Творческий отчет Учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории, старший учитель Россинская Елена Павловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Advertisements

Детская литература с практикумом по выразительному чтению Преподаватель Григорьева О.В.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Над сочинением. Школьное сочинение предусматривает анализ художественного произведения - его научное исследование, цель которого раскрыть содержание литературного.
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности и её роль в формировании УУД.
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Учитель русского языка и литературы: Аксенова.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГОРДЕЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИВАНОВНЫ МБОУ школы 122 Красноглинского района, г.о Самара.
Литературные эпохи и художественные стили технология освоения курса (на материале одной литературной эпохи)
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Урок – семинар в 11 классе «Развитие темы «маленького человека» в русской литературе»
Дифференцированная диагностика литературного развития читателя-школьника.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Проектная деятельность. Грибоедов прожил короткую, но яркую жизнь. Написал всего одну комедию, но смог обессмертить себя, заставить говорить о себе на.
Методическая разработка урока: «Интеллектуальная игра «Умницы и умники» по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» 10 класс» Л.П.Вытовтова МОУ СОШ 4 им. И.С.Черных.
Транксрипт:

Творческий отчет Учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории, старший учитель Россинская Елена Павловна

Проблемная тема Формирование читательской компетентности на уроках литературы через систему дифференцированных разноуровневых заданий по комплексному анализу текста художественного произведения

Мы должны воспитать в ученике любовь к чтению, понимание того, что без него он неполноценен, что ни телевизор, ни компьютер, ни дискотека не смогут заменить ему удовольствия от чтения, от ощущения причастности к глубокой культуре М. Павловец, профессор Московского гуманитарно – педагогического института

Причины негативной тенденции засилье масмедийной культуры в обществе; увлечение компьютерными технологиями и Интернетом; снижение экономического и нравственно- культурного уровня жизни общества; перегруженность учебных программ, что ведет к нехватке у школьников свободного времени для чтения; отсутствие комплексной государственной программы, направленной на развитие читательской культуры в обществе.

Каждый читатель как тайна, Как в землю закопанный клад. А.А. Ахматова

Основные группы компетентностей Предметные компетентности Поликультурная компетентность Коммуникативная компетентность Информационная компетентность Компетентность продуктивной творческой деятельности Социальная компетентность Языковые компетентности Языковая Речевая Социокультурная Общекультурная Читательская Художественно- творческая Компетентностная парадигма образования

Комплексный анализ текста - это выявление системы языковых средств, с помощью которых передаётся идейно- тематическое и эстетическое содержание литературно- художественного произведения, выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия.

Задачи комплексного анализа: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.

Аспекты изучения текста фактологический Культурный и эстетический биографический социально-исторический Языковойлингвистический комментарий лингвистическое толкование тема, идея, проблема пафос Идейный и лингвопоэтическийродовая и жанровая специфика сюжет как система событий композиция персонажи Образная система произведения психологизм образ

Задача учителя при комплексном анализе текста: Виды заданий по активизации и формированию: заинтересовать текстом заинтересованного чтения «окунуть в текст» осмысленного чтения обогатить текстом творческого чтения

Способы активизации и формирования заинтересованного чтения Биография писателя, интересные, важные факты из жизни автора; Проекция заголовка на возможное содержание произведения; Интригующее начало произведения.

Способы активизации и формирования заинтересованного чтения Толкование эпиграфов к произведениям Работа с портретом литературного персонажа «Провокативное» чтение Презентация творчества писателя Литературные игры

Способы активации и формирования осмысленного чтения Задания по формированию навыков выразительного чтения - это этап первоначального знакомства с текстом Задания по проверке знания содержания текста Задания по анализу композиционных особенностей Задания по анализу композиционных элементов Задания по определению образов- символов произведения

Способы активизации и формирования осмысленного чтения Задания по анализу языковых средств, поэтики произведения. Задания по анализу текста через составление и комментирование опорных схем, таблиц, конспектов. Задания по сравнительному анализу текстов одного автора или разных авторов, определение сквозных образов, символов, мотивов. Задания по трактовке подтекста. Задания по исследованию истории создания произведения, истории трансформации текста.

Тема: Л.Н. Толстой Война и мир. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Первые испытания героев. Понятие о чести и бесчестии, долге, мужестве, величии и низости человека. Задание: составьте опорную схему движения души и помыслов Андрея Болконского, его восприятия происходящего от момента ухода в армию до ранения под Аустерлицем.

Задание: определите, существует ли связь между этими композиционными фрагментами. Если «да», раскройте её и покажите связь схематически. Война ( )Мир Война (1812) Андрей Болконский Николай Ростов Кутузов Тушин, Тимохин Император, свита Жерков, Друбецкой Л.Н. Толстой «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти шла, как и всегда…» Л.Н. Толстой

Тема: И.С.Тургенев Отцы и дети. Базаров в системе действующих лиц. Причины конфликта с окружающими, его одиночество. Братья Кирсановы Родители Одинцова Аркадий Ситников, Кукшина Базаров

Способы активизации и формирования творческого чтения Задания с элементами дидактического театра. Самостоятельное составление заданий для уроков–практикумов, семинаров по комплексному анализу текстов художественных произведений. Творческие задания различного характера: создать и защитить проект титульной страницы к произведению, афиши спектакля, коллажа; создать компьютерную зачетную работу по произведению; сочинения разных жанров; Задания интерпретационного характера (с использованием литературно-практических статей). Задания на личностный эмоциональный отклик.

Этап заинтересованного чтения: назовите…, в каком году…, что называется, дайте определение…, сформулируйте..., перечислите…, перескажите…, покажите…, узнайте…

Этап осмысленного чтения: как вы понимаете…, объясните взаимосвязь…, установите причинно- следственные связи…, соедините смысловые пары…, переведите на язык символов…, заполните кроссворд…, установите закономерность…, определите черты характера…, сделайте вывод…, зарифмуйте…, найдите ассоциации…, установите аналогию…, определите позитивные и негативные факторы… проведите исследование…, представьте аннотацию…,

Этап творческого чтения: какое значение имеет…, как вы относитесь…, оцените логику…, опишите достоинства и недостатки…, оцените позицию автора…, определите значимость…, представьте рецензию …, нравится ли вам…

Звертання Обращение Роль у мові Місце в реченні Розділов і знаки Стиль мови Форма Інтонаці я Знаки препинания Место в предложении Роль в языке Форма Интонация Стиль речи