МАТЕРИАЛЫ К РАЙОННОМУ СЕМИНАРУ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ ШВАНКОВА Л.В. УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ МОУ СОШ 20 Январь 2012 ГОДА ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ УЧИТЕЛЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация на тему: Web-квесты в обучении языкам Панкова Ольга.
Advertisements

Квесты Рмо учителей нформатики советского района.
Web-questWeb-quest. Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.
WebQuests Дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Что такое web – квест? Образовательный веб-квест - это сайт, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.
Квест как форма познавательной игры. А.В.Кореко гл. методист РКЦ ХК ИРО.
Образовательный веб - квест Габидулина И.Р. методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района» 2014.
Муниципальный ресурсный центр дистанционного обучения г. Шарьи Web-квест как форма организации работы учащихся по предмету Семинар-тренинг Муниципальный.
LOGO Информационные технологии в образовании. Информация - сведения, передаваемые от одного человека к другому устно, письменно или посредством каких-либо.
LOGO Возможности информационных и коммуникационных технологий для развития учебно- исследовательской среды и повышения информационной культуры.
1. Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных) 2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих.
Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято.
Использование Веб-квестов в дистанционном обучении Ревчук И.И., учитель английского языка Лычковской средней школы.
Предметная неделя по информатике Технология web- квест Унская Тамара Юльевна, учитель информатики I категории МБОУ СОШ 8 им. В. И. Матвеева г. Химки Московской.
Понятие «Дистанционное обучение» Информационный подход Смысл ДО – обмен качественной информацией с помощью информационных технологий. Смысл ДО – обмен.
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
«Использование ИКТ в процессе преподавания биологии для активизации познавательной деятельности и развития логического мышления учащихся» Цель : создание.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ШКОЛА 337 Невского района Проект опытно-экспериментальной работы по теме: «Организация интерактивного.
«Организация процесса самообразования в педагогической деятельности преподавателя и мастера производственного обучения» Методист УО «Бобруйский государственный.
Тема самообразования: «Формирование информационной культуры через создание и использование электронных учебных пособий»
Транксрипт:

МАТЕРИАЛЫ К РАЙОННОМУ СЕМИНАРУ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ ШВАНКОВА Л.В. УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ МОУ СОШ 20 Январь 2012 ГОДА ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Этимология понятия Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Интернет-технологии информационные технологии телекоммуникационные технологии совокупность сервисных услуг: I) электронная почта; II) веб-сервис (веб-конференции, доски объявлений, тесты и др.); III) - WWW навигация по сети Интернет (веб-сайты, веб- квесты, поисковые системы и тематические каталоги, образовательные порталы и др.); IV) чат, форум; V) списки рассылки и телеконференции; VI) 1С -система для оперативного общения между учащимися и учителем и т.п.

Педагогические цели использования средств современных информационных технологий 1)Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий : повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации. 2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; развитие умений моделировать задачу или ситуацию; формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность. 3) Работа на выполнение социального заказа общества: подготовка информационно грамотной личности; подготовка пользователя компьютерными средствами; осуществление профориентационной работы в области физики и информатики.

Целевое назначение 1) Интернет как источник информационного наполнения содержания очного учебного процесса по физике; 2) Интернет как средство активизации учебно-поисковой и творческой деятельности учащихся; 3) Интернет как средство проведения урочных занятий и элективных курсов по физике.

М етодическая концепция применения конструктивная основа применения: информационно - деятельностный подход. Интегративное сочетание информационного и деятельностного аспектов организации работы учеников с учебной информацией и сервисными услугами Интернета. основные педагогические функции как компонента дидактической системы учителя физики: информационная инновационная коммуникационная, организационно-управленческая социальная

Интернет-технологии как компонент дидактической системы учителя физики Педагогические функции Целевые ориентиры применения Преимущества по сравнению с традиционными образовательными технологиями Информационная Источник учебной информации Предоставляют новые возможности предъявления и работы с разнообразной информацией (поиск информации, отбор, преобразование, гипертекст, мультимедиа, моделирование изучаемых объектов и процессов и др.) Инновационная Средство активизации учебно-поисковой и творческой деятельности учащихся Позволяют организовать процессы познания и творчества учеников по индивидуальным образовательным траекториям и в индивидуально- временном режиме и др. Средство повышения профессионально- методического мастерства учителя Способствуют повышению уровня информационной культуры учителя Обеспечивают более комфортные условия для переподготовки и повышения квалификации педагогов (например. посредством обучения на дистанционных курсах и др.) Предоставляют учителю широкий спектр учебной информации для организации учебно-познавательной деятельности школьников и др. Коммуникационная Средство проведения учебных занятий, организации коммуникации между обучаемыми Способствуют организации общения учащихся с их одноклас­сниками, сверстниками из других городов, учителем в дистанционном режиме; освоению новых форм коммуни­кации, развитию умений у обучаемых строить диалог на поликультурном уровне и др. Организационно- управленческая Позволяют расширить традиционные формы проведения учебных занятий с помощью различных телекоммуникаций (чат-урок, дискуссия в форуме. 1С-консультации и др.) Социальная Содействуют самовыражению школьников и их саморазвитию в сетевом учебно-исследовательском сообществе и др.

Функциональные компоненты педагогической деятельности учителя Факторы новизны неограниченность доступа учителя и учеников к разнообразным источникам учебной информации; индивидуализация учебного процесса и возрастающая роль самостоятельной учебно- исследовательской работы учащихся; возможность трансформации и повышение разнообразия организационных форм проведения курсов с помощью сервисных услуг Интернета; открытость и разнообразие видов и способов коммуникации между учениками и педагогом и др Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз. Античный афоризм. гностическийпроектировочныйконструктивныйорганизаторскийкоммуникативный

1-й этап информационно-гностический Содержание компонентов деятельности учителя: исходя из целей и задач предполагаемого курса, педагогом осуществляется Поиск и отбор необходимой учебной информации в Интернете, сохранение и накопление ее на своем компьютере с проведением последующего научно- методического анализа. Формирование базы данных ресурсов Интернета на персональном компьютере для их рационального использования по основным темам программы курса. Предполагаемый результат этапа: Персональный аннотированный каталог ссылок на Интернет-ресурсы по проблематике и темам занятий курса.

2-й этап проектировочной-конструктивный Содержание компонентов деятельности учителя: Определение места интернет-технологий в контексте каждого конкретного занятия с учащимися, а также типов программных продуктов Интернета, находящихся в наибольшем соответствии поставленным задачам курса. Разработка банка информационно-поисковых заданий для организации учебно-исследовательской деятельности школьников с образовательными интернет-ресурсами. Предполагаемый результат этапа: Банк информационно-поисковых заданий для школьников по работе с интернет-ресурсами по физике.

3-й этап организационно-управленческий Содержание компонентов деятельности учителя: Система действий по реализации программы занятий курса на практике. Моделирование образовательных ситуаций с учащимися по поиску, отбору, преобразованию и освоению учебной информации в Интернете, организации учебно- исследовательской деятельности обучаемых. Создание условий для составления каждым учеником собственной образовательной траектории изучения материала, имеющегося в обучающих программах, электронных учебниках и других образовательных ресурсах, размещенных в Интернете. Предполагаемый результат этапа: Модели образовательных ситуаций по организации деятельности учеников с Интернет-технологиями в рамках занятий.

4-й этап коммуникативный Содержание компонентов деятельности учителя: Организация коммуникаций по проблемам курса между учащимися из разных школ. Определение места сервисных услуг Интернета (электронной почты, www-навигации, чата, форума, 1С и др.) на конкретных занятиях с учащимися. Трансформация и расширение видового разнообразия форм проведения занятий: проблемные дискуссии в тематическом форуме и чате, консультации у ученых, электронная переписка с учителем, распределенная телеконференция и др. Предполагаемый результат этапа: Обеспечение коммуникативной составляющей курса.

5-й этап рефлексивно-коррекционный. Содержание компонентов деятельности учителя: Корректировка содержания дидактического контента курса (уточнение и модернизация персонального каталога ссылок на образовательные ресурсы Интернета), Пополнение банка информационно-поисковых заданий новыми типами, Рефлексивное осмысление педагогической целесообразности и места Интернет-технологий на каждом занятии курса и др. Предполагаемый результат этапа: Уточненные (модернизированные) дидактические материалы для организации и проведения курса.

Критерии использования Интернет- ресурсов на уроке педагогическая целесообразность; качественное содержание ресурса; продуманная методика использования ресурса; возможность обращения к используемым ресурсам других учителей и учащихся (банк данных Интернет ресурсов).

Формы использования Интернет ресурсов

Формирование информационной компетентности на уроках физики 1. Информационно – грамотный (ИГ) школьник должен: уметь пользоваться автоматизированными информационными системами; владеть основами алгоритмизации: принципами построения алгоритмов, базовыми структурами алгоритмов; уметь, используя различные источники, найти информацию, отобрать нужную, проанализировать и рационально использовать ее в своей деятельности для достижения конкретно поставленной цели; уметь рационально использовать, сохранять информационные ресурсы; знать уровень доступности данных ресурсов 2. Ученик, который обладает информационным стилем мышления (ИСМ), должен: уметь осуществлять постановку задач; уметь строить информационные модели изучаемых процессов и явлений; уметь анализировать информационные модели с помощью информационных инструментов; уметь упорядочивать, систематизировать, структурировать данные и знания, знать способы представления данных; уметь интерпретировать полученные результаты; уметь принимать решения о применении того или иного программного обеспечения; уметь предвидеть последствия принимаемых решений и делать соответствующие выводы; уметь использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы данных, системы искусственного интеллекта и другие современные информационные технологии. 3. Информационное поведение (ИП) учащегося связано: с умением организовать поиск необходимой информации; с умением работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям; с умением общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики. 4. Информационное мировоззрение (ИМ) учащегося это: знание законов функционирования информации в обществе; понимание сущности происходящих информационных преобразований; понимание своего места и своих задач в формирующемся информационном обществе.

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта. Д.И. Писарев. Формирование информационной компетентности интерактивные среды, использующие анимацию, звук и музыку. электронная почта и электронная конференцсвязь; компьютерные сети, в том числе Интернет; компьютерные программы; Исследовательские инструменты

Интернет-ресурсы по физике Электронные ресурсы Фестиваль педагогических идей. Преподавание физики. Фестиваль педагогических идей. Преподавание физики Физика.ру. Сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей. Физика.ру. Сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей Физика (college.ru). Физика (college.ru) Блог простого учителя. Блог простого учителя Портал информационной поддержки ЕГЭ. Портал информационной поддержки ЕГЭ Сообщество учителей физики в Сети творческих учителей. Сообщество учителей физики в Сети творческих учителей В помощь учителю физики. В помощь учителю физики Занимательная физика. Занимательная физика Физика формулы. Формулы по физике. Физика формулы. Формулы по физике Физика в школе М.Б. Львовский. Физика в школе М.Б. Львовский Элементы большой науки То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего не знаем, - бесконечно. П. Лаплас.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ для основного и среднего (полного) общего образования Каталог Физика в Открытом колледже Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября» Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии Задачи по физике с решениями Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина Заочная физико-техническая школа при МФТИ Кабинет физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Кафедра и лаборатория физики Московского института открытого образования Квант: научно-популярный физико-математический журнал Информационные технологии в преподавании физики: сайт И.Я. Филипповой Классная физика: сайт учителя физики Е.А. Балдиной Краткий справочник по физике Мир физики: физический эксперимент Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана Онлайн-преобразователь единиц измерения Региональный центр открытого физического образования физического факультета СПбГУ Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации Теория относительности: интернет-учебник по физике Термодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов Уроки по молекулярной физике Физика в анимациях Физика в Интернете: журнал-дайджест Физика вокруг нас Физика для учителей: сайт В.Н. Егоровой Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики Физика студентам и школьникам: сайт А.Н. Варгина Физикомп: в помощь начинающему физику Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке Эрудит: биографии ученых и изобретателей Ядерная физика в Интернете

Программные продукты

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно Конфуций. Как Вы понимаете принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий? Ваше отношение к проблеме. Посетите подборку Интернет-словарей. Найдите толкование следующих терминов: веб-квест, чат… Охарактеризуйте уровень компьютерной грамотности, которым Вы считаете должны владеть учащиеся для осуществления творческих проектов посредством Интернет–технологий. Какими из них Вы владеете, что еще необходимо освоить? Ваше отношение к Internet–учебникам. Найдите через поисковые системы какой–либо учебник и поделитесь своими впечатлениями о нем

? web-quest – переведем? Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March Веб-квест от английского "web-quest – «Интернет поиск».

Типы веб-квестов Краткосрочные (для кратковременной работы) Цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия Долговременные (для длительной работы) Цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год

Виды заданий для веб-квестов Пересказ Планирование и проектирование Самопознание Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа. Разработка плана или проекта на основе заданных условий Любые аспекты исследования личности Компиляция Творческое задание Аналитическая задача Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание страницы электронной газеты, виртуальной выставки,… Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика Поиск и систематизация информации Детектив, головоломка, таинственная история Достижение консенсуса Оценка Выводы на основе противоречивых фактов Выработка решения по острой проблеме Обоснование определенной точки зрения Журналистское расследование УбеждениеНаучные исследования Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов) Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников

Структура веб-квеста Введение - краткое описание темы веб-квеста. Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата. Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб- квестом. Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб- квеста, которое представляется в виде бланка оценки Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб- квесте. Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест. Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста. Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

Отличия Веб – квеста от простого поиска информации в Интернете Наличие проблемы, которую нужно решить. Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой учащихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью. Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.

Требования к образовательному веб-квесту Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации). Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса Веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квест-проекта при самостоятельном выполнении задания (этапы). Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте. Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.). Заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

Примеры Веб-квестов sector.relarn.ru/web_quests/Trenie_Quest/main.htm - Обучающий веб-квест "Сила трения " sector.relarn.ru/web_quests/Trenie_Quest/main.htm «Силы» volna.html volna.html

Творческих успехов! Для того, чтобы познать истину, необходимо один раз в жизни все подвергнуть сомнению, насколько это возможно. Р.Декарт Спасибо за внимание!