЗМ» направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.

Валерий Брюсов Константин Бальмонт

Александр Блок Андрей Белый (настоящее имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев)

Акмеисты (от греческого слова «акме» цветущая пора, высшая степень чего-либо) призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намеков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями, пороками, злом и несправедливостью, демонстративно отказываясь от решения социальных проблем и утверждая принцип «искусство для искусства».

Николай Гумилев Анна Ахматова. Портрет работы Н.И. Альтмана

Русский авангард (От фр. «передовой».) Противоположность модерна и символизма. Характерны: -поиск новых форм и средств выражения, -разрыв с традициями прошлого, -эксперименты в области искусства. Его приверженцы – футуристы в поэзии и абстракционисты в живописи – пытались творить в стиле ожидаемого ими будущего.

Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадежно устарело. В своих крикливых и дерзко написанных манифестах они прославляли новую жизнь, развивающуюся под влиянием науки и технического прогресса, отвергая все, что было «до», заявляли о своем желании переделать мир, чему, с их точки зрения, в немалой степени должна содействовать поэзия. Футуристы стремились овеществить слово, связать его звучание непосредственно с тем предметом, которое оно обозначает. Это, по их мнению, должно было привести к реконструкции естественного и созданию нового, широко доступного языка, способного разрушить словесные преграды, разобщающие людей.

Афиша 1-го съезда футуристов. Футуристы уделяли внимание не содержанию, а форме поэтической конструкции. они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия - «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» «Облако в штанах». Футуризм объединил разные группировки, среди которых наиболее известными были: кубофутуристы (В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк, В. Хлебников), эгофутуристы (И. Северянин), группа «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.).

В.В. Маяковский. Портрет работы П. Келина. Игорь Северянин Борис Пастернак

Давид Бурлюк («отец русского футуризма»)

Д. Д. Бурлюк Лошадки.

Д. Д. Бурлюк Любовь и мир.

Д.Д. Бурлюк Крестьянка и лошадь. Головы.

Д. Д. Бурлюк Крестьянка и лошадь

Василий Кандинский Рок. Красная стена», 1909

Василий Кандинский "Пестрый ансамбль" г Василий Кандинский "В черном квадрате" г

Казимир Малевич Чёрный квадрат. Казимир Малевич (вершина абстракционизма)

Красный квадрат» картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Отмечено, что «Красный квадрат», как и «Чёрный квадрат», обладает тем свойством, что площадь белого фона равна площади закрашенного квадрата. В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции».

Борис Михайлович Кустодиев Кустодиев, как всякий крупный художник, плохо умещается в "ячейки « художественных направлений. Он испытывал симпатию к тем или иным живописцам, участвовал в ряде художественных объединений, но, по большому счету, всегда шел своим путем. Старые передвижники обвиняли Кустодиева (ученика Репина!) в "лубочности" и "несерьезности». Авангардисты, напротив, пеняли ему на то, что он никак не может перерезать пуповину, связывавшую его с Репиным. Модернисты считали его безнадежно "прямолинейным«. Пролетарские художники называли "певцом купеческо-кулацкой среды". Кустодиев Б.М. Автопортрет на охоте Автопортрет на охоте.

Кустодиев Б.М. Осень Кустодиев Б.М. Зима

Кустодиев Б.М. Купчиха за чаем

Кустодиев Б.М. Купец

Есенин Сергей Александрович Его стихи, рожденные фольклором, постепенно сами превратились в фольклор. Пришедший из рязанского села в петроградские литературные салоны, Есенин в салонного поэта не превратился. Страшась исчезновения милого его сердцу патриархального уклада, он называл себя "последним поэтом деревни". Есенин воспевал революцию, но иногда, по собственному признанию, не понимая, "куда несет нас рок событии", опускался в трюм кабака накреняющегося от бурь корабля революции.

Музыка Николай Андреевич Римский-Корсаков Оперы: «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович Балеты: «Жар – птица», «Петрушка».

Александр Николаевич Скрябин Русский композитор и пианист,композитор пианист одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Пытался воплотить в жизнь идеи соединения звука и света, предвосхитив тем самым появление современной светомузыки.

Рахманинов Сергей Васильевич Романсы Романсы, симфонии, сюиты, опера «Скупой Рыцарь» Прокофьев Сергей Сергеевич Балеты: «Ромео и Джульетта», «Золушка».

Театр. В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский В 1898 году В. И. Немировичем - Данченко и К. С. Станиславским был основан Московский Художественный Театр.

Фото Ф.Шаляпина 1898 г Федор Иванович Шаляпин. Этот певец проложил дорогу оперным и драматическим артистам, которые до того времени появлялись за границей. «Он должен быть признан за первого русского артиста…запевшего в Европе настоящую русскую музыку по русскому образцу». (театральный деятель В.А. Телятевский).

Балерина Анна Павлова Сергей Дягилев Организатор «Русских сезонов» в Париже.