«Обособленные и необособленные определения» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Климова Светлана Иосифовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Обособленные определения. Цель урока: Систематизировать изученное об обособленном согласованном определении, научить отделять его на письме.
Advertisements

Обособленные дополнения; Обособленные обстоятельства; Обособленные определения; Обособленные уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при обособленных определениях. Обособляются: 1) Определения 1) Определения, стоящие после определяемого слова и выраженные причастием.
Задание А21. Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства).
Урок русского языка в 8 классе Предложения с обособленными членами Учитель русского языка и литературы МКОУ «Москаленский лицей» Серых Анна Ивановна.
Термин «обособление» введён А. М. Пешковским в книге «Русский синтаксис в научном освещении» -Википедия об обособлении.
ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ. они выражены краткой формой прилагательного или страдательного причастия Стонет ветер, протяжен и глух. Кир, величьем.
Презентация по теме: обособленные определения Выполнила: ученица 10 класса МКОУ «Буканская СОШ» Бабушкина Надежда Проверила: Беляева Зинаида Петровна С.
Обособление определений Урок русского языка в 8 классе. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа 22» г.о. Балашиха Бондаренко Лариса Борисовна.
Цель: повторение и закрепление общих правил обособления распространенных и нераспространенных определений, подготовка к ГИА.
Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Определение.
Если они относятся к личному местоимению Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и заснул. А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой.
Обособление – один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания. В устной речи обособленные члены предложения произносятся с особой.
Средства художественной выразительности Лебедева Ю.А. учитель начальных классов МОУ СОШ 56 г.Ярославль.
Иван Бунин лет со дня рождения. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
© Работу выполнил обучающийся 8 а класса МБВСОУ Открытой сменной общеобразовательной школы г. Инты Республики Коми Бобрецов Дмитрий.
Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
Обособление – выделение по смыслу членов предложения: в речи интонационно, а на письме – знаками препинания Обособление – выделение по смыслу членов предложения:
По сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля». Перед каждым человеком стоит неизбывная задача: быть человеком сегодня, завтра, всегда. Ч. Айтматов «Плаха»
1 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.
Транксрипт:

«Обособленные и необособленные определения» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Климова Светлана Иосифовна

Цели урока: обобщение знаний учащихся об обособленных членах предложения; формирование навыков постановки знаков препинания при обособлениях; развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; продолжить работу над анализом текста.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ 1) Стоят после определяемого слова; 2) Относятся к личному местоимению; 3) имеют дополнительное обстоятельственное значение (причина, уступка). Найди предложение с обособленным определением. О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. И.А.Бунин

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ А27 В каком предложении выражена основная мысль текста? 1) 7 2) 9 3) 16 4) 26 1) 7 2) 9 3) 16 4) 26 А28 Определите стиль и тип речи текста. 1) художественный стиль; повествование 1) художественный стиль; повествование 2) публицистический стиль; рассуждение и повествование 2) публицистический стиль; рассуждение и повествование 3) научный стиль; рассуждение 3) научный стиль; рассуждение 4) научно-популярный стиль; повествование 4) научно-популярный стиль; повествование А29 В каком предложении использован фразеологизм? А29 В каком предложении использован фразеологизм? 1) 5 2) 6 3) 10 4) 14 1) 5 2) 6 3) 10 4) 14

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ В5 Среди предложений 8-11 найдите предложения с обособленным определением. В6 Среди предложений найдите предложение с обособленным определением, относящимся к личному местоимению. В7 Среди предложений 5-11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. В8 Какие три из перечисленных средств выразительности использованы в предложениях 15-26? 1) риторические вопросы 2) эпитеты 1) риторические вопросы 2) эпитеты 3) риторическое обращение 4) цитирование 3) риторическое обращение 4) цитирование 5) развёрнутое сравнение. 5) развёрнутое сравнение.

Место обособленного определения Место обособленного определения 1) На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. 2) Багряная листва, Покрытая морозною росою, Шуршит в аллее под моей ногой… 3) …Родные степи. Бедные селенья – Моя отчизна; я вернулся к ней, Усталый от скитаний одиноких, И понял красоту в её печали И счастье - в печальной красоте. И.А.Бунин

Обособляются согласованные определения, выраженные причастием и именем прилагательным с зависимыми словами

Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенными падежами имён существительных, если

Не обособляются распространённые согласованные определения

1) Прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за плечами, плетётся усталым шагом. 2) Рудин вернулся домой в состоянии духа смутном и странном. 3) Уж верба вся пушистая раскинулась кругом; опять весна душистая повеяла кругом. 4) Наташа, в голубом платье с коротким пышным рукавом, выглядела особенно нарядно. 5) Художник был тут же, при картинах, - маленький, в бархатной толстовке, приветливый, с большой чёрной шевелюрой, в которой сверкали толстые седые нити. 6) Но прекрасен данный жребий – просиять и умереть. 7) Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. 8)Прибитая снегом трава лежала полосами. 8) Худенький, низенький, быстрый, в рваной фуфайке и широких штанах, он был настоящим хозяином побережья. 9) На сосне, поросшей мхом, мелькает белки хвост пушистый. 10)Приходила Наташа, иззябшая, усталая, но всегда неисчерпаемо весёлая и живая. 11) Босый, в ночном белье, Лютов стоял у окна, держась за голову.

СДЕЛАЙТЕ ОБОСОБЛЕННЫМИ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НЕОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре. Всё покрыто слоем недавно выпавшего снега. Я смотрел на залитый лунным светом пруд. Обособленные распространенные определения сделайте необособленными На песчаном дне были видны дорожки, проложенные улитками. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. В железной печи близ закрытой двери, мерцающей толстым инеем, давно погас огонь.

Выделенные обособленные нераспространённые определения сделайте необособленными До самого края земли откроется степь, далёкая и ветреная, как море. Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем. Его [Виктора]спина физически слышала шаги сзади, торопливые и настойчивые. Выделенные необособленные нераспространённые определения сделайте обособленными Выделенные необособленные нераспространённые определения сделайте обособленными Сырой, холодный, пронизывающий ветер с неистовой злобой стучит в окна и кровли. Вдали за озером тянется бурый и угрюмый высокий берег Иртыша. Внизу шумело взволнованное и грозное море.

ОБЪЯСНИТЕ ПОСТАНОВКУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ 1) Ночное небо, низкое и чёрное, Холодом созвездий пламенеет. 2) И всё утро яркие и чистые Буду видеть краски в вышине, И до полдня будут серебристые Хризантемы на моём окне. 3) Ночь будет ясная, весёлая. 4) Тропами потаёнными, глухими В лесные чащи сумерки идут, Засыпанные листьями сухими, Леса молчат – осенней ночи ждут. И.А.Бунин

Пунктуационный разбор предложений (9) Одиннадцать женщин, разных по социальному и материальному положению, по уровню культуры, едут в Сибирь за своими мужьями. (9) Одиннадцать женщин, разных по социальному и материальному положению, по уровню культуры, едут в Сибирь за своими мужьями. (10) Эти женщины, уделом которых была семья, даже не подозревавшие о существовании тайных обществ, смело отправились в Сибирь. (10) Эти женщины, уделом которых была семья, даже не подозревавшие о существовании тайных обществ, смело отправились в Сибирь. (27) Ни в чём не повинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли всё, что перенесли их осуждённые мужья. (27) Ни в чём не повинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли всё, что перенесли их осуждённые мужья. 1) [ Обособленное определение, личное местоимение …], (что ). 1) [ Обособленное определение, личное местоимение …], (что ). 2) [Указательное местоимение + сущ., (…с.сл.которых ), 2) [Указательное местоимение + сущ., (…с.сл.которых ), обособленное определение, ]. обособленное определение, ]. 3) [ Определяемое слово, обособленное определение, ]. 3) [ Определяемое слово, обособленное определение, ].

Пунктуационный разбор И звук их бубенцов, размеренный, печальный, Мне говорил о том, что я в стране чужой, И душу той страны, глухой, патриархальной, Далёкой для меня, я почитал душой. А ранним утром, белым и росистым, Взмахни крылом, среди листвы шурша, И растворись, исчезни в небе чистом – Вернись на родину, душа! В окно я вижу груды облаков, Холодных, белоснежных, как зимою, И яркость неба влажно – голубого. И.А.Бунин

Знаки препинания при обособленных определениях Обособляются а)Распространенные согласованные определения, выраженные причастиями или прилагательными с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого слова. б) Распространённые и одиночные согласованные определения, относящиеся к личному местоимению. в) Два или несколько одиночных определений, стоящих после определяемого слова, в особенности если перед ним есть уже другое определение. г) Одиночные и распространённые согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочное обстоятельственное значение. д) Если одиночное или распространённое определение, независимо от места по отношению к определяемому слову, отделено от него другими членами предложения. Не обособляются а) Распространённые согласованные определения, стоящие перед определяемым словом(не имеющие добавочного обстоятельственного значения). б)Распространённые согласованные определения, стоящие после определяемого слова и сливающиеся с ним по смыслу. в) Согласованные определения, связанные по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым, при этом определение входит в состав сказуемого. г) Определения, выраженные составной формой сравнительной и превосходной степени прилагательного. д) Одиночное или распространённое определение, относящееся к неопределённому местоимению. е) определение, относящееся к личному местоимению, входящее в состав сказуемого.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ 1) Предложения с обособленными определениями, стоящими после определяемого слова (3,4,6,11,12,13). 1) Предложения с обособленными определениями, стоящими после определяемого слова (3,4,6,11,12,13). 2) Предложения с обособленными определениями, относящимися к личному местоимению (10, 12). 2) Предложения с обособленными определениями, относящимися к личному местоимению (10, 12). 3) Предложения с обособленными определениями, относящимися к собственным именам существительным (2,4,6,7,8,11). 3) Предложения с обособленными определениями, относящимися к собственным именам существительным (2,4,6,7,8,11). 4) Предложения с обособленными определениями, имеющими дополнительные обстоятельственные значения (1,5). 4) Предложения с обособленными определениями, имеющими дополнительные обстоятельственные значения (1,5). 5) Предложения с обособленными определениями, оторванными от определяемого слова (9, 11, 13). 5) Предложения с обособленными определениями, оторванными от определяемого слова (9, 11, 13). Лес зелёный кругом, молодой и росистый. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег. Измученные, грязные, мокрые, мы достигли берега. Голодный и прозябший, возвращаюсь я в сумерках в усадьбу. Тайга стояла безмолвная и полная тайны. Я сидел погружённый в глубокую задумчивость. Лес зелёный кругом, молодой и росистый. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег. Измученные, грязные, мокрые, мы достигли берега. Голодный и прозябший, возвращаюсь я в сумерках в усадьбу. Тайга стояла безмолвная и полная тайны. Я сидел погружённый в глубокую задумчивость.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Первый уровень – 418. Второй уровень – выписать из стихотворений С.А.Есенина 5 пред-ложений с обособленными и необособленными определениями. Третий уровень – на материале картин и иллюстраций составить 6 предложений с обособленными и необособленными определениями.

А 27 – 26; А 27 – 26; А 28 – 2; А 28 – 2; А 29 – 6. А 29 – 6. В 5 – 9, 10; В 5 – 9, 10; В 6 – 27; В 6 – 27; В 7 – 10; В 7 – 10; В 8 – 1, 2,4 В 8 – 1, 2,4