Урок русского языка. 9 класс. Учитель: Никулина Г.Б. МОУ «СОШ 24» г. Сыктывкар
А – 1 О - 2И – 1 Е - 2 Благосл…вить Пол…искать (в реке) Одн…составное Ум…лять значение Подр…стать Претв…пить Дыш…чего Об…яние Неук…мнительный Вск…чить Изб…рать Пр…строиться Объед…нённый Присм…треть В течении… года Впоследстви… Пр…миальный Обид…ть Посв…тить фонарём Ш…пнуть
А – 1 О - 2И – 1 Е
Числительное: три, третий Имя существительное: трояк, тройка Имя прилагательное: тройной, тройственный Глагол: утроить, Причастие: утроивший Наречие : втрое, трижды, в-ттретьих.
Самостоят. части речи Общее значение Вопрос Постоянные морфологические признакаки Имя сущ.Предмет Кто? Что?Одуш.- неодуш.; нариц.- собств.; склонение, род Имя прилаг.Признак предмета Какой? Чей?Качественное, относит., притяжат. Местоиме- ние Указывает на предмет, признак. предмета или количество Кто? Что? Какой? Чей? Сколько? Личн., возвр., относ., притяж., вопрос., указат., отрицать., определит., неопред. Наречие Признак дейст., признак., предм. Как? Когда? Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Образ действия и степени; время, место, причина, цель
Самостоят. части речи Общее значение Вопрос Постоянные морфологические признакаки Числитель- ное Количество, порядок предмета по счёту Сколько? Какой? Количественное - порядковое; составн., простое Категория состояния Состояние природы, человека Как? Каково? Глагол ДействиеЧто делать? Что сделать? Вид, спряжение, возвратных., переходн. Причастие Признак предмета по действию Какой?Действит. – страдать.; время, вид Деепричас- тие Добавочное действие глаг. Что делая? Что сделав? Вид
Служебные части речи Группы Роль в предложении Примеры Предлоги Непроизводные Производные Связывают слова в словосочетаниях Из, на, про, через, под, в, с … В течениие, в продолжение, благодаря, вокруг... Союзы Сочинитель- ные Подчинитель- ные Связывают однородно.чл. и части сложного предложения И, да, ни-ни; или; но, а, зато. Когда, что, если, чтобы, так что … Частицы Формообразу- ющие. Модальные. Образуют формы накл. гл.; сравн. и превосх. степ. Привносят различные. оттенки значений. Пусть, пускай, да, бы; более, менее. Что за; именно, только, же, разве… Междометия Выражают различные. чувства; звукоподражат слова. Ой, ай, ох, ах, ух… Мяу, гав …
Там плавный берег резко перебивала новая тема в пейзаже, (1) где господствовала угловатость; большая площадка из розового гранита напролом врубалась в террасу и лес, (2) образуя как бы подмостки высотой в четыре фута. Сверху площадку припорошило землёй, (3) и она поросла жёсткой травой и молоденькими пальмами. Пальмам не хватало земли, (4) чтобы как следует вытянуться, (5) и, (6) достигнув футов двадцати роста, (7) они валялись и сохли, (8) крест-накрест перекрывая площадку стволами, (9) на которых очень удобно было сидеть. Выпишите из текста 1) предлоги, 2) частицы, 3) наречия, 4) деепричастия, 5) цифры, указывающие на знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Назовите способ образования подчёркнутых слов.
Предлоги: в, из, на. Частицы: бы, не. Наречия: там, где, сверху. Деепричастия: образуя, достигнув, перекрывая. Запятые при деепричастном обороте: 2, 6, 7, 8, 9
Неусыпный труд все препятствия преодолевает. М.В. Ломоносов. Упражнение 34; 37 (I, II части).