Новикова Л.О. старший воспитатель МКДОУ Сортавальского МР РК ДС 31 «Сказка» «Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дошкольники – прирожденные исследователи. Цель и задачи экспериментирования: цель: создание условий в детском саду для формирования основного целостного.
Advertisements

Автор проекта Егорова Наталия Владимировна. Актуальность Китайская пословица гласит: Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и.
«Проектно-исследовательская деятельность как средство личностного и творческого развития дошкольников» Верина Анна Николаевна воспитатель МБДОУ 95 г. Мурманска.
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 6 г.о. Отрадный Самарской области.
Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Фоменко Полины Ланиловны МКДОУ Краснозерский детский сад 4.
Воспитатель I квалификационной категории. Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 71»
Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса Заведующий МБДОУ «Детский сад 55» Бардасова С.Н.
сканирование0001
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ. «ЛЮДИ, НАУЧИВШИЕСЯ НАБЛЮДЕНИЯМ И ОПЫТАМ, ПРИОБРЕТАЮТ СПОСОБНОСТЬ САМИМ СТАВИТЬ ВОПРОСЫ И ПОЛУЧАТЬ НА НИХ ФАКТИЧЕСКИЕ.
Воспитатель I категории Захарова Л. Г. МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» г. Вуктыл 2016 г.
«Формирование экологической культуры через проектно – исследовательскую деятельность» Воспитатель: Рыбыдайло Нина Александровна Конкурс Радуга презентаций.
Выполнили: Воспитатели I категории МДОУ 13 г. Новотроицк О.П. Мочалина Л.В. Юшинева.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средне общеобразовательная школа 305 Педагогический проект Детское экспериментирование Работа воспитателей:
Зырянова Наталья Валентиновна Воспитатель с. Марушка 2013 г. МБДОУ «Марушинский детский сад «Петушок» Целинного района Алтайского края Развитие познавательной.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее: она всё больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности.
МДОУ д/с 1 комбинированного вида Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей (В соответствии с ФГТ) подготовила: ст. воспитатель.
Совместная работа детского сада и семьи, как одно из условий успешного саморазвития детей дошкольного возраста Личностно- ориентированные технологии в.
«Цветные крышки» Автор: Сальникова Д.С.. Продолжительность: две недели Крышки - предмет простейший, но тем не менее обладающий таинственным притяжением.
Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является.
Транксрипт:

Новикова Л.О. старший воспитатель МКДОУ Сортавальского МР РК ДС 31 «Сказка» «Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка-дошкольника: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.

Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

С младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения.

Психолог Поддьяков Н.Н. в качестве основного вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет экспериментирование, которое является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста: Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка

На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

«Пассивные наблюдатели» Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит, делает сам и делиться впечатлениями с окружающими. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику.

Ряд задач, которые решаются в ходе экспериментальной деятельности с детьми : Обогащение и уточнение представлений детей о неживой и живой природе через элементарное экспериментирование. Формирование у детей умений пользоваться приборами- помощниками при проведении экспериментов. Развитие у детей познавательных способностей: мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение; способов познания путем сенсорного анализа. Развитие ребенка в социально-личностном направлении: развитие коммуникативности; совершенствование самостоятельности, наблюдательности; развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

Принципы составления опыта

Принцип- от лат. «принципы ус»,т.е. основа, базис, начало. Это совокупность каких-то правил, идей, факторов, знаний, на которых строится дальнейшая система.

Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно- обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково- исследовательской деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности: - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности: - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

К.Е.Тимирязев «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»

Этапы создания системы работы: Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.). Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации. Организация совместной деятельности педагога с детьми и родителями. Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. Трансляция опыта работы, обобщение и распространение.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность детей принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поисковой деятельности он уточняется, проясняется, что накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, - они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер.

Создание условий для детского экспериментирования Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно- пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

В связи с этим во всех возрастных группах должен быть оформлен центр (зона, уголок) экспериментирования (науки, опытов), где будут создаваться условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре (зоне)предусматривается разнообразное оборудование: различные емкости; шприцы, трубочки; увеличительные стекла, лупы; измерительные приборы; компас, бинокль; микроскоп; губка, пенопласт, поролон, и т.д.

Материалы для организации детского экспериментирования в группе. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки). Мерные ложки. Сита и воронки разного объема из разного материала. Резиновые груши разного объема. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет. Резиновые и пластиковые перчатки. Пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл. Резиновые и пластиковые трубочки, соломки для коктейля. Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар). Взбивалка, деревянная лопатка., шпатели, палочки от мороженного. Природный материал (емкости с землей, песком, водой). Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки). Технические материалы (гайки, болты в контейнерах). Прихватки, пинцеты с закругленными концами. Увеличительные стекла, микроскоп, спиртовки, пробирки. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник. Часы механические, песочные. Свеча и подсвечник. Календари (отрывной, перекидной). Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры. Степлер, дырокол, ножницы. Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок. Тальк, детский крем. Тематические материалы.

Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. В целях систематизации развивающей работы с детьми по этому направлению следует разработать перспективный план по экспериментальной деятельности. Темы опытов распределить по одной на каждую неделю, с октября по май, например: «Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены», и др.

Изучая новую тему, следует используем определенную структуру. Структура занятия-экспериментирования: 1. Постановка исследовательской (проблемной) задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем возрасте; самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте). 2. Прогнозирование результата (в старшем возрасте). 3. Уточнение правил безопасности в ходе осуществления экспериментирования. 4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший возраст). 5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя). 6. Наблюдение результатов эксперимента. 7. Фиксирование результатов эксперимента. 8. Формулировка выводов (в раннем, младшем при поддержке педагога, в среднем, старшем - самостоятельно).

Постановка проблемной задачи Проблемная задача должна быть понятной, должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Она должна мотивировать ребенка на поиск ответа. Однако, трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка. Проблемная задача предполагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослых и детей; обращение к книге и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.

Фиксация результатов опытов и наблюдений Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, дошкольник анализирует явление, выделяет главное, чтобы отразить его в своем «отчете» (рисунке и тд). Это стимулирует основные мыслительные операции. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Классификация способов фиксации: 1. Календарь погоды 2. Календарь природы 3. Дневник наблюдений 4. Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте 5. Сравнение с уже известными детям объектами 6. Классификация 7. Изучение взаимообратных процессов 8. Включение в сюжетно-ролевые игры 9. Картинки, фотографии, схематические зарисовки 10. Объемные изображения или игрушки 11. Планы-схемы 12. Подсчет количества объектов 13. Регистрация линейных размеров

Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный момент (почему так?); ситуация выбора.

Педагог-эколог Николаева С.Н. считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, малыши могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем возрасте - при последовательной работе - понимать связи комплексного развития в природе. У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Совместная экспериментальная деятельность организуется воспитателем один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут, а в подготовительной - по 25 – 30 минут, младшие, средние -15,20 мин. Также ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, можно систематизировать описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями. Поисково – исследовательская деятельность это интегрирующийся с другими вид деятельности. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. При наблюдениях легче всего опираться на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять- шесть лет очень важный для развития "Как это происходит?"

Трудовая деятельность Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Игровая деятельность Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В работе с детьми необходимо придавать большое значение игровым технологиям, используя, например, дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?" Такие игры помогают в ознакомлении детей с явлениями природы. Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Коммуникация Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Изобразительная деятельность Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект (например, в процессе ознакомления с природой), тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

ФЭМП Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием. Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми.

Поэтому для развития интереса к поисково- исследовательской деятельно сти необходимо использовать эксперименты и опыты с неживой природой, знакомить детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха, огня, камней, солнца, магнетическими свойствами некоторых предметов и т.п.

Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Их можно проводить как на НОД, так и в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах. Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставится проблема: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" можно провести опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов все дети должны принимать активное участие. Такие опыты чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Использование инновационных технологий Наряду с традиционными методами и приемами, возможно использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования рекомендуется применять компьютерные и мультимедийные средства обучения, электронный микроскоп, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Детям было очень интересно узнать, из чего состоят: домашняя пыль, кристалликисоли, сахара, соды, льда, камушки, песок. С каким удовольствием дети разглядывали воду из под крана! Есть ли там что-то живое и почему?

Работа с родителями Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково- исследовательской деятельности детей. Родительское положительное отношение к детскому экспериментированию и пониманию его значимости в развитии ребенка и подготовке его к школе, как нельзя лучше сказывается на интеллектуальном развитии ребенка.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей можно реализовать в следующих формах: проведение родительских собраний в традиционной и нетрадиционной форме, оформление серии наглядной информации для родителей, проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Вместе с родителями можно подобрать познавательную литературу: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум), «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин), «Что такое, Кто такой» (А.Г.Алексин и др.), стихи, пословицы, загадки и т.д. Тематическая подборка книг должна соответствовать изучаемым объектам, и может располагаться в специально оформленном литературном центре(зоне), где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии в соответствии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Список рекомендуемой литературы: Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, – 112 с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям). Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, – 64 с,- (Программа развития). Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, – 64 с. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду , 4, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, – 80 с. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», – 64 с. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, – 64 с. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, – 128 с.

Мудрое китайское изречение: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!

Желаю творческих успехов!