КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гимназия 44 им.Деева В.Н. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории Урок обществознания 10 класс Фукалова Т. М., учитель высшей.
Advertisements

Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. История – те изменения, которые переживало и переживает человечество с момента своего возникновения. Философия истории изучает общие.
1 Социальная философия. 2 Вопросы: 1.Основные проблемы социальной философии 2.Теории исторического развития общества 3.Будущее человечества.
Обществознание 8 класс Урок 6. Какие виды прогресса вам известны ?
Общество Науки, изучающие общество Психология Психология Социология Социология Экономика Экономика Демография Демография Этнография Этнография Антропология.
Лекция 1. Введение к курсу. Теория и методология истории. Вопросы: Вопросы: 1. Происхождение истории 1. Происхождение истории 2. Методология истории как.
Периодизация всемирной истории. Первобытная эпоха.
Переход к индустриальному обществу Индустриальное общество Основные черты информационного общества.
Либералы, консерваторы и социалисты.. Причины появления новых идейно- политических течений: Развитие индустриального общества; Старые проблемы и новые,
Понятие и круг проблем философии истории Урок 20.
Транксрипт:

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Основные концепции общественного развития Циклические Циклические Линеарные Линеарные

Циклические концепции ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ VI – V вв. до н.э. Универсальность изменения, движения Единство и борьба противоположностей – механизм изменений Материальность мира Относительность всех вещей «Всё течёт, всё меняется, даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды» «Многознание не научает уму»

Циклические концепции Николай Данилевский середина XIX в. Культурно-исторические типы зарождаются, расцветают и умирают Культурно-исторические типы борются между собой, выживают сильнейшие Каждый культурно-исторический тип самобытен и обогащает историю человечества «Ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития, в сравнении с ее предшественницами или современницами, во всех сторонах развития»

Циклические концепции Освальд Шпенглер 1-я треть ХХ в. История – юность, расцвет и упадок отдельных культурно-исторических форм Цивилизация – вырождение культуры, переход от творчества к самоповторению «Закат Европы»

Циклические концепции Николай Кондратьев 1-я треть ХХ в. Экономические циклы – колебания рыночной конъюнктуры (10 – 12 и 48 – 55 лет) «Социальные потрясения возникают легче всего именно в период бурного натиска новых экономических сил»

Циклические концепции Арнольд Тойнби середина ХХ в. История – сосуществование и смена цивилизаций Каждая цивилизация переживает возникновение, рост, надлом и распад Цивилизацию создаёт «творческое меньшинство» «Вызов-и-ответ»

Циклические концепции Лев Гумилёв 2-я пол. ХХ в. История человечества и история природы едины и равно подвержены затухающей вибрации Основа истории – возникновение, расцвет и распад этносов Движущая сила истории – пассионарность как результат космического воздействия «Оптимальна дружба с природой, а не победа над ней» «Именно память делит время на прошлое, настоящее и будущее, из которых реально только прошлое»

Линеарные концепции Георг Гегель Рубеж XVIII – XIX вв. Закон отрицания отрицания История человечества – это развитие абсолютной идеи Прогресс состоит в расширении свободы, прежде всего свободы духа «Человек воспитывается для свободы» «Только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других» «Всё действительное разумно, всё разумное действительно»

Линеарные концепции Карл Маркс и Фридрих Энгельс Середина XIX в. История человечества – это история смены общественно- экономических формаций Развитие производительных сил приводит к смене производственных отношений в процессе социальной революции Каждая формация проходит три стадии – зарождение, расцвет и упадок Прогресс состоит в движении к коммунизму «История всех предшествующих обществ есть история борьбы классов»

Линеарные концепции Макс Вебер Рубеж XIX – ХХ вв. История человечества – это история социальных действий Социальные действия определяются не только объективными экономическими, но и субъективными духовными обстоятельствами Прогресс состоит в возрастании рационализма и свободы в обществе «Протестантская этика и дух капитализма»

Линеарные концепции ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ (ХХ в.) К. Поппер, С. Хантингтон, О. Тоффлер, Р. Дарендорф, А.Турен, Ф. Фукуяма и др. Модернизация – глобальный переход от аграрного общества к индустриальному и далее к постиндустриальному Прогресс состоит в движении от закрытого общества к открытому обществу, к торжеству либерализма Три эшелона модернизации: естественная модернизация, догоняющая модернизация, насильственная модернизация

Миросистемный анализ в современном обществознании Р. Коллинз, Ф. Бродель, И. Валлерстайн, Ч. Тилли, П. Бурдье Стремление создать единую концепцию общественного развития с учётом его многовариантности Изучение социальной реальности во всём многообразии, отказ от жёстких теоретических схем