Проектирование основной образовательной программы ООО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Advertisements

Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Рабочая программа учителя. Требования к структуре ООП ООО 1. ЦЕЛЕВОЙ Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; Система.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования: пояснительная записка, планируемые результаты.
Требования к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) основного общего образования 3 раздела программы: - Целевой - Содержательный - Организационный.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Основная образовательная программа ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пояснительная записка Планируемые результаты Система оценивания Целевой Содержательный.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» города Гая Оренбургской области.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Условия введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов ( по итогам контрольно-надзорных мероприятий службы по контролю и.
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Транксрипт:

Проектирование основной образовательной программы ООО

ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации»: Статья 12. Пункт 3. К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования». ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации»: Статья 12. Пункт 3. К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования». В образовательном учреждении, в зависимости от его состава (уровней обучения) должно быть соответствующее число основных общеобразовательных программ. Сколько ООП должно быть в образовательном учреждении?

Основная образовательная программа пишется на основе с учетом Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. (реестр ПООП) с учетом Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. (реестр ПООП) ФГОС ООО

Для кого создается основная образовательная программа? Для коллектива Для родителей (учащихся) ООП является нормативным документом Все положения ООП должны быть конкретны ми и выполнимы в течение текущего учебного года и срока реализации программы Разные части ООП предназначены для разных категорий участников образовательного процесса Все положения ООП должны быть понятны непрофессиональному читателю ООП должна отражать все стороны деятельности образовательного учреждения ООП является подробным объяснением деятельности ОУ

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (РФ) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ (до 2020) Изменения в ФГОС ООО (Приказ МОиН РФ от г. 1644) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (РФ, 2009) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральная целевая программа развития образования на годы (РФ) План действий по модернизации общего образования на годы (РФ, 2010) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ от г. 1897) ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации» ( от г.) Инструктивно-методическое письмо МОиН РФ о переходе на ФГОС ООО ( ) Стратегические нормативные документы федерального уровня

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (РФ, 2010) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования (Сан ПиН ) Квалификационные характеристики должностей работников образования (РФ, 2010) Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Сан ПиН ) Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (РФ, 2010) Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ МОиН РФ от г. 273 ) Порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность ( Приказ МОиН РФ от ) Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность ( Письмо МОиН РФ и Профсоюза работников образования и науки РФ ) Рекомендации по оснащению ОУ учебным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС (РФ, 2011) Письмо МОиН РФ от г «О Федеральном перечне учебников» Тактические нормативные документы федерального уровня

Компетентность ОУ ФЗ-273 «Закон об образовании в РФ»- ст.28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации Локальные акты образовательного учреждения

Программа повышения квалификации работников ОУ в связи с введением ФГОС Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО План-график перехода ОУ на ФГОС ООО Локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения План методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ООО (либо отдельная часть в общем плане методической работы) Список учебников для реализации ФГОС ООО (утверждается руководителем ОУ) Переработанные должностные инструкции с учетом введения ФГОС ООО Локальные акты образовательного учреждения (отдельные) Локальные акты образовательного учреждения (отдельные) Инструкция по охране труда с учетом требований ФГОС ООО в части информационно-образовательной среды ОУ Инструкция по ведению педагогами рабочей документации в условиях реализации ФГОС ООО

«О переходе ОУ на обучение по ФГОС ООО» «О разработке основной образовательной программы ООО» «Об использовании модели внеурочной деятельности в основной школе» «Об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников» «Об утверждении плана-графика по подготовке к введению ФГОС» «О внесении изменений в должностные инструкции учителей-предметников, зам. директора по УВР (курирующего введение ФГОС ООО), педагога-психолога, педагога дополнительного образования и пр.» «О создании рабочей группы по введению ФГОС ООО» Основные приказы по образовательному учреждению при переходе на ФГОС ООО «О списке учебников для реализации ФГОС ООО» (на текущий год) «О введении переработанных должностных инструкций с учетом введения ФГОС ООО» «О введении инструкции по охране труда с учетом требований ФГОС ООО» «О введении инструкции по ведению педагогами рабочей документации в условиях реализации ФГОС ООО»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пояснительная записка Планируемые результаты Система оценивания Целевой Содержательный Программа развития УУД Программы отдельных учебных предметов Программа воспитания и социализации Программа коррекционной работы Организационный Учебный план План внеурочной деятельности Календарный учебный график Учебный план План внеурочной деятельности Календарный учебный график Система условий реализации ООП Оценочные и методические материалы Иные компоненты Система условий реализации ООП Оценочные и методические материалы Иные компоненты Разделы

Целевой раздел

Пояснительная записка 1. Цели реализации ООП 2. Задачи реализации ООП 3. Принципы и подходы к формированию ООП Пояснительная записка составляется для внешнего пользователя, в первую очередь, для потребителей образовательных услуг (детей и родителей) пишется предельно коротко и ясно

Планируемые результаты ЧТО оцениваем Система оценки КАК оцениваем Планируемые результаты и система оценки планируемых результатов содержательная и критериальная основа для разработки рабочих программ учебных предметов (курсов), программ внеурочной деятельности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися ООП

Структура планируемых результатов 1. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования описывают основной вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно не персонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют эффективность деятельности системы образования на федеральном и региональном уровнях. 2. Планируемые результаты освоения междисциплинарных и учебных программ. Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Личностный уровень Метапредметный и предметный уровни

Структура планируемых результатов «Выпускник научится» Этот блок включает круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя. Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку. Задания 2-х типов Базовый уровень Повышенный уровень Характеризует исполнительскую компетентность учащихся Составляет зону ближайшего развития большинства обучающихся Единственное основание для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения!

«Выпускник получит возможность научиться» Этот блок включает систему учебных действий в отношении знаний, умений, компетентностей, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Данная группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно не персонифицированной информации. Невыполнение обучающимися заданий этой группы не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения!

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: четырёх междисциплинарных учебных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; учебных программ по всем предметам. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: четырёх междисциплинарных учебных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; учебных программ по всем предметам. В образовательном учреждении может вестись работа по иным междисциплинарным программам. В этом случае данные программы описываются, подобно стандартным (4-м) во всех разделах Основной образовательной программы.

Система оценивания планируемых результатов личностных, метапредметных предметных Система внутришкольного мониторинга Особенности итоговой аттестации Разнообразные формы и методы Комплексный подход к оценке результатов: Оценка результатов деятельности ОУ Цели и направления оценочной деятельности Объект оценки Ориентировать ОП на духовно-нравственное развитие и воспитание

Объект оценки «В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах» (Примерная ООП) «В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах» (Примерная ООП) Важно помнить, что личность (ученик или учитель), коллектив (ученический или педагогический), все образовательной учреждение НЕ ЯВЛЯЕТСЯ объектом оценивания! Мы оцениваем не ученика, учителя, коллектив ОУ, а их соответствие требованиям стандарта.

Оценка образовательных достижений обучающихся Направления оценочной деятельности Промежуточная (внутренняя) Итоговая (внешняя) отражает динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами основной объект оценивания – блок планируемых результатов «Выпускник научится»

Компетенция ОУ в оценочной деятельности 1. Описание организации и содержания: а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся;

Компетенция ОУ в оценочной деятельности 3. Адаптация (разработка) инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов по предметам и/или междисциплинарным программам, вводимым образовательным учреждением. 4. Адаптация или разработка модели и инструментария для организации стартовой диагностики. 5. Адаптация или разработка модели и инструментария для оценки деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом. 6. Адаптация или разработка модели и инструментария для оценки деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом..2. Адаптация инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, разработанного на федеральном уровне, в целях организации: а) оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля; б) промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга); в) итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию; Материалы оценочной деятельности – организационный раздел

Система мониторинга планируемых результатов Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и отслеживается каждым учеником. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и отслеживается каждым учеником. Фиксирует достижения учащихся с помощью: оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях. Фиксирует достижения учащихся с помощью: оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях. Учитель Ученик Формирует «Портфель достижений» Полем мониторинга служит вся урочная и внеурочная деятельность

Содержательный раздел ООО

типовые задачи применения универсальных учебных действий Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения учащимися УУД Программа развития УУД цели и задачи программы, описание ее места и роли в ООО описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий описание особенностей реализации основных направлений учебно- исследовательской и проектной деятельности описание условий, обеспечивающих развитие УУД система оценки деятельности ОУ по формированию и развитию УУД описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования; виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями

Начальная школа Основная школа Программа формирования УУД Программа развития УУД Средняя школа Программа развития УУД «Учить ученика учиться» «Учить ученика учиться в общении» «Учить ученика учиться самостоятельно» Основная цель в развитии УУД на каждом из 3-х уровней образования

Система универсальных учебных действий УУД Построение высказывания Формулирование проблемы Рефлексия деятельности Структурирование информации Поиск информации Определение смысла информации Моделирование Организация сотрудничества Разрешение конфликтов Умение выразить мысль Управление поведением партнера Планирование сотрудничества Постановка цели Планирование деятельности Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Самоопределение Смыслообразование Нравственная оценка П П К К Р Р Л Л

«Какое значение, смысл имеет для меня: учение вообще, данный учебный предмет, конкретный фрагмент знания?» «Какое значение, смысл имеет для меня: учение вообще, данный учебный предмет, конкретный фрагмент знания?» Вид УУД Соответствие содержания УУД педагогическим технологиям Ведущая технология Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные Проектно-исследовательская деятельность Учебные ситуации, учебные задачи Учебное сотрудничество Воспитательные технологии Это должен решать каждый учитель, относительно каждого фрагмента знания

Условия и средства формирования УУД Учебное сотрудничество Совместная деятельность Разновозрастное сотрудничество Дискуссия Тренинг Доказательство Рефлексия Условия и средства формирования УУД в рамках всего ОУ (на всех уроках и во внеурочной деятельности) УУД могут формироваться и иными средствами

Рабочие программы по предметам (учебным курсам)

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения (5 – 9 классы), а не на учебный год Каждый учитель -своя Рабочая программа с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся. Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут различаться! Рабочие программы составляются для всех учебных предметов (курсов) Обязательных (входящих в соответствующую часть учебного плана ОУ) Курсов, входящих в часть УП, реализуемую участниками образовательных отношений Любых курсов по выбору Курсов внеурочной деятельности Отсутствие Примерной программы не является основанием для отсутствия Рабочей программы

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Программа отдельного учебного курса Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места предмета в учебном плане Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения; Содержание учебного предмета (курса)

Тематическое планирование Этот раздел Рабочей программы предназначен для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе. Календарно- тематическое планирование составляется учителем ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ! ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ! Поэтому календарно-тематическое планирование должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы, определенные локальным актом учреждения

Программа воспитания и социализации Цели и задачи Направления деятельности Содержание, виды деятельности, формы занятий Этапы организации работы в социальном воспитании Педагогическая поддержка социализации Организация работы по формированию безопасного и здорового образа жизни Экологическое образование Методика и инструментарий мониторинга Критерии и показатели эффективности деятельности ОУ Система поощрения социальной успешности Планируемые результаты Формы организации профориентации

Название программы предполагает воспитание через социализацию Отказ от воспитания как насаждения идеологии Идеологическое воспитание Передача идеологических клише сверху вниз Социализация Адаптация к окружающей социальной среде

Этапы организации социализации Административный (выполняется администрацией) Ученический (выполняется педагогами с детьми) Создание среды школы Формирование уклада и традиций школы Развитие форм социального партнёрства с внешними организациями Регулирование стихийной социальной деятельности обучающихся Создание условий для организованной деятельности социальных групп Обеспечение системности и непрерывности социализации Обеспечение разнообразия педагогической поддержки социализации Создание условий для социальной деятельности личности Определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей Стимулирование сознательных социальных инициатив Формирование активной позиции и ответственного поведения Усвоение социального опыта, основных социальных ролей Формирование собственного стиля общественного поведения Умение решать социально-культурные задачи Поддержание разнообразных видов и типов отношений Активное участие в изменении школьной среды Осознание мотивов своей социальной деятельности Развитие способности к добровольному выполнению обязательств Владение формами и методами самовоспитания Педагогический (выполняется педагогами «вокруг детей») Этапы

Программа коррекционной работы направлена на коррекцию недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья преодоление трудностей в освоении ООП ООО оказание помощи и поддержки детям данной категории Должна обеспечить выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения, создание специальных условий воспитания, обучения

Организационный раздел

Учебный план образовательного учреждения Определяет Состав образовательных областей Структуру образовательных областей (состав предметов) Максимальный объем аудиторной нагрузки Общий объем нагрузки учащихся «Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов» (ФГОС) «Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов» (ФГОС) Учебный план образовательного учреждения НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ объем финансирования

Состав педагогического коллектива Учебная нагрузка на ученика Учебное расписание Учебные программы Учебный план Учебная нагрузка на учителя

Обязательные учебные области и учебные предметы Филология Русский язык Литература Иностранный язык Второй иностранный язык Общественно-научные предметы История России Всеобщая история Обществознание География Математика и информатика Математика Алгебра Геометрия Информатика Основы духовно-нравственной культуры народов России Естественнонаучные предметы Физика Биология Химия Искусство ИЗО Музыка Физическая культура и ОБЖ Физическая культура ОБЖ

«Учебный план ДОЛЖЕН предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся» (ФГОС). Учебный план выстраивается в расчете на «среднего» ученика, который обязан освоить базовый уровень («Выпускник научится»). Горизонтальное расширение учебного плана Вертикальное расширение учебного плана Разнообразие интересов учащихся базового уровня «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, МОГУТ разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы» (ФГОС). «Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения» (ФГОС).

Внеурочная деятельность Раньше Вся деятельность учащихся за пределами расписания Теперь Вся деятельность учащихся, проходящая в формах, отличных от урочной деятельности Изменение взгляда на внеурочную деятельность «Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей плана внеурочной деятельности, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения».

Внеурочная деятельность Может осуществляться через: Деятельность учащихся по выполнению индивидуальных и групповых проектов дополнительные образовательные программы ОУ (система дополнительного образования); программы учреждений дополнительного образования, культуры и спорта (на договорной основе); организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы соревнования и пр.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, соц. педагога, вожатого и пр.); Деятельность учащихся вне учебной деятельности (реализация программ внеурочной деятельности)

План внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности – это основные направления развития личности: духовно-нравственное общеинтеллектуальное социальное общекультурное спортивно-оздоровительное Объем часов внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Таблица форм по классам Организация совместной деятельности с социальными партнерами Краткое определение сути направления Можно в таблице

Календарный учебный график 1. Дата начала и окончания учебного года 2. Продолжительность учебного года 3. Сроки и продолжительность каникул 4. Сроки проведения промежуточных аттестаций Определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) Плановые перерывы для отдыха по календарным периодам

Система условий Описание ресурсов: 1. Кадровых 2. Психолого-педагогических 3. Финансовых 4. Материально-технических 5. Информационно-методических обоснование необходимых изменений в существующих ресурсах механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий график по формированию необходимой системы условий контроль за состоянием системы условий

Программа комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы (для ресурсов всех видов) анализ имеющихся в образовательном учреждении условий и ресурсов; установление их соответствия требованиям Стандарта, целям и задачам ООП; выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях; разработка механизмов достижения целей в системе условий; разработка графика создания необходимой системы условий; разработка механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика. Предварительная работа перед написанием модуля «Система условий…»

Оценочные и методические материалы Иные материалы Оценочные и методические материалы Иные материалы

Основная образовательная программа Структура ООП и ее частей - соответствует ФГОС ООО Понятийный аппарат- соответствует нормативным документам, ФГОС ООО Соблюдается преемственность ООП НОО, ООП ООО Срок реализации, а не срок действия