Загадки русской морфологии Количество знаменательных частей в русском языке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфология, мы разгадали все твои загадки!.. …и теперь сможем подружиться с орфографией!
Advertisements

Изучение категории состояния как части речи на уроках русского языка в 7 классе. Работу выполнили: О.А.Конюхова, учителя русского языка и литературы МОУ.
Выбери часть речи Имя существительное Имя существительное знаменательная (самостоятельная) часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных.
Урок русского языка в 7 классе. Тепло пришло в наши квартиры. Из-за мороза все были тепло одеты. В комнате тепло.
Определите части речи выделенных слов в следующих примерах: Определите части речи выделенных слов в следующих примерах: 1) Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Части речи Алматаев К. АД-21. Введение Часть речи категория слов языка, определяемая морфологическими и синтакси ческими признаками. В языках мира прежде.
Урок русского языка в 7 классе.. ОНИ НЕДЕЛИМЫ И ЦЕЛЫ, КОРНЕЙ И ПРИСТАВОК В НИХ НЕТ, НЕЛЬЗЯ ОТЫСКАТЬ В НИХ МОРФЕМЫ – И В ЭТОМ ИХ ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ. Каким.
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
На этом уроке вы узнаете, чем отличается причастие от других частей речи. Содержание: 1.Повторение: глагол как часть речи. 2.Причастие как особая форма.
«Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Б.Пастернак.
Учитель: Желиба Татьяна Ивановна. Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет Каким.
Словосочетание. Типы подчинительной связи: примыкание, согласование, управление.
Автор: Литвина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ 16» п. Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края.
Горшкова Зоя Семеновна, Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением.
Страна Лингвиния Имя Прилагательно е Звукоподражани е Имя Числительно е Междометие Союз Частица Предло г Причастие Глагол Деепричастие Слово состояние.
В ходе этого урока вы познакомитесь с основными признаками местоимения как части речи; узнаете, на какие разряды делятся слова этой части речи. План урока:
Следовательно, имя существительное- самостоятельная часть речи, которая: Обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопрос кто? или что?
Любовь к русскому языку одна из неотъемлемых частей того чувства которое мы называем любовью к родной земле. К. Г. Паустовский.
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
Знаменательные части речи 1.Имя существительное 2.Имя прилагательное 3.Имя числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие 7.Деепричастие 8.Наречие. 9.Категория.
Транксрипт:

Загадки русской морфологии Количество знаменательных частей в русском языке

Загадка 1. Мертвая кукла? Являются ли одушевленными следующие существительные: кукла, мертвец, снеговик?

Загадка 2. Настоящая врач – женщина? Определите род существительных: врач, плакса, кофе, ЧП. -Коллега, рода Вы какого? -Что?!.. -Морфология! Займитесь на досуге. Интересно!..

Загадка 3. Склонение дитя Определите склонение существительных время, путь, дитя.

Загадка 4. Лишняя часть речи? Назовите общее лексико- грамматическое значение местоимений. Быть иль не быть, вот в чем вопрос. У. Шекспир. «Гамлет»

Загадка 5. Наказание числительным Все они так или иначе называют число и количество. Но принадлежат ли эти слова к одной и той же части речи? Все они так или иначе называют число и количество. Но принадлежат ли эти слова к одной и той же части речи? Из ряда слов: один, двое, все, пять, дюжина, миллион, десяток, двести, сорок, пятьсот, семерка, - выберите числительные.

Загадка 6. Талантливый Петя Сравните два предложения: 1.Из трех моих братьев самый талантливый Петя. 2. Из двух моих братьев самый талантливый Петя. Правильно ли употреблена сравнительная степень? Фраза из репортажа о ходе выборов: «Из двух кандидатов победит тот, который наберёт наибольшее число голосов». Найдите ошибку в предложении.

Загадка 7. Красивая ли Инна? Даны несколько предложений: 1. Вика красивее Инны. 2. Вика гораздо красивее Инны. 3. Вика еще красивее Инны. Можно ли на основании каких- то из этих предложений установить, красива ли Инна? Что можно сказать о значении наречий, стоящих перед формой умнее?

Загадка 8.Открывать не значит открыть Колумб, как известно, открывал Индию, а открыл Америку. Определите вид выделенных глаголов: Мы дики; нет у нас законов. Мы не терзаем, не казним… (А.С. Пушкин «Цыгане») (А.С. Пушкин «Цыгане») И казнили Степана Калашникова Смертью лютою, позорною… (М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»)

Загадка 9. Грамматическое время и вежливость Перед Вами два предложения с отказом: 1. К сожалению, я не смогу прийти: в воскресенье я пойду в театр. 2. К сожалению, я не смогу прийти: в воскресенье я иду в театр. Грамматически оба варианта отказа правильны, но в смысле вежливости эти варианты не равноценны. Какой из них вежливее? Почему?

Загадка 10. На охоте с Тургеневым Прочитайте отрывок из «Записок охотника»: «А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам?.. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи…» (И.С. Тургенев «Лес и степь») Для чего автор употребляет форму 2-го лица множественного числа? О ком говорит писатель?

Загадка 11. Тройняшки. Вот три цитаты из произведений А.С. Пушкина: 1. Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка… («Телега жизни») 2. И тяжело Нева дышала, Как с битвы прибежавший конь. («Медный всадник») 3. «Эй! Пошёл, ямщик!..» – «Нет мочи: Коням, барин, тяжело…» («Бесы») Определите, к какой части речи принадлежит слово тяжело в каждом предложении.

Загадка 12. Есть ли на свете зовимая земля? Вот цитата из поэмы С. Смирнова «Свидетельствую сам»: Я везу, везу его на Землю, Ласково зовимую Большой. Правильно ли образована форма страдательного причастия?

Цель работы: Определить количество знаменательных частей речи в русском языке. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: 1. Изучить теорию морфологии в рамках школьного курса. 2. Отдельно рассмотреть спорные части речи (местоимения, категория состояния, причастие). Учение Ф.Ф. Фортунатова.

Проблема: какой признак положить в основу классификации частей речи. Основные направления работы и проблемные вопросы: Морфология школьной грамматики. Учение Ф.Ф. Фортунатова. Для чего нужна морфология? Л.В. Щерба о категории состояния. Сколько всего знаменательных частей речи?

Гипотеза: классификация частей речи должна основываться на нескольких признаках: 1. общее лексико- грамматическое значение; 2. грамматические категории; 3. синтаксическая роль.

Группы: 1. Представители традиционной, школьной морфологии. 2.Сторонники теории Ф.Ф. Фортунатова 3. Ученые- классификаторы.

План работы представителей традиционной, школьной морфологии. 1. Ответить на загадки 1-3, Определить количество знаменательных частей речи, которые выделяются традиционной морфологией. 3. Представить результаты своей работы в виде схемы «Знаменательные части речи». ?

План работы сторонников теории Ф.Ф. Фортунатова 1. Ответить на загадки 4-5, Определить количество знаменательных частей речи, которые выделяет Ф.Ф. Фортунатов. 3. Представить результаты своей работы в виде схемы «Знаменательные части речи». ?

План работы ученых- классификаторов. 1. Изучить итоги работы представителей школьной морфологии. 2. Изучить итоги работы сторонников теории Ф.Ф. Фортунатова. 3. Обобщить и синтезировать полученные сведения. 4. Определить количество знаменательных частей речи в русском языке. ???

Использованная литература: картинки картинки - картинки - картинки фон слайдов фон слайдов силуэт силуэт картинки картинки Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта Т.В. Шклярова. Справочник по русскому языку. М.: Грамотей Т.В. Шклярова. Справочник по русскому языку. М.: Грамотей.2008.

Всем нам иногда кажется, что вокруг темнота. Но в конце туннеля всегда есть свет. Свет знания. Дерзайте! Ищите и находите! Удачи Вам!!! Автор презентации: Рожкова Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Бартеневка Ивантеевского района Саратовской области»