11 Государственная политика в сфере образования Калашникова Н.Г., д.п.н., профессор, проректор АКИПКРО E-mail: natgrig038@yandex.runatgrig038@yandex.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
Advertisements

Развитие учительского потенциала в контексте государственной политики в сфере образования Родионова А.М., специалист отдела кадровой политики и правовой.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
ПНПО Приоритетные национальные проекты «Образование» Норм. док.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 848 "О мерах государственной поддержки.
Об инновационной политике в области образования в РФ Деменева Анна Анатольевна, эксперт института «Эврика-Пермь»
Модернизация Российского образования до 2010 года Концепция модернизации Российского образования до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ от
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.
Реализация Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования на территории Малышевского ГО Реализация Реализация комплекса мер по модернизации.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
Концептуальные и методологические основы ФГОС Тема 1 С.Л.Каганович, д.филол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО» 2012.
Обновление системы дошкольного образования. Задача: воспитание «нового человека», конкурентоспособной личности. Черты конкурентоспособной личности: Исследователи.
Материалы к обсуждению. Подготовлены экспертно- аналитической группой Национального исследовательского университета ВШЭ.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании (организация его поэтапного.
Цели и задачи государственной программы Цель программы: Усиление вклада образования в социально-экономическое развитие столичного мегаполиса и в повышение.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Степанова Татьяна Александровна Директор департамента образования Ярославской области.
Транксрипт:

11 Государственная политика в сфере образования Калашникова Н.Г., д.п.н., профессор, проректор АКИПКРО Шкуркина Л. Н., к.п.н., директор НМЦ сопровождения модернизации Образования АКИПКРО

2 Основные вопросы темы 1. Достижения и заделы в сфере образования 2. Вызовы сфере образования: обостряющиеся проблемы и негативные тенденции. Возможные сценарии развития 3. ФЦПРО Новая программа ПНПО НОИ «Наша новая школа»

33 Определение «точек роста»: выявление и поддержка лидеров (ОУ, педагоги) Запуск эффективных механизмов и практик (образовательных, управленческих, финансово-экономических и др.) Пилотная апробация инноваций Реализация на практике принципа «Деньги в обмен на обязательства» Институциональное закрепление позитивно зарекомендовавших себя системных изменений в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» По доступности среднего полного образования Россия входит в число лидеров. 1. Итоги реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 – 2011 гг. Завершился этап, результатом которого стало:

44 недостаточный охват детей дошкольным образованием; высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности; значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных; недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ; не завершены институциональные реформы; содержание и объем социальных обязательств государства в сфере образования недостаточно конкретизированы; 2. Каковы основные проблемы образования сегодня?

55 усиливается имитация реформ; недостаточно развиты механизмы обратной связи и самокоррекции, которые позволяли бы системе оперативно адаптироваться к особенностям внешней среды; не создано полноценной национальной СОКО, включающей разнообразные механизмы оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений; Кризис традиционной модели детства. 2. Каковы основные проблемы образования сегодня? * Каковы глобальные вызовы образованию завтрашнего дня?

66 Школа утратила монополию на образование и социализацию детей и не умеет опираться на изменившиеся механизмы взросления и семейного воспитания. Система образования не успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей. 2. Каковы глобальные вызовы образованию завтрашнего дня? * Каковы цели нового этапа развития образования?

77 обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка, усиление вклада образования в инновационное развитие России, ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной и технологической среды. 2. Каковы цели нового этапа развития образования?

88 Необходимо завершить начатые институциональные преобразования и не запускать новые. В среднесрочной перспективе развития системы образования акцент должен быть перенесен с реформы институтов и укрепления инфраструктуры на достижение нового качества образовательных результатов. 2. Что должно быть сделано для решения проблем и ответа на вызовы?

99 способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок. 2. Что в ближайшей перспективе должно стать приоритетными образовательными результатами? Необходимо обеспечить базовую успешность КАЖДОГО школьника, не допуская выхода из школ молодых людей без основ грамотности в области естественных и гуманитарных наук, без базовых социальных компетентностей.

10 Государственная политика в области образования 1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной 2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года

Стратегическая цель государственной политики в области образования обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина 11

12 Стратегические документы, обеспечивающие реализацию государственной политики в сфере образования В 2010 году завершено действие следующих стратегических документов: Концепция модернизации российского образования до 2010 года Приоритетные направления развития образования ФЦПРО Продолжают действовать: Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р) НОИ «Наша новая школа» (4 февраля 2010 г. Пр-271) Приняты вновь: ФЦПРО (Постановление Правительства РФ от ) Новая программа ПНПО Новый закон об образовании (идет общественное обсуждение)

13 3. ФЦПРО Цель Программы Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации Задачи Программы Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития. Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

14 Механизмы реализации ФЦПРО Организационные: создание на конкурсной основе и организация деятельности стажировочных площадок в регионах. 2. Финансово-экономические: - предоставление субсидий регионам; - финансирование разработок и НИОКР.

15 ЗАДАЧА 1 Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития г. Москва

16 1. Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 2. Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей Мероприятия задачи 1 г. Москва

17 Доля детей в школах, где учтены все возрастные особенности (школы ступеней в т.ч.), индивидуальные образовательные программы Доля детей в школах, где обеспечены современные условия образования Доля детей, получающих дополнительное образование по выбору Доля детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которым созданы условия получения образования Доля дошкольников в возрасте от 5-7 лет, получивших предшкольное образование Охват нуждающихся в дошкольном образовании в возрасте от 1-7 лет. 50% 90% 5% 48% 90%30% 71%30% 100%65% 95% 40% Ключевые индикаторы задачи 1 г. Москва

18 Соотношение средней заработной платы учителей и средней по данным Федеральной службы государственной статистики заработной платы по экономике Доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования) Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей Ключевые показатели г. Москва Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

19 ЗАДАЧА 2 Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда г. Москва

20 1. Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации (2011 год – не менее 10 субъектов Российской Федерации) 2. Поддержка программ развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов 3. Распространение во всех субъектах Российской Федерации проектов энергосбережения в образовательных учреждениях 4. Улучшение материально-технической базы сферы профессионального образования Мероприятия задачи 2 г. Москва

21 Доля учреждений профессионального образования, оснащенных современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и симуляционным ПО Доля выпускников учреждений профессионального образования в общем количестве занятых в ключевых секторах экономики субъекта РФ 32%8% Доля специалистов реальных секторов экономики, проходящих обучение в рамках программ непрерывного образования 52%18% 25%10% Доля студентов учреждений профобразования в программах обучения которых задействованы работодатели 80%24% Доля студентов и преподавателей учреждений проф. образования, включенных в программы академической мобильности 60% 21% 45%15% студенты преподаватели Доля руководителей образовательных учреждений, обладающих компетенциями в энергосбережении 100%10% Ключевые индикаторы задачи 2

22 ЗАДАЧА 3 Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг г. Москва

23 1. Создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования 2. Развитие системы оценки качества профессионального образования 3. Создание единой информационной системы сферы образования 4. Повышения эффективности общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ Мероприятия задачи 3 г. Москва

24 Количество уровней образования, на которых реализуются возможности объективной оценки качества образования Количество функционирующих центров сертификации профессиональных квалификаций Доля ОУ, интегрированных в единую информационную систему сферы образования 100%0% 81 Доля государственных услуг в области образования, оказываемых в электронном виде, к общему количеству государственных услуг в области образования, оказание которых возможно в электронном виде 100%0% Количество сертифицированных общественно- профессиональных организаций (объединений), привлекаемых к процедурам государственной аккредитации образовательных учреждений (по 28 УГС). 280 г. Москва Ключевые индикаторы задачи 3

25 4. Новая программа ПНПО Продолжение уже начатого: лучшие учителя, талантливая молодежь, питание, дистанционное образование детей-инвалидов, классное руководство, контрактники 2. Новое: модернизация дошкольного образования; кадровый ресурс в регионах; система управления качеством; социализация и здоровье; модернизация профобразования. Финансирование из ФЦПРО Одобрена Советом при Президенте по ПНП и ДП 29 июля 2010 года

26 5. НОИ «Наша новая школа» 1. Введение ФГОС 2. Совершенствование учительского корпуса 3. Работа с талантливыми детьми 4. Сохранение здоровья школьников 5. Развитие самостоятельности школ 6. Развитие школьной инфраструктуры

27 Порядок введения ФГОС общего образования Обязательное введение Введение по мере готовности школ Последовательно Начальная школа – с 2011 года Основная школа – с 2015 года Старшая школа – с 2020 года По ступеням образования Начальная школа – с 2010 года Основная школа – с 2012 года Старшая школа – с 2013 года Во всех школах Российской Федерации На основании критериев готовности

28 Какова основная цель и задачи повышения квалификации учителей и руководителей ОУ? Цель: обеспечить готовность педагогов и руководителей к реализации ФГОС Задачи: Обеспечить готовность руководителей и педагогов к разработке и реализации основной образовательной программы; Обеспечить освоение способов самостоятельной разработки рабочей программы учебного предмета, дисциплины Обеспечить освоение способов формирования и оценки универсальных учебных действий

29 Каковы планируемые результаты решения задач? Доля ОУ, в которых руководитель прошел повышение квалификации в соответствии с требованиями ФГОС и освоил способ составления основной образовательной программы ступени начального образования не менее 60 % Доля учителей, прошедших повышение квалификации в соответствии с требованиями ФГОС не менее 100% Доля учителей, которые освоили способы самостоятельной разработки программы рабочей дисциплины не менее 90% Доля учителей, которые освоили способы формирования и оценки универсальных учебных действий 90 %

30 План действий по модернизации общего образования (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года 1507-р) Задачи 1. Институциональное закрепление апробированных механизмов и инструментов 2. Распространение и апробация инновационных практик 3.Стабилизация, закрепление, перевод в штатный режим достижений «периода модернизации» 4. Доведение средней зарплаты учителя до средней зарплаты по экономике в регионе 5. Повышение качества общего образования Задачи и перспективы реализации ННШ

Механизмы достижения новых задач Приоритетный национальный проект «Образование» Проект «Модернизация региональных систем общего образования» Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», федеральная целевая программа «Русский язык» и др. 31

Технологии и инструменты Стажировочные площадки Субсидирование субъектов Российской Федерации Институциональное закрепление в законодательстве Российской Федерации Оценка качества общего образования Аттестация педагогических работников Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений 32

33 Нормативное оформление и закрепление экономических механизмов обеспечения работы с талантливыми (одаренными) детьми (особенности расчета подушевого норматива, региональные нормативы финансовых затрат на выполнение государственных и (или) муниципальных заданий на педагогическое сопровождение развития (образования) одаренных детей, НСОТ). Создание центров поддержки одаренных детей при ведущих университетах в виде структурного подразделения вуза или на базе имеющихся лабораторий (очные школы) Создание на базе национальных исследовательских университетов площадок по внедрению моделей взаимодействия университетов и учреждений общего образования, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков (очно-заочные и дистанционные школы) Ключевые направления деятельности

34 Разработка профессионального стандарта учителя год Доработка ФГОС среднего и высшего профессионального (педагогического) образования – поэтапно Разработка федеральных требований к образовательной программе дополнительного профессионального (педагогического) образования год Развитие сети учреждений педагогического образования поэтапно с 2012 по 2015 год Введение персонифицированной системы повышения квалификации работников образования Обновление учительского корпуса Ключевые направления

35 Формирование государственных и муниципальных заданий для школ Модернизация региональных систем образования Доведение средств по нормативу и на основе государственных (муниципальных) заданий непосредственно до образовательных учреждений Наделение реальными полномочиями в принятии решений, распределении финансовых средств органов государственно- общественного управления (попечительские советы, советы школ, родительские комитеты и др.) Ключевые направления

Региональные документы Ведомственная целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на годы Комплекс мер по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2012 году Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» на годы 36