Адаптированная образовательная программа в аспекте ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна руководитель регионального центра научно- методического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Advertisements

Педагог-психолог ПМПК Астапова А. В.. «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию Нагимова Наталья Ивановна, ст. научный сотрудник.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Приказ Министерства образования и науки РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. N 1014 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Программа коррекционной работы общеобразовательного учреждения в логике стандартов второго поколения.
«Отдельные вопросы реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования» Крестинина И.А., к.п.н., зав.кафедрой специального.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Транксрипт:

Адаптированная образовательная программа в аспекте ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна руководитель регионального центра научно- методического сопровождения введения ФГОС общего образования на территории Челябинской области ГБОУ ДПО ЧИППКРО, Почетный работник общего образования РФ

Нормативные основания разработки образовательной организацией адаптированной образовательной программы ФЗ-273 «Об образовании в РФ» Федеральный государственный образовательный стандарт начального (основного) общего образования Приказ Минобрнауки России от N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

Нормативные основания разработки образовательной организацией адаптированной образовательной программы ФЗ-273 «Об образовании в РФ» Статья 12. Образовательные программы 1. Образовательные программы определяют содержание образования 5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 9) образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов

Нормативные основания реализации образовательной организацией адаптированной образовательной программы – ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 108. Заключительные положения 2. Образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом: 1) основные общеобразовательные программы дошкольного образования - образовательным программам дошкольного образования; 2) основные общеобразовательные программы начального общего образования - образовательным программам начального общего образования; 3) основные общеобразовательные программы основного общего образования - образовательным программам основного общего образования; 4) основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования - образовательным программам среднего общего образования; 5. Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года с учетом следующего: 1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации

Нормативные основания реализации образовательной организацией адаптированной образовательной программы – ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Нормативные основания реализации образовательной организацией адаптированной образовательной программы – ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

Примерное отражение содержания адаптированных образовательных программ в разделах основных образовательных программ образовательной организации Раздел основной образовательной программы Содержание деятельности по организации обучения по адаптированным образовательным программам Целевой раздел Пояснительная записка Описание особенностей формирования содержания и условий и реализации образовательного процесса в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей учащихся с ОВЗ Планируемые результаты освоения основной образовательной программы Планирование динамики достижения учащимися с ОВЗ образовательных результатов на уровнях: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться». Определение планируемых результатов освоения учащимися содержания: – учебных курсов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса; – курсов внеурочной деятельности; – программ междисциплинарных курсов; ---программы коррекционной работы Система оценивания планируемых результатов освоения основной образовательной программы Разработка Положения о портфеле достижений обучающихся, отражающего динамику их индивидуальных достижений с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся с ОВЗ. Разработка Положения об индивидуальном учебном проекте. Возможность включения во внутреннюю систему оценивания индивидуальных результатов обучающегося накопленной оценки.

Примерное отражение содержания адаптированных образовательных программ в разделах основных образовательных программ образовательной организации Раздел основной образовательной программы Содержание деятельности по организации обучения по адаптированным образовательным программам Содержательный раздел Программа формирования (развития) универсальных учебных действий Формирование типовых задач (заданий для самостоятельной работы), учитывающих индивидуальные особенности обучающихся, уровни усвоения универсальных учебных действий. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности. Программы по отдельным предметам, курсам, курсам внеурочной деятельности Отражение индивидуализации обучения (через планирование видов деятельности учащихся, результатов по уровням освоения) в программах по предметам в части, формируемой участниками образовательного процесса, курсам внеурочной деятельности.

Примерное отражение содержания адаптированных образовательных программ в разделах основных образовательных программ образовательной организации Раздел основной образовательной программы Содержание деятельности по организации обучения по адаптированным образовательным программам Содержательный раздел Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся начальной школы. Программа формирования культуры здорового образа жизни, экологической культуры/ Программа воспитания и социализации обучающихся основной и средней (полной) школы Формирование системы мероприятий по реализации программы, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся, в том числе через внеурочную деятельность, систему дополнительного образования, воспитательную систему школы. Содержательное наполнение портфеля личностных достижений учащихся.

Примерное отражение содержания адаптированных образовательных программ в разделах основных образовательных программ образовательной организации Содержание деятельности по организации обучения по адаптированным образовательным программам Содержательный раздел Программа коррекционной работы Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательной организации и освоение ими основной образовательной программы Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего: -психолого-медико-педагогическое обследование детей -мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы -корректировку коррекционных мероприятий Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе: -безбарьерной среды, -использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, -предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, -проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательной организации и других организаций, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; Планируемые результаты коррекционной работы

Примерное отражение содержания адаптированных образовательных программ в разделах основных образовательных программ образовательной организации Раздел основной образовательной программы Содержание деятельности по организации обучения по адаптированным образовательным программам Организационный раздел Учебный план Проектирование части, учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, в зависимости от образовательных потребностей обучающихся и (или) родителей (социального заказа школе). План внеурочной деятельности Проектирование плана внеурочной деятельности, учитывающего индивидуальные потребности и возможности обучающихся (коррекционно-развивающие курсы). Система условий реализации основной образовательной программы Оценка и проектирование ресурсного обеспечения реализации адаптированных образовательных программ обучающихся конкретных групп ОВЗ.

Нормативные основания реализации образовательной организацией адаптированной образовательной программы – ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность 3. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативные основания реализации образовательной организацией адаптированной образовательной программы – ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Нормативные основания реализации образовательной организацией адаптированной образовательной программы – ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования 2. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей

Нормативные основания реализации образовательной организацией адаптированной образовательной программы – Приказ Минобрнауки России от Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется образовательной организацией. 23. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья: а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов; обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося

Нормативные основания реализации образовательной организацией адаптированной образовательной программы – Приказ Минобрнауки России от В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья: б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения)); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода) в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений)

Нормативные основания реализации образовательной организацией адаптированной образовательной программы – Приказ Минобрнауки России от Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются: необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Нормативные основания реализации образовательной организацией адаптированной образовательной программы – Приказ Минобрнауки России от В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для слабослышащих учащихся (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших учащихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), создаются два отделения: 1 отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2 отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха. 26. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается совместное обучение слепых и слабовидящих учащихся, а также учащихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении. Основой обучения слепых учащихся является система Брайля. 27. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения: 1 отделение - для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием; 2 отделение - для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) учащихся, имеющих однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого развития.

Нормативные основания реализации образовательной организацией адаптированной образовательной программы – Приказ Минобрнауки России от В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных основных образовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы. 29. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается: совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития; совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс). Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение. Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

Нормативные основания реализации образовательной организацией адаптированной образовательной программы – Приказ Минобрнауки России от Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности. В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы принимаются учащиеся, окончившие 9 (10) класс. Квалификационные разряды выпускникам присваиваются только администрацией заинтересованного предприятия или организацией профессионального образования. Учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно. 31. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В классы (группы), группы продленного дня для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие элементарными навыками самообслуживания.

Нормативные основания реализации образовательной организацией адаптированной образовательной программы – Приказ Минобрнауки России от При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно- восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые учащихся с ограниченными возможностями здоровья; учителя-логопеда на каждые учащихся с ограниченными возможностями здоровья; педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; тьютора, ассистента (помощника) на каждые учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативные основания разработки и реализации образовательной организацией адаптированной образовательной программы ФЗ-273 «Об образовании в РФ» Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации в части разработки и реализации основных образовательных программ учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ОВЗ (адаптированных образовательных программ) Федеральный государственный образовательный стандарт начального (основного) общего образования Требования к структуре и содержанию основных образовательных программ с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ОВЗ Приказ Минобрнауки России от N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ по адаптированным образовательным программам