Ниваленова Т.А.. На уроках искусства мне иногда приходиться сталкиваться с такой ситуацией: когда ученик затрудняется выполнить анализ художественного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемное обучение. «Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти.» М.Монтень.
Advertisements

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Проблемное обучение Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу – Не худшая все-таки участь: Мне кажется, я их чему-то учу, А это они меня учат. А.Дольский Шаронова.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
Кузнецова М.Н. Внеурочная деятельность: «Юный художник»
Учитель МОУ «СОШ с.Клещёвка» Кондратова Ирина Геннадьевна.
Деятельность учителя на уроках математики и физики. Преподавание – это искусство и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать.
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
Проблемное обучение – путь к формированию творчески мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Технологическая схема цикла проблемного обучения..
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения.
Проект Формирование духовно-нравственное культуры на уроках литературы. проект выполнила Бессчастнова Светлана Николаевна учитель русского языка и литературы.
Потребность в ориентировочно-исследовательской деятельности « Я постоянно исследую окружающий меня мир, стараясь определить насколько он соответствует.
Создание проблемных ситуаций на уроках черчения Учитель черчения МБОУ СОШ 1 г.Энгельса Саратовской области Литвинова Т.В. (категория - высшая)
«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р.Декарт.
Интерактивные методы обучения в начальной школе Из опыта работы учителей начальной школы МОУ СОШ 15 им. Г. Е Николаевой г. Томска.
Транксрипт:

Ниваленова Т.А.

На уроках искусства мне иногда приходиться сталкиваться с такой ситуацией: когда ученик затрудняется выполнить анализ художественного произведения или создать творческую (не шаблонную) композицию, например в рисунке, так как не развито воображение, творческое мышление или недостаточно знаний в предметной области.

Следовательно, необходимо развивать творческое воображение и мышление у учащихся.

Одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика является проблемное обучение. Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации.

«Проблемное обучение – как средство развития творческих способностей учащихся в образовательной области(ОО) « Искусство». В связи с этим определена проблема моей педагогической деятельности:

Отсюда, целью моей педагогической деятельности является: «Формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей».

Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи: Развивать у учащихся творческое воображение и мышление; Обучать навыкам художественно-творческой деятельности, умению анализировать произведения искусства; Воспитывать у учащихся духовно- нравственные качества, уважение к традициям своего народа и достижениям мировой художественной культуры.

Для активизации мышления учащихся на уроках использую методы проблемного обучения (М.Н. Скаткин, М.И.Махмутов): метод проблемного изложения, эвристический, исследовательский метод; Методику Л.П.Масловой (Новосибирск)

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем (Чечилия Галлерани) 1489–1490 гг. Пример: классу задаю проблемный вопрос, например: Почему Леонардо да Винчи изобразил на портрете Чечилии Галлерани именно горностая а не другое животное?

Всем классом обсуждаем вопрос и выслушиваем версию каждого ученика. Доброжелательно принимаю любые версии, хвалю за интересный ход мысли, даже если версия не верна. Таким образом у учащихся формируется способность анализировать, удовлетворяется потребность личности в желании общаться, быть причастным к решению задачи, работе всего коллектива. Удовлетворение испытывают и те ученики, которые были ближе всего к правильному решению.

Высоким уровнем познавательной самостоятельности учащихся является исследовательский метод. Пример: Исследовать произведения художников- импрессионистов и доказать почему их называли живописцами счастья? Для этого ученикам раздаю произведения разных импрессионистов. Необходимо определить по картинам: что в основном изображали художники, какие краски использовали, какие технические средства.

Темы, сюжеты Выразительные средства, техника Современность, жизнь маленьких кафе, шумные улицы, живописные берега Сены, железнодорожные вокзалы и мосты, неприметная красота сельских пейзажей, «жизнь застигнутая врасплох». Новый живописный язык, быстрые мазки, нечеткость изображения, незавершенность, много цвета и света, радостное настроение человека, выход на пленэр, подвижная композиция, некоторая потеря перспективы и объема, срезание рамой фигур. При исследовании картин ученики заполняют таблицу

На качелях. Огюст Ренуар г. Февральская лазурь. Грабарь И.Э г. Мартовский снег. Грабарь И.Э г. В заключении приходим к выводу, что художники использовали яркие, радостные цвета, динамические средства, простые, позитивные, жизненные сюжеты.

Метод диалогического изложения представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез.

Н.Н.Ге. "Что есть истина?". Христос и Пилат Попробуйте дать название картине. Кто изображен? Что здесь происходит? Почему один человек на свету а другой в тени?

Для создания комфортных условий на уроках и ситуации успеха для учащихся применяю такие методы, как: метод «партитуры вопросов». Правильно составленные учителем вопросы приводят учеников к осознанию того, что они сами нашли правильный ответ. Еще больший стимул вызывает нахождение вопросов самими учащимися. Даже за один правильно найденный вопрос ученик получает пятерку. Так как зачастую такой вопрос раскрывает смысл всего произведения.

Пример: Рассматриваем картину Шагала Задание ученикам: Какие вопросы возникают по картине? Во время сбора вопросов кто- нибудь обязательно задаст главный вопрос: «Почему женщина изображена летящей? Шагал М.З.Влюбленные. Прогулка.1917 г.

Петров-Водкин. Купание красного коня Или: почему конь красный, мальчик обнажен? Что значит красный цвет для русского искусства? Что значит обнаженная натура в изобразительном искусстве?

Икона «Чудо Георгия о зиме» Сравните эти произведения? Чем они схожи?

Формулирую проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными). Такие приемы активизируют мышление учащихся и создают мотивацию к обучению.

Пример: в начале урока по теме «Архитектура страны фараонов» в 10 кл. привожу эпиграф: «Все на свете боиться времени, но время боиться …………..» Ученики должны определить недостающее слово. В течении урока исследуем искусство Египта и определяем религиозную концепцию древнего искусства как стремление к вечной жизни.

А символом вечной жизни являются – пирамиды. «Все на свете боиться времени, но время боиться пирамид»

" Это не яблоко" Магритт Рене бельгийский художник-сюрреалист. "Это не трубка" «Вероломство образов» (Рене Магритт, ). Надпись на французском языке: «Это не трубка».

Метод погружения; Интонационности. Для реализации этих методов использую методику Л.П.Масловой (Новосибирск) При помощи, которой ученики овладевают навыками вступления в диалог с авторами художественных произведений и познанием их символики. Эта методика позволяет мне раскрывать хороший творческий потенциал учащихся на уроках. Мои ученики пишут анализы художественных произведений в форме творческих сочинений и стихотворений. Самые удачные работы я помещаю в мой проект: «Школьный Эрмитаж» (на сайте:

Левитан И. Над вечным покоем Представьте себя ветром, церковью, озером, облаком, солнцем и т.д. Что вы чувствуете, о чем думаете?