Единый государственный экзамен по обществознанию Анализ выполнения части А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Advertisements

Установите соответствие между видами налогов и их примерами : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 81.
1 ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Выберите один ответ из четырех Вариант 1.
Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию.
ЕГЭ 2015 год Предмет: обществознание (общая характеристика) Учитель истории и обществознания Плотникова И.П. ГБОУ гимназия 192 Калининского района Санкт-
ЕГЭ 2012 Первая часть : раскрытие смысла обществоведческого понятия Вторая часть : составить два предложения, содержащих информацию о том общественном.
ЕГЭ 2014 год Предмет: обществознание (общая характеристика) Учитель истории и обществознания Плотникова И.П. ГБОУ гимназия 192 Калининского района Санкт-
Тест по теме: «Социальная сфера». 1. Экономическая сфера жизни общества характеризует отношения: 1) по поводу власти; 2) между общественными организациями.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
Терминологический диктант 1.Социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу. 2.Стадия.
ПОЛИТИКА - ПРАКТИКУМПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
1.Спецификация КИМ для проведения в 2014 г ЕГЭ по обществознанию 2.Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию 3.Методические рекомендации.
Повторительно- обобщающий урок по теме «Духовная сфера» Обществознание 9 класс.
А 1. Что из указанного связано с понятием «власть»? 1) самопознание 2) авторитет 3) социализация 4) урбанизация: Правильный ответ.
ТЕМА: «Политика и право» Что такое политика, какую роль она играет в обществе Правовое и гражданское общество, их признаки. Формы государств, отличия Что.
1 TTÜ virumaa KOLLED ž ÕIGUSÕPETUS. 2 Государственное право Функции государства - это основные направления деятельности государства. Функции государства.
Проверка домашнего задания Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Опишите республиканский тип устройства государства. Какую.
Транксрипт:

Единый государственный экзамен по обществознанию Анализ выполнения части А

Итоги ЕГЭ по обществознанию в 2010 г. В 2010 г. экзамен по обществознанию сдавали свыше 420 тыс. выпускников школ РФ, т.е. 52 % сдававших ЕГЭ. Минимальную границу не смогли преодолеть 3,85 % участников экзамена, набравшие менее 39 тестовых баллов. Более 80 баллов набрали 0,6 % экзаменуемых (в 2009 г. -0,9 %). Самые многочисленные группы участников экзамена набрали баллов.

Итоги ЕГЭ по обществознанию по Свердловской области Всего сдавали экзамен по обществознанию – чел. В 2010 г. выбрали обществознание 57, 3% (в 2009 г. – 52,2%) Средний балл – 55,3 (в 2009 г. – 54,9)Не преодолели «барьер» – 5%Набрали 100 баллов – 0

Результаты ЕГЭ в зависимости от типа поселения

Результаты ЕГЭ в зависимости от типа АТЕ АТЕСредний балл % «2» 1 ГО Заречный 64,20,0 2 Новоуральский ГО59,62,2 3 Махневское МО58,70,0 4 Верх-Исетский р-н 58,63,2 5 ГО г. Лесной 58,61,5 6 Октябрьский р-н 58,43,0 7 ГО Верхний Тагил 58,22,4 8 Железнодорожный р-н 57,92,7 9 ГО Среднеуральск 57,70,0 10 ГО Краснотурьинск 57,75,8

Результаты ЕГЭ в зависимости от типа АТЕ АТЕСредний балл % «2» 71Кушвинский ГО51,66,3 72Североуральский ГО51,46,1 73Ивдельский ГО50,96,8 74Сысертский ГО50,88,6 75ГО Верхнее Дуброво 50,50,0 76Тугулымский ГО50,411,5 77ГО Верхотурский 48,816,1 78Сосьвинский ГО47,915,0 79ГО Дегтярск 47,73,0 80 Арамильский ГО47,614,3

«Топ» 10 гимназий Свердловской области 1. МОУ гимназия 9, Екатеринбург - 68,7 2. МОУ гимназия 2, Екатеринбург - 68,3 3. МОУ гимназия 210 «Корифей», Екатеринбург - 67,8 4. МОУ гимназия Новоуральский ГО - 67,7 5. МОУ Политехническая гимназия, г. Нижний Тагил - 67,2 6. МОУК ОУ гимназия «Арт-Этюд», Екатеринбург - 66,6 7. МОУ гимназия 202 «Менталитет», Екатеринбург - 66,3 8. МОУ гимназия 176 «Еврогимназия», Екатеринбург - 65,6 9. МОУ гимназия 70, Екатеринбург - 65,6 10. МОУ гимназия 94, Екатеринбург - 64,7

Проверяемые умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, анализировать актуальную социальную информацию, устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими понятиями, раскрывать на примерах изученные положения, осуществлять поиск социальной информации, представленной в разных знаковых системах, извлекать из неадаптированных текстов знания по заданным темам, формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по опре­деленным проблемам, систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы, применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Время выполнения работы На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет: для каждого задания части А – 1-4 минуты; для каждого задания части В – 3-10 минут; для каждого задания части С – 5-35 минут.

Структура экзаменационной работы Экзаменационная работа состоит из трех частей: Часть А содержит задания с выбором ответа, к каждому из заданий с предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Часть В содержит задания с кратким ответом в виде слова, словосочетания, набора цифр. Часть С содержит задания с развернутым ответом, который формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме.

Задания части А Часть А состоит из 22 заданий, правильное выполнение которых может быть оценено в 22 балла из 59 возможных. Это количество балла дает 37,3 % от максимального первичного балла. Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Часть А содержит задания двух уровней: 16 заданий базового уровня сложности и 6 – повышенного уровня.

В части А представлены задания, сгруппированные в пять блоков- модулей: 1. человек и общество, 2.экономика, 3. социальные отношения, 4.политика, 5.право.

Человек и общество Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.) Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний. Понятие истины, ее критерии. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой дея­тельности. Системное строение общества: элементы и под­системы. Основные институты общества. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Паука. Основные особенности научного мыш­ления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его значение для личности и об­щества. Религия. Искусство. Мораль. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI века (глобальные проблемы).

Экономика Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Социальные отношения Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы Молодежь как социальная группа Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Социализация индивида. Семья и брак.

Политика Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе. Избирательная кампания в РФ. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство России.

Право Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса.. Гражданство РФ. Воинская обязанность, альтернативная граждан­ская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система.

Процент правильных ответов в части А по разделам ( статистика по стране в целом ) Человек и общество – 65% Экономика – 60% Социальные отношения – 67% Политика – 58% Право – 60%

Содержательная линия «Общество» «Системное строение общества: элементы и подсистемы» – 73 %. «Общество и природа». «Понятие общественного прогресса» – 68 %. «Многовариантность общественного развития (типы обществ)» – 72 %. «Угрозы XXI века (гло­бальные проблемы)» – 84 %.

Содержательная линия «Духовная жизнь» «Понятие культуры. Формы и разновидности культуры». «Искусство». «Наука». «Образование». «Религия».

Содержательная линия «Человек» «Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)». «Самосознание индивида и со­циальное поведение». «Общественное и индивидуальное сознание». «Мышление и деятельность». «Потребности и интересы». «Свобода и необходимость в человеческой дея­тельности».

Содержательная линия «Познание» «Виды знаний» «Понятие истины, ее критерии» %.

Выводы и рекомендации по разделу Большинство вопросов содержательного блока «Общество» усвоены удовлетворительно. Среди наиболее освоенных элементов знаний – сведения об отдельных типах обществ и их признаках. Результаты выполнения заданий по блоку «Духовная жизнь» соответствуют требованиям к выполнению заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. Целесообразно уделять более пристальное внимание методам познания и выполнению аналогичных заданий в качестве тренировочных, а также формированию умения различать в социальной информации факты и оценочные суждения.

Содержательная линия «Экономика» Основными объектами проверки являются знания важнейших признаков, законов, процессов и институтов рыночной экономики, а также широкий спектр умений, видов познавательной и практической деятельности.

Выводы и рекомендации по разделу По разделу «Экономика» усвоены важнейшие признаки основных понятий, сформировано умение распознавать понятия по проявлениям, распознавать проявления понятий. Многие выпускники владеют умением выявлять в тексте информацию, данную в явном виде, частично преобразовывать ее, различать факты и оценочные суждения, переводить информацию из условно- графической в текстовую форму. Внимание следует уделить проблемам роли государства в экономической сфере, банковской системе, умения применять обществоведческие знания для анализа фактов и процессов социальной реальности, личного социального опыта.

Содержательная линия «Социальные отношения» «Социальная стратификация и мобильность», «Социальные группы», «Молодежь как социальная группа», «Этнические общности», «Социальный конфликт», «Межнациональные отношения», «Этносоциальные конфликты и пути их разрешения», «Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ», «Виды социальных норм», «Социальный контроль», «Свобода и ответственность», «Отклоняющееся поведение и его типы», «Социальная роль», «Социализация индивида», «Семья и брак».

Выводы и рекомендации по разделу Содержание раздела «Социология» усвоено на удовлетворительном уровне. Обратить внимание следует на два факта: а) уменьшение количества выпускников, успешно выполняющих задания при увеличении степени их сложности; б) большой разрыв в уровне выполнения заданий выпускниками с различным уровнем подготовки по предмету. Поднять уровень усвоения предмета большинством старшеклассников до теоретического уровня можно с помощью постоянного использования активных форм обучения: - традиционные тесты, - работа с текстами - написание творческих работ.

Содержательная линия «Политика» Понятие власти – 50 % Государство, его функции – 57 % Политическая система – 76 % Типология политических режимов – 65 % Демократия, ее основные ценности и признаки – 66 % Гражданское общество и правовое государство – 48 % Политические партии и движения – 64 % Средства массовой информации в политической системе – 39 % Избирательная кампания в РФ – 52 % Политический процесс, Политическое участие, Политическое лидерство, Органы государственной власти РФ – 0.

Выводы и рекомендации по разделу Содержание раздела «Политика» усвоено на удовлетворительном уровне. С усложнением заданий уменьшается число тех, кто способен увидеть связь изучаемого политического явления или процесса с реалиями жизни. Выпускники затрудняются при объяснении теоретических положений и применении полученных знаний. Еще одним недостатком следует считать формальное усвоение теоретических знаний. Экзаменуемые затрудняются применить знания в различных для анализа реальных социальных ситуаций. Темы: «СМИ в политической системе», «Избирательная кампания в РФ», «Политический процесс», «Политическое участие», «Политическое лидерство» – требуют более внимательного рассмотрения, на что, по возможности, необходимо выделить дополнительное учебное время.

Содержательная линия «Право» «Право в системе соци­альных норм» «Конституция в иерархии правовых актов» «Понятие и виды юридической ответственности» «Правоохранительные органы. Судебная система» «Законодательство РФ о выборах» «Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности» «Особенности административной юрисдикции» «Споры, порядок их рассмотрения» «Основные правила и принципы гражданского процесса» «Особенности уголовного процесса» «Законотворческий процесс в РФ» «Гражданство РФ» «Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба» «Права и обязанности налогоплательщика».

Выводы и рекомендации по разделу Неравномерный уровень знаний содержательным единицам правового блока. Не все содержательные линии, представленные в ЕГЭ, раскрыты в учебниках с необходимой степенью полноты. В некоторых учебниках весьма схематично раскрываются вопросы, касающиеся организационно-правовых форм и правового режима предпринимательской деятельности, законотворческого процесса в РФ, гражданства РФ, воинской обязанности, альтернативной гражданской службы. Вопросы процессуального права, деятельности правоохранительных органов, права и свободы человека традиционно представляют для учащихся больший интерес, нежели проблемы структуры и полномочий органов власти. В процессе преподавания тем, связанных с основами конституционного строя РФ, разделением полномочий ветвей и органов власти и т.п., целесообразно использовать методические приемы, направленные на активизацию аналитической деятельности учащихся. При изучении соответствующих тем следует обращаться к текстам Конституции РФ, кодексов, законов.

Изменения в КИМ 2011 г. по сравнению с КИМ 2010 г. Сокращено число заданий с выбором ответа с 24 до 22. На позиции В7 вводится еще одно задание на нахождение нужных по­зиций в списке, относящееся к другой (в сравнении с заданием В4) сфере общества. Изменена форма записи ответов в заданиях В5, В6: вместо комбинации букв ответ записывается в форме комбинации цифр. Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8. Уточнены критерии оценивания выполнения задания С9.

Распределение заданий части А А1 Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI в. (глобальные проблемы). Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социо­культурной эволюции.); общественное и индивидуальное сознание; самосознание инди­вида и социальное поведение; мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость. А1 Что характеризует общество как динамичную систему? 1) наличие общественных отношений 2) сохранение связи с природой 3) наличие социальных институтов 4) самоорганизация и саморазвитие

А2 Виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль. А2 Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это 1) выводы, полученные научным путем 2) суждения, лишенные субъективных оценок 3) исчерпывающее знание о предмете 4) экспериментально установленные факты A3Человек и общество. Познание и духовная жизнь (задание на обращение к социальным реалиям). А3 Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте? 1) объяснительная 2) прогностическая 3) социальная 4) мировоззренческая

А4Человек и общество. Познание и духовная жизнь (задание на анализ двух суждений). ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ. А4 Верны ли следующие суждения об ответственности личности? А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков. Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А5Экономика и экономическая наука; экономические системы; роль государства в эконо­мике; экономический рост и развитие; понятие ВВП. А5 Необходимым условием развития рыночной экономики является 1) устранение неравенства доходов населения 2) увеличение расходов государственного бюджета 3) частная собственность на средства производства 4) превышение предложения над спросом

А6Факторы производства и факторные доходы; рынок и ры­ночный механизм; спрос и предложение; постоянные и переменные затраты; основные источники финансирования бизнеса; рынок труда; безработица. А6 Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, – это 1) банковский процент 2) прибыль 3) бонус 4) дивиденды А7Финансовые институты; бан­ковская система; ценные бумаги; виды, причины и последст­вия инфляции; налоги, уплачиваемые гражданами; налоги, уплачиваемые предприятиями; государственный бюджет; мировая экономика. А7 Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета? 1) показатели роста прибыли предприятий 2) доходы граждан от предпринимательской деятельности 3) расходы на содержание армии 4) среднемесячную заработную плату

А8Экономика (задание на обращение к социальным реалиям и графической информации). ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ. А8 На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со) 1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот 2) снижением цен на топливо и удобрения 3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий 4) ожиданиями низкого урожая зерна

А9Экономика (задание на анализ двух суж­дений). ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ А9 Верны ли следующие суждения о центральном банке? А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их деятельностью. Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит эмиссию денег. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны AlOСоциальная стратификация и мобильность; социальные группы; молодежь как соци­альная группа; этнические общности; социальный кон­ фликт; межнациональные от­ношения, этносоциальные конфликты, пути их разреше­ния; конституционные прин­ципы (основы) национальной политики в РФ. А10 При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка? 1) культурной 2) этнической 3) демографической 4) социально-классовой

А11Виды социальных норм; социальный контроль; свобода и ответственность; отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль; социализация индивида; семья и брак. А11 Социализацией личности называется 1) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека 2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей 3) освоение индивидом культурных ценностей общества 4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам

А12Социальные отношения (задание на обращение к соци­альным реалиям). А12 В стране N в ходе социологических опросов, проведенных в 2002 и 2005 гг., предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Как вы относитесь к своей работе?» Полученные результаты (в % от числа отвечавших) были занесены в таблицу. Варианты ответа 2002 Г Г. Я поступил на работу по призванию и в соответствии с квалификацией. 36 % 20 % Я работаю не по своей специальности, но только так можно обеспечить семью. 40 % 55 % Мне нравится моя работа, и она соответствует моим материальным притязаниям. 7 % 10 % Я не могу устроиться на работу по специальности, буду ждать подходящей вакансии. 17 % 15 % Какой вывод можно сделать на основе данных этой таблицы? 1) Доля граждан, работающих по призванию и в соответствии с полученной квалификацией, снизилась. 2) Доля респондентов, работающих не по своей специальности, уменьшилась. 3) Доля людей, удовлетворенных своей работой и профессией, снизилась. 4) Доля граждан, которые не могут устроиться на работу по специальности, возросла.

А13Социальные отношения (задание на анализ двух суж­дений). ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ А13 Верны ли следующие суждения о социальном контроле? А. Одним из элементов социального контроля является самоконтроль. Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А14Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой информации в политической системе; органы государствен­ной власти РФ; федеративное устройство РФ. А14 Что из перечисленного является формой территориально- государственного устройства? 1) федерация 2) республика 3) монархия 4) демократия

А15Типология политических ре­жимов; демократия, ее основ­ные ценности и признаки; гра­жданское общество и государ­ство; политическая элита; по­литические партии и движе­ния; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; поли­тическое лидерство. А15 Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется 1) наличием судебной системы 2) лидерством одной политической партии 3) избранием законодательного органа власти 4) верховенством закона А16Политика (задание на обращение к соци­альным реалиям). А16 Фракция политической партии в парламенте выдвинула своего представителя на должность министра финансов. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует этот пример? 1) мобилизация граждан на поддержку правительственных решений 2) продвижение членов партии в органы исполнительной власти 3) политическая социализация граждан 4) расширение социальной базы партии

А17Политика (задание на анализ двух суж­дений). ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ А17 Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? А. В гражданском обществе государство контролирует все сферы общественной жизни. Б. Характерной чертой гражданского общества является наличие свободного доступа граждан к различной информации. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А18Право в системе социальных норм; система российского права; понятие и виды юриди­ческой ответственности; Кон­ституция Российской Федера­ции; основы конституционного строя РФ; законодательство РФ 0 выборах; законотворче­ский процесс в РФ; гражданст­во РФ. А18 Нормы права, в отличие от других социальных норм, всегда 1) регулируют общественные отношения 2) устанавливаются государством 3) гарантируют равноправие 4) обеспечивают социальную справедливость

А19Субъекты гражданского права; организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской дея­тельности; имущественные и неимущественные права; по­рядок приема на работу; поря­док заключения и расторжения трудового договора; правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия заключения и расторжения брака; особенности админист­ративной юрисдикции; воин­ская обязанность, альтерна­тивная гражданская служба; права и обязанности налого­ плательщика. А19 Какая форма юридического лица предполагает, что прибыль распределяется между членами в соответствии с их трудовым участием? 1) производственный кооператив 2) унитарное предприятие 3) закрытое акционерное общество 4) открытое акционерное общество А20Международное право (меж­дународная защита прав чело­века в условиях мирного и во­енного времени); право на бла­гоприятную окружающую сре­ду и способы его защиты; спо­ры, порядок их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского процесса; осо­бенности уголовного процесса; правоохранительные органы; судебная система. А20 В каком судебном процессе рассматриваются исковые дела по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей? 1) административном 2) арбитражном 3) гражданском 4) уголовном

А21Право (задание на обращение к соци­альным реалиям). А21 Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение. Куда (к кому) он должен обратиться для этого? 1) к нотариусу 2) в прокуратуру 3) в суд 4) к уполномоченному по правам человека А22Право (задание на анализ двух суж­дений). ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ А22 Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях налогоплательщиков? А. Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Б. Налогоплательщики могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны