Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы Горбачева Татьяна Николаевна, учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Advertisements

Использование на уроках в начальной школе приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Совместное.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между властью и.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. Универсальная, надпредметная.
Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо » на уроках русского языка и литературы.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
МАСТЕР-КЛАСС Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Использование на уроках литературы приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо». ( из опыта работы)
Технология развития критического мышления Овкина С. А.
Технология развития критического мышления «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер Г. Н. Иванова, учитель начальных классов,
Обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Транксрипт:

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы Горбачева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Новоалександровская СОШ»

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных проблем; - работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; - самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

1. Отсутствие культуры критичного чтения 2. Неумение выделять причинно – следственные связи, делать анализ того или иного эпизода произведения 3. Неумение подвергать критической оценке учебный материал 4. Отсутствие аргументов и вывода в своих выступлениях 5. Неумение формулировать собственное мнение по какой – либо проблеме 6. Отсутствие ответа на поставленный вопрос 7. Снижение уровня индивидуального словарного запаса старшеклассников 8. Отсутствие терпимости к иной точке зрения в общении 9. У Пассивность учащихся на уроках русского языка и литературы 10. Отсутствие атмосферы, способствующей развитию критического мышления, коммуникативной компетенции на уроке

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии. Международный журнал «Перемена» о развитии критического мышления

Образовательные результаты РКМЧП: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

Фаза рефлексии (reflection). Фаза реализации смысла (realization of meaning). Фаза вызова (evocation). Фазы урока

Цели : Активизация каждого обучающегося Актуализация изученного ( повторение) Мотивация Создание условий, позволяющих ученику самостоятельно сформулировать цели урока

Деятельность учителя вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу активизацию их деятельности мотивацию к дальнейшей работе Деятельность ученика «Вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу ( делает предположения) Систематизирует информацию до изучения нового материала Задает вопросы, на которые хочет получить ответы

Прием прогнозирования, прием составления списка известной информации, «древо предсказаний», подбор определений, проблемный вопрос, прием «Корзина идей», «мозговой штурм». кластер и т.п.

активизации ученика; актуализации предшествующих знаний; мотивации на получение новой информации.

1. Прогнозирование темы урока; 2. Прогнозирование темы произведения по отличительным признакам или ключевым деталям; 3. Прогнозирование времени написания произведения; 4. Прогнозирование этапа в биографии писателя, поэта; 5. Прогнозирование по фотографии.

В процессе реализации стадии вызова важно: давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно. Без боязни ошибиться и быть исправленным учителем; фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний; работа в группах на стадии вызова, заинтересованность в познавательной деятельности, её результатах, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности.

Цели этой стадии в технологии поддержание активности учеников отслеживание ими собственного восприятия.

Деятельность учителя Направлена на сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией Постепенное продвижение от «старого» знания к «новому» Деятельность ученика Читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения Делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Приемы и методы Метод активного чтения: Маркировка с использованием знаков «v», «+», «-». Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Чтение с остановками Таблица ЗХУ

Функции Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы. По названию предположите, о чем будет рассказ? Какие события могут произойти в описанной обстановке? Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? Что будет с героем после событий рассказа?

Прием «Знаю – хочу узнать - узнал». Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия) Работаю в паре: что я знаю о теме урока? Ставлю цели Что я знал, а что узнал?

Прием «Чтение с пометками INSERT». V+-? Я это знал Новое для меня Я думал иначе Интересно Непонятно Нужно разобраться

Прием «Двойной дневник». Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? Текст

Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Согласны ли вы...? Верно ли...? ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей. Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза. Прием «Ромашка вопросов»

Цели: Классификация и систематизация материала Выражение отношения ( формирование позиции) к информации (мысли + чувства) Обмен мнениями Самооценка

Функции Коммуникационная ( обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Деятельность учителя Вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям Внести изменения, дополнения Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Деятельность ученика Соотносит « новую» информацию со « старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания

Методы и приемы Заполнение кластеров и таблиц Установление причинно- следственных связей между блоками информации Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Ответы на поставленные вопросы Организация устных и письменных круглых столов Организация различных видов дискуссий Написание творческих работ Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки, письма» Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде. Например, после рассмотрения образа помещиков, учащимся предлагается составить телеграмму- приглашение от лица одного из помещиков в адрес Чичикова: «Бесплодный мечтатель и фантазер приглашает Вас на «сладенькую болтовню» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка». (Подъячева А, 9 класс)

Письмо Софье из ХХI века Софья. Пишет тебе девушка из ХХI века. Я твоя ровесница. Так же как и ты, люблю читать сентиментальные романы, люблю современную моду, музыку. В отличие от тебя не знаю французского, не играю на музыкальных инструментах. Так же как и ты, имею строгого папу, который не понимает сегодняшнюю жизнь, ругает современную молодежь. Главное мое отличие от тебя в том, что мы по-разному относимся к любви. Современные девушки любят ушами. Не понимаю: как можно принять молчание и вздохи за любовь, за какие-то чувства? Если человек молчит, значит, у него нет чувств. Любовь можно выразить взглядом, улыбкой, словами, музыкой. Как же ты не смогла разглядеть Молчалина? Я бы на твоем месте обязательно постаралась его разговорить. Я считаю, что ты безвинно наказана презрением Чацкого. Верю, что впредь у тебя все будет хорошо. Ты встретишь героя своего романа, как, впрочем, и я.

Манилов Ленивый, бесхозяйственный. Мечтает, сидит дома, ничего не делает. Почему он такой? Потому что «мертвая душа». Ноздрев Хвастливый, драчливый. Играет в карты, пьет и врет. Страсть к чему угодно. Почему он такой? «Мертвая душа»!

По данным опроса учеников: 97% из них полагают, что новые методы преподавания делают уроки более интересными, а работа в группах с одноклассниками делает процесс обучения особенно эффективным (25%). Новая методика позволяет лучше запоминать материал (12%), активно участвовать в совместной работе (11%), свободно выражать свое мнение (5%). Из всех опрошенных учеников 86% считают, что проведение уроков по технологии «Критического мышления» принесло положительные результаты, в то время как 13% отметили некоторые негативные последствия.

Положительные аспекты Отрицательные аспекты -класс лучше работает сообща; -стало легче учиться; -все активно участвуют в работе; -усиление мотивации и увеличение объёма знаний; -глубже понимается содержание; -знания приобретаются в классе; -самостоятельная работа в классе -труднее поддерживать дисциплину; -возможно «выпадение» ученика из учебного процесса при групповой работе; -ограничено время, отданное на подробное рассмотрение более сложных тем; -затруднена оценка индивидуальной работы

классгодкачество знаний % %

Динамика обучаемости 8 – 9 классов (по методике Третьякова П.И.) год уровень 2009 I – 21 % (низкий уровень) II – 45 % (средний уровень) III – 34 % (высокий уровень) 2010 I – 11 % (низкий уровень) II – 32% (средний уровень) III – 58% (высокий уровень)

Уровень воспитанности год уровень 8 А (2009 год) I – 42 % (низкий уровень) II – 28 %(средний уровень) III – 30 % (высокий уровень) 9 А (2010 год) I – 36 % (низкий уровень) II – 32 % (средний уровень) III – 32 % (высокий уровень)

Динамика уровня интеллектуального развития (Методика Р. Амтхауэра « Тест интеллектуальных способностей » ) год уровень 8 А (2009 год)низкий уровень-38% средний уровень- 30% высокий уровень- 32% 9 А (2010 год)низкий уровень- 26% средний уровень- 28% высокий уровень- 46%

Автор данного шаблона: ФИО: Зарецкая Татьяна Ивановна Должность: временно неработающий учитель английского языка Название сайта: