Отработка заданий повышенной сложности в ЕГЭ по биологии на основе кодификатора Никитенко О.Д. учитель биологии и химии МОУ СОШ 5.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕЛЕКЦИЯ ТУАЕВА Б.С.. Селекция - наука изучающая биологические основы и методы создания и улучшения пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Advertisements

Селекция это наука о методах создания новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов, с необходимыми человеку.
А 11-А15 А11 Изменение цвета шерсти у горностаевого кролика под воздействием температуры среды пример изменчивости 1)модификационной 2) генотипической.
Селекция Это наука о выведении новых и совершенствование существующих пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов микроорганизмов, отвечающих.
Бесполое размножение организмов. При бесполом размножении потомки развиваются из одной материнской клетки или группы клеток (части материнского организма).
Чем живое отличается от неживого Химический состав клетки Строение растительной и животной клеток Деление клетки Ткани растений и животных Органы цветковых.
Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. МОУ Баженовская средняя общеобразовательная школа. Выполнила: Кормина Ирина ученица 10 класса.
Сравнительная характеристика. Мы рассмотрим такие вопросы: 1- Жизненный цикл клетки. 2- Мейоз, биологическое значение. 4- Сравнительная характеристика.
Экосистема – это совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих.
Термины? Конъюгация Кроссинговер Биваленты Хромосома Хроматида Клеточный цикл Центромера Центриоли.
Правила игры Автор игры Смирнова Н.В. Итоги изучения биологии в I полугодии.
Выполнила: Калуга Анастасия ученица 11-в класса МОУ «ФСОШ 2 с углубленным изучением отдельных предметов» Апрель-май, 2011 г.
« Эндокринная система человека ».. Все железы нашего организма делятся на две группы ; железы внешней секреции и железы внутренней секреции. Секреты,
КСЕ. Природа мутаций и ее решение в современной генетике.
Павлий Татьяна ученица 10 класса МОУ Еланская сош 2009г.
Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Генетические основы селекции.
Питание животных 1 Мажуго Ирина Александровна, учитель биологии высшей категории, МОУ Калининской СОШ, Гусевского района.
Визуализация учебной информации как одно из средств повышения качества обучения на уроках биологии.
Половое размножение организмов.. Преимущество полового процесса перед бесполым –обмен наследственной информацией между особями одного вида – объединение.
Жизнедеятельность организмов Урок обобщения знаний.
Транксрипт:

Отработка заданий повышенной сложности в ЕГЭ по биологии на основе кодификатора Никитенко О.Д. учитель биологии и химии МОУ СОШ 5

Цели и задачи: Продолжить знакомство со спецификацией контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2011 года по биологии. Продолжить знакомство со спецификацией контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2011 года по биологии. Научиться работать с заданиями повышенной сложности на основе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ 2011 года по биологии. Научиться работать с заданиями повышенной сложности на основе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ 2011 года по биологии.

Задания А27-А36 – повышенного уровня сложности. Выберите правильный ответ.

А 27. Связи, которые возникают в молекуле ДНК между комплементарными азотистыми основаниями, называются 1) водородными 3) ионными 2) пептидными 4) гидрофобными А = Т Г Ц Т = А Ц Г

А 27. При необратимой денатурации белка происходит 1) нарушение первичной структуры 2) нарушение третичной структуры 3) образование ионных связей 4) образование водородных связей Денатурация – утрата белковой молекулой своей структурной организации. Денатурация – утрата белковой молекулой своей структурной организации.

А 28. Кодону ЦЦТ ДНК соответствует антикодон т-РНК 1) ЦЦА 3) ГГА 2) ГГУ 4) ЦЦУ Принцип комплементарности А = Т Г Ц Т = А Ц Г

А 28. В молекуле ДНК 20 % нуклеотидов с аденином (А). Сколько в этой молекуле нуклеотидов (в %) с цитозином (Ц)? 1) 30 % 3) 20 % 2) 60% 4) 40 % А = Т Г Ц Т = А Ц Г

А 29. Расхождение хроматид происходит в 1) анафазе I мейоза 2) метафазе I мейоза 3) анафазе митоза 4) метафазе митоза АНАФАЗА Профаза Метафаза Телофаза

Мейоз

А 29. Увеличение числа клеток и сохранение постоянного числа хромосом в клетках обеспечивается 1) мейозом 3) сперматогенезом 2) овогенезом 4) митозом Овогенез – процесс образования яйцеклеток. Овогенез – процесс образования яйцеклеток. Сперматогенез – процесс образования сперматозоидов. Сперматогенез – процесс образования сперматозоидов. Мейоз – тип деления клеток, сопровождающийся редукцией числа хромосом (из 1 диплоидной клетки образуются 4 гаплоидные). Мейоз – тип деления клеток, сопровождающийся редукцией числа хромосом (из 1 диплоидной клетки образуются 4 гаплоидные). Митоз – тип клеточного деления, в результате которого дочерние клетки получают материал, идентичный материнской клетке. Митоз – тип клеточного деления, в результате которого дочерние клетки получают материал, идентичный материнской клетке.

А 30. Уменьшение жирности молока укоров при нарушении рациона питания – это пример изменчивости 1) комбинативной 3) соотносительной 2) модификационной 4) мутационной Комбинативная изменчивость возникает в результате образования у потомков новых комбинаций уже существующих генов в процессе полового размножения. Комбинативная изменчивость возникает в результате образования у потомков новых комбинаций уже существующих генов в процессе полового размножения. Мутационная изменчивость возникает в результате мутаций (изменения ДНК, приводящее к изменению генотипа. Мутационная изменчивость возникает в результате мутаций (изменения ДНК, приводящее к изменению генотипа. Модификационная изменчивость затрагивает фенотип; определяется условиями существования; носит приспособительный характер к условиям среды. Модификационная изменчивость затрагивает фенотип; определяется условиями существования; носит приспособительный характер к условиям среды.

А 30. При неполном доминировании во втором поколении от скрещивании гетерозигот наблюдается расщепление по генотипу в соотношении 1) 1 : 2 : 1 3) 1 : 1 : 1 : 1 2) 9 : 3 : 3 : 1 4) 1 : 1 Неполное доминирование – явление, при котором доминантный ген не полностью подавляет рецессивный ген, в результате чего развивается промежуточный признак. Неполное доминирование – явление, при котором доминантный ген не полностью подавляет рецессивный ген, в результате чего развивается промежуточный признак.

А 31. Какая отрасль биотехнологии занимается синтезом человеческого инсулина 1) клеточная инженерия 2) микробиологический синтез 3) генная инженерия 4) биоэнергетика Генетическая инженерия – создание новых комбинаций генов в бактериальной клетке для получения лекарственных препаратов, гормонов. Генетическая инженерия – создание новых комбинаций генов в бактериальной клетке для получения лекарственных препаратов, гормонов.

А 31. В селекции растений, в отличие от селекции животных, широко используют 1) внутривидовую гибридизацию 2) полиплоидию 3) отдаленную гибридизацию 4) индивидуальный отбор -Гибридизация неродственная – внутривидовое, межвидовое, межродовое скрещивание, скрещивание отдаленных пород, ведущее к гетерозису. -Гибридизация близкородственная – самоопыление у перекрестно опыляемых растений, скрещивание близкородственных пород для получения чистых линий. -Полиплоидия – увеличение числа хромосом. Применяется для получения более продуктивных урожайных форм растений.

А 32. Плод картофеля – это 1) коробочка 3) ягода 2) клубень 4) корнеплод

А 33. Средний слой сердца человека – это 1) эндокард 3) эпикард 2) миокард 4) перикард Перикард – околосердечная сумка. Перикард – околосердечная сумка. Миокард – мышечный слой сердца. Миокард – мышечный слой сердца. Эндокард – эпителиальная ткань, выстилающая сердце. Эндокард – эпителиальная ткань, выстилающая сердце.

А 34. Колебания от барабанной перепонки во внутреннее ухо передаются с помощью 1) евстахиевой трубы 2) слуховых косточек 3) полукружных каналов 4) жидкости Орган слуха Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо Ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка Слуховые косточки: молоточек. наковальня, стремечко, овальное окно, евстахиева труба Улитка, жидкость, рецепторы, круглое окно

А 35. К общим закономерностям эволюции не относится 1) дивергенция 3) параллелизм 2) конвергенция 4) катагенез Конвергенция – возникновение сходных приспособлений к одинаковым условиям существования у далеких в систематическом отношении организмов на базе различных по происхождению органов. Конвергенция – возникновение сходных приспособлений к одинаковым условиям существования у далеких в систематическом отношении организмов на базе различных по происхождению органов. Параллелизм – форма конвергентного развития, свойственная для генетически близких групп организмов. Параллелизм – форма конвергентного развития, свойственная для генетически близких групп организмов. Катагенез – эволюционное направление, сопровождающееся упрощением организации. Катагенез – эволюционное направление, сопровождающееся упрощением организации. Дивергенция – процесс расхождения признаков у генетически близких жизненных форм в результате приспособления к различным условиям существования. Дивергенция – процесс расхождения признаков у генетически близких жизненных форм в результате приспособления к различным условиям существования.

А 36. Гиены, гифы, шакалы питаются останками жертв, убитых и частично съеденных львами, - это пример 1) аменсализма 3) комменсализма 2) паразитизма 4) мутуализма Мутуализм – форма взаимного полезного сожительства, когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого их них. Мутуализм – форма взаимного полезного сожительства, когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого их них. Комменсализм – форма взаимоотношений, когда один вид получает пользу, а другому это безразлично. Комменсализм – форма взаимоотношений, когда один вид получает пользу, а другому это безразлично. Паразитизм – форма взаимоотношений, при которой один вид использует представителя другого вида в качестве источника питания или часто как среду обитания. Паразитизм – форма взаимоотношений, при которой один вид использует представителя другого вида в качестве источника питания или часто как среду обитания. Аменсализм – подавление одного организма другим без обратного отрицательного воздействия со стороны подавляемого. Аменсализм – подавление одного организма другим без обратного отрицательного воздействия со стороны подавляемого.

А 36. К статическим показателям популяции относят 1) смертность 3) рождаемость 2) численность 4) скорость роста Количественные показатели популяции Статические (состояние популяции на данный момент времени) Динамические (процессы, протекающие в популяции за определенный промежуток времени) Численность, плотность, структура Рождаемость, смертность, скорость роста.

Часть 2 (В) – 8 заданий повышенного уровня. В1-В3 – задания с выбором трех верных ответов из шести.

В 1. Каковы особенности строения и функций вакуолей? 1) одномембранные пузырьки 2) одномембранные мешки 3) содержат клеточный сок 4) функции: регуляция водно-солевого обмена, запасающая, выделительная, создание тургорного давления 5) содержат литические ферменты 6) функции: переваривание продуктов эндолиза и автолиза

В2. Видоизмененные побеги образуются у 1) чеснока 2) моркови 3) болотного кипариса 4) картофеля 5) ландыша 6) баньяна

В3. Степной орел является консументом, так как он 1) потребляет солнечную энергию 2) гетеротроф, хищник 3) использует растительноядных животных 4) выполняет роль редуцента 5) накапливает в себе макроэлементы 6) регулирует численность особей в популяции полевых мышей Продуценты - автотрофные организмы, способные производить органические вещества из неорганических, используя фотосинтез или хемосинтез (растения, автотрофные бактерии). Консументы – гетеротрофные организмы, потребляющие органические вещества продуцентов или консументов (животные, гетеротрофные растения, некоторые микроорганизмы). Бывают первого порядка (фитофаги, сапрофаги), второго порядка (зоофаги, некрофаги) и т.д. Редуценты – гетеротрофные организмы, питающиеся органическими остатками и разлагающие их до минеральных веществ (сапротрофные бактерии и грибы).

В 4-В6 – Задания на соответствие. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В4. Установите соответствие между представителями цветковых растений и их классами ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КЛАСС А) клевер 1) Двудольные Б) шиповник 2) Однодольные В) одуванчик Г) ландыш Д) мятлик Е) картофель АБВГДЕ

Признаки класса Двудольные Жилкование листьев Признаки класса Однодольные Тип корневой системы Семя

В5. Установите соответствие между заболеванием и эндокринной железой, нарушение деятельности которой его вызывает ЗАБОЛЕВАНИЕ ЭНДОКРИННАЯ ЖЕЛЕЗА А) сахарный диабет 1) гипофиз Б) гипогликемия 2) щитовидная железа В) акромегалия 3) поджелудочная железа Г) микседема Д) базедова болезнь Е) гигантизм АБВГДЕ Акромегалия – чрезмерный, непропорциональный рост конечностей и костей лица. Гипогликемия – низкий уровень сахара в крови. Сахарный диабет – высокий уровень сахара в крови. Гигантизм – явление аномально высокого роста человека, животного, растения. Базедова болезнь – выпученные глаза, повышенная возбудимость. Микседема – слизистый отек, слабость, сонливость.

В6. Установите соответствие между особенностью метода селекции и отраслью, в которой она используется ОСОБЕННОСТЬ МЕТОДА ОТРАСЛЬ СЕЛЕКЦИИ А) массовый отбор не используют 1) селекция животных Б) применяют полиплоидию 2) селекция растений В) родительские пары подбирают по экстерьеру Г) используют метод ментора Д) родительские пары подбирают по месту их происхождения Е) используют жесткий индивидуальный отбор по выносливости АБВГДЕ

В 7-В8 – задания на определение последовательности биологических явлений и объектов.

В7. Установите последовательность жизненного цикла свинного цепня, начиная с яйца А) продуцирование члеников Б) попадание в человека В) попадание в свинью Г) яйцо Д) финна Е) шестикрючковые личинки

В8. Расположите позвоночных животных в последовательности, которая отражает усложнение строения их сердца в процессе эволюции А) акула Г) голубь Б) уж Д) крот В) тритон В8. Расположите позвоночных животных в последовательности, которая отражает усложнение строения их сердца в процессе эволюции А) акула Г) голубь Б) уж Д) крот В) тритон Класс Млекопитающие – четырехкамерное. Класс Пресмыкающиеся – трехкамерное с неполной перегородкой между желудочками. Класс Птицы – четырехкамерное. Класс Птицы – четырехкамерное. Класс Рыбы – двухкамерное. Класс Земноводные – трехкамерное.

Ответы: Часть А. Часть А. А А А А А А А А А А А А А А А А Часть В. Часть В. В В В В В В В7. ГВЕДБА

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ : *Подготовку к экзамену следует начинать за 1-2 года до экзамена. *Каждый месяц необходимо повторять ранее пройденный материал. *Время, необходимое для изучения биологии (чтобы сдать на «отлично»), часа ежедневно.

А27. Где в клетке происходит процесс окислительного фосфолирирования? 1) 1)На внешних мембранах митохондрий 2) 2)На внутренних мембранах митохондрий 3) 3)На внешних мембранах хлоропластов 4) 4)На внутренних мембранах хлоропластов

А28. Обнаружить дыхание растений в эксперименте можно по 1) 1)уменьшению их веса 2) 2)помутнению известковой воды 3) 3)выделению кислорода 4) 4)усилению горения свечи

А 30. Искусственное получение мутаций 1) 1)неприменимо к животным и растениям 2) 2)применяется в медицине 3) 3)используется в селекции 4) 4)всегда наносит ущербы организмам и интересам человека

А31. Методы создания новых генов используются в научной области, занимающейся 1) 1)культурами тканей 2) 2)генной инженерией 3) 3)клеточной инженерией 4) 4)биотехнологией

А32. В бесполом размножении участвуют 1) 1)споры мхов 2) 2)сперматозоиды крысы 3) 3)яйцеклетка слона 4) 4)зрелые эритроциты человека

А33. Ферменты желудочного сока наиболее активны при рН среды равной примерно 1) 1)6,2 2) 2)8,2 3) 3)5,2 4) 4)4,2

Величины кислотности желудка Максимальная теоретически возможная кислотность в желудке 0,86 рН, что соответствует кислотопродукции 160 ммоль/л. Минимальная теоретически возможная кислотность в желудке 8,3 рН, что соответствует кислотности насыщенного раствора ионов HCO3-. Нормальная кислотность в просвете тела желудка натощак 1,5–2,0 рН. Кислотность на поверхности эпителиального слоя, обращённого в просвет желудка 1,5–2,0 рН. Кислотность в глубине эпителиального слоя желудка около 7,0 рН. Нормальная кислотность в антруме желудка 1,3–7,4 рН.кислотность

А35. Примером детритной пищевой цепи служит 1) 1)растения-личики насекомых- насекомоядные птицы-хищники 2) 2)мертвые листья-грибы-личинки насекомых - насекомоядные птицы 3) 3)личинки насекомых - насекомоядные птицы- хищники- бактерии 4) 4)бактерии – простейшие – растения – личинки насекомых

В детритных трофических цепях (цепи разложения), наиболее распространенных в лесах, большая часть продукции растений не потребляется непосредственно растительноядными животными, а отмирает, подвергаясь затем разложению сапротрофными организмами и минерализации. Таким образом, детритные трофические цепи начинаются от детрита (органических останков), идут к микроорганизмам, которые им питаются, а затем к детритофагам и к их потребителям хищникам. В водных экосистемах (особенно в эвтрофных водоемах и на больших глубинах океана) часть продукции растений и животных также поступает в детритные трофические цепи.сапротрофными организмамиминерализациидетритадетритофагам

Дайте свою оценку: Дайте свою оценку: Красный – занятие поможет Вам при подготовке к ЕГЭ по биологии. Красный – занятие поможет Вам при подготовке к ЕГЭ по биологии. Зеленый – занятие частично может помочь при подготовке к ЕГЭ. Зеленый – занятие частично может помочь при подготовке к ЕГЭ. Желтый – считаю, что время потрачено зря. Желтый – считаю, что время потрачено зря.

Спасибо за работу! Удачи Вам!