Саратовский край на рубеже веков. Административно- территориальное деление В конце XIX начале XX веков Саратовская губерния занимала 13-е место по площади.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Енисейская губерния XIX века Работу выполнила: Уч-ся 8 класса «В» Гниляк Ира.
Advertisements

Социально-экономическое развитие пореформенной России План урока. 1. Основные направления социально- экономического развития 2. Развитие сельского хозяйства.
Новые явления в экономике. Цель урока: Охарактеризовать экономическое развитие России после Смуты, определить новые черты в экономике.
Куба «Остров свободы» Куба Площадь кв. км. Площадь кв. км. Население 10,7 млн. чел. Население 10,7 млн. чел. Столица и крупный город.
Социально-экономическое развитие пореформенной России Социальный строй? Экономический строй?
Тема презентации: Испания. Общие сведения Испания занимает большую часть Пиренейского полуострова. Площадь Испании: 505 тыс.кв.км. Население: почти 40.
Презентация к уроку (краеведение, 9 класс) по теме: кубань в начале 20 века
Что вы хотели узнать о КИТАЕ, но боялись спросить. Цели: Расширить представление о КитаеРасширить представление о Китае Составить общую характеристику.
Россия в I половине XIXвека. Особенности развития Экономические: 1.Наблюдались взаимосвязанные процессы – разложение феодаольно - крепостнической системы.
Уровень ВВП Экономика Аргентины развивается благодаря большому запасу полезных ископаемых, высокой грамотности населения и обладает крупным сектором,
Содержание Общие сведения Рельеф Испании Полезные ископаемые Испании Климат Испании Население Испании Городская жизнь Испании Хозяйство Испании Хозяйство.
Минаков Максим 9 А. Морской транспорт очень важная составная часть мировой транспортной системы. Благодаря развитию морского транспорта Мировой океан.
« Поволжье» уроки географии в 9ом классе( 3часа ) « Поволжье» уроки географии в 9ом классе( 3часа ) Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Содержание Общие сведения Рельеф Испании Полезные ископаемые Испании Климат Испании Население Испании Городская жизнь Испании Хозяйство Испании Хозяйство.
Междугородний железнодорожный транспорт и его функции.
Куба «Остров свободы» Куба Площадь кв. км. Площадь кв. км. Население 10,7 млн. чел. Население 10,7 млн. чел. Столица и крупный город.
Река Волга является одной из самых крупных рек на территории всей Земли, также она является самой крупной во всей Европе. Эта река протекает по России.
Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт сейчас самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного,
Франция.
Территориально- административные преобразования в регионе. автор Сухомлин Л.В.
Транксрипт:

Саратовский край на рубеже веков

Административно- территориальное деление В конце XIX начале XX веков Саратовская губерния занимала 13-е место по площади среди губерний европейской территории России. Она состояла из 10 уездов. Северную часть Саратовской губернии составляли Хвалынский, Вольский, Кузнецкий, Петровский и Сердобский уезды, сравнительно небольшие по площади. В центральную группу входили многоземельные Саратовский, Балашовский и самый обширный в губернии Аткарский уезд. На юге губернии находились вытянувшиеся вдоль Волги Камышинский и Царицынский уезды. По данным 1913 года, в губернии было 293 волости. По своим размерам Саратовский край был вполне сопоставим с рядом европейских государств: он превосходил Данию, Грецию, Бельгию, Швейцарию и некоторые другие страны.

Население Население Саратовской губернии в начале XX века значительно выросло. Если 1892 году в ней проживало 2,4 млн жителей, то в 1913 году около 3,3 млн. Но все же, по плотности населения губерния не относилась к числу наиболее заселённых. Наивысшая плотность населения была в северных уездах, наименьшая в Заволжье. По данным 1913 года, сельское население края составляло 82% жителей губернии. Во всех уездах Саратовской губернии преобладало русское население. Второй по численности этнической группой были поволжские немцы 6,9% всего населения. Как и во все предшествующие исторические периоды, все население делилось по сословному признаку. Так, например, в 1913 году духовенство и дворяне составляли соответственно 0,5% и 0,4% населения губернии, крестьяне 73,2%, мещане 8,6%.

В начальный период XX века период быстро возрастает подвижность населения, особенно сельского. С конца XIX века росла эмиграция из Поволжья в Сибирь и некоторые другие регионы и даже страны. Перепись населения в 1897 году констатировала, что только 40% жителей Саратова родились в этом городе, а остальные 60% появились в нём, переселившись из уездов и других губерний страны. В 1897 году в городе проживали 137 тыс. человек. По числу жителей Саратов был третьим городом России (в её современных границах) и крупнейшим городом Поволжья. В 1913 году население Саратова составляло уже около 242 тыс. человек. За ним по количеству жителей следовали Царицын (132 тыс.) и Вольск (более 40 тыс.).

Сельское хозяйство В начале XX века сельское хозяйство продолжало играть ведущую роль в экономике края. Земледелие оставалось в основном экстенсивным. По темпам роста запашки Саратовская губерния занимала второе место в Поволжье, после Самарской губернии. Основной зерновой культурой края из-за устойчивого спроса на рынке была пшеница. В Заволжье под её посевами было занято 70-80% посевов. На втором месте была рожь. Накануне Первой мировой войны Самарская, Саратовская и Симбирская губернии давали 10% от всего валового сбора зерна. В то время Поволжье называли «зерновой фабрикой» России.

У подавляющего большинства крестьян средств на обзаведение современными пахотными орудиями и другой сельскохозяйственной техникой не было. Они по-прежнему, как и сто лет назад, на своих полях использовали одноконную соху и деревянную борону. Посев шёл «от руки», а уборка косами и серпами..

Торговое значение сохраняли посевы подсолнечника. На нём основывалась маслобойная промышленность края. Немецкие крестьяне продолжали выращивать табак для местной табачной промышленности. Урожайность основных зерновых культур пшеницы и ржи оставалась низкой. Например, средний урожай пшеницы в годах в Саратовской губернии составлял на частных землях 52 пуда с десятины, а на крестьянской общинной 41 пуд.

Промышленность Саратова Промышленность Саратовского края по-прежнему была ориентирована на переработку сельскохозяйственного сырья - на её долю приходилось 85% общей суммы производства, а занято было свыше 75% рабочих. Саратов оставался крупнейшим центром мукомолья всего Поволжья. Его 16 мельниц выдавали ежесуточно 59 тыс. пудов муки, тогда как 13 мельниц Самары 45 тыс.

Саратовская губерния являлась также одним из центров винокуренного производства. В 1904 году на Саратов приходилось 45% производства водки и спирта во всей губернии. Здесь концентрировалось и производство растительного масла. В городе также располагались известнейшие в Поволжье табачные фабрики З.Я. Левковича и К.А. Штафа. Производство табака на них в 1911 году составило 1,2 млн рублей. Табачная фабрика в Саратове

В Саратовской губернии также развивалось и мелкотоварное производство. Количество работников, занятых в мелкой промышленности Саратовского уезда, с конца XIX века до 1913 года выросло на 56%. В Саратовском и некоторых других уездах крестьяне занимались выделкой кож, изготовлением сбруи, ремней, рукавиц и прочих необходимых в хозяйстве кожаных изделий, валяли из шерсти валенки.

Торговля В Саратовском крае насчитывалось до 50 известных в стране центров хлебной торговли. В годах с саратовских пристаней по Волге вывозилось ежегодно свыше 7 млн пудов пшеничной и по 700 тыс. пудов ржаной муки. Из отправляемых по железной дороге из Саратова грузов почти 14% составляла мука. Из продовольственных продуктов занимала в торговом обороте соль, которая поступала по Волге из Астраханской губернии. Большую роль в саратовской торговле играло подсолнечное масло. Только водным путем отправлялось ежегодно тыс. пудов этого продукта.

Саратов традиционно торговал рыбой, которая доставлялась из Астрахани, а позднее из Уральска и Ростова-на-Дону. 80% привоза составляла частиковая рыба (лещ, судак, сазан и др.) и сельдь. В 1910 году ввоз рыбы достиг 1,5 млн пудов. В связи с развитием в Саратове и губернии металлообрабатывающей промышленности увеличились поставки железа. Выросли объёмы торговли нефтепродуктами. В Саратов поставлялось в среднем до 20 млн. пудов мазута и керосина. В город привозили до 600 вагонов угля из Донбасса.

Транспорт Общество Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД), правление которого разместилось в Петербурге, а управление дорогой в Саратове, в конце XIX начале XX века построило ряд новых линий, проходивших по губернии: Тамбов Камышин, Аткарск Вольск, Покровск Уральск, Саратов Астрахань, Урбах Александров Гай и др. Накануне революции РУЖД была самой протяжённой железной дорогой. Её длина составляла 4377 верст, в том числе 1260 в Саратовской губернии. РУЖД обслуживала 12 губерний и область Уральского казачьего войска, простиралась от Уральска до Смоленска и от Астрахани до Москвы. Движение через Волгу летом обеспечивалось при помощи пароходов (паромов), зимой по рельсам, уложенным на лёд. К 1915 году парк паровозов РУЖД по сравнению с концом XIX века увеличился в 3 раза, количество вагонов в 4, а товарных в 6 раз. На железной дороге работало до 55 тыс. человек. РУЖД оказала огромное влияние на развитие городов и станций, через которые она проходила, на расширение внутреннего рынка.

Пассажирский вокзал в Саратове

Перевозки по Волге осуществляли такие крупные компании, как «Кавказ и Меркурий», «По Волге», «Самолёт», «Русь», «Купеческое пароходство по Волге» и др. Конкуренция заставляла пароходчиков договариваться между собой или объединяться. Между крупными компаниями был достигнут, в частности, договор о единых ценах на перевозку грузов и пассажиров. В 1914 году «Купеческое пароходство» было преобразовано в «Акционерное общество Волжско-Камского коммерческого пароходства». Теперь его флот насчитывал до 40 пароходов. Открылись рейсы от Астрахани до Нижнего Новгорода, новые линии по рекам Каме и Оке. Совместно с обществом «Самолёт» продолжались рейсы по ранее созданной товаро-пассажирской линии у побережья Каспийского моря. С 1907 года на Волге появились первые теплоходы. В Саратове в Затоне были созданы верфи А.В. Бари, на которых под руководством талантливого инженера В.Г. Шухова строились крупные стальные наливные баржи. Саратовская губерния занимала второе место в грузообороте волжского бассейна. На неё приходилось свыше 27% грузов. В 1908 году было открыто трамвайное движение в Саратове.