Русская культура XIII–XV вв. Л.А. Кацва, 2010. Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 2-й этап – середина XIV в. – середина XV в. Характеризуется.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV - XV ВЕКОВ Урок истории в 10 классе Учитель : Е. Н. Усанова.
Advertisements

Культура Руси XIV-XV веков 1.Условия развития культуры. 2.Книги и литература. 3.Зодчество. 4.Сравнение Московской и Новгородской архитектуры. 5.Живопись.
КУЛЬТУРА РОССИИ В XV в Автор: Куляшова И.П. МОУ-СОШ 3 г. Красноуфимск.
Культура и быт в XIV – XV веках 10 класс. История.
Культура Руси X- XV. Жанры и тематика древнерусской литературы Летописи Жития святых Поучения и наставления Слово Хождения Повести Произведения о борьбе.
Из летописи «Слово о погибели земли русской» "О! Светло-светлая, красно- украшенная Земля русская наша! Дивное диво озёра твои, Потоки бурливые, реки,
Русское изобразительное искусство вв.. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ВВ. Централизация российского государства вокруг Москвы Укрепление положение.
МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа» Архитектура во второй половине 13 – середине 15 века. Подготовила ученица 6 класса ученица 6 класса Галузина.
15 век можно считать золотым веком древнерусского искусства, а произведения московской школы - его классикой. Строительство новых храмов было связано.
Культура X-XVIвв.. Древнерусская литература «Чтение о Борисе и Глебе» Митрополит Иларион- первый известный древнерусский автор литературного произведения.
ПЕСНИ СКАЗАНИЯ ПОСЛОВИЦЫПОГОВОРКИ СКАЗКИ БЫЛИНЫ Успенский собор в Кремле Аристотель Фиорованти 1475 – 1479 г.г. Застройка Московского Кремля.
Культура Русских земель веков. 1. Особенности развития русской культуры в XIV – XVI вв. 1.Преодоление культурной разобщенности русских земель; 2.Господство.
РУБЛЕВ Андрей (ок ок. 1430) крупнейший мастер московской школы живописи.
Архитектура и живопись в XIV – XVI вв. Авторы: Елисеева В.И., 2010 г.
Культура Московской Руси 14 – 15 вв.. 1)В 13 в. Русские земли подверглись опустошительному нашествию. 2)Погибли памятники зодчества. 3)Исчезновение многих.
Культура Московской Руси. Предисловие Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV- XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается.
Культура Киевской Руси IX – XIV век. 1.Письменность 2.Литература 3.Архитектура 4.Живопись Учитель истории и обществознания Нечаева М.Л.
Культура России в XIV- XVI вв.. Особенности: возрождение единой русской культуры Появление национальной культуры Появление новых культурных контактов.
XIV век Расцвет новгородской архитектуры послемонгольского периода приходится на вторую половину XIV начало XV века. К высшим достижениям новгородских.
1.Архитектура. -Отличия архитектуры XII – начала XIII в. от архитектуры Киевской Руси. -Храмы Юга Руси. -Храмы Новгорода. -Зодчество Владимиро-Суздальской.
Транксрипт:

Русская культура XIII–XV вв. Л.А. Кацва, 2010

Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 2-й этап – середина XIV в. – середина XV в. Характеризуется хозяйственным подъемом, укреплением княжеской государственности, появлением новых политических центров, борьбой за объединение. Осознается единство русской земли. Постепенно преодолевается замкнутость русской культуры. Складываются противостоящие друг другу московское и тверское летописание. Появляется цикл литературных памятников, связанных с Куликовской битвой. Достигает расцвета новгородское зодчество. Создаются шедевры фресковой живописи и иконописи – произведения Феофана Грека и Андрея Рублева.

Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 1-й этап – От Батыева нашествия до середины XIV в. Характеризуется глубоким упадком материальной и духовной культуры, разрывом культурных связей Руси с другими странами, особенно европейскими, падением культурной роли старых центров: Киева, Чернигова, Ростова, Суздаля, Владимира. Сохраняют ведущее культурное значение лишь Новгород и Псков. В конце периода наблюдаются первые признаки возрождения. Возобновляется каменное строительство, появляются новые центры летописания: Москва и Тверь.

Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 3-й этап – вторая половина XV в. – начало XVI в. Характеризуется объединением русских земель в единое государство, слиянием местных культур в единую русскую культуру, превращением Москвы в общерусский культурный центр. Усиливаются связи с западноевропейской культурой. Достигает расцвета московское зодчество, формируется ансамбль Московского Кремля. Крупнейший художник эпохи – Дионисий.

Грамотность Грамотными на Руси были священники и горожане. Подтверждением широкого распространения грамотности среди горожан стали берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде, а впоследствии – и в других городах, в т.ч. в Москве. Грамоты содержат личную переписку, долговые расписки, хозяйственные записи, упражнения учеников и т.п. Найдено уже более 1 тыс. грамот XIV–XV вв. Берестяные грамоты XIII в.: рисунок и прописи мальчика Онфима.

Грамотность Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на вощеных дощечках – церах. Для письма применяли заостренные палочки – писала. Известны также надписи на глиняных и медных сосудах, бочках, других ремесленных изделиях. Чаще всего это имена мастеров. Надпись на потире 1499 г.: «А делал Иван Фомин». Берестяные грамоты, церы и писала, найденные на раскопках в Новгороде.

Письменность Важнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии. Во многих монастырях имелись обширные библиотеки. Писцы объединялись в мастерские, выдерживая специализацию: одни переписывали текст, другие рисовали заставки и миниатюры, третьи готовили пергамен, краски и чернила. В XIV в. на смену пергамену пришла импортная (итальянская) бумага. Поначалу она была не дешевле, но позволяла писать быстрее. В XV в. бумагу стали ввозить также из Франции, а позднее – из Германии. Отослание апостолов на проповедь. Миниатюра из Сийского Евангелия 1339 г. – древнейшей московской рукописи.

Письменность Манера письма в XIV в. изменилась: на смену древнему уставу пришел полуустав. Буквы стали мелкими, не такими геометрически правильными, расстояния между ними – разными, появились надстрочные знаки, обозначающие сокращения, обозначился наклон в начертании букв. Чем были вызваны такие изменения в почерке? Остромирово Евангелие 1057 г. Древний устав. Лаврентьевская летопись 1377 г. Полуустав. ?

Письменность Листы бумаги склеивали в виде свитков (столбцов) или складывали в тетради (греч. «тетрас» означает «четыре» – четыре листа). Несколько тетрадей сшивали в книгу. Деревянный переплет обтягивали кожей, украшали бархатом, серебряным позолоченным окладом, драгоценными камнями. Книги стоили целое состояние. Евангелие XV в. Ризница Троице-Сергиева монастыря.

Письменность Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами. В XIII–XIV вв. часто использовался «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ. В XV в. распространился плетеный и растительный орнамент. Евангелист Иоанн, диктующий Прохору. Миниатюра из Федоровского Евангелия XIV в.

Литература Основная форма литературных произведений XIII–XV вв. – повесть. Литературные повести той эпохи дошли до нас в составе летописей, житий святых, различных сказаний. Центральная тема литературы XIII–XIV вв. – борьба против завоевателей. Наиболее известные произведения: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли» (вступление к дружинной повести об Александре Невском). Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра. Лицевой свод XVI в.

Литература На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва. Крупнейшие произведения: «Задонщина» (конец XIV в.) и «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.). О набеге Тохтамыша рассказывала «Повесть о московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской». Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище». XVII в. ГИМ.

Литература Во второй половине XV в. стал распространяться жанр сюжетной повести. В этих произведениях появлялись вымышленные литературные сюжеты и герои. «Повесть о Петре и Февронии» рассказывала о любви муромского князя и крестьянской девушки. Почему Петр и Феврония стали почитаться как покровители счастливого брака и супружеской верности? Петр и Феврония Муромские. Икона XVI в. Музей им. Андрея Рублева ?

Литература «Повесть о Меркурии Смоленском» рассказывала о подвиге богатыря, в одиночку спасающего Смоленск от полчищ Батыя, в то же время изображала его тайным подвижником, праведником и постником, действующим по велению Богородицы. В «Повести о Петре, царевиче ордынском» рассказывается о том, как Петр изменился под воздействием христианского учения. Это была первая попытка показать внутреннее перерождение человека, до этого герои были либо только отрицательными, либо только идеальными. Св. Меркурий Смоленский.

Архитектура Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева нашествия. Когда на Руси после нашествия возобновилось каменное строительство? Это произошло лишь в конце XIII в., через полвека после нашествия. Крупнейшим центром зодчества стал не пострадавший от нашествия Новгород. Новгородские церкви XIII–XIV вв. были не только культовыми, но и оборонительными постройками, Церковь Николы на Липне близ Новгорода г. ?

Архитектура Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений или городских концов. Они невелики по размеру, имеют мощные стены с окнами-бойницами, один купол. Вместо традиционных трех апсид осталась одна. Здания выглядят массивными и монолитными. Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород г. Разрушена во время Великой Отечественной войны. Восстановлена реставраторами.

Архитектура Новгородские зодчие перешли от позакомарного перекрытия к трехлопастному, а затем – к восьмискатному. Вместе с тем, во второй половине XIV в. возвращается стремление к декоративности. Церковь Федора Стратилата украшают пояса арочек и треугольничков (по барабану), фасад расчленен лопатками, по апсиде спущены валики. Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород гг.

Архитектура Еще более обилен декор церкви Спаса на Ильине улице. В дальнейшем такой обильный декор в Новгороде не применялся. Многие новгородские церкви XV в. следовали более ранним образцам. Церковь Спаса на Ильине улице. Новгород г. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Новгород г. ? Какую церковь напоминает храм в Кожевниках?

Архитектура Самая ранняя каменная постройка на Руси после Батыева нашествия – Спасо-Преображенский собор в Твери ( ). Шестистолпный крестово-купольный храм с богатой резьбой и майоликовым полом не сохранился: был разобран в 1763 г. Почему именно в Твери каменное строительство развернулось раньше всего? Тверские князья в конце XIII в. задумывались о борьбе за великокняжеский престол и стремились всемерно повысить свой авторитет. Церковное строительство в Твери не было широким, возможно, из-за напряженных отношений между тверскими князьями и митрополитами. ?

Архитектура Каменное строительство в Москве началось в связи с ее превращением в резиденцию великих князей и митрополитов. Первоначально в Кремле были построены несколько небольших каменных храмов в традициях владимиро-суздальского зодчества. До наших дней они не сохранились: были разобраны в конце XV в. Успенский собор в Московском Кремле. 1326–1333 гг. Реконструкция.

Архитектура Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества – в Подмосковье. Успенский собор «на Городке» в Звенигороде построен Юрием Звенигородским в гг. (по другой версии в 1407 г.). Белокаменный одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Подражание владимирским храмам, но меньше, более приземист, беднее декором: нет ни аркатурных поясов, ни барельефов. Успенский собор «на Городке» в Звенигороде. Первоначальный вид. Реконструкция.

Архитектура В том же стиле построены Рождественский собор Саввино- Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.) Рождественский собор Саввино- Сторожеского монастыря. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря.

Архитектура В 1427 г. был построен Спасский собор Андроникова монастыря – древнейшее из дошедших до наших дней здание Москвы. Здесь традиционный для владимирского зодчества кубический объем нарушен: средние своды возвышены над боковыми. Как это повлияло на внешний вид собора, на его зрительное восприятие? Спасский собор Андроникова монастыря. ?

Архитектура Новый этап развития русского зодчества наступил в конце XV в., когда в связи с браком Ивана III и Софьи Палеолог Москва стала претендовать на роль центра мирового православия. По распоряжению Ивана III обветшавшие постройки времен Ивана Калиты были разобраны. В 1472 г. началось строительство нового Успенского собора. Но в 1474 г. уже подведенные под своды стены неожиданно рухнули. Тогда великий князь пригласил в Москву итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля. Арх. Аристотель Фиораванти.

Архитектура Аристотель Фиораванти, приступая к строительству, ознакомился с традициями русского зодчества во Владимире, Ростове, Ярославле. В итоге в 1475–1479 гг. итальянец создал произведение типично русской архитектуры, обогатив его приемами итальянского Возрождения. Успенский собор – пятиглавый, по стенам украшен аркатурным поясом. Этим он схож с Успенским собором Владимира. Но этим сходство почти исчерпывается. Успенский собор Московского Кремля. Южный фасад. Арх. Аристотель Фиораванти.

Архитектура Владимирский Успенский собор был белокаменным, московский – кирпичным, причем стены его необычайно тонкие для русских храмов. Во владимирском Успенском соборе три апсиды, в московском – пять. Во Владимирском соборе 14 столпов, в московском – шесть, причем четыре из них круглые, а два восточных, отделяющие алтарную часть, – квадратные. Апсиды собора необычайно глубоки и как бы вдвинуты в алтарную часть. Успенский собор Московского Кремля. План.

Архитектура «Бысть же та церковь чюдна вельми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси, опроче Владимирской церкви, а мастер Аристотель». Успенский собор Московского Кремля. Южный фасад. Арх. Аристотель Фиораванти.

Архитектура В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Кремля взамен обветшавших белокаменных времен Дмитрия Донского. В строительстве принимали участие итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин. Московский Кремль при Иване III. Худ. А.М. Васнецов. В Кремле было построено 18 башен, в т.ч. 6 проездных. Строительство завершилось в 1516 г.

Архитектура В 1489 г. псковские мастера построили в Кремле Благовещенский собор – домовую церковь государя. Подобно раннемосковским храмам он был трехглавым. Две западные главы были достроены в 1564 г. В 1572 г. пристроено крыльцо. Благовещенский собор как и другие московские храмы, построен из кирпича (в Пскове строили из белого камня). Собор сочетает московские традиции (узорчатые пояса, килевидные закомары и порталы) и псковские (квадратные столбы, повышенные подпружные арки). Благовещенский собор Московского Кремля.

Архитектура В 1487–1491 гг. в Кремле была построена Грановитая палата для приема иностранных послов. Это был самый большой зал в тогдашней Руси. Своды опирались на огромный центральный столп. Грановитая палата Московского Кремля. Арх. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Архитектура В 1505–1508 гг. итальянский архитектор Алевиз Новый выстроил Архангельский собор – усыпальницу великих князей. В отличие от строгого Успенского собора Архангельский чрезвычайно декоративен и внешне походит на дворец. В его облике особенно много от приемов итальянского Возрождения. Архангельский собор Московского Кремля. Вид с северо-востока. Арх. Алевиз Новый.

Живопись В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи. Характерные особенности: узкие вытянутые фигуры, обилие изящных миниатюрных деталей, многослойные композиции, богатая цветовая гамма, особенно киноварный (алый) цвет. Новгородская икона XIV в. «Сошествие Христа во ад». Новгородская икона XIV в. «Георгий-змееборец»

Живопись Крупнейший художник конца XIV – начала XV в. – Феофан Грек. Живопись Феофана отличается свободой композиции, индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной выразительностью. Фрески Феофана выглядят суровыми и грозными. Феофан оказал большое влияние на новгородскую живопись. Специалисты полагают, что роспись церкви Федора Статилата выполнена учениками Феофана. Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Феофан Грек г.

Живопись В Москве Феофан расписал Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Рождества Богородицы, дворец Василия I. В связи со сносом этих построек при Иване III росписи Феофана до нас не дошли. Зато сохранились иконы, написанные им для иконостаса Благовещенского собора. Фигуры написаны мягко, пластично, выражают спокойную сосредоточенность. Архангел Гавриил. Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек г.

Живопись Иоанн Предтеча. Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского собора. Феофан Грек г. Богоматерь. Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского собора. Феофан Грек г.

Живопись Величайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев (ок. 1360–1430), инок Троице-Сергиева, а позднее Спасо-Андроникова монастыря. Деисусные иконы Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, написанные Рублевым, отличает мягкая манера, чуждая византийской суровости Феофана Грека. Спас Вседержитель. Центральная икона Деисусного чина. Рождественский собор Саввино- Сторожевского м-ря. Андрей Рублёв, 1410–1420-е гг.

Живопись В 1405 г. Рублёв участвовал в росписи Благовещенского собора Он также написал для этого собора несколько икон, отличающихся многофигурной композицией и точно найденным общим ритмом движения. Благовещение. Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. А. Рублёв г. Преображение Господне. Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. А. Рублёв г.

Живопись Самая знаменитая икона Рублёва – Троица Ветхозаветная. Каков сюжет этой иконы? В христианской традиции ангелы считаются воплощением Троицы. Вопреки прежней традиции, Рублёв исключил из иконы Авраама, Сарру, слугу, закалывающего тельца. Все внимание – фигурам ангелов. Композиция подчинена ритму кругового движения, создающему настроение бесконечности, спокойствия и гармонии. Троица Ветхозаветная. Храмовая икона иконостаса Троице-Сергиева монастыря. Андрей Рублев гг. ?

Живопись Последний великий живописец конца XV – начала XVI в. – Дионисий (ок или 1450 – после 1519). До наших дней сохранилась часть фресок Дионисия в Успенском соборе Московского Кремля, но полнее всего творчество Дионисия представлено в Ферапонтовом монастыре. Христос Вседержитель. Роспись подкупольного пространства собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий.

Живопись Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря сохранились почти полностью и никогда не записывались. Фигуры легкие, стройные, удлиненные (маленькие головы, длинные ноги, высокие талии), как бы парящие в воздухе. Краски напоминают нежные акварельные полутона (вопреки легенде Дионисий использовал не местные, а итальянские краски). Архангел Михаил Архангел Гавриил

Источники иллюстраций Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд BE%D1%80%D0%BE%D0%B4; BE%D1%80%D0%BE%D0%B4

Источники иллюстраций Слайд kultury/arhitektura/pics/mk/1.jpghttp:// kultury/arhitektura/pics/mk/1.jpg Слайд D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд 31.

Источники иллюстраций Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайды 39–40.