Возможна ли типология цивилизаций? Мир востока Ценности запада Станет ли человечество единой цивилизацией?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средняя общеобразовательная школа 5 Проект ученика 10 класса Комарова Сергея.
Advertisements

План урока 1.Что такое общество 2.Основные сферы общества 3.Ступени развития общества.
Типология обществ Какие бывают типы обществ? Какие критерии и признаки положены в основу классификации типов обществ? Какие критерии и признаки положены.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
§ 10 Многообразие современного мира. Современное человечество– это 6 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, около двухсот государств; это многообразие.
учение о типах - больших группах ( классах ) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология государства.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 7 Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
1 ОБЩЕСТВО ©. 2 Что такое общество? Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2.Совокупность согласованно.
Обществознание 7 класс. Регулирование поведения людей в обществе
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
Социальные институты. Понятие "социальный институт" "Институт" в переводе с лат. instinutio- "установление" Формирование социальных институтов Необходимость.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ» Выполнила: Фатеева Е.О. Проверила : Кетова А.Ю.
Консерватизм Презентация по обществознанию ученицы 11 «А» класса Юриной Анжелики.
Социальная сфера общества Социальная стратификация.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЦЕЛИ УРОКА. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА. МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Возникновение цивилизации JVG Задание на урок Типы цивилизаций Этапы развития человеческого общества Признаки цивилизации Причины возникновения.
Социальная структура общества Презентацию подготовил ученик 8- А класса Горин Пётр.
Транксрипт:

Возможна ли типология цивилизаций? Мир востока Ценности запада Станет ли человечество единой цивилизацией?

Возможна ли типология цивилизаций? Сторонники стадиальной теории цивилизаций выделяют аграрное, индустриальное и постиндустриальное общества. Каждое из них охватывает не только отдельные народы, страны в определённые исторические эпохи, но и крупные межнациональные объединения-цивилизации. Кроме этого выделяют традиционный и рационалистический типы общества.

Н.Данилевский подразделял цивилизации на первичные (нет ведущего начала, определяющего их смысл), одноосновные (одна основа: политика, религия или культура определяет все остальные стороны жизни), двухосновные (например, европейская цивилизация базируется на политике и культуре). При различных подходах к типологизации цивилизаций многие учёные, политики, публицисты используют наиболее общее деление мира на 2 мегасистемы: Восток и Запад. Разделение на Восток и Запад часто рассматривается как неотъемлемое и постоянное свойство нашего мира.

Русский философ П.Я.Чаадаев писал: «Мир искони делится на две части- Восток и Запад. Это не только географическое деление, но также и порядок вещей». Эту же мысль развивал и немецкий философ К.Ясперс, утверждая, что полярность Запада и Востока «сохраняла свою жизненность на протяжении веков».

Мир Востока Социальный мир стран Востока и сегодня достаточно пестр и представлен многочисленными этническими, религиозными, сословно-кастовыми группами. При этом сами группы занимают разное положение в обществе, образуя социальную иерархию. Ярким примером этого может служить кастовый строй в Индии. И поныне в индийской деревне каждый знает своё место и обязанности. Если неприкасаемый хочет пройти мимо дома представителя высшей касты, он должен снять обувь.

Долгое время заезжих европейцев в странах Востока поражали, во-первых, бедность народа, во-вторых, пышность, сопутствующая жизни знати, во-вторых- пестрота восточного базара. Контрасты бедности и богатства европейцы нередко объясняли нежеланием основной массы населения интенсивно трудиться, предпочтением работе досуга. Этот взгляд поверхностен и неточен. На самом деле на Востоке издревле ценился труд, но конкретный труд мастера, профессионала. Но труд во имя накоплений, которые можно использовать для последующего расширения своего дела, так ценимый западным обществом, не поощрялся, а нередко и осуждался на Востоке. Всё полученное сверх необходимого использовалось на поддержку бедных родственников, совершение с должным размахом традиционных обрядов, ритуалов и праздников.

Отношение к государству на Востоке всегда было весьма противоречивым, поскольку само государство осуществляло в обществе довольно разнородные функции. С одной стороны, деспотизм власти, её покровительство высшим классам рождали в общественном сознании представление о «неправедных» властителях, с которыми необходимо вести борьбу. С другой стороны, государство осуществляло функции, необходимые для нормальной жизнедеятельности всего общества, сплачивало его, стремилось обеспечить социальную стабильность. Поэтому даже открытые выступления против правящей группы не были направлены против государственной власти как таковой. Людьми руководило стремление добиться «хорошей власти», «справедливого царя».

Ценности Запада Сегодня с понятием «западное общество» мы связываем такие черты, как рыночная экономика, охраняемая законом частная собственность, гражданское общество, демократия, правовое государство, классовое расслоение, массовое производство, массовая культура. Вместе с этим можно выявить определяющие черты менталитета Запада.

Во-первых, это нацеленность на изменение, переустройство. Спустя века, уже в условиях индустриального общества, эта установка стала играть решающую роль в развитии общества и обеспечила научно-техническое, экономическое и военное могущество Запада. Во-вторых, было положено начало разрыву человека с природой. В-третьих, из представления о первоначальном несовершенстве мира вытекало то, что древние греки называли «архи»,-воля, властвование, и не только над природой. Борьба во всех её проявлениях стала восприниматься как неотъемлемый элемент жизни.

В-четвёртых, древнегреческая цивилизация дала толчок линейному пониманию времени, выделению причинно-следственных связей между явлениями как основных. «Бог… держит начало, конец и середину всего сущего»,- писал древнегреческий философ Платон. Таким образом, мир движется от некоего исходного состояния к некоему завершающему.

Самым существенным образом на формирование ценностей Запада повлияло христианство, особенно моральные заповеди. Благодаря им внедрялись новые общие для всех верующих этнические нормы. Подлинную революцию во взглядах людей совершил протестантизм, который в ходе Реформации отделился от католицизма. Под влиянием протестантизма стало формироваться отношение к труду как важнейшему способу служения Богу, как к призванию. Накопленное в результате труда богатство может считаться богоугодным лишь тогда, когда труд честен, а само богатство используется для расширения производства, а не для роскоши и расточительства.

Станет ли человечество единой цивилизацией? Но нет Востока и Запада нет, Нет наций, различья, границ, Если двое мужчин, рожденных в разных концах Земли, Станут друг к другу лицом. Значит, важно повернуться «друг к другу лицом», чтобы услышать другого, понять его. Цивилизационные различия сохраняются, но исчезнет непонимание, а значит, чувство превосходства одних над другими. Именно в сохранении культурно-исторического многообразия многие исследователи видят залог успешного будущего человечества. Они считают, что в основе развития любого жизнеспособного организма лежит многообразие форм и видов. Распространение же единых, общих для всех цивилизаций культурных традиций, жизненных укладов положит конец развитию человеческого общества.

Существует другая точка зрения. Согласно ей сохраняющееся различие цивилизационных ценностей приведёт к столкновению. Войны перестанут носить межгосударственный, межнациональный характер, они станут межцивилизационными, а значит, ещё более разрушительными.