Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Интегрированный урок подготовлен Новичковой Е.Ю. МОУ «СОШ 53» г. Чебоксары.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 « Бранное, трудное время» Карпова Татьяна Анатольевна Худайбердинская СОШ.
Advertisements

"Бранное, трудное время" Урок-игра по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 7-й класс.
Презентация к уроку литературы (7 класс) по теме: Презентация "Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
"Бранное, трудное время" Урок-игра по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 7-й класс.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». «В тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы». Н. В. Гоголь 1.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Годы жизни: Родился на Украине 20 марта в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Отец, Василий.
Учебные материалы к уроку литературы в 5 классе по теме: «Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество». Составитель : Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы.
Тест по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Внимательно прочитайте вопрос, подумайте, вспомнив прочитанное произведение Н.В.Гоголя; выберите правильный.
Широких Алла Юрьевна учитель русского языка и литературы МОУ Улу-Юльская СОШ Эмблема Система уроков по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе Система.
Знакомство с творчеством Н.В.Гоголя, исторической повестью о казаках – «Тарас Бульба».
Знакомство с творчеством Н.В.Гоголя, исторической повестью о казаках – «Тарас Бульба».
Тема подвига и предательства в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Тема подвига и предательства в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Н. В. Гоголь Тарас Бульба. Историческая местность на реке Днепр, куда Тарас решил отправиться вместе с сыновьями запорожье.
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809 – 1852). Тарас Бульба.
«Не бьётся ли здесь огромный пульс всей этой жизни…» В.Г. Белинский «Не бьётся ли здесь огромный пульс всей этой жизни…» В.Г. Белинский «Так вот она, Сечь!
Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба» (основные герои произведения)
Слово о писателе Слово о писателе Учитель Сибирцева Елизавета Анатольевна МОУ Кладовицкой ООШ Ростовского района Ярославской области.
( ). Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы.
Урок-игра «По страницам повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852). Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля.
Транксрипт:

Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Интегрированный урок подготовлен Новичковой Е.Ю. МОУ «СОШ 53» г. Чебоксары

Цели и задачи: Воспитывать у учащихся чувство патриотизма; Воспитывать у учащихся чувство патриотизма; развивать чувство национального самосознания, веры и гуманизма; развивать чувство национального самосознания, веры и гуманизма; стимулировать интерес к изучению истории родной страны; стимулировать интерес к изучению истории родной страны; рассмотреть нравственную основу человеческого единства: вера, патриотизм, товарищество; рассмотреть нравственную основу человеческого единства: вера, патриотизм, товарищество; развивать интерес к традициям и обычаям народов своей страны. развивать интерес к традициям и обычаям народов своей страны.

Николай Васильевич Гоголь

Биография Гоголя Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения

В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта- идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" ( ). Они вызвали почти всеобщее восхищение. Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Сборник «Миргород» 1835 г., хотя и имел подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров…», но вместе с романтическими («Вий», «Тарас Бульба») включал и реалистические произведения («Старосветские помещики»). Повесть "Тарас Бульба" - это героическое освещение эпохи, характеров, нравов, необычайная экспрессия стиля, неистовая яркость словесных красок. "...Разве здесь не все казачество, с его удалью, разгульною жизнью, беспечностью и ленью, его буйными оргиями и кровавыми набегами". Обретение прошлого достигается у Гоголя не скрупулезным показом исторической хроники, не археологической тщательностью деталей, а обобщением событий, романтической наполненностью образов, когда драматические судьбы героев приобретают эпический размах.

Историческая справка Малороссийские, или украинские казаки жили по обеим сторонам Днепра. Поселения казаков делились на округи, или полки, носившие названия по городам (Переяславский, Черкасский, Миргородский и др.), числом до 20. Начальником всего казацкого сословия был гетман, знаками его достоинства были войсковое знамя, бунчук, булава и печать. Малороссийские, или украинские казаки жили по обеим сторонам Днепра. Поселения казаков делились на округи, или полки, носившие названия по городам (Переяславский, Черкасский, Миргородский и др.), числом до 20. Начальником всего казацкого сословия был гетман, знаками его достоинства были войсковое знамя, бунчук, булава и печать. От украинских, или «городовых», казаков, надо отличать «низовых», или «Запорожских». Они не подчинялись никакой власти. Запорожцы постепенно образовали род военного братства. На одном из островов располагался лагерь Запорожцев, или по-другому Сечь. Жили казаки (или козаки, как они себя называли) в шалашах, сплетенных из хвороста, обедали за общественными столами. В Сечь принимался всякий пришелец православной веры и оставался сколько хотел. Женщины в Сечь не допускались под страхом смерти. От украинских, или «городовых», казаков, надо отличать «низовых», или «Запорожских». Они не подчинялись никакой власти. Запорожцы постепенно образовали род военного братства. На одном из островов располагался лагерь Запорожцев, или по-другому Сечь. Жили казаки (или козаки, как они себя называли) в шалашах, сплетенных из хвороста, обедали за общественными столами. В Сечь принимался всякий пришелец православной веры и оставался сколько хотел. Женщины в Сечь не допускались под страхом смерти.

Историческая справка (продолжение) Запорожье наполнялось людьми самого беспокойного характера. Это были воины, которые на своих легких челнах («чайках») выплывали в Черное море и грабили турецкие берега, а в степи сражались с татарскими наездниками. Это был своеобразный форпост российского государства, хотя долгое время не принадлежал ему. Запорожье наполнялось людьми самого беспокойного характера. Это были воины, которые на своих легких челнах («чайках») выплывали в Черное море и грабили турецкие берега, а в степи сражались с татарскими наездниками. Это был своеобразный форпост российского государства, хотя долгое время не принадлежал ему. Польское правительство пыталось остановить запорожцев, но лишь усиливало недовольство в рядах казаков. Когда же поляки попытались ввести католичество, поднялись козаки на панов. Из вождей казацких восстаний (от 1593 до 1638 годов) особо просавились в борьбе с поляками Наливайко, Павлюк, Остраница и Тарас (возможно, прототип Тараса Бульбы). Восстания сопровождались страшной жестокостью с обеих сторон. Особенно свирепствовали отряды гайдамаков. После неудачного восстания отрядов Остраницы к 1638 году Украина затихла, но спустя 10 лет чрезмерный гнет польских панов вызвал новое восстание всего народа под предводительством Хмельницкого. Польское правительство пыталось остановить запорожцев, но лишь усиливало недовольство в рядах казаков. Когда же поляки попытались ввести католичество, поднялись козаки на панов. Из вождей казацких восстаний (от 1593 до 1638 годов) особо просавились в борьбе с поляками Наливайко, Павлюк, Остраница и Тарас (возможно, прототип Тараса Бульбы). Восстания сопровождались страшной жестокостью с обеих сторон. Особенно свирепствовали отряды гайдамаков. После неудачного восстания отрядов Остраницы к 1638 году Украина затихла, но спустя 10 лет чрезмерный гнет польских панов вызвал новое восстание всего народа под предводительством Хмельницкого. Борьба Запорожцев не была напрасной: она приготовила падение Польши, присоединение Восточной Руси к России. Борьба Запорожцев не была напрасной: она приготовила падение Польши, присоединение Восточной Руси к России.

Викторина по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Ведущий: Наша литературная викторина посвящена произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит «бранного, трудного времени». Ведущий: Наша литературная викторина посвящена произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит «бранного, трудного времени». « «Тарас Бульба», эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера»- так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик В.Г.Белинский. Во многом воссоздать картину эпохи помогает соответствующая лексика. Проверим, как вы ее усвоили. Сегодня по итогам нашей викторины мы определим, кто самый внимательный читатель. « «Тарас Бульба», эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера»- так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик В.Г.Белинский. Во многом воссоздать картину эпохи помогает соответствующая лексика. Проверим, как вы ее усвоили. Сегодня по итогам нашей викторины мы определим, кто самый внимательный читатель. Класс делится на две команды (по шесть человек). Остальные- «зрительный зал», которые могут помощь ответить при затруднении основных команд. Класс делится на две команды (по шесть человек). Остальные- «зрительный зал», которые могут помощь ответить при затруднении основных команд.

Первый этап Первый этап Ведущий: Сейчас я буду читать толкование лексических значений слов, употребленных в повести «Тарас Бульба» для указания на специфические реалии и назвать их. Каждый правильный ответ- один балл. Ведущий: Сейчас я буду читать толкование лексических значений слов, употребленных в повести «Тарас Бульба» для указания на специфические реалии и назвать их. Каждый правильный ответ- один балл. Задание команде 1. Задание команде 1. Кушанья. Кушанья. Сухая лепешка из пшеничной муки. (корж) Сухая лепешка из пшеничной муки. (корж) Жидкая каша с салом. (кулиш). Жидкая каша с салом. (кулиш). Жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом. (Саламата) Жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом. (Саламата) Общее название сладостей. (пундики) Общее название сладостей. (пундики) Водка. (горилка) Водка. (горилка) Домашняя утварь Домашняя утварь Ведро для дёгтя. (Мазница) Ведро для дёгтя. (Мазница) Ковш. (корчик) Ковш. (корчик)

Задание команде 2 Задание команде 2 Одежда. Одежда. Мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади. (Казакин) Мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади. (Казакин) Широкий плащ. (Епанча). Широкий плащ. (Епанча). Шнур, которым стягивался пояс шаровар. (Очкур) Шнур, которым стягивался пояс шаровар. (Очкур) Пояс с кошелём, в котором насыпали червонцы. (Черенок) Пояс с кошелём, в котором насыпали червонцы. (Черенок) Блуза или кружевной нагрудник. (Шемизетка). Блуза или кружевной нагрудник. (Шемизетка). Домашняя утварь Домашняя утварь Кошель.(Чаман). Кошель.(Чаман). Плоская бутыль. (Сулея). Плоская бутыль. (Сулея). Посовещавшись, команды дают ответы. Жюри подводит итоги первого конкурса. Посовещавшись, команды дают ответы. Жюри подводит итоги первого конкурса.

Второй этап (конкурс капитанов) Второй этап (конкурс капитанов) Каждый правильный ответ - один балл Каждый правильный ответ - один балл От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает ребятам дать объяснение словам, написанным на карточках. ( Каждый правильный ответ- один балл). От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает ребятам дать объяснение словам, написанным на карточках. ( Каждый правильный ответ- один балл). Карточка для игрока из команды 1 Карточка для игрока из команды 1 Яр (овраг), свитка (род полукафтанья), мазунчик (балованный сынок), рожны (вертела, железные прутья, на которых жарят мясо), рада (сходка, собрание запорожцев). Яр (овраг), свитка (род полукафтанья), мазунчик (балованный сынок), рожны (вертела, железные прутья, на которых жарят мясо), рада (сходка, собрание запорожцев). Карточка для игрока из команды 2 Карточка для игрока из команды 2 Курень (помещение, в котором жили казаки в Сечи), крамари (торговцы), чуприна (длинный клок волос на голове), сейм (собрание депутатов от польских дворян), аргамак (верховая лошадь). Курень (помещение, в котором жили казаки в Сечи), крамари (торговцы), чуприна (длинный клок волос на голове), сейм (собрание депутатов от польских дворян), аргамак (верховая лошадь). Поведение итогов конкурса. Поведение итогов конкурса.

Третий этап. Третий этап. Конкурс «Узнай себя». Выходят по одному представителю от команды. Конкурс «Узнай себя». Выходят по одному представителю от команды. Задания представителю команды 1 Задания представителю команды 1 «Узнай себя»: «Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.. А между тем, объятый пылом и жаром битвы…понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае». «Узнай себя»: «Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.. А между тем, объятый пылом и жаром битвы…понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае». Вопросы: Вопросы: 1.Горько и стыдно вспоминать некоторые факты вашей биографии, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Вы отказались от родины, заявив:..? (Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Отчизна есть то…чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя-ты!) 1.Горько и стыдно вспоминать некоторые факты вашей биографии, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Вы отказались от родины, заявив:..? (Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Отчизна есть то…чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя-ты!) 2. Ради возлюбленной вы отказались от родины, от отца и матери, от брата и товарищей. Расскажите как вы впервые повстречали ту, которую впоследствии нарекли «красивейшей и лучшей из жен». («Один раз.. наехала почти на него колымага какого-то польского пана…возница..хлестнул его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел… остановил колымагу. Но кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули- и Андрий.. шлепнулся на землю прямо в грязь. Самый звонкий и гармоничный смех раздался над ним. Он поднял глаза и увидел стоящую у окна красавицу.) 2. Ради возлюбленной вы отказались от родины, от отца и матери, от брата и товарищей. Расскажите как вы впервые повстречали ту, которую впоследствии нарекли «красивейшей и лучшей из жен». («Один раз.. наехала почти на него колымага какого-то польского пана…возница..хлестнул его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел… остановил колымагу. Но кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули- и Андрий.. шлепнулся на землю прямо в грязь. Самый звонкий и гармоничный смех раздался над ним. Он поднял глаза и увидел стоящую у окна красавицу.)

Индивидуальное задание представителю команды 1Вопросы: Индивидуальное задание представителю команды 1Вопросы: 1.Несмотря на молодость, вас выбрали в куренные атаманы. Не припомните ли, как козаки обосновали своё решение? Какая ваша воинская заслуга этому способствовала? (« Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека» В бою под городом Дубно Остап отомстил за смерть куренного атамана Бородатого: «Как плавающий в небе ястреб… Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку…связал его по рукам и по ногам, прицепил конец веревки к седлу и поволок его через поле, сзывая всех козаков…») 1.Несмотря на молодость, вас выбрали в куренные атаманы. Не припомните ли, как козаки обосновали своё решение? Какая ваша воинская заслуга этому способствовала? (« Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека» В бою под городом Дубно Остап отомстил за смерть куренного атамана Бородатого: «Как плавающий в небе ястреб… Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку…связал его по рукам и по ногам, прицепил конец веревки к седлу и поволок его через поле, сзывая всех козаков…») 2. С какими словами вы обратились к товарищам перед казнью? («Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали промолвил ни одного слова!)балла). 2. С какими словами вы обратились к товарищам перед казнью? («Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали промолвил ни одного слова!)балла).

Четвертый этап. Четвертый этап. « Званье вершить ратные дела». « Званье вершить ратные дела». Ведущий: События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в «тяжелом пятнадцатом веке», когда «бранным пламенем объявился древле мирный славянский дух». В Сечи, указывает автор, было множество «закаленных рыцарей», «опытных партизанов Ведущий: События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в «тяжелом пятнадцатом веке», когда «бранным пламенем объявился древле мирный славянский дух». В Сечи, указывает автор, было множество «закаленных рыцарей», «опытных партизанов Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев. (Сотник, есаул, кошевой, куренной атаман) Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев. (Сотник, есаул, кошевой, куренной атаман) Индивидуальное задание представителю команды 2. Индивидуальное задание представителю команды 2. Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы. ( Палица, секира, палаш, копье, алебарда, пищаль). Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы. ( Палица, секира, палаш, копье, алебарда, пищаль). Общее задание: Общее задание: Назовите имена славных воинов-запорожцев. (Мосий, Шило, Степан Гуска, Кукубенко, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска) Назовите имена славных воинов-запорожцев. (Мосий, Шило, Степан Гуска, Кукубенко, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска)

Ведущий: Прослушайте отрывки из повести «Тарас Бульба». Назовите воинские подвиги каких героев здесь изображены? ( Отвечают команды по очереди, если ответ неверный, то вопрос переходит другой команде.) Ведущий: Прослушайте отрывки из повести «Тарас Бульба». Назовите воинские подвиги каких героев здесь изображены? ( Отвечают команды по очереди, если ответ неверный, то вопрос переходит другой команде.) Отрывок 1: «Как схватились все! Как вскипел куренной атаман…увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайковцами в самою середину. В гневе иссек в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней.. пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку». (Кукубенко Отрывок 1: «Как схватились все! Как вскипел куренной атаман…увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайковцами в самою середину. В гневе иссек в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней.. пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку». (Кукубенко

Отрывок 2: «Так есть же такие, которые бьют вас, собак!- сказал он, кинувшись на него. И уж так-то рубились они! И наплечники, зерцала погнувшись у обоих от ударов. Разрубил на нем вражий лях железную рубашку, достав лезвием до самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то… замахнулся всей жилистой рукой (тяжела была коренастая рука) и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а… (герой0 принялся рубить и крестить оглушённого» (Мосий Шило). Отрывок 2: «Так есть же такие, которые бьют вас, собак!- сказал он, кинувшись на него. И уж так-то рубились они! И наплечники, зерцала погнувшись у обоих от ударов. Разрубил на нем вражий лях железную рубашку, достав лезвием до самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то… замахнулся всей жилистой рукой (тяжела была коренастая рука) и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а… (герой0 принялся рубить и крестить оглушённого» (Мосий Шило). Отрывок 3 : Он «… хотя и престарелый, но умный козак, давно уже сидел в своем курене, и как будто бы не ведал ни о чем происходившем» (Курдяга). Отрывок 3 : Он «… хотя и престарелый, но умный козак, давно уже сидел в своем курене, и как будто бы не ведал ни о чем происходившем» (Курдяга). Отрывок 4: « Как только услышал я на заре шум и козаки стали стрелять, я ухватил кафтан и, не надевая его, побежал туда бегом…» (Янкель) Отрывок 4: « Как только услышал я на заре шум и козаки стали стрелять, я ухватил кафтан и, не надевая его, побежал туда бегом…» (Янкель)

Пятый этап Пятый этап Конкурс «Мысль изреченная» Конкурс «Мысль изреченная» На доске размещен плакат с записью афоризмов из повести «Тарас Бульба». Все слова скрыты под полосками бумаги. Задача команд состоит в угадывании высказывания. Ведущий последовательно снимает полоски бумаги и предоставляет возможность игрокам назвать афоризм. Если афоризм угадан по первому по одному слову, команда получает 5 баллов. В случае когда приходиться раскрывать второе слово, на командный счет поступает 3 балла. Наконец, коллектив, правильно определивший афоризм лишь с третьей попытки, получает 1 балл. На доске размещен плакат с записью афоризмов из повести «Тарас Бульба». Все слова скрыты под полосками бумаги. Задача команд состоит в угадывании высказывания. Ведущий последовательно снимает полоски бумаги и предоставляет возможность игрокам назвать афоризм. Если афоризм угадан по первому по одному слову, команда получает 5 баллов. В случае когда приходиться раскрывать второе слово, на командный счет поступает 3 балла. Наконец, коллектив, правильно определивший афоризм лишь с третьей попытки, получает 1 балл. Афоризмы: Афоризмы: 1.»Терпи, козак – атаманом будешь». 1.»Терпи, козак – атаманом будешь». 2. « Нет уз святее товарищества». 2. « Нет уз святее товарищества». 3. «Нет силы сильнее веры». 3. «Нет силы сильнее веры».

Шестой этап Шестой этап Блиц- конкурс.Уч-ся очень быстро должны отвечать на вопросы (одновременно все команды, верный ответ- один балл). Блиц- конкурс.Уч-ся очень быстро должны отвечать на вопросы (одновременно все команды, верный ответ- один балл). 1.Какое решение принял Тарас в день приезда сыновей? (Завтра же 1.Какое решение принял Тарас в день приезда сыновей? (Завтра же ехать на Запорожскую Сечь) ехать на Запорожскую Сечь) 2.Что сделал Остап с букварем? ( Четыре раза закапывал) 2.Что сделал Остап с букварем? ( Четыре раза закапывал) 3.Кому довелось упасть лицом в грязь. ( Андрий) 3.Кому довелось упасть лицом в грязь. ( Андрий) 4. Кто « весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». (Андрий) 4. Кто « весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». (Андрий) 5. что сделал Андрий с мешком белого хлеба? Куда он его отнес? ( отнес в осажденный город) 5. что сделал Андрий с мешком белого хлеба? Куда он его отнес? ( отнес в осажденный город) 6. Что чувствовал Андрий во время осады под Дубно? («заметно скучал») 6. Что чувствовал Андрий во время осады под Дубно? («заметно скучал») 7. О чем Остап напомнил козакам? (нельзя забывать о первом святом законе товарищества) 7. О чем Остап напомнил козакам? (нельзя забывать о первом святом законе товарищества) 8.Чье имя произнес Андрий перед смертью? ( имя прекрасной панночки). 8.Чье имя произнес Андрий перед смертью? ( имя прекрасной панночки). 9. Какое последнее желание было у Остапа?. (-Батько! Где ты? Слышишь ли ты меня) 9. Какое последнее желание было у Остапа?. (-Батько! Где ты? Слышишь ли ты меня)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги всех конкурсных этапов, у команд есть возможность заработать дополнительные баллы. Кто сможет прочитать наизусть отрывок из повести «Тарас Бульба», тот за выразительное чтение получает 5 баллов. Ведущий: Пока жюри подводит итоги всех конкурсных этапов, у команд есть возможность заработать дополнительные баллы. Кто сможет прочитать наизусть отрывок из повести «Тарас Бульба», тот за выразительное чтение получает 5 баллов. Награждение победителей: Награждение победителей: Слово жюри Слово жюри Номинация «Лучшие знатоки повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Номинация «Лучшие знатоки повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Номинация « Самый внимательный читатель повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Номинация « Самый внимательный читатель повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Ведущий: Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину : « Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть « сколько возможно» воздуха « бранного, трудного времени», ощутить «энергическую, могучую» атмосферу Запорожской Сечи- «гнезда», откуда, по словам писателя, «вылетают все гордые и крепкие, как львы.. откуда разливается воля и козачество на всю Украйну». Хочется надеяться, что эта литературная игра не пройдет Ведущий: Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину : « Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть « сколько возможно» воздуха « бранного, трудного времени», ощутить «энергическую, могучую» атмосферу Запорожской Сечи- «гнезда», откуда, по словам писателя, «вылетают все гордые и крепкие, как львы.. откуда разливается воля и козачество на всю Украйну». Хочется надеяться, что эта литературная игра не пройдет бесследно. бесследно.

Лихой козак Тарас Бульба

Легендарный герой Гражданской войны В.И. Чапаев

В.И. Чапаев погиб, но его дивизия продолжала воевать, а в годы Великой Отечественной войны 25-ая Чапаевская дивизия громила фашистов на всех направлениях, воевали там и наши земляки.

О патриотизме «Сейчас много говорят о том, как воспитать молодежь патриотами. Но я не понимаю, о каких молодых патриотах мы можем говорить, если старика, прошедшего Великую Отечественную войну, спокойно подрезает на дороге какой-нибудь молодой нахал на иномарке и у ветерана прямо за рулем отказывает сердце? К сожалению, понятие патриотизма из-за громких слов, которые произносятся по этому поводу, нивелируются. …На самом деле, патриотизм – это проявление лучших чувств, которые есть только в человеке.» «Сейчас много говорят о том, как воспитать молодежь патриотами. Но я не понимаю, о каких молодых патриотах мы можем говорить, если старика, прошедшего Великую Отечественную войну, спокойно подрезает на дороге какой-нибудь молодой нахал на иномарке и у ветерана прямо за рулем отказывает сердце? К сожалению, понятие патриотизма из-за громких слов, которые произносятся по этому поводу, нивелируются. …На самом деле, патриотизм – это проявление лучших чувств, которые есть только в человеке.» (Игорь Петренко - актер, исполнявший роль Андрия ) (Игорь Петренко - актер, исполнявший роль Андрия )